Если сравнивать относительно тучных нулевых, мы в кризисе. Но если вспомнить о лихих 90-х, то в Челнах все вполне благополучно и валенки на крупу не меняют, убежден Наиль Магдеев. Мэр Челнов в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, почему вместе с волной ковида поднялась и волна ажиотажа, кто из челнинских застройщиков самый богатый землевладелец и чем хороши автобусы малой вместимости.
Наиль Магдеев: «Системе здравоохранения нашего города было сложно, но она устояла. Благодаря усилиям медработников, их героизму. Да, объективно не хватает учреждений здравоохранения в такое пиковое время»
Об ажиотаже на коронавирусной теме и советской медицине
— Наиль Гамбарович, главная тема года — коронавирус. Так получилось, что Челны весной и летом стали эпицентром этой болезни. Как город пережил первую волну и как переживает вторую?
— Мы оказались в эпицентре, в том числе благодаря журналистам, которые имеют свое мнение и открыто его высказывают. Обстановка была непростая, имелся определенный ажиотаж вокруг этой темы, но я всегда оперирую цифрами и фактами. Вот последние данные Роспотребнадзора — 1 281 случай (на 22 декабря), показатель заболеваемости — 237,5 случая на 100 тысяч населения. Среднереспубликанский показатель — 314,5 на 100 тысяч. Показатель Челнов на 24,5 процента ниже, чем по республике.
— Вы сами верите этим цифрам (средний показатель по России — 2 056 заражений на 100 тыс. человек — прим. ред.)?
— Я опираюсь на официальные данные. Статистика для всех одна. Ее же отдельно для Челнов не считают. Она везде такая. Нельзя жить по ощущениям.
— То есть никакой вспышки весной не было? Никакой министр здравоохранения в Челны не приезжал? Больницы битком забитыми не были?
— Так вопрос ставить нельзя. Вы посмотрите на заполняемость больниц и в других городах. Во всей стране так было. У нас в городе было не хуже и не лучше.
— Версия нашей газеты, что все-таки было хуже. Если в Казани предприятия были на локдауне, то в Челнах гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин один из первых добился, чтоб КАМАЗ вышел на работу. В Челнах люди в карантине сидели всего неделю. В этом специфика.
— Согласен. 30 тысяч человек ежедневно перемещались на работу и обратно. Но сказать, что у нас случилось что-то из ряда вон выходящее, я не могу. Многие промышленные города работали. Да, ситуация была непростая. Но благодаря поддержке со стороны предприятий, учреждений, организаций, в том числе и КАМАЗа, дисциплине на этих предприятиях ситуация была стабильной.
— Ковид обнажил по всей стране проблемы в системе здравоохранения. В республике срочно начали строить инфекционную больницу. Медицинскую готовность в Челнах как оцените?
— К пандемии никто не был готов, даже успешные экономически развитые страны оказались неготовыми. Никто не знал, что это за болезнь и как ее лечить. Потом распознали, что это, как лучше лечить, какие лекарства применять, но время прошло. Война начинается обычно без объявления. Мы оказались в этих сложных условиях, как и все.
Системе здравоохранения нашего города было сложно, но она устояла. Благодаря усилиям медработников, их героизму. Да, объективно не хватает учреждений здравоохранения в такое пиковое время. В «мирное» время их хватает.
— В советское время строили. Мы убедились, что это была более правильная система при борьбе с инфекционными болезнями.
— Да, система, которую все критиковали, показала более высокий уровень подготовки, чем наша страховая медицина. Советская медицина, которая находилась на бюджетном финансировании, на мой взгляд, была более правильной. Но я думаю, что возврата к ней не будет. По всей стране нужны больничные койки, специалисты, лекарственные препараты, средства индивидуальной защиты. В данном случае должны быть определенные системные решения на государственном уровне. Вопросы здравоохранения — это вопросы федерального правительства и субъектов РФ. К сожалению, из ведения муниципалитетов их забрали. Поэтому мы лишь оказываем возможную помощь в приобретении СИЗов, транспорте. Мы «распечатали» муниципальный резервный фонд, откуда направляли средства на питание медиков, пошив масок. Все, что мы могли сделать в организационном плане для поддержки больниц, делали. Наверное, этого недостаточно, но наши ресурсы ограничены.
«Я опираюсь на официальные данные. Статистика для всех одна. Ее же отдельно для Челнов не считают. Она везде такая. Нельзя жить по ощущениям»
«Я не болел — Бог миловал. Но не зарекаюсь»
— Сколько койко-мест для больных ковидом сейчас в Челнах и сколько занято?
— Более тысячи коек. Занято процентов 80. Мест сейчас хватает.
— Какова обеспеченность врачами?
— В целом такая, как и по республике, — порядка 60 процентов. Конечно, врачей не хватает. Но мы эту проблему пытаемся решить грантами, которые выделяем каждому приезжему специалисту. От республики каждому врачу выделяется по 800 тысяч рублей, и мы добавляем от муниципалитета — 100 тысяч рублей. Со следующего года планируем увеличить сумму гранта до 200 тысяч рублей. С помощью грантов мы более 60 специалистов в прошлом году привлекли из других регионов. В этом году 67 врачей приехали к нам по грантовой программе. Будем думать, какие еще инструменты использовать совместно с минздравом нашей республики, чтобы привлекать в автоград готовых специалистов.
— Статистика по умершим за год имеется у вас?
— Статистики окончательной еще нет. Думаю, по итогам года ее предоставим.
— Сами вы ковидом болели?
— Я не болел — Бог миловал. Но не зарекаюсь. Родные и близкие переболели. Кто-то — тяжело, кто-то — не очень. Достаточно непросто все это было. В мэрии тоже переболели — процентов 30–35 из нашей команды.
— А как профилактику ведете? Сводите контакты к минимуму?
— К минимуму не получается свести — работа у меня не такая. Стараюсь соблюдать социальную дистанцию, всегда пользуюсь защитной маской, обрабатываю руки антисептиком. Ничего специфического, вроде чеснока, не ем и не пью. Активно двигаюсь, много времени провожу на улице. Строительные объекты, которые мы вводим, часто посещаю. По шагомеру на телефоне посмотришь — за сутки получается более 10 тысяч шагов. Из них более половины — на воздухе.
— Вот вы сказали, что никто не был готов к пандемии. Если бы в конце прошлого года вам сказали о том, что нас ожидает, как бы вы подготовили город к предстоящим трудностям?
— История не имеет сослагательного наклонения. Не зная болезнь, как можно было к ней подготовиться? Я знаю ситуацию со слов специалистов и близких мне людей, которые работают в здравоохранении. Мой зять тоже доктор. Многие действительно не знали, как болезнь лечить. Может, только к лету узнали, на тот момент уже был правильный протокол, врачи пошагово знали, какие лекарства и когда применять. Если бы знали сразу, весь мир давно бы вылечился.
Сегодня нет готовых рецептов. Вирус мутировал. Даже в такой богатой стране, как Великобритания, не могут найти механизмы, чтобы купировать эту болезнь. Но вот Китай смог найти рецепты. Думаю, в первую очередь за счет высокой дисциплины. Там к рекомендациям органов здравоохранения и власти люди прислушиваются и беспрекословно выполняют. А у нас, к сожалению, рассуждают — носить маску или нет. Вот мэр тут учит жить, говорят. Обижаются, когда требуешь маску надеть. То есть мэр должен сидеть и молчать, глядя на нарушения? Понятно, что мы должны переболеть, чтобы появился коллективный иммунитет. Но благодаря защитным маскам, социальной дистанции мы сглаживаем пики заболеваемости.
«На сегодняшний день КАМАЗ произвел более 32 тысяч автомобилей. По результатам года автогигант выйдет на показатель в 36 тысяч, из них более 4 тысяч грузовиков уйдет на экспорт. Годовой план будет перевыполнен»
Про не самый глубокий кризис и секрет успеха КАМАЗа
— Год этот не самый тяжкий на вашей памяти?
— Были года и хуже для Челнов, и для республики, и для России. Мы же не опустились до того уровня, когда по году не платили пенсии, зарплаты бюджетникам. Не опустились до того, чтоб перейти на взаимозачет. Я говорю, как человек, работающий «на земле». Как мэр, который работал 14 лет в Бугульме, когда мы валенки меняли на крупу, когда шли забастовки, когда людям нечего было есть.
— Плохое быстро забывается. Сейчас все хотят жить хорошо.
— Если сравнивать относительно тучных нулевых, мы, конечно, в кризисе. Но это не самый глубокий кризис, который переживала наша страна. Благодаря усилиям руководства города, при поддержке руководства республики, федеральных органов власти Челны продолжали развиваться. Есть положительные тенденции. По объему валового территориального продукта мы сильно не упадем — он составит 229 миллиардов рублей. Порядка 40 процентов в нем продолжает занимать промышленность. Объем отгруженной продукции за 11 месяцев составил 364,6 миллиарда рублей. Индекс промпроизводства пока составляет 100,1 процента. По итогам года, думаю, ИПП будет на уровне 98–100 процентов. То есть мы сработали почти на уровне прошлого года.
— Что повлияло на показатели?
— Безусловно, итоги работы КАМАЗа. Во-первых, компания вовремя предложила новый продукт — седельный тягач 54901 семейства К5 с новой кабиной и новым рядным шестицилиндровым двигателем. Безусловно, повлиял курс доллара. При такой курсовой разнице не каждый потребитель может позволить себе купить дорогой грузовик Mersedes, Volvo, Sсania.
Выиграл КАМАЗ — выиграл город. Самочувствие автогиганта повлияло не только на экономические показатели, но и на уровень средней зарплаты, занятости в городе. Работников на автогиганте не сократили.
На сегодняшний день КАМАЗ произвел более 32 тысяч автомобилей. По результатам года автогигант выйдет на показатель в 36 тысяч, из них более 4 тысяч грузовиков уйдет на экспорт. Годовой план будет перевыполнен. Завод в этом году отработает с прибылью, разумеется, с учетом тех дотаций и преференций, которые получает предприятие. На примере КАМАЗа мы увидели реальную поддержку правительства нашей страны в отношении системообразующих предприятий России.
Разумеется, слаженная работа самой камазовской команды под руководством Сергея Анатольевича Когогина тоже сыграла роль. Они изучили рынок, сделали правильный выбор, определили стратегические цели и задачи.
Город тоже поддерживает КАМАЗ. Мы ежегодно льготируем КИП «Мастер» в части земельного налога, льготируем СПИК (специнвестконтракт по выпуску нового модельного ряда автомобилей 54901, подписанный три года назад, — прим. ред). Ежегодно КАМАЗ освобождается от земельного налога на сумму более 90 миллионов рублей. Но в этом же контракте есть и обязательства КАМАЗа по зарплате, налогам и выпуску продукции. Все условия СПИКа КАМАЗ полностью выполняет.
«КБК упал на 1 процент из-за сокращения производства гофрокартона, так как общее падение промышленного производства снизило и спрос на него»
«Малому бизнесу не до жиру»
— Как другие предприятия отработали этот год?
— Хорошо отработали предприятия машиностроительного профиля: РИАТ, ЦФ «КАМА», ООО «Сатурн», «Ак Барс Металл», ТЭМПО, ТАТПРОФ, а также предприятия пищевого направления: «Агросила-Молоко», АПК «Камский», «Челны Холод», «Камский бекон». Спрос на основные продукты питания все-таки был, что позволило им удержаться на плаву. Обрушительного падения промышленного производства в городе нет.
— А у кого падение?
— КБК упал на 1 процент из-за сокращения производства гофрокартона, так как общее падение промышленного производства снизило и спрос на него. Зато вырос выпуск санитарно-гигиенической продукции. С индексом промпроизводства 99 процентов КБК закончит год. Среднемесячная заработная плата там самая высокая в городе — более 77 тысяч рублей. В городе, по данным за 10 месяцев, средняя зарплата составила 40 749 рублей.
— А на КАМАЗе какая зарплата?
— Более 40 тысяч рублей. Но окончательных показателей по итогам года пока нет. Фонд оплаты труда по городу в целом не уменьшился. За 10 месяцев ФОТ составил 51,9 миллиарда рублей. На эту же дату в прошлом году было 50,4 миллиарда. То есть фонд оплаты труда даже вырос на 3 процента. Задолженности по зарплате в городе нет.
— Падение, наверное, произошло в МСБ? На одном из совещаний начальник налоговой инспекции Челнов отчитывалась, что за 9 месяцев этого года на учет были поставлены 951 юрлицо и 1 655 ИП. При этом сняли с учета 1 930 юрлиц и 1 905 ИП, соответственно.
— Да, по МСБ идет уменьшение. На налоговом учете на 1 декабря в прошлом году было 19 437 юрлиц, стало в этом году — 18 129. Падение — на 6,7 процента. Индивидуальных предпринимателей на эту же дату в прошлом году было 15 495, в этом — 14 335, падение — на 7,5 процента. Но у нас произошел большой рост по самозанятым — на 24 процента. Кроме того, объем выпускаемой МСБ продукции идет с ростом. Оборот малых и средних предприятий за 9 месяцев вырос на 46,8 процента, составив 194,2 миллиарда рублей. Это более четверти от оборота всех предприятий и организаций города. Это большая цифра. Доля МСП в ВТП составляет 34,6 процента. Малый и средний бизнес — это 35 процентов налогов в бюджет города, это 41 процент инвестиций от общих инвестиций в город. Впрочем, в инвестициях мы, наверное, не снизимся.
В 2019 году в целом по городу вложено 74 миллиарда рублей инвестиций. Но мы понимаем, что малому бизнесу, как говорится, сейчас не до жиру, быть бы живу. Часть компаний свои инвестиции сворачивает. Подушки безопасности хорошей нет, перекредитоваться также возможности нет. Спрос во многих сферах упал почти до нуля. Люди долгое время находились дома. Кафе, рестораны, магазины непродовольственных товаров, такси, парикмахерские были закрыты. Это мелкий, вроде неприметный, но очень важный сектор экономики. Кто-то приказал долго жить и вряд ли уже реанимируется. Мы часто видим вывески «Продается»… Но это везде сейчас так — и в Челнах, и в Москве, и в Казани.
— Какие сферы МСБ пострадали от «коронакризиса» больше всего? Как им помог муниципалитет?
— Решением горсовета мы освободили от арендных платежей арендаторов из числа наиболее пострадавших отраслей. Они арендовали у муниципалитета помещения. К нам обратились 14 предпринимателей, в итоге сумма помощи составила почти 500 тысяч рублей. Кроме этого, было принято постановление об отсрочке обязательств по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков. Здесь помощь оказана 48 предпринимателям и организациям на сумму более 10,5 миллиона.
В целом мы проанализировали, сколько малый бизнес в Челнах смог получить по всем видам поддержки — федеральной, республиканской, муниципальной. Получилось 7,2 миллиарда рублей. Может, это не слишком большая сумма. Но и такая помощь сыграла свою роль, предотвратила более сильное падение.
«Вокруг Haier образовалось множество малых предприятий с общим числом работников 1,5 тысячи человек. Они занимаются изготовлением комплектующих для холодильников, стиральных машин»
«КАМАЗ должен быть более привлекательным. И люди потянутся…»
— Точкой роста в автограде считается ТОСЭР. Удалось извлечь из него максимальную пользу?
— Да, мы создали за четыре года 5 933 новых рабочих места, привлекли более 16 миллиардов рублей инвестиций. Все обязательства, которые перед нами есть, мы выполнили. В местный бюджет получили с резидентов 208 миллионов рублей налогов. Из пяти ТОСЭРОв республики на наш приходится 40 процентов резидентов, 67 процентов рабочих мест, 75 процентов капвложений. ТОСЭР подтвердил свою состоятельность в процессе ухода от монозависимости. Можно сравнить данные за последние четыре года. Доля КАМАЗа в объеме отгрузки в 2016 году, когда только создался ТОСЭР, составляла 46 процентов. Сегодня эта доля автогиганта — 40 процентов. Доля ТОСЭРа с 1,7 процента выросла до 8,6 процента за эти годы. Вот первые результаты диверсификация экономики.
— Это Haier дает такие обороты?
— Не только. Из 5 933 новых рабочих мест на Haier работают 1 327 сотрудников. 65 процентов инвестиций в ТОСЭР — от российских компаний, 35 процентов — это вложения Китая, Германии, Турции, Италии. Например, вокруг Haier образовалось множество малых предприятий с общим числом работников 1,5 тысячи человек. Они занимаются изготовлением комплектующих для холодильников, стиральных машин. Кто-то колесики делает, кто-то заднюю стенку, кто-то стеклянную полку.
— Критики, в том числе на КАМАЗе, говорят, что ТОСЭР оттягивает у них рабочие кадры. Что бы вы ответили им?
— У нас свободный рынок. Мы не можем все время ориентироваться только на одно градообразующее предприятие. Это опасно. Мы организационно и финансово их поддерживаем, но нам в городе необходимо развивать другие виды бизнеса. КАМАЗ должен конкурировать на рынке труда, создавать хорошие условия, быть более привлекательным, высокотехнологичным. И люди потянутся на КАМАЗ. Если рядом есть более высокотехнологичная компания, более высокооплачиваемая работа, с лучшим соцпакетом, специалисты пойдут туда. Когда говорят, что страна дает много преференций ТОСЭРу, забывают, что КАМАЗ получает не меньше преференций от государства, чем резиденты ТОСЭРа. Так что КАМАЗу обижаться не стоит.
— Последние заседания в правительстве по утверждению планов резидентов ТОСЭРов у Алексея Песошина проходят в основном без новичков из Челнов. Значит ли это, что новых резидентов у лучшего ТОСЭРа страны больше не будет?
— Резидентский потенциал не иссяк. Конечно, преференции в ТОСЭР были привлекательными для тех, кто первые три года получал статус, благодаря преференциям по страховым взносам. Обычный бизнес платит 30 процентов, а резиденты — 7,6 процента. Но могу сказать, что наши резиденты сегодня активно работают и расширяют свой бизнес. Имея статус и преференции по страховым взносам, они увеличивают капвложения и новые рабочие места. 8 предприятий заявилось на изменение параметров. Сумма дополнительных капвложений по ним составила около 700 миллионов рублей, и они дополнительно создают около 600 новых рабочих мест. То есть они выполнили свои параметры, а теперь расширяют бизнес. Это дальнейший этап в развитии ТОСЭРа. Это правильный путь.
Новые резиденты могут и не появиться, раз преференции не работают. В этом проблема есть. Мы обращались к президенту Татарстана и в правительство Российской Федерации, чтобы на все 10 лет действия ТОСЭРа для входящих резидентов дали возможность льгот по страховым взносам. Но правительство страны пока не пошло нам навстречу.
— С какими прогнозными параметрами бюджета подойдут Челны к концу года? Будет ли он дефицитным? Какова недоимка? На какие статьи расходов придется урезать затраты, какие программы подпадут под секвестр?
— Бюджет в этом году в полном объеме не исполнится. Не покрываются наши расходы доходами — разница около 150 миллионов рублей. Но цифра к концу года будет меньше — думаю, мы недоберем от плановых назначений порядка 115 миллионов рублей. Выполнение бюджета будет на уровне 98 процентов. Но, думаю, при 5-миллиардной доходной части недобрать 115 миллионов рублей — это не самый плохой показатель. 5 миллиардов у нас составляют субсидии и 5 миллиардов — собственный бюджет. Но все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме. Хотя мы в городе собираем порядка 60 миллиардов рублей налогов, но бюджетная система не позволяет нам распоряжаться ими.
Что касается социальных программ, мы ни одну не свернули. Количество ресурсов, которые были привлечены по всем источникам финансирования, у нас не уменьшилось.
«В этом году президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов в Челнах был 8 раз. Не рекорд, конечно. В 2015-м он был 16 раз»
«В этом году президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов в Челнах был 8 раз»
— Объем строительно-монтажных работ в Челнах за 10 месяцев составил 12,5 миллиарда рублей, или 83,7 процента. Падение составило 16,3 процента. С чем это связано?
— У строителей объема падения СМР нет. По жилью мы выходим на цифру 350 тысяч квадратных метров. В прошлом году мы построили 310 тысяч квадратных метров. В этом году будет построено 36 жилых домов. Через статистику провели 238 тысяч квадратных метров жилья, это 26 многоквартирных жилых домов, в связи с корректировкой плана по вводу жилья по Республике Татарстан. Строительство еще 10 домов завершено.
Всем бы такой кризис — перечень построенных объектов в нашей строительной программе на трех листах. Три детсада на 690 миллионов рублей, капремонт детсадов на 300 миллионов рублей, ремонт ресурсных центров и школ на 535 миллионов рублей, строительство онкоцентра только обошлось в 2,3 миллиарда. Три спортивных объекта появилось: крытый плавательный бассейн за 270 миллионов, футбольный манеж за 333 миллионов, крытый каток — 313 миллионов рублей. Спортплощадок пять, объекты культуры, татарский драмтеатр, о котором мечтали 30 лет. Приступили к строительству русского драмтеатра. По ремонту и строительству объектов культуры у нас выходит сумма 1,6 миллиарда рублей. По объектам молодежной политики выполнен ремонт на 143 миллиона. Все, что отремонтировали и построили, замечу, что все в кризис. Получилась сумма 9 миллиардов рублей. И это, не считая 2 миллиардов на дороги, программы «Наш двор». Если всю инвестпрограмму рассматривать — получается 15 миллиардов рублей из разных уровней бюджета. Бюджет Челнов — всего 10 миллиардов, а мы дополнительно на все объекты получили 15 миллиардов.
— Это рекорд или каждый год такие инвестиции в город идут?
— За последние 6 лет моей работы это самая большая сумма, какая была привлечена.
— Наверное, выборы президента Татарстана сказались. Не хотели в грязь лицом ударить.
— Думаю, что это еще эффект подготовки к 50-летию КАМАЗа длится. Ряд объектов были переходящими: футбольный манеж, ледовый дворец, онкобольница, татарский драмтеатр. Надо отдать должное настойчивости президента республики Рустама Нургалиевича, благодаря которому эти объекты включили в федеральные программы, и они были профинансированы.
Когда я в 2015 году стал руководителем города, сумма инвестиций по федеральным и республиканским программам составляла 3,5–4 миллиарда рублей. Сегодня сумма — 15 миллиардов. Разве я могу обижаться и говорить, что Челнам нет внимания, финансовой поддержки? В этом году президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов в Челнах был 8 раз. Не рекорд, конечно. В 2015-м он был 16 раз. На моей памяти, Владимир Владимирович Путин был в Челнах 2 раза. Это говорит о внимании руководства страны и республики к крупнейшему промышленному центру — городу Набережные Челны.
Наш город не обделен вниманием. Когда президент последний раз приезжал к нам с рабочим визитом 14 декабря, мы смотрели новый онкоцентр. Разговор зашел об итогах 2020 года. Мне Рустам Нургалиевич говорит: «Наиль, я что-то не припомню, чтобы в городе Набережные Челны мы когда-то смогли построить сразу три крупных спортивных объекта». Так вот, я тоже не припомню. Такое количество спортобъектов строилось во времена возведения КАМАЗа. И то основной упор делали на строительство жилья. Социальные объекты немножко отставали: типового здания театра не было, спортивных объектов не хватало. Мы сегодня эти планы догоняем. Это и улучшение качества жизни, и привлекательность города, и работа строителям.
— Как население оценивает эти фантастические цифры? Народ успевает подобное осмысливать? Или живет и не понимает до конца своего счастья?
— У людей появляется больше возможностей для занятия спортом. Тот, кто хочет заниматься, — видит. Тут надо у жителей спрашивать. Они дают соответствующую оценку работе власти. Это трансформируется в цифрах на выборах.
— При всем уважении к Рустаму Нургалиевичу и Владимиру Владимировичу у нас выборы неконкурентные. Голосуют за стабильность.
— Если бы люди не видели изменений, они бы, наверное, не проголосовали.
«У нас положительный миграционный прирост. В численности населения мы растем. В последние годы был хороший естественный и миграционный прирост»
«Еще можно поспорить — кто более рукастый и головастый»
— Что происходит с оттоком молодежи? Она по-прежнему уезжает?
— У нас положительный миграционный прирост. В численности населения мы растем. В последние годы был хороший естественный и миграционный прирост. Но с учетом того, что мы попали в стране в демографическую яму, в ближайшие годы такого высокого прироста в Челнах не будет.
— Откуда едут?
— В основном из соседних регионов — Башкортостан, Удмуртия, Кировская область. Мы на днях были на заселении дома по соципотеке, зашли к врачу — он родом из Вятских Полян. Несколько лет тому назад приехал, получил грант, встал на программу соципотеки. Он своим приездом уже дал оценку жизни в нашем городе. Челны с точки зрения привлечения трудовых ресурсов сегодня многое делают. Есть дополнительные рабочие места. Вакансий в центре занятости более 6 тысяч.
— С хорошей зарплатой?
— Зарплаты разные. Если у работника высокий уровень квалификации, есть и вакансии с зарплатой в 100–150 тысяч рублей. Если квалификации нет, могут и 15–20 тысяч платить.
— Челны количественно растут, но растут ли они качественно? Молодежь уезжает в столицы, а приезжают люди из деревень. Падает общий уровень образованности горожан, культуры.
— Я бы с этим не согласился, что приезжающие менее образованные, менее подготовленные. Тут еще можно поспорить — кто более рукастый и головастый, более трудолюбивый. Миграционного процесса бояться не нужно. Так происходит во всем мире. Есть отток, безусловно. Молодежь хочет учиться по тем специальностям, которых здесь нет. Но когда Челны строились, тоже был отток молодежи из других регионов Советского Союза к нам. Наша задача — создавать условия, чтобы люди приезжали и оставались. Что-то, может, было упущено во времена строительства города. Но эти упущения надо исправлять. Чем мы и занимаемся. Конечно, было бы лучше, если бы татарский драмтеатр 30 лет назад построили. И чтобы физкультурный институт не закрывали и не переводили в Казань. Но это надо казанцам вопрос задать — почему они физкультурный институт туда перевели. Иногда решения не на нашем уровне принимаются.
«Мы ежегодно на протяжении 10 лет можем вводить по 200–230 тысяч квадратных метров жилья»
«Несколько десятков лет эта площадка пустовала. Нам нужно строить жилье»
— Какие свободные территории остались в городе под жилье? Какова их общая площадь?
— Сегодня у нас 266 гектаров свободных земельных участков, из них в муниципальной собственности — 55,6 гектара, инвесторы имеют у себя 193,7 гектара, за государственным жилищным фондом (соципотека) числится 16 гектаров. Предполагаемый объем строительства жилья на всех этих участках — 2,3 миллиона квадратных метров жилья. То есть мы ежегодно на протяжении 10 лет можем вводить по 200–230 тысяч квадратных метров жилья.
Перспективные районы застройки — это Орловское поле, где компания «Талан» строит жилой комплекс «Притяжение». Там можно построить 520 тысяч квадратных метров жилья. У «Талана» 61 гектар земли. В Замелекесье сегодня 22 гектара земли, на которых можно построить 108 квадратных метров жилья. В 34-м микрорайоне 10 гектаров — можем получить 88 тысяч квадратных метров. У «Домкора» 25 гектаров земли есть в различных частях города. У «Евростиля» — 5 гектаров. У «Профита» — 16 гектаров, у ООО «Замелекесье» — 10 гектаров, у «Комфортного жилья» — 3,5 гектара, у «АНГ-холдинга» — 8 гектаров, у УКС «Камгэсэнергострой» — 5 гектаров, у треста «Подряд» — 2,5 гектара, у компании «Риони» — 13,4 гектара.
Удмуртия активно вошла на строительный рынок Челнов. Они уже несколько лет осваивают Орловское поле и строят комплекс «Сердце города» в 19-м микрорайоне. Аффилированная с ними компания «Риони» в декабре выиграла земельный участок вдоль берега Камы. По генплану этот участок, 13,4 гектара, предназначается под комплексную жилищную застройку. Застройщик должен представить проект планировки территории. Мы его рассмотрим, вынесем на публичные слушания. Там планируется строительство детского сада, кафе, стоянок, спортплощадок, будет прогулочная зона. Несколько десятков лет эта площадка пустовала. Нам нужно строить жилье. С нас обязательства по сдаче жилья в 320–350 тысяч квадратных метров ежегодно никто не снимает. Да и 240 миллионов рублей в городской бюджет не лишние. Но если мы будем на этих участках сидеть и ничего не делать, возникает вопрос: что мы за хозяева? Участок должен быть в обороте, застраиваться. Эта территория станет продолжением 35–36-го комплексов.
— Застроят многоэтажками?
— Мы представили на аукцион комплексную застройку территории. Там будут не только многоэтажки, но и социальные объекты. Детсад станем строить за счет бюджетных средств. На публичных слушаниях все желающие смогут увидеть проект застройки. После слушаний будет принято решение — что строить, где и какой этажности. Но по генплану, утвержденному в 2006 году, там должны быть высотные дома.
— А школа будет?
— Нет. Только детский сад. Школа рядом уже есть.
— Место уникальное. Обзор реки сохранится?
— Конечно.
— Но если многоэтажками застроить, никакого обзора не будет.
— Там уже стоят рядом многоэтажные дома компаний «Евростиль», «Профит» — целая группа домов идет от поселка Чаллы Яр. Так что это будет продолжение застройки. Конечно, нам хочется, чтобы на этом месте выросли красивые и современные дома. Думаю, это будет хорошее востребованное жилье с прекрасным видом на набережную. Рядом набережная Табеева — спустился, прогулялся. Это будет хороший микрорайон.
— Кусок земли возле Камы, отданный компании «Талан», последний из крупных или есть аналогичные, которые будут выставлены на торги?
— Таких мало. Есть 16 гектаров в поселке Чаллы Яр на улице Почтовой, на Орловском поле есть еще 11 гектаров. Оба они в муниципальной собственности. Есть еще прибрежная полоса реки Мелекески в 17 гектаров, это перспективная, интересная территория.
«Жилье продается хорошо, поэтому строительный рынок достаточно активный. Спрос рождает предложение, и ипотека под 6,5 процента свою роль сыграла»
«Мы в чужом кармане деньги и земли не считаем»
— Сколько стоит квадратный метр жилья в городе? Хорошо оно продается?
— Сегодня порядка 55–60 тысяч рублей, есть чуть подороже — 70–75 тысяч. Жилье продается хорошо, поэтому строительный рынок достаточно активный. Спрос рождает предложение, и ипотека под 6,5 процента свою роль сыграла. Мы на днях ввели в эксплуатацию 180-квартирный дом 63/23 по социальной ипотеке. Во дворе уже два этажа детского сада построено, к 1 сентября 2021 года появится новый детский сад, а через два года — школа на 1 224 места. Если социальные объекты успевают за объектами жилья, спрос обязательно будет.
На Орловское поле мы должны выйти с продолжением Московского проспекта, новый мост построить, коммуникации туда завести, чтобы микрорайон был привлекательным. Это задачи на ближайшие пять лет.
— На территории банкротящегося завода «КамгэсЗЯБ» что-то предполагается строить? Какие планы по развитию этой территории?
— На ближайшие 5–7 лет, наверное, перспективы по участку никакой, потому что неизвестна пока судьба завода. Решение по нему будет принимать собственник. Завод фактически закрыт, находится в режиме конкурсного производства. В феврале 2021 года будет принято решение о назначении внешнего управляющего. Для освоения этой территории нужны серьезные финансовые ресурсы. Чтобы выйти из процедуры конкурсного производства, нужно закрыть долги на сумму более 1 миллиард рублей.
Строить там или нет — решение об этом будет принимать собственник, холдинг «Ак Барс». Безусловно, с нашим участием, с проектом планировки территории, с учетом создания социальной сферы. Но это перспектива не сегодняшнего дня.
Кроме того, рядом там еще один завод — ЗСК со своей санитарно-защитной зоной, поэтому даже если предположить, что «КамгэсЗЯБ» снесут под жилье, построиться там станет невозможно. Нужно будет тогда и второй завод сносить.
— У известного всем девелопера Алексея Миронова осталась земля?
— Мы в чужом кармане деньги и земли не считаем, но, по крайней мере, все те земельные участки, о которых мы просили, он вернул. Сегодня эти земли работают не на интересы узкой группы людей, а всего города — там строятся социально значимые объекты. Хотя нас неоднократно упрекали и говорили, что земли забирают, чтобы кому-то раздать. Однако в прошлом году на одном из таких участков был построен детский сад на 220 мест в районе набережной. Строится полилингвальная школа по проекту «Адымнар». 1 сентября 2021 года она будет построена. Возводится здание театра «Мастеровые». Так что все по справедливости.
— А сам Миронов инвестирует в город, есть развитие его проектов?
— Мы этого пока не видим, но, может, соберется с духом и начнет инвестировать.
— Проект продолжения Московского проспекта должен был стартовать в 2021 году. Для этого в Орловке изъяли под нужды муниципалитета несколько объектов недвижимости жителей поселка. На этой дороге завязано также освоение Орловского поля застройщиком «Талан». Стартует ли проект в намеченные сроки?
— Формируется план федеральных, республиканских программ. Ежегодно мы более 2 миллиардов рублей получаем на ремонт и строительство новых дорог. В рамках этих проектов мы и планируем строительство продолжения Московского проспекта. Большего пока сказать не могу, план еще не утвержден. Надеюсь, все сложится. Тогда мы сможем более застроить данный микрорайон. В этом году начали строить там детский сад на 220 мест. В 2021-м его введем. Весной планируем начать дорогу, чтобы микрорайон обрел хорошую транспортную доступность.
— Строительство мечети «Джамиг» удалось сдвинуть с мертвой точки. Вы сами вложились в строительство, пожертвовав на это миллион рублей. На каком этапе находится сейчас возведение объекта? Каковы сроки окончания этого благотворительного проекта?
— Памятный камень в основание мечети был заложен еще в прошлом веке, с тех пор прошло 28 лет. Инициатором возобновления стройки стал Ринат Азгарович Абдуллин. Как-то, проезжая по городу, мы остановились у данного объекта, и он предложил реанимировать строительство. Я на это дело «купился», и мы возобновили возведение соборной мечети. Храмы быстро не строятся. Чтобы людей мотивировать, я посчитал своим долгом вложиться в строительство, показав на личном примере. Зарплата и доходы мне позволяют, я вложил средства от нашей семьи с благословения своей мамы. Глядя на мой поступок, многие строители, руководители, просто неравнодушные люди также вкладывают свои средства.
Символично, что строительством занимается Алексей Николаевич Горшков, сам он православный. Это показатель нашей толерантности, межнационального и конфессионального согласия. Чтобы возвести каркас, нужно порядка 240 миллионов рублей. Мы ставим задачу, по крайней мере в 2021 году, каркас собрать. Объект большой, поэтому окончательные сроки не обозначаем. Никаких бюджетных средств не привлекаем, не имеем права. Но такие объекты тоже в городе нужны. Надеемся, что жители, руководители компаний откликнутся и помогут — кто-то строительными материалами, кто бетоном, кто арматурой. Многие уже помогли — есть среди них и мусульмане, и православные.
«Начальник отдела генерального плана и развития территорий есть в штате, имеется специалист, который занимается вопросами градостроительства и архитектуры. Поэтому пока мы не подобрали главного архитектора»
«Зарплаты высокой нет, а ответственность большая»
— Вы не считаете нонсенсом, что в городе первостроителей уже несколько лет нет главного архитектора?
— Начальник отдела генерального плана и развития территорий есть в штате, имеется специалист, который занимается вопросами градостроительства и архитектуры. Поэтому пока мы не подобрали главного архитектора, но считаем, что это должен быть специалист высокого уровня, поэтому подбираем.
— Конкурс объявлен?
— Нет, мы без конкурса подбираем.
— А в чем проблема?
— С некоторыми молодыми и успешными архитекторами встречались, но не привлекает молодых ребят муниципальная служба. Зарплаты высокой нет, а ответственность большая. Дефицит кадров на муниципальном уровне тоже есть.
— Куратора ТОСЭРа вместо ушедшего Эльдара Тимергалиева по этим же причинам не могут подобрать?
— У нас нет спешки, чтобы заполнить эту вакансию. Наша задача подобрать специалиста, удовлетворяющего всем требованиям, которые сегодня мы предъявляем. ТОСЭР же работает? Работает. Есть заместитель руководителя исполкома Наталия Анатольевна Кропотова, она эту тему ведет, опытный человек. Будем дальше смотреть, подбирать кандидатуры, у нас тоже на этот счет есть определенные мысли.
— Беляева не хотите вернуть на эту должность?
— Мы пока его кандидатуру не рассматривали. А что, у него есть желание?
— Раз он каждый день в Нижнекамск ездит, значит, не теряет надежды, что вернется в Челны.
— Я ему предлагал остаться. Нормальный человек из Челнов не уходит.
«На маршрутах работают частные перевозчики, договорившись с ними, мы приняли решение, что они за счет своих финансовых ресурсов покупают автобусы большей вместимости»
«Не могу согласиться, что все жители хотят ездить на больших автобусах»
— Одним из главных недочетов городской политики многие называют автобусную реформу. Нужны ли были городу крупногабаритные автобусы в таком количестве — 190 штук?
— Это давно ушедшая история, возвращаться и рассказывать всю канву стоит ли? Мы думали, что часть автобусов будет работать на вахтовых перевозках, обслуживая в том числе КАМАЗ. Но у нас не получилось в силу разных причин. У руководства КАМАЗа своя версия, у нас — своя. Я бы не хотел сейчас вступать в заочную полемику с руководством КАМАЗа, хотя они уже дали нам определенные оценки. Транспортного коллапса в городе не произошло. Мы вернулись к той транспортной схеме, которая существовала до 2015 года. Автобусы малой вместимости работают на маршрутах, их более 400. Такого, что с остановки не уехать, — в городе нет. Есть вопрос комфорта.
— Получается, город сделал три шага назад в развитии общественного транспорта? Это, по сути, модель 15–20-летней давности, когда весь город заполнен маршрутками.
— Подчеркну, мы вернулись к ситуации 2015 года, но у нас есть видение, как эту проблему разрешить. На маршрутах работают частные перевозчики, договорившись с ними, мы приняли решение, что они за счет своих финансовых ресурсов покупают автобусы большей вместимости. Ставка была сделана на «МАЗ-206», сегодня пять автобусов уже работает на маршрутах, до конца года еще пять появится. Итого будет 10 «МАЗов» на самых напряженных маршрутах. В 2021 году дополнительно еще 10 автобусов «МАЗ» закупят частные перевозчики.
Кроме этого, мы работаем по автобусам большой вместимости с нашими партнерами из Москвы. 40 автобусов «ЛИАЗ» нам бесплатно поставил «Мосгортранс».
— Бесплатно? Так бывает?
— Бывает, когда есть хорошие отношения. Мы договорились с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. Если по поставке 10 трамваев это были договоренности Сергея Анатольевича Когогина с Москвой, то 40 автобусов — это мои договоренности с руководством города Москвы. Документы на транспорт в течение января будут оформлены и переданы нам. В конце января – начале февраля зарегистрируем их, поставим на учет, и они начнут работать.
— Эти автобусы ведь подержанные?
— Они в приличном состоянии, мы их покажем, журналистов пригласим.
— МУП «Электротранспорт» у нас обанкротился. На чей баланс будут ставить автобусы?
— Городу автобусы передаются безвозмездно, а мы на условиях аренды передадим частным перевозчикам с обязательством, что они поставят транспорт на те маршруты, которые требуют автобусов большой вместимости. Плата за аренду будет символической.
На одной из сессий горсовета я сказал, что этот процесс пойдет — и он пошел. Параллельно останутся и маршрутки. Я не могу согласиться, что все жители хотят ездить на больших автобусах. Есть люди, которых автобусы малой вместимости удовлетворяют, скорость их выше, чем у больших. Так что автобусы и большой, и малой вместимости будут работать одновременно. Планируем порядка 70–80 автобусов большой вместимости на маршрутах.
— Почему именно «МАЗы» закупают частники?
— Стоимость приемлемая, они дизельные — частного перевозчика их характеристики больше удовлетворяют, чем автобусы на газомоторном топливе. Поэтому перевозчики, выигравшие аукцион, попросили дать право использовать большие автобусы, выбрать производителя, который и по цене, и по качеству приемлем для их транспортной компании. «МАЗ-206» работает и в других городах нашей страны, в том числе и в Татарстане. Его вместимость — 72 пассажира.
— Вы им устно задачу поставили переходить на большие автобусы?
— Это прописано в конкурсной документации аукциона на перевозки.
— А как идет банкротство МУП «Электротранспорт», на чьем балансе содержались «НЕФАЗы»? Каков в итоге общий долг МУПа?
— Назначен конкурсный управляющий. Самые большие долги перед лизинговой компанией. Когда начнется конкурсное производство, МУП «Электротранспорт» сам будет отвечать по своим долгам и обязательствам по закону о банкротстве.
— Частные перевозчики утверждают, что водители маршруток не хотят пересаживаться на транспорт большой вместимости. Как с этим быть?
— Да, такая проблема существует, но она решаема, когда автобусы есть. Большие автобусы нужны и для маломобильных групп, и для мам с колясками, но сказать, что они будут полностью загружены, — это вряд ли. Только в час пик — по утрам и вечерам. Это в Казани всегда автобусы заполнены. А у нас есть особенность в городе — количество частного транспорта не уменьшается. Утром я еду на КАМАЗ и вижу: вереница машин едет и в каждом максимум по 1–2 человека. Около заводов огромные стоянки автомобилей. Если человек привык к авто, он от него не откажется, хотя есть вахты.
«Мы настроены развивать трамвайное движение. Это предсказуемый, скоростной, не зависящий от погодных условий транспорт»
Миллиард — на тРАмвайную ветку и два — на дороги
— В какую сумму оценивается проект развития трамвайного движения в городе — ветки в Замелекесье, в микрорайоны за проспектом Яшьлек и продолжение ветки по Московскому проспекту? Каковы будут источники финансирования — только городской бюджет или помогут республики и федералы?
— Ветка в Замелекесье будет общей протяженностью в обе стороны 16 километров. Стоимость проектирования 1 километра — 1 миллион рублей, то есть 16–20 миллионов рублей нужно на проект. Думаю, в течение полугода проектирование ветки в Замелекесье будет пройдено. Мы дойдем до границы жилищной застройки, докупим трамваи и дальше будем развивать и расширять этот напряженный узел. Если ориентировочно посчитать, порядка 1 миллиарда рублей на первый этап понадобится. Следующим этапом будет трамвайная линия в 63–65-м микрорайоне, третий этап — ветка на улице Королева, проспекте Чулман, Беляева. Мы настроены развивать трамвайное движение. Это предсказуемый, скоростной, не зависящий от погодных условий транспорт. В городе при планировке учтена выделенная полоса для развития трамваев, и этим необходимо воспользоваться.
— Сколько времени закладывается на все три этапа строительства трамвайных веток?
— По Замелекесью при благоприятном стечении обстоятельств можно все сделать в течение 2–3 лет. Первый этап — самый напряженный. С учетом развития этого микрорайона, строительства там еще одной школы, ледового дворца, детсадов, жилья там потребуется и хорошая транспортная доступность.
— Это попадет под какую-то программу?
— Есть программа, которую предлагает ВЭБ по фонду моногородов. Также с этим фондом мы планируем реализовать проект расширения улицы Хайер с выходом на поселок Азьмушкино. Проблему с выездом через Сармановский тракт в Тукаевский район мы уже решили. Теперь в рамках программы развития моногородов планируем такую же дорогу сделать в привязке к Хайер. Дорога будет по две полосы в каждом направлении, с разделительной полосой. Через фонд стоимость составит около 300 миллионов рублей. Дорога пройдет мимо промпарка Haier. Она будет востребована с учетом того, что там построят 12 заводов и станут работать 5 тысяч человек. А у челнинцев будет выезд в Тукаевский район в том направлении.
По развитию общественного транспорта мы также будем сотрудничать с фондом. ВЭБ в ближайшее время предложит схему, чтобы мы могли воспользоваться их программой. У нас с ВЭБом хорошие отношения, мы надеемся, что от них получим поддержку.
— Раз уж мы затронули тему дорог, какие у нас дорожные планы по ним на будущий год?
— Хорошие дороги стали визитной карточкой Челнов. Несмотря на серьезный объем работ, который был сделан в последние годы, есть еще проспекты, улицы, магистрали, которые требуют внимания. Мы заявляемся в программу «Безопасные и качественные автомобильные дороги», которую финансирует федеральный и республиканский бюджеты в соотношении 50 на 50. Пока идет работа с минтрансом Республики Татарстан, окончательно еще мы цифр не знаем, но надеемся, что республика с пониманием отнесется ко всем нашим проблемам в этой сфере. Мы рассчитываем на финансирование не меньшее, чем прошлом году. Напомним, в прошлом году на ремонт и строительство дорог выделено 2 миллиарда рублей.
— Список дорог, которые попадут под ремонт и реконструкцию, есть?
— Как только программа будет, мы ее презентуем. Все зависит от объема финансовых ресурсов. Если 2 миллиарда рублей — это один перечень, если меньше — другой. В первую очередь мы хотели бы начать строительство продолжения Московского проспекта и возведение моста через Челнинку. Хотели бы расширить улицу Гостева, которая идет через Мелекеску. Там пока однополосное движение, но нужно по две полосы, и, следовательно, мост надо расширять. Стоимость там серьезная — около 400 миллионов рублей. Хотели бы продолжить ремонт улицы Усманова в районе улицы Королева. Также уже требует текущего ремонта проспект Вахитова от пересечения с проспектом Сююмбике и до первой автодороги. Мы планируем в этом году в частном секторе взять на ремонт по одной магистральной дороге — на Элеваторной горе, в поселке Рябинушка, в других поселках. Пока верстаем эту программу. Весна покажет, какие еще улицы нужно будет капитально ремонтировать.
«По футбольному манежу. Это стандартное футбольное поле, тренировочное, для проведения соревнований с небольшим количеством зрителей»
«Делать прогнозы в футболе — дело неблагодарное»
— В этом году в Челнах открылся ледовый манеж «КАМАЗ», футбольный манеж «Победа», бассейн «Юбилейный». События, с одной стороны, радостные. Но, с другой — все они не отличаются своими масштабами. «Юбилейный» рассчитан на детей, которые учатся в соседних школах, футбольный и хоккейный манежи — это только площадка для тренировок. Почему не удалось найти дополнительное финансирование и доработать проекты?
— Мы такую задачу себе не ставили. Для проведения спортивных соревнований есть центральный ледовый дворец. А новые ледовые арены, как и во многих европейских странах, мы делаем тренировочными, с минимумом зрителей. Там порядка 250 посадочных мест, стандартная хоккейная площадка с раздевалками, душевыми — все это соответствует европейским требованиям, которые предъявляются для ледовых площадок. Гигантоманией заниматься не вижу смысла. Лучше построить два компактных крытых ледовых дворца, чем один за 600 миллионов рублей. За 330 миллионов мы построили крытый каток в 52-м комплексе, за эту же сумму такая же ледовая аренда будет в Замелекесье. Надо думать и об эксплуатации данных катков, это же все на бюджет ложится. Так что, думаю, в данном случае мы правильно поступаем.
То же самое по футбольному манежу. Это стандартное футбольное поле, тренировочное, для проведения соревнований с небольшим количеством зрителей. Для массовых соревнований есть два футбольных стадиона — «Строитель» и «КАМАЗ».
— Какие перспективы вы видите у ФК КАМАЗ, президентом которого вы являетесь? Переход в футбольную национальную лигу — это потолок для команды из Челнов?
— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Так же и спортсмены, которые играют, ставят задачу выхода в ФНЛ. Задача номер один — это выход в ФНЛ. Закрепимся в ФНЛ, будем решать следующие задачи. Для этого сегодня делаем все. Есть три спортивные школы, в которых занимаются 1,5 тысячи детишек, имеется стадион, команда мастеров, несколько возрастных групп, которые играют на первенстве страны и республики. Появился долгожданный манеж, о котором ветераны спорта мечтали 30 лет. Мы, конечно, не «Газпром», но мечты и у нас сбываются. Манеж построили за год.
— А бюджет для ФНЛ позволяет?
— В ФНЛ играют команды, бюджет которых порядка 200 миллионов. Есть и больше бюджеты. У КАМАЗа бюджет порядка 100 миллионов рублей.
— Такого достаточно, чтобы выйти в ФНЛ? В этом году какой прогноз?
— Сейчас главным тренером команды стал Ильдар Ахметзянов, наш челнинский воспитанник. На него возлагаем надежды. Прогнозы делать в футболе — дело неблагодарное, ставим задачу, чтобы они могли занять первое место.
— Сможете мобилизовать бюджет, чтобы там удержаться?
— Думаю, для игры команды в ФНЛ бюджет сможем мобилизовать.
— А кто помогает кроме корпорации спорта?
— Есть местные спонсоры, но основную нагрузку по финансированию взяла на себя республика.
— Нет ли планов по реконструкции стадиона «КАМАЗ»? Гендиректор клуба Айнур Миннеханов сетовал на то, что у стадиона нет козырька над трибунами, из-за чего страдает в первую очередь болельщик.
— Пока таких финансовых возможностей нет. Будем играть на стадионе в том состоянии, которое есть.
— Полумиллионный город без сильной команды мастеров остается. В Нижнекамске есть своя команда, в Казани их масса, в Челнах такая тоже должна быть.
— Должна, но нужен якорный спонсор. Он был — КАМАЗ. Но ситуация случилась так, как случилась. Чтобы играть на высоком профессиональном уровне, нужны финансовые возможности, серьезные спонсоры. Профессиональный спорт — дело дорогое. Поэтому свою задачу я вижу в развитии детского, юношеского и массового спорта. Для этого мы строим площадки, корты, их должно быть много. Необходимы стартовые возможности, чтобы заниматься в ДЮСШ в Челнах. Своих ТАИФов и «Татнефти» пока нет. Есть наш КАМАЗ, но это пока другой уровень экономики.
— Может, китайским компаниям предложить проспонсировать наших спортсменов?
— Haier пока только свои проекты развивает, там тоже нужны инвестиции, чтобы строить заводы. 2 миллиарда рублей надо на строительство двух заводов — логистического центра и умного завода по производству холодильников.
— Еще одна спортивная тема. Конно-спортивная школа «Тулпар» в этом году подверглась серьезным обвинениям. В большей степени досталось зоопарку. Тогда вы вмешались в ситуацию, взяв дело под личный контроль, и зверей удалось сохранить. К чему привел ваш контроль? Нет ли планов как-то дооборудовать этот зоопарк, чтобы у общественников больше не возникало вопросов, а животные чувствовали себя хорошо?
— Мы ждем свежего взгляда на этот объект. Нам хотелось бы сделать его местом притяжения. Как это сделать — мы подумаем. Посмотрим, как привлечь финансовые ресурсы. Но от идеи все закрыть и ликвидировать отказались. Мы определили специалистов, чтобы они посмотрели зоопарки в соседних городах, как там это дело организовано. Парк «Прибрежный» у нас прекрасный, место хорошее, ландшафт соответствует, так что нужно дальше этот проект развивать.
«Следующий год объявлен президентом Татарстана Годом родного языка и народного единства. Также в 2021-м пройдут выборы депутатов Федерального собрания. Все эти мероприятия надо провести на достойном уровне»
«Если у мэра не будет оптимизма, у кого он должен быть?»
— Какие у вас ожидания от следующего года?
— Ждем, что коронавирус отступит. Хотя эти надежды на данный момент не очень реальные, если смотреть на ситуацию. Надеемся, что экономика дальше падать не будет, по крайней мере, спрос на продукцию, которую выпускают в Челнах, по прогнозам будет. Пищевой кластер, в который входят «Камский бекон», «Челны-бройлер», «Челны-хлеб», «Булгарпиво», — станет работать. Что касается КАМАЗа, продажи прогнозируются и по седельным тягачам, и по специальной, и по газомоторной технике. А благополучие КАМАЗа — это благополучие города. Если зарплата есть у заводчан, то и сфера услуг живет.
Строительная отрасль будет работать, за счет программ по капремонту жилья, дорог. По строительству объектов мы уже знаем, что в 2021 году у нас будет две школы, каждая на 1 224 места, русский драмтеатр введем в 2022-м. Продолжится строительство детсадов.
Надеемся, что все отрасли экономики будут работать, а мы окажем помощь и поддержку, станем развивать промпарки, на них есть большой спрос. Шестая очередь КИП «Мастер» за год заполнилась, на очереди — обустройство седьмой. В промпарке «Развитие» нет мест, нашли 24 гектара для третьей очереди. Станет больше промпарков — будет малый бизнес.
Критику по общественному транспорту мы воспринимаем. Ищем пути решения, потому что оптимистично настроены. Если у мэра не будет оптимизма, у кого он должен быть? Самое главное — люди есть, кадры тоже, бодрых дух в городе существует. Коронавирус переживем!
— Какие глобальные события ожидаются в Челнах в следующем году?
— С учетом пандемии, наверное, больших событий не будет. Следующий год объявлен президентом Татарстана Годом родного языка и народного единства. Также в 2021-м пройдут выборы депутатов Федерального собрания. Все эти мероприятия надо провести на достойном уровне.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 171
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.