Национальная библиотека РТ все еще готовится к работе по прямому назначению, а пока продолжает принимать у себя правительственные мероприятия. На этот раз там прошла итоговая коллегия РА «Татмедиа» Национальная библиотека РТ все еще готовится к работе по прямому назначению, а пока продолжает принимать у себя правительственные мероприятия. На этот раз там прошла итоговая коллегия РА «Татмедиа»

«СОБЫТИЯ ПРОИСХОДЯТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ МЫ С ВАМИ МОЖЕМ ИХ ПЕРЕВАРИТЬ»

Национальная библиотека РТ все еще готовится к работе по прямому назначению (обещают начать в конце февраля), а пока продолжает принимать у себя правительственные мероприятия. На этот раз там прошла итоговая коллегия Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».

В этом году для организации отчетного совещания привлекли к сотрудничеству пиар-агентство «Теория Дарвина», так что получилось динамично, молодежно и интерактивно. Что-то похожее можно было видеть в стенах Нацбиблиотеки РТ на прошедшем осенью форуме госслужащих, только тут вместо нанятого веселого ведущего модератором стал сам руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям Айдар Салимгараев. От руководства республики работу «Татмедиа» принимал руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров: ожидалось участие и самого премьер-министра Алексея Песошина, но, как пояснил Сафаров, у премьера неожиданно возникла ВКС с правительством РФ.

Как бы не менялся формат, тема неизменна: итоги работы за 2020-й и задачи на 2021-й. Встав прямо в зале у первого ряда («так комфортнее»), Салимгараев зачитал заготовленный доклад.

Журналисты в ушедшем году были на передовой в освещении борьбы с коронавирусом, за что заслужили благодарность, напомнил Салимгараев. Но пандемия сильно ударила по СМИ: по словам руководителя «Татмедиа», из-за COVID-19 они потеряли до 50% рекламных доходов, в результате четыре татарстанские газеты, в их числе «Ва-банкЪ» и «Вечерние Челны», ушли с рынка. Остальным помогла государственная поддержка: отрасль признали пострадавшей и для многих «льготные кредиты стали спасением».

Пандемия сильно ударила по СМИ: по словам руководителя «Татмедиа» Айдара Салимгараева (справа), из-за Covid-19 они потеряли до 50% рекламных доходов, в результате четыре татарстанские газеты, в их числе «Ва-банк» и «Вечерние Челны», ушли с рынка. Остальным помогла государственная поддержка Пандемия сильно ударила по СМИ: по словам руководителя «Татмедиа» Айдара Салимгараева (справа), из-за COVID-19 они потеряли до 50% рекламных доходов, в результате четыре татарстанские газеты, в их числе «Ва-банкЪ» и «Вечерние Челны», ушли с рынка. Остальным помогла государственная поддержка

Салимгараев вновь повторил, что рост подписки на печатные издания «Татмедиа» составил 20%. Ранее эта информация вызвала восхищение у председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, который посетил «Татмедиа» в День печати. Правда, теперь руководитель агентства уточнил, что речь идет лишь о социально значимых изданиях, а подписные тиражи все же снизились по сравнению с 2019 годом. Продажи книг и вовсе «рухнули в разы». В результате полиграфическо-издательскому комплексу «Татмедиа» «Идель-пресс» пришлось браться за более сложные заказы, что потребовало дополнительных инвестиций.


Наибольший удар цифровая эпоха наносит по региональному телевидению, заявил Салимгараев и сообщил, что в этом году «Татмедиа» запускает новый телеканал, ориентированный на юго-восток Татарстана, — «ЮВТ-24». «Это послужит единению агломерации с полной новостной самодостаточностью», — заявил Салимгараев. Что касается традиционного телевидения, то сейчас оно в принципе неокупаемо, уже стало «социальным, а не коммерческим проектом», отметил руководитель агентства.

Один из главных вызовов современности — оперативная реакция. «События происходят быстрее, чем мы с вами можем их переварить, — признался Салимгараев. — Власть не готова оперативно формулировать свое видение ситуации». Но и медийное сообщество воспринимает и трактует события слишком поверхностно, а авторы порой не знают «ключевых канонов журналистики».

По мнению Венеры  Якуповой, в Год родных языков мода на чтение не помешает, поэтому нужно принять на государственном уровне программу распространения печатной продукции на 5 лет По мнению Венеры Якуповой, в Год родных языков мода на чтение не помешает, поэтому нужно принять на государственном уровне программу распространения печатной продукции на пять лет

«С «ПОЧТОЙ РОССИИ» МЫ НЕ РАБОТАЕМ, У НИХ СОВЕРШЕННО НЕГУМАННЫЕ РАСЦЕНКИ»

Коллегия была разделена на три сессии, первая из которых называлась: «Доверие к бумаге: есть ли будущее у печатных СМИ?». Тут главной проблемой Салимгараев назвал проблемы с логистикой: тарифы «Почты России» велики, да и почтальонов не хватает. В результате возможна ситуация, когда «две недели ничего, а потом сразу пять номеров». Об актуальности полученной таким путем информации говорить не приходится. Вакансии почтальонов есть, вот только желающих работать на такую зарплату немного.

О проблемах распространения подробнее рассказала главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова. Бо́льшая часть населения все еще хочет получать информацию с бумаги, чтение с которой тренирует мозг и развивает интеллект, сообщила редактор. Но отсутствие доступных киосков не дает татарстанцам удовлетворить эту потребность. Поэтому Татарстану надо брать пример с Липецка и Воронежа, где власти услышали издателей, и теперь там красивые современные киоски в шаговой доступности. По мнению Якуповой, в Год родных языков мода на чтение не помешает, поэтому нужно принять на государственном уровне программу распространения печатной продукции на пять лет.

«Качественный контент — важнейшее условие выживания для традиционных СМИ», — с этими словами Салимгараев передал слово главному редактору свердловской газеты «Ревдинский рабочий» Евгению Зиновьеву. В прошлом году газета стала федеральным мемом, когда пользователи обратили внимание, что заголовки статей на первой полосе сложились в предложение «Скользкие собаки в Турцию залезли». Редакция оседлала волну и сделала этот прием своей фишкой. Например, к принятию знаменитых поправок к Конституции РФ заголовки первой полосы сложились в «Та еще волынка ваша Конституция». Продажи рекламы в онлайне теперь постоянно растут, но вот насчет судьбы печатного варианта Зиновьев иллюзий не испытывает: «Перспектив у нее нет, это факт».

Причина для столь пессимистичной оценки в Ревде та же, что и в Казани. «С „Почтой России“ мы не работаем, у них для нас совершенно негуманные расценки», — рассказал Зиновьев. Также суровы крупные торговые сети: их расценки редактор назвал «драконовскими». Так что газете пришлось нанимать своих почтальонов, а также работать с маленькими розничными магазинчиками, причем «львиная доля продаж» идет через киоски местного хлебозавода.

Асгат Сафаров призвал разговаривать «на одном языке с аудиторией», а также научиться информационной гигиене, чтобы отличать событие от «от его трактовок в угоду чьим-либо интересам» Асгат Сафаров призвал разговаривать «на одном языке с аудиторией», а также научиться информационной гигиене, чтобы отличать событие «от его трактовок в угоду чьим-либо интересам»

«2020 год БЬЕТ РЕКОРДЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ И РАЗЛИЧНОГО рОДА ТЕОРИЙ ЗАГОВОРА»

Обсуждение нелегких судеб печатных СМИ прервал Сафаров, который должен был отбыть по государственным делам. Для своего доклада он единственный поднялся на сцену. Руководитель аппарата поблагодарил «Татмедиа» за свежий нетривиальный подход к организации коллегии, а самих журналистов — за работу во время пандемии, принятия поправок к Конституции и выборов президента РТ. Затем Сафаров с офицерской прямотой расставил нужные акценты.

«2020-й бьет рекорды по количеству фейковых новостей и различного рода теорий заговора», — отметил руководитель аппарата. По его словам, ряд вбросов в течение года удалось побороть, так что люди перестали сметать с прилавков гречку и туалетную бумагу. Но другие, вроде чипизации населения через вакцинирование от ковида, еще только покажут себя в этом году.


«С большим беспокойством вынужден констатировать, что фейк-ньюс раскалывают общество. Одно и то же явление — фото или видео — могут трактоваться диаметрально противоположным образом, формировать негативное отношение и поведение людей. Вы видите, что у нас происходит в воскресные, субботние дни, — обратился к аудитории Сафаров. — И в таких случаях крайне важна оперативная и наглядная коммуникация именно с вашей стороны». Руководитель аппарата президента РТ призвал разговаривать «на одном языке с аудиторией», а также научиться «информационной гигиене», чтобы отличать событие «от его трактовок в угоду чьим-либо интересам». «Важна синергия взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации», — добавил Сафаров.

Среди задач на 2021 год руководитель аппарата обозначил выборы в Государственную Думу РФ. «В этой связи, конечно же, мы будем просить у вас поддержки», — обратился он к журналистам. Но подчеркнул, что говорит это «не для того, чтобы вы были лояльны власти», просто таковы реалии сегодняшнего дня, что без медийной поддержки государственным органам уже невозможно. «Еще много будет политических мероприятий, станем проводить, и только вместе, с вашей поддержкой», — пообещал Сафаров в заключение выступления. И, словно подтверждая серьезность намерений и наперед заручаясь поддержкой, тут же провел церемонию награждения журналистов «Татмедиа», руководителей частных, но лояльных властям СМИ (вроде Kazanfirst и «Эфир»), а также региональных представителей федеральных телеканалов и информагентств благодарственными письмами президента РТ.

«В результате социальной политики государства работники СМИ их высокооплачиваемой категории граждан переместились в среднюю, а в районах даже в низкооплачиваемую категорию. Мы должны сделать все, чтобы престиж журналистской профессии был восстановлен», — призвал Ильшат Аминов «В результате социальной политики государства работники СМИ из высокооплачиваемой категории граждан переместились в среднюю, а в районах — даже в низкооплачиваемую. Мы должны сделать все, чтобы престиж журналистской профессии был восстановлен», — призвал Ильшат Аминов

«ТАЛАНТЛИВЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЕЖЕГОДНО ПАЧКАМИ УХОДЯТ В ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ»

Когда Сафаров покинул коллегию, Салимгараев завершил тему печатных СМИ, предоставив слово директору ООО «Агентство торговли» Зуфару Хакимзянову. Он продолжил тему киосков, дополнив информацию Якуповой: сеть пунктов продажи газет в Липецке частная, но в последние 10–15 лет местные власти субсидировали предпринимателю логистические затраты по несколько миллионов в год. А без снижения арендных ставок оставшиеся киоски в Казани закроются в течение полугода.

Мероприятие выбивалось из графика, так что обо всех проблемах и мерах выхода из ситуации Хакимзянов рассказать не успел. Руководитель агентства перешел к теме телевидения и передал слово гендиректору ТНВ Ильшату Аминову. Тот сразу выступил со смелым заявлением: эра телевидения не заканчивается, а только начинается. Аргумент — все СМИ встали на путь визуализации контента, и это самая востребованная форма информации. Ну а поскольку визуализация — конек телевидения, то им и карты в руки. Вторая тенденция — мультиплатформность: никакое СМИ не сможет выжить на одной площадке, уверен Аминов. Контент должен быть таким, чтобы его можно было и посмотреть, и послушать, и почитать.

Также, по словам руководителя ТНВ, растет запрос на местные кинофильмы и сериалы. «Поэтому мы с Асгатом Ахметовичем посоветовались и приступили к созданию кинокомпании „Татарстан XXI век“ и онлайн-кинотеатра», — коротко анонсировал Аминов.


Затем он пожаловался на низкие зарплаты журналистов. «В результате социальной политики государства работники СМИ из высокооплачиваемой категории граждан переместились в среднюю, а в районах — даже в низкооплачиваемую. Талантливые журналисты ежегодно пачками уходят в обслуживающий персонал: пиар-менеджеры, спичрайтеры и прочее, где зарплата уже в 2 раза выше, чем в СМИ. В среднем по рынку там уже предлагают 80–100 тысяч рублей. Конечно, мы должны сделать все, чтобы престиж журналистской профессии был восстановлен», — призвал Аминов уже как председатель союза журналистов РТ.

«Самое главное я услышал: „Без булдырабыз, акча кирэк“ („Мы можем, деньги нужны“ прим. ред.)», — резюмировал выступление Аминова руководитель «Татмедиа». Тему телевидения продолжил еще один приглашенный гость — гендиректор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич. По его словам, сейчас в медиапространстве идет борьба за интерпретацию и в ней традиционные СМИ проигрывают. Информацию, чаще всего некомпетентную, теперь может вбросить в медиапространство любой обладатель смартфона. А у властей («хотя Татарстан здесь приятное исключение») — замедленная реакция. «Нет времени на медленные танцы, мы должны работать на опережение, — призвал Малькевич. — А сейчас получается, даже в ситуации с TikTok, что мы бьем по хвостам, все время оправдываемся, пытаемся догнать уходящий поезд. А мы должны навязывать свою повестку и ее продвигать», — призвал директор телеканала. Та же картина с соцсетями и мессенджерами: 15 лет этому не уделялось внимания, так что приходится пользоваться иностранными, которые не всегда дружественны России.

Выступление по Zoom главы Альметьевского района Тимура Нагуманова, как и полагается, прервали технические неполадки. Это помогло выбивавшемуся из графика мероприятию, и Салимгараев не стал дожидаться восстановления связи, предоставив заключительное слово «самому главному эксперту» Николаю Касьянову, заместителю генерального директора информационного агентства «Интерфакс». Тот обратил внимание, что все нынешние конкуренты традиционных СМИ пристрастны. «Этот тезис о беспристрастности СМИ…Вы посмотрите, что происходит в Штатах. Все они практически становятся партийными, поддерживая ту или иную сторону. А что значит пристрастность? Что они напрямую формируют повестку», — пояснил Касьянов. Именно таковы и все те блогеры, и «СМИ нового порядка», которые сейчас противостоят традиционным СМИ: они и организуют инфоповоды и проводят их через СМИ. А традиционные пиар-агентства за ними попросту не успевают.

Но закончил гость на позитивной ноте: кино не убило театр, телевидение не убило кино, интернет не убьет телевидение.

На этом руководитель «Татмедиа» завершил мероприятие, и журналисты стали расходиться. А на экране остались результаты последнего анонимного опроса аудитории, которые проводились параллельно выступлениям: даже среди собравшегося здесь лояльного контингента почти половина считает, что государственные СМИ обречены проиграть в конкуренции с новыми медиа.