На этот раз свой день рождения АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») решил отметить не в городском Доме культуры, как это бывало раньше, а прямо в одном из цехов На этот раз свой день рождения АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») решил отметить не в городском Доме культуры, как это бывало раньше, а прямо в одном из цехов Фото: Сергей Елагин

«ЗА ВАШИМИ СПИНАМИ — УЖЕ ГОТОВЫЕ БОЕВЫЕ КОРАБЛИ»

На этот раз свой день рождения АО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») решил отметить не в городском Доме культуры, как это бывало раньше, а прямо в одном из цехов. И, надо сказать, концертное шоу удалось органично наложить на суровую промышленную эстетику — труд корабела и в XXI веке остается одним из самых тяжелых чисто физически. «Вы все так хорошо оборудовали…» — проникся спецификой концертной площадки президент РТ Рустам Минниханов. Он счел необходимым напомнить, что при «переходе к рынку» вопрос стоял даже о банкротстве завода, но коллектив выстоял, и сегодня зеленодольская верфь — это своего рода знак качества в отрасли.

На антураж праздника обратил внимание и главком ВМФ Николай Евменов. «Это концертный зал, но за вашими спинами — уже готовые боевые корабли», — он указал на достраивающиеся патрульный корабль проекта 22160 и малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Адмирал выразил уверенность, что ему придется стать свидетелем еще не одной закладки, спуска на воду и подъема флага на корабле зеленодольской постройки.

В унисон ему заместитель министра обороны Алексей Криворучко заверил, что у завода «будет работа на много лет вперед». «Есть контракты на сегодня, а в ближайшее время заключат дополнительные», — заинтриговал чиновник. Тем не менее, учитывая то, что контрактов на главную продукцию зеленодольцев — МРК — в обозримой перспективе не предвидится, вопросы о будущем верфи все-таки возникают. Мы попытались сформулировать 7 задач завода на ближайшее время.


«ЛОББИРОВАТЬ НАС? ДА, НАДЕЕМСЯ»

Первая — получить от военных новый масштабный контракт. Как сообщил «БИЗНЕС Online» гендиректор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов, крайний заказ завод сдает в 2024 году и на этом строительство боевых кораблей на заводе завершается (пока). Между тем это достаточно массовые на сегодня серии — 12 МРК «Буян-М», 12 патрульных проекта 22160, 6 МРК 22800 «Каракурт». Что взамен?

По словам Мистахова, военные намерены заказать в Зеленодольске 12 больших судов обеспечения. Речь идет о варианте морского танкера проекта 03182 (автор — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро). Таких судов в России до сих пор не было. Они предназначены для приема, хранения, транспортировки и передачи жидких грузов (дизельного топлива, мазута, авиационного топлива, пресной воды) на надводные корабли и подводные лодки. Кроме того, ММТ станет снабжать корабли и суда грузами в бочкотаре, ящиках, контейнерах, заниматься сбором льяльных, сточно-фекальных вод, сухого мусора и пищевых отходов. Корпус — усиленного ледового класса Arc4 (изначальный шифр проекта «Платформа-Арктика»). Ну а новый вариант танкера несколько габаритнее и более насыщен всякого рода специфической аппаратурой. И вообще, по сути это платформа, пригодная ко многим модификациям для различных ведомств с разным функционалом по желанию заказчика.

По словам Мистахова, военные намерены заказать в Зеленодольске 12 больших судов обеспечения. Речь идет о судах радиотехнической разведки, созданных на базе малого морского танкера проекта 03182 Военные намерены заказать в Зеленодольске 12 больших судов обеспечения Фото: tatarstan.ru

Вторая — завалить минтранс РТ актуальными речными предложениями. Как объявил вчера на мероприятии министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, представители Татарстана включены в рабочую группу по подготовке нацпроекта «Внутренний водный транспорт» (должен быть подписан в апреле). «Мы вместе с заводчанами станем участвовать в подготовке документа и впишем туда основные мероприятия, которые в первую очередь окажутся нужны и нам», — заверил шеф минтранса. «Планируем выдвинуть предложения в рамках нацпроекта, — рассказал Мистахов. — Это программа замены флота. Хорошо, что в нацпроект попал наш министр, который будет рекомендовать то, что необходимо поставлять. Лоббировать нас? Да, надеемся». И здесь, конечно, будет не обойтись без помощи влиятельного гендиректора холдинговой компании «Ак Барс» (в которую входит судостроительная корпорация) Ивана Егорова.

Третья — выиграть конкурс Ханты-Мансийского автономного округа. Югра решила приобрести четыре судна на подводных крыльях (СПК). Претендентов два: «Метеор 120Р» от нижегородского ЦКБ по СПК им. Алексеева и «Метеор-2020» от завода им. Горького. Выигрыш татарстанцев будет означать возрождение выпуска СПК в Зеленодольске — в 1961–2006 годах предприятие построило 400 «Метеоров». Словом, это оперативный захват своей, а по возможности и чужой ниши на возрождающемся, но сравнительно небольшом рынке пассажирских СПК и вытеснение потенциальных и очень опасных конкурентов.

Четвертая — начать строить речные круизные суда. Интерес к ним сегодня наметился и, по мнению экспертов, будет расти. Бизнесмены и чиновники Пермского края, у которых родилась идея создания эдакого волжско-камского «Золотого кольца», уже интересуются, может ли завод им. Горького предложить современные проекты речных каютных судов. Зеленодольск выдвигает два проекта: PV11 и А241-3. «Ожидается расширенное тематическое совещание в минтрансе Татарстана», — сообщил вчера Мистахов.

«Чайкой» на сжиженном природном газе интересуются те же пермяки, и в целом завод намерен достаточно агрессивно продвигать ее на все реки России «Чайкой» на сжиженном природном газе интересуются те же пермяки, и в целом завод намерен достаточно агрессивно продвигать ее на все реки России Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ ТОЛЬКО СПГ, НО И ВОДОРОД, И ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЕ

Пятая — продвигать суда, работающие на нетрадиционных видах топлива. «Чайкой» на сжиженном природном газе интересуются те же пермяки, и в целом завод намерен достаточно агрессивно продвигать ее на все реки России. Но, как выясняется, не СПГ единым… «Электродвижение, двигатели на водороде — эти вопросы обсуждаем сегодня с крыловским центром, — говорит Мистахов. — Мы должны быть готовы к новому уже сегодня. Пример СПГ показал, что не все так просто — в процессе проектирования, строительства и стартовой эксплуатации мы столкнулись со многими проблемами. Кстати, водород — это очень серьезно».

Шестая. Поскольку завод им. Горького — фундамент СК «Ак Барс», он должен подвигнуть корпорацию к выполнению изначальной заявки о приобретении и включении в корпорацию других судостроительных и судоремонтных заводов. «Практика хозяйственной деятельности судозаводов показала, что текущий объем заказов на конкретном предприятии имеет значительные колебания, — рассказал „БИЗНЕС Online“ эксперт в области судостроения Владимир Леонов. — Верфи традиционно строят суда небольшими сериями. Обычно срок создания серии однотипных судов составляет 5–7–10 лет, после чего происходит переход к новому проекту с сопутствующими большими затратами на подготовку и освоение производства. Во время строительства первого судна нового проекта (а этот этап обычно длится 12–20 месяцев) рентабельность компании оказывается близкой к нулю. При наличии нескольких верфей можно централизованно обеспечить неодновременное освоение производства новых типов судов (в целом по корпорации один новый проект каждые 15–20 месяцев). Подобное обеспечит постоянную и равномерную загрузку».

В свою очередь, завод им. Горького сам должен стать образцовым поставщиком по машиностроительной части. Как сообщил Мистахов, предприятие будет одним из главных поставщиков по машиностроительной части для вертолетоносцев, которые СК «Ак Барс» строит на керченской верфи «Залив». «Сегодня состоялось расширенное совещание по универсальным десантным кораблям, — рассказал гендиректор. — Обсуждали техпроект, поставку оборудования, уже покупаем металл, а в целом на подготовку производства уже израсходовали около 2 миллиардов рублей».

Седьмая. Тотальная поддержка зеленодолького ПКБ, которое сегодня, по сути, стало частью завода. В том числе лоббирование интересов бюро в правительстве РТ. Сегодня, когда гособоронзаказ резко сократился, а минпромторг РФ заказывает относительно немного новых проектных работ, конкуренция среди КБ очень жесткая, и они выживают только благодаря поддержке руководства регионов, говорит Леонов. Он припоминает такую историю. В 2012 году был объявлен государственный конкурс на проект морского пассажирского судна на подводных крыльях. В финал вышли зеленодольское ПКБ и нижегородское ЦКБ по СПК. ЦНИИ им. Крылова как главный государственный эксперт в области судостроения одобрил зеленодольский проект. Но в минпромторг и минтранс России срочно выехал зам нижегородского губернатора и добился подписания контракта со своим КБ. А кто ездил в минпромторт и минтранс России от Татарстана?  Никто! За годы современного существования России и Татарстана республика только один раз заказала зеленодольскому ПКБ конструкторскую работу — танкер смешанного плавания проекта 15230. В то же время РТ оплатила 10 проектов сторонним бюро. Леонов уверен: «Татарстан способен самостоятельно финансировать проектирование, строительство и эксплуатацию многих типов речных и морских судов».