Уже девять лет в Татарстане действует программа по развитию промышленных парков и площадок по принципу «В каждом районе — по промплощадке» Уже 9 лет в Татарстане действует программа по развитию промышленных парков и площадок по принципу «в каждом районе — по промплощадке» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В каждом районе — по промплощадке»

Уже 9 лет в Татарстане действует программа по развитию промышленных парков и площадок. В 2011 году проект начал реализовываться совместно с АИР РТ, минэкономики, минпромторгом и фондом развития моногородов, а затем в Татарстане появилась система аккредитации парков и площадок. Тогда же и был сформулирован принцип «в каждом районе — по промплощадке».

Промышленная территория должна стать точкой притяжения бизнеса в райцентры, увеличивая их экономические показатели. Вот только в реальности парки частично пустуют, что стало порождать критику президента РТ Рустама Минниханова. В феврале он отметил, что парк «Актаныш» заполнен на 8%, а в Новошешминске — на 21%. Критика присутствовала и в послании президента РТ Госсовету. «Часть площадей промышленных площадок в районах не задействована, а у ряда из них не выстроена четкая структура управления, нет системной работы по привлечению резидентов. Также некоторые парки не обеспечены достаточной инфраструктурой. Поручаю министерству экономики совместно с главами подготовить и реализовать предложения по повышению эффективности работы промпарков и площадок», — сказал Минниханов в сентябре.

Вскоре любимое детище минэкономики РТ пожурила и глава АИР Талия Минуллина. В ноябре на заседании комитета по экономике Госсовета она заявила, что необходимо провести аудит, а после него задуматься: нужно ли Татарстану 100 промышленных парков и площадок? «В республике нет инвестиционного плана по развитию парков, непонятно, как выстраивать экономические связи между ними, но резидентов туда сажать надо. У нас ведется отчетность по государственным промпаркам, а ведь есть еще и частные, и не прошедшие аккредитацию», — сказала руководитель АИР.

 
«У нас остаются и промпарки, где вообще нет ни одного резидента. После аудита нам надо будет посмотреть, нужно ли столько парков. Может, пусть их будет 20, но они все как „Химград“?»
Талия Минуллина   руководитель Инвестиционного агентства РТ
Талия Минуллина руководитель инвестиционного агентства РТ

Есть ли в этой критике рациональное зерно? Разбирался «БИЗНЕС Online».

«Промышленный (индустриальный) парк — это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости  площадью не менее 20000 кв. метров и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства» «Промышленный (индустриальный) парк — это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости  площадью не менее 20 тыс. кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства» Фото: «БИЗНЕС Online»

что считать промпарком

Первую версию «Стандарта индустриального (промышленного) парка» разработала в 2012 году НП «Ассоциация индустриальных парков». Впоследствии в законодательстве понятия «индустриальные парки» и «индустриальные технопарки» были прописаны в ФЗ-488 от 31 декабря 2014 года. В 2012-м из бюджета в РФ начали поддерживать частные парки, и в те же годы стала формироваться соответствующая терминология. Например, в приказе министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 года указано такое определение промышленного парка: «Промышленный (индустриальный) парк — это управляемый единым оператором парка (управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости (земельный участок, административные, производственные, складские и иные помещения, обеспечивающие деятельность промышленного парка) площадью не менее 20 тыс. кв. м и инфраструктуры, которые позволяют компактно размещать малые и средние производства и предоставляют условия для их эффективной работы».

В 2014 году вышел национальный ГОСТ требований к индустриальным паркам. Площадка должна выглядеть как комплекс земельного участка и зданий и сооружений со специальным правовым режимом, для ее управления необходимо создать управляющую компанию, в парк приглашаются компании-резиденты. Нужно, чтобы территория занимала не менее 8 гектаров. При этом управляющая компания не должна получать статус резидента парка. УК подписывает с резидентом соглашение о ведении деятельности по определенным правилам. «Земельные участки, предполагаемые к поэтапному освоению для целей увеличения территории индустриального парка, не обеспеченные необходимой инфраструктурой и не подготовленные для размещения резидентов, не входят в территорию индустриального парка», — отмечает ГОСТ.

Каждому промпарку необходим свой бизнес-план на несколько лет вперед и мастер-план. УК должна быть зарегистрирована в России. Отдельно упомянут и агропромышленный парк: в нем можно вести производство и переработку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, но также и оказывать обслуживание сельскохозяйственного производства. Под этим соусом агропромпарки возможно использовать для банальной торговли.

В 2015 году вышло еще отдельное постановление РФ «Об индустриальных парках и УК». В нем кроме требований ГОСТа добавили уточнения. Не менее 50% территории парка должно быть предназначено для размещения и ведения промышленного производства резидентов или потенциальных резидентов. Парку нужно иметь точку присоединения потребителей к электрической энергии максимальной мощностью не менее 2 МВт, но не менее 0,15 МВт на каждый гектар. Промышленное производство должно составлять не менее 80% от всех видов деятельности парка. 

Промпарки имеют право на софинансирование из федерального бюджета. Впрочем, и до принятия этих документов такие крупные объекты, как «Химград» и КИП «Мастер», получали госсубсидии.

Промпарки имеют право на софинансирование из федерального бюджета. Впрочем и до принятия этих документов такие крупные промпарки, как «Химград» и КИП «Мастер», получали госсубсидии Промпарки имеют право на софинансирование из федерального бюджета. Впрочем, и до принятия этих документов такие крупные объекты, как «Химград» и КИП «Мастер», получали госсубсидии Фото: «БИЗНЕС Online»

«Плюшки» для промплощадок

В 2012 году министерство экономики РТ стало субсидировать создание частных промпарков. За год до этого в Татарстане по поручению Минниханова появилась программа муниципальных промышленных площадок — начинало такую работу АИР РТ под руководством Линара Якупова.

В тот же год началась программа «Кластерные гранты» и стали субсидироваться процентные ставки. По программе «Кластерные гранты» власти субсидировали резидентам 25% стоимости выкупа земли на площадках муниципального уровня (до 5 млн рублей) или же аренду земли (до 1 млн рублей). Со стороны государства по линии минэкономразвития РФ технопарки и промплощадки могут получить единоразовые субсидии. 

Начиная с 2018 года, с утверждения национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», принято решение, что поддерживаться будут проекты промпарков, в которых частный бизнес участвует непосредственно — создатель парка должен лишь гарантировать, что частные инвестиции составят не менее 20% от общей стоимости проекта. Остальное ему готовы доплатить. Субсидии одновременно идут как из федерального, так и из регионального бюджетов — для Татарстана эти пропорции составляют 81% и 19%.

Однако с 2020 года Татарстан оказался обделен таким федеральным финансированием — бюджет федеральной программы сокращен, ее оставили только для 10 регионов, имеющих программы для промышленных парков, находящихся в геостратегических регионах, и парков в моногородах. 

Но это только средства по линии минэкономразвития. Есть еще и бюджет фонда развития моногородов (ФРМ). Например, УК парка может получить заем до 250 млн рублей без процентов под банковскую гарантию или более 250 млн под 5% и обеспечение. Также ФРМ дает субсидии муниципалитету, например на подведение инфраструктуры к объекту. Таким образом, как сказал нашему изданию директор консалтинговой компании «Верное решение», член аккредитационного совета по промпаркам и площадкам при минэкономики РТ Сергей Маслехин, были построены промпарки «Развитие» в Набережных Челнах, парки в Чистополе, Зеленодольске, Нижнекамске.

Еще остается финансирование со стороны минпромторга. Например, для частных УК существует программа по субсидированию процентной ставки по постановлению правительства РФ. Есть и отдельная программа по другому постановлению правительства РФ, но в ней могут участвовать объекты, в которые были вложены государственные средства.

Отдельно в Татарстане для УК и резидентов действует программа по субсидированию процентной ставки по кредитам, но в нынешнем году ее заметно подсократили — в апреле в ней могли участвовать только УК и резиденты, которые из-за коронавируса потеряли от 30% своего дохода относительно аналогичного периода прошлого года. Также резиденты могут получать налоговые льготы, займы из ФРМ, ФРП, фонда поддержки РТ, плюс есть ряд прямых субсидий из минпромторга, но, естественно, по программам существуют ограничения.

Отметим, что и сами промпарки и площадки способны давать своим резидентам определенные льготы. Например, муниципалитеты могут сдавать муниципальную землю в аренду с понижающим коэффициентом к ставке арендной платы или же бесплатно подключать компании к энергосетям, если при этом данные сети строились частично за бюджетный счет.

Однако все это ничто по сравнению с налоговыми льготами резидентов ОЭЗов и ТОСЭРов — здесь более чем в 4 раза снижен налог на прибыль, нет налога на землю и недвижимое имущество и меньшие (7,6%) страховые взносы, которые в промпарках достигают 30%.

По данным минэкономики РТ, в Татарстане построили уже 100 промышленных площадок. Но только 20 из них соответствуют федеральному ГОСТу и соответственно могут претендовать на федеральные субсидии По данным минэкономики РТ, в Татарстане построили уже 100 промышленных площадок. Но только 20 из них соответствует федеральному ГОСТу и, соответственно, может претендовать на федеральные субсидии Фото: «БИЗНЕС Online»

 ПАРКИ — ВОЗЛЕ КАЗАНИ и ЧЕЛНОВ, ПЛОЩАДКИ — РАВНОМЕРНО по РТ

По данным минэкономики РТ, в Татарстане построили уже 100 промышленных площадок. Но только 20 из них соответствует федеральному ГОСТу и, соответственно, может претендовать на федеральные субсидии. И такие проекты минэкономики называет «промышленные парки», а все остальные, не соответствующие ГОСТу — «промышленные площадки».

Практически половина — 9 промышленных парков — расположена в Закамье: в Набережных Челнах, Нижнекамском и Заинском районах. В Казани находится четыре парка, а в соседних районах — еще три. По одному объекту присутствует в Сабинском, Тюлячинском, Чистопольском и Мамадышском районах.

На конец 2019 года, по данным ИВФ РТ, 17 промышленных парков РТ с 2007-го получило более 6 млрд рублей госсубсидий, из них таким крупным, как КИП «Мастер», «Химград», «Казанский Силикон» и агропромышленный парк «Казань», предоставили из бюджета свыше 4 млрд рублей. В основном все эти средства пошли на строительство новой или расширение действующей инфраструктуры. И, по оценкам Маслехина, все затраченные деньги уже вернулись в бюджет за счет налогов от резидентов.

Площадки же рассредоточены по территории республики куда более равномерно — в некоторых муниципалитетах их даже несколько, например, в Балтасинском районе есть три частных. А вот в соседнем к Казани Верхнеуслонском ни площадок, ни парка нет.

По мнению Маслехина, в Татарстане уже нет чисто государственных и чисто частных промышленных площадок. В большинстве из них виды финансирования давно перемешались, например, государственный парк может использовать услуги частной УК или привлекать частные инвестиции, а частные объекты, наоборот, получать государственные субсидии. «Куда более корректно будет разделять объекты на инициированные частниками или инициированные муниципалитетами. Последних в Татарстане не более 15», — отметил эксперт.

Впрочем, есть четкое разделение промплощадок, работающих под муниципальной УК и под частной. Всего же в Татарстане около 10 парков и площадок, которые курируют исполнительные комитеты муниципалитетов, например, в их число входят парк «Вятка» в Мамадышском районе, площадки в Чистопольском, Новошешминском, Актанышском, Кукморском, Буинском, Арском районах и т. д.

Рустам Сибгатуллин рассказывал депутатам Госсовета, что на данный момент промышленные парки и площадки Татарстана заполнены на 60% Рустем Сибгатуллин рассказывал депутатам Госсовета, что на данный момент промышленные парки и площадки Татарстана заполнены на 60% Фото: «БИЗНЕС Online»

можно ли закрыть половину промпарков, как предлагает Минуллина?

В ноябре замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин рассказывал депутатам Госсовета, что на данный момент промышленные парки и площадки Татарстана заполнены на 60%. По данным минэкономики РТ, предоставленным «БИЗНЕС Online», 20 промпарков заполнено на 66%.

Есть и момент диспропорции. Согласно данным минэкономики, 60% всех созданных в промпарках рабочих мест (всего их 32 тыс.) сконцентрировано в двух из них — «Химград» и КИП «Мастер». И не все объекты в целом заполнены на 60% — некоторые не испытывают недостатка резидентов, а другие не могут заполниться даже на четверть.

Если считать только парки, без учета площадок, то ситуация в РТ лучше, чем в среднем по стране. Об этом указал нашему изданию сопредседатель правления ассоциации промышленных парков РФ Максим Паздников — по итогам 2019 года средняя заполняемость индустриальных парков в России составляет 61%. «На сегодняшний день Татарстан на втором месте среди регионов страны по объему промышленных инвестиций резидентов в индустриальных парках и ОЭЗах», — отметил собеседник.

По мнению первого заместителя председателя правления ТПП РТ Артура Николаева, важно смотреть не на саму статистику заполняемости, а на динамику развития парков. «Я на прошлой неделе был в двух парках — в Чистополе и Алексеевском. И если четыре года назад в Алексеевском существовало просто поле и там ничего не было, то сейчас здесь уже есть два работающих предприятия и два строящихся. В Чистополе четыре года назад находилось только одно предприятие и газораспределительная станция, а сейчас здесь появилось еще два предприятия и строится три», — сказал Николаев.

Маслехин тоже убежден, что 60% — это превосходный результат. Он считает, что превратить районные площадки в «химграды» невозможно — это совершенно разные по масштабам вложений и спросу на площади объекты. «Государство вложило в данный парк большие деньги, на реконструкцию „Тасмы“ пошло, по-моему, более 2 миллиардов рублей», — отметил наш собеседник. Таких денег, по его мнению, на районную промплощадку никто не выделит.

Мнение Маслехина разделяет управляющий партнер ООО «Фонд прямых инвестиций» Руслан Халилов (под управлением фонда работает индустриальный парк «М7»). «Парк — это не простая вещь, которую нужно заполнить за один день, а подготовленная площадка, которая бы всегда развивалась и где всегда было бы место для новых резидентов. И по мере их появления открываются новые парки и выделяются земли для этого», — объясняет Халилов.

«Когда инвестор хочет открыть производство, он рассматривает все  площадки. И когда в ТОСЭРе ему предлагают налоговые льготы, то у него выходит интересная экономика» «Когда инвестор хочет открыть производство, он рассматривает все площадки. И когда в ТОСЭРе ему предлагают налоговые льготы, то у него выходит интересная экономика» Фото: «БИЗНЕС Online»

Кому какие преференции раздать?

Есть очень много факторов, из-за которых в развитии промпарков и площадок есть перекосы. Первый: чем ближе площадка расположена к крупному городу, тем быстрее она заполняется. Это на своем примере подтвердил генеральный директор «Сокуров» Айдар Мирсаетов, который также занимает должность директора по развитию парка «Тюлячи». Промпарк «Сокуры» под Казанью сейчас практически заполнен, «Тюлячи» — более чем наполовину.

Головная боль всех промышленных парков и площадок, которые не были созданы под патронажем какого-либо предприятия и, соответственно, предназначены для него, — это сложность с привлечением резидентов. На крупных площадках, таких как «Химград», или объектах, расположенных в соседних с Казанью районах, данная проблема стоит не столь остро, как в других муниципалитетах. У подавляющего большинства районных площадок нет очереди из новых резидентов. Есть, конечно, исключения, такие как Кукмор, но это прежде всего связано с географическим положением — туда стремятся предприятия из Удмуртии, а вот один из самых больших объектов — «Вятка» в Мамадышском районе, —  можно сказать, пустует.

Во-вторых, почти всегда резиденты вместо промплощадок выбирают ОЭЗы и ТОСЭРы. Сейчас в Татарстане есть 7 зон, которые из-за своих налоговых льгот, инфраструктуры и других преференций перекрывают все предложения от промплощадок и парков. 

«Возле нас есть ТОСЭРы в Набережных Челнах, Менделеевске, Чистополе и ОЭЗ „Алабуга“. Потенциальные резиденты предпочитают уйти туда», — пожаловался руководитель исполкома Мамадышского района Ильшат Дарземанов, чье ведомство управляет «Вяткой». 

О том же на заседании комитета Госсовета по экономике в ноябре говорила и Минуллина. Она рассказала историю турецкого агропредприятия Agropro Makina — компания решила зайти в Татарстан и вместе с АИР искала для себя место дислокации. Ведомство предложило несколько промышленных парков в муниципалитетах с развитым АПК, но в итоге турки выбрали «Алабугу», хотя здесь не так сильно развито сельское хозяйство. «Так поступают 90 процентов новых резидентов, привлеченных АИР. Они уходят туда не только из-за налоговых преференций, но и из-за развитого сервиса», — сказала Минуллина.

«Когда инвестор хочет открыть производство, он рассматривает все площадки. И когда в ТОСЭРе ему предлагают налоговые льготы, то у него выходит интересная экономика. Мы в Тюлячах предоставляем интересные условия — бесплатное подключение и льготные тарифы — ввиду того, что далековато от города, вы сами понимаете, что легче работать, набирать персонал в ТОСЭР „Зеленодольск“, плюс там есть налоговые льготы», — сказал Мирсаетов.

С конкуренцией со стороны ТОСЭРов столкнулись и в находящемся в Казани парке «М7», этот объект уже практически полностью заполнен. В частности, на площадку «воздействуют» территории опережающего развития в Зеленодольске и Иннополисе. «Из-за налоговых преференций в ТОСЭРах и ОЭЗах у резидентов появляется еще больше поводов для раздумий, какую площадку выбрать. Но и в ТОСЭРах есть свои особые условия. Некоторые частники, например, хотят, чтобы ничьи глаза и уши не влезали в дела компании, а отчетность в экономических зонах иная, нежели в индустриальных парках, тем более частных. Например, мы не требуем предоставлять информацию о себе — о количестве рабочих мест, фонде оплаты труда и так далее», — отметил Халилов. 

По словам Маслехина, впервые с проблемами неравной конкуренции промпарки столкнулись сразу же с открытием первого ТОСЭРа в Набережных Челнах. Одним из первых «пострадавших» как раз и была «Вятка». Однако на деле же причина всех проблем, по словам собеседника, находится куда глубже, а именно в не совсем верно выбранном пути развития.

«У нас имеются серьезные разрывы в государственном управлении федерального, регионального, местного уровня: например, одно ведомство/департамент занималось промышленными парками и промплощадками, а другое — ТОСЭРами. Они работали не синхронно, и не было информационного взаимодействия. Если говорить о ТОСЭРах, по моему мнению, требовалась другая последовательность их открытия: сперва следовало создать территории в границах промышленных площадок в районах, монопрофильных поселках, затем в отстающих моногородах, таких как Камские Поляны, Чистополь и Менделеевск, и только потом уже строить их в Челнах и Нижнекамске. Но чиновник выбирает те объекты/проекты, где быстрее отчитаться за результат, причем „регионалы“ вынуждены использовать и как-то приспосабливать те утвержденные инструменты, что придумывают сотрудники федеральных структур, не работавшие на земле, на производстве», — сказал Маслехин. 

По мнению нашего собеседника, все эти инструменты — ТОСЭР в моногородах и промпарки/площадки в районах — не синхронизируются. Возникающий диссонанс можно было бы нивелировать, если бы государство создало промплощадкам какие-либо преференции.

Этим сейчас занимается министерство экономики РТ. Сибгатуллин говорил депутатам, что для резидентов промпарков разрабатывают преференции — например, это может быть поддержка в разработке бизнес-планов или проведение выставок. Но подобным все равно не перекрыть более низкие налоги в ТОСЭРах. 

 
«Конечно, [для промплощадок] что-то должно быть. Сейчас вообще надо молиться на любого потенциального инвестора и создавать ему условия, в данный момент особенно. Кадровый состав способных к предпринимательству выкашивался хирургическим путем не один раз, и эта способность идти на риски сама по себе является капиталом, который нужно беречь».
Марат Галеев   депутат Госсовета РТ
Марат Галеев депутат Госсовета РТ

По мнению Маслехина, один из выходов, как можно исправить ситуацию — это адаптировать под Татарстан дальневосточный вариант создания ТОР. «Мы тоже предлагали создать в Татарстане территорию опережающего развития (ТОСЭР) дальневосточного типа, сформированную по отраслевому принципу вне зависимости от территориальной районной подчиненности, в которую бы вошли малоформатные промышленные площадки со всей республики, — объясняет эксперт. — Такие неравенства создаются в целях развития отстающих территорий».

Но важно понимать, что искусственные привилегии прежде всего нужны именно для районных объектов, располагающихся вне крупных городов. Ведь у крупных площадок, таких как «Химград» и КИП «Мастер», и так нет проблем с резидентами, им не сильно и нужны какие-то особые привилегии. 

Выход из данной ситуации тоже есть: разделить промышленные площадки в районах и объекты в крупных городах — сделать для каждой группы свои меры поддержки. Государство, по словам Маслехина, умеет это делать, чтобы у ФАС не было претензий, например, так созданы и работают искусственные привилегии для моногородов и монопрофильных ПГТ.

Мирсаетов тоже мечтает о том, чтобы у районных были и свои преференции перед площадками в крупных городах. Граничащий с Казанью промпарк «Сокуры» практически весь заполнен, а, к примеру, «Тюлячи» — нет. По словам генерального директора, 20% жителей Тюлячинского района работают в Казани, потому что в своем родном районе работы не хватает. Так что нужно повышать привлекательность депрессивных районов путем открытия новых рабочих площадок.

«Человек должен понимать: да, предложенный мне парк находится далеко от Казани, но здесь я получу такие-то преференции. Развитие парка в Тюлячах, например, — это один из основных путей для развития экономики района, потому что здесь нет промышленности как таковой», — говорит Мирсаетов. 

Сергей Маслехин: «Сейчас объекты, построенные на государственные деньги, отданы на управление муниципальным службам, у которых и так много задач, а управлять таким комплексом должны профессионалы с опытом» Сергей Маслехин: «Сейчас объекты, построенные на государственные деньги, отданы на управление муниципальным службам, у которых и так много задач, а управлять подобным комплексом должны профессионалы с опытом» Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужна ли единая управляющая компания для промпарков?

Как уже было сказано, около 10 промышленных парков управляется УК, созданными муниципальными исполкомами. И к ним есть вопросы по эффективности — естественно, что у районных исполкомов может и не быть должного уровня специалистов для работы над такими крупными проектами. Об этом заявляла и Минуллина на заседании комитета в ноябре. По результатам анализа АИР, проведенного в 2018 году, частные УК работают заметно эффективнее, чем государственные. Глава ведомства отметила, что, возможно, это связано с отсутствием KPI, мотивации на местах и финансовых стимулов. 

«Нам кажется, что можно было определить какого-то единого оператора, который бы координировал работу парков, сформировал программу показателей в соответствии с инвестиционным планом, выработал некий стандарт работы с инвесторами», — сказала Минуллина.

И, возможно, под единым оператором глава АИР имела в виду конкретную структуру. По информации нашего издания, инвестиционно-венчурный фонд РТ предлагает правительству республики свои услуги и стать единой управляющей компанией для промышленных парков и площадок, которые сейчас находятся под управлением исполкомов или аффилированных компаний. Наше издание запросило комментарий по этому поводу как у ИВФ, так и у АИР, но на момент публикации статьи ответа не последовало.

Также о проблеме с управляющими компаниями рассказал и Паздников. «Практику создания сети муниципальных площадок можно охарактеризовать как в целом эффективное решение поддержки бизнеса на местах, но в то же время она подвержена рискам, когда речь заходит о долгосрочном развитии площадок. Многие из них создаются не в форме индустриальных парков, с учетом лишь сиюминутной потребности в строительстве инфраструктуры, но не решается вопрос, как станет эксплуатироваться создаваемая инфраструктура в будущем. Многие площадки не имеют управляющих компаний, а ведь именно управляющая компания промпарка обеспечивает его стабильную работу», — сказал собеседник, уточнив, что под площадками без УК он имеет в виду «исполкомовские УК».

Маслехин в целом поддерживает идею ИВФ РТ создать единую УК для таких случаев. «Управляющая компания за счет своего масштаба и квалификации сможет лучше управлять парками. Сейчас объекты, построенные на государственные деньги, отданы на управление муниципальным службам, у которых и так много задач, а управлять подобным комплексом должны профессионалы с опытом», — говорит эксперт. Но, по его мнению, эта единая УК должна еще стать и единой сетевой и энергосбытовой компанией для промплощадок. Таким образом, у промышленных площадок появится дополнительная возможность для создания привилегий — пониженные тарифы. УК сможет покупать электроэнергию на оптовом рынке и продавать резидентам за любую цену.

Но с созданием единой УК возникнет новая проблема — неконкурентное преимущество у государственных УК перед частными. Ведь частная организация может и лучше государственной управлять парком, но льготные тарифы за электроэнергию она предоставить не сумеет.

Эту проблему, по мнению Маслехина, возможно решить передачей части пустующих территорий или помещений частных площадок под единую УК. «Например, частники, видя, что они не способны никого завлечь или что-то противопоставить госресурсу, могут попросить помощи у единой УК, отдав ей „незаселенную“ территорию», — рассуждает собеседник. Но и при таком варианте проявится еще одна проблема — конфликт с уже присутствующими резидентами. В промпарках подобные организации будут платить тарифы по старым расценкам, в отличие от «новичков», хотя эти предприятия может разделять всего несколько метров.  

Впрочем, у идеи создать единую УК есть и немало противников. Например, Николаев отметил, что из центра окажется сложно решать экстренно возникшие проблемы на местах. А Мирсаетов (руководит частной УК) сказал нашему корреспонденту, что он никогда не будет заинтересован в привлечении государственной управляющей компании: «Зачем мы станем отдавать ей свой бизнес?»

Марату Галееву тоже идея с единой управляющей компанией совсем не понравилась. Он считает, что такая организация не будет эффективной в условиях рыночной экономики и централизация приведет к снижению качества. «Я не сильно поддерживают идею о единой УК. Надо создавать и сохранять конкурентную среду для всех, а когда это приобретет единообразие из единого центра, все закончится госпланом и низкой эффективностью. Рынок — это всегда конкуренция, только тогда возможно движение вперед. Если мы всё централизуем, то приведем к монополизации и загниванию», — сказал депутат.

Собеседники нашего издания под агропарком подразумевают иной формат, нежели в Агропромышленном парке «Казань» — республике нужны комплексы и условия для переработки сельхозпродукции и последующей её реализации, а не просто большой крытый рынок Собеседники нашего издания под агропарком подразумевают иной формат, нежели в агропромышленном парке «Казань» — республике нужны комплексы и условия для переработки сельхозпродукции и последующей ее реализации, а не просто большой крытый рынок Фото: «БИЗНЕС Online»

Как быть с нехваткой агропарков?

Третья фундаментальная проблема — нехватка агропромышленных парков. Причем собеседники нашего издания под агропарком подразумевают иной формат, нежели в агропромышленном парке «Казань» — республике нужны комплексы и условия для переработки сельхозпродукции и последующей ее реализации, а не просто большой крытый рынок. Напомним, что именно такой вариант и предусматривает ГОСТ.

На ноябрьском заседании комитета Госсовета Галеев сказал, что можно подумать над вариантом с перепрофилированием промплощадок в сельской местности. «Мы производим сырье, но не можем организовать переработку, и оно уходит в другие субъекты, тем самым не создается добавленная стоимость. Да, мы ликвидировали дефицит сельскохозяйственной продукции, но у нас нет конкуренции по ее качеству — оно страдает, когда работа идет только на объем», — сказал депутат.

Маслехин также отмечает нехватку агропарков — республике нужны мощности по хранению и переработке сельхозпродукции. В качестве примера он привел агропарк «Рогачево» в Московской области — здесь компании не только выращивают картофель и хранят, перерабатывают его, но даже занимаются научной селекционной деятельностью, например, разрабатывают новые виды картофеля, например с вкраплениями молекул йода.

Собеседник назвал предложение Галеева хорошим. «В промышленных парках государство могло бы развить в Татарстане производство халяльной продукции на раз-два. Можно выделить льготные тарифы, льготы на аренду в обмен на контроль за продукцией», — высказал предложение Маслехин. Правда, многие промышленные парки в районах не создавались как агрообъекты, следовательно, их нужно будет изменить. Но есть и исключения — та же «Вятка» изначально создавалась как агропарк, здесь один из резидентов хотел создать логистический агроцентр, правда, эту идею реализовать не удалось. А сейчас, с сожалением отметил Маслехин, заявок от аграриев нет.

 
«У нас в Татарстане есть нехватка объектов, которые бы предоставляли услуги по хранению, переработке, консервации, упаковке и реализации сельскохозяйственной продукции. Конечно, в каждом районе такие парки не нужны, точечно надо 10 межрайонных объектов поставить»
Артур Николаев   зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ
Артур Николаев зампредседателя Торгово-промышленной палаты РТ

Как считает Халилов, в Татарстане вообще нет ни одного парка, который бы предназначался сугубо для производства продуктов питания. «Например, то, что мы реализовали в парке „М7“ — переработка полимеров, металлообработка, производство строительных материалов и так далее — нельзя посадить рядом с пищевой промышленностью. Для „пищевки“ нужен отдельный парк, вокруг него должна быть санитарно-защитная зона, где нет вредных производств. На мой взгляд, крупные, под 100 гектаров, агропищевые парки необходимы вблизи больших городов — около Нижнекамска, Набережных Челнов и Казани — всего 3–5 площадок, — рассуждает бизнесмен. — Что же касается перепрофилирования действующих площадок, то надо смотреть на уже работающих резидентов. Если они здесь дымят и шумят, то уже не поставишь рядом пищевика. В таком случае нужна новая земля для площадки».

По мнению Халилова, такие площадки требуют определенных условий: чистая территория с хорошей логистикой — чем ближе к городу, тем лучше, с большим складским корпусом, и она должна нести миссию по обеспечению земельными участками в условиях кооперации производителям продуктов питания, переработчикам сельхозпродукции. И, как заметил наш собеседник, сейчас фонд прямых инвестиций планирует подобный проект. «Мы надеемся реализовать эту площадку первыми», — говорит управляющий партнер фонда. Напомним, что фонд прямых инвестиций работает над агропромышленным индустриальным парком «М7 Высокая Гора». В мае Халилов на заседании в минсельхозе РТ рассказал, что суммарные инвестиции в проект составят более 25 млрд рублей. В июле глава фонда озвучил примерную дату начала работы с резидентами — конец первого квартала 2021 года.