Накануне жители поселений Лаишевского района, близ которых пройдет скоростная платная трасса М12, собрали пресс-конференцию в офисном центре «Парус» Накануне жители поселений Лаишевского района, близ которых пройдет скоростная платная трасса М12, собрали пресс-конференцию в офисном центре «Парус»

РАСКОЛ ЛАИШЕВЦЕВ: «Если нас там нет, значит, нас не слышат!»

Накануне жители поселений Лаишевского района, близ которых пройдет скоростная платная трасса М12, собрали пресс-конференцию в офисном центре «Парус». Участие в ней приняли глава Лаишевского района Ильдус Зарипов и пресс-секретарь минтранса РТ Наиля Клевлеева. Напомним, что в конце ноября на встрече с протестующими глава минтранса РТ Фарит Ханифов представил новую трассировку дороги — и вроде бы тогда казалось, многие острые вопросы ушли с повестки дня. Но это лишь казалось.

Небольшой зал был полон, а жители сходу выразили недовольство работой группы по регулированию вопросов строительства дороги во главе с Ханифовым. Логика проста: большинство населенных пунктов не имеет там своих представителей. Сейчас туда входят три жителя района. «Если нас там нет, значит, нас не слышат!» — заявила жительница Орловского поселения Анна Игнатьева. На отсутствии диалога настаивали и другие несогласные с М12.

Глава Лаишевского района попросил у жителей доверять друг другу. Да и просто набраться терпения: все озвученные 27 ноября на круглом столе в Госсовете, на рабочих встречах вопросы — в работе. В том числе по расширению рабочей группы, по скотомогильнику у Тарлашей, по проекту трассы в целом. К слову, решение о расширении группы принимает кабмин РТ, а не муниципалитет. Но Зарипов обещал еще раз обратиться в правительство по этому вопросу. «Идет конструктивный диалог», — подчеркивал глава.

Глава Лаишевского района попросил у жителей доверять друг другу. Да и просто набраться терпения: все озвученные 27 ноября на круглом столе в Госсовете, на рабочих встречах вопросы в работе Глава Лаишевского района попросил у жителей доверять друг другу. Да и просто набраться терпения: все озвученные 27 ноября на круглом столе в Госсовете, на рабочих встречах вопросы — в работе

Между тем в лагере противников трассы наметился раскол. «У нас нет доверия!» — сказала Игнатьева. Правда, имен тех, к кому нет доверия, называть не стала. Председатель инициативной группы из протестующей деревни Орел Дмитрий Дементьев этот пас принял. И сказал, что за участие в рабочей группе не держится — ему предложили, он согласился. В том же духе ответил и житель деревни Орел Руслан Мадифуров.

Интересная деталь: на встрече корреспондент заметил небольшой десант противников строительства МСЗ в Зеленодольском районе: Антона Голубкова, Елену Изотову и Ирину Никифорову. После разгона в декабре 2019 года палаточного лагеря «Диоксиново» движение снизило активность и, похоже, ищет новое место приложения сил. Впрочем, экоактивисты участвуют везде, где только можно, поэтому это уже неудивительно. Отметим, что предыдущие встречи противников автобана с властями проходили на языке логики — однако вчера жители дали волю эмоциям. Риторика о том, что «нас не слышат», «нужно наладить диалог», в чем-то повторяла требования экоактивистов.

«Это место было настолько красивым, что все его называли раем. Жили, не тужили, и вдруг нож в сердце!» «Это место было настолько красивым, что все его называли раем. Жили не тужили, и вдруг нож в сердце!»

Страшилки М12: «Проект варварский! Будут уничтожены леса, животные! Грибы и ягоды станут ядовитыми!»

Профессиональная рука противников МСЗ, которые умело манипулировали страшилками о диоксинах и мутациях, пунктиром обозначилась и на вчерашней встрече. «Это место было настолько красивым, что все его называли раем, — взяла слово житель ДНТ „Светлый“ Марина Кузнецова. — Жили не тужили, и вдруг нож в сердце! Проект варварский! Будут уничтожены леса, животные! Грибы и ягоды станут ядовитыми!» И ведь это отчасти правда: любая человеческая деятельность меняет и отравляет природу.

Тут же показали фотографии того, что происходит с берегом неподалеку от деревни Орел. А там кран, забивают сваи, горы песка. «Готовятся площадки для натурных испытаний, ведутся изыскания», — объяснял в конце ноября замминистра транспорта Артем Чукин со ссылкой на ответ «Автодора».

Жители припомнили и обещание соединить ДНТ «Дружба» и «Светлый», сооружение подземного экодука… Но проекта еще нет. Неясно окончательно, каким будет мост через Волгу. Поэтому люди опасаются, что проектанты уже отказались от эстакады в пользу частичной засыпки реки, как в Займище. В целом требование протестующих, которых председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко назвал «непозитивными», по-прежнему актуально: отодвинуть трассу от населенных пунктов из-за будущего шума, вырубки леса, ухудшения экологии.

«Участок М11 у деревни не очень загружен. Наша Р-239 гораздо более загружена!», — рассказала Лилия Бурчик, побывавшая на месте «Участок М11 у деревни не очень загружен. Наша Р239 гораздо более загружена!» — рассказала Лилия Бурчик, побывавшая на месте

КАК ПРОТИВНИКИ М12 СЪЕЗДИЛИ НА М11 «НЕВА»

При этом часть обещаний строителей автотрассы уже выполнена. Состоялась анонсированная главой минтранса РТ поездка к платной трассе М11 «Нева» для четырех противников М12 (двоим поездку оплатило ведомство Ханифова, двое поехали за свой счет). Измерения проводили в 30 км от Москвы и в деревне Бухарово, вблизи которой, кроме автобана, проходит трасса А107 и железная дорога.

«Участок М11 у деревни не очень загружен. Наша Р239 гораздо более загружена!» — рассказала Лилия Бурчик, побывавшая на месте. Высота шумозащитных экранов — 4 м, из которых 1 м — шумоотражающий, 3 м — шумопоглощающий. Измеряли за и перед ними. По паспорту экраны снижают шум на 35–39 децибелов. Много это или мало? Для сравнения: уровень шумоизоляции обычной межквартирной стены по современным нормативам — 52–54 децибела. И все это зависит от расстояния от источника шума.

«Если отходим на метр и дальше, то шум повышается, — говорила Бурчик, отметив, что на отдалении от экранов шум снижался в среднем на 20 децибелов. — Но самое главное, от деревни до первых дворов есть большой еловый лес!» Жители тут же предложили сажать вдоль М12 не лиственные деревья, а ели. Ну и, конечно, сделать экраны не хуже, чем на М11. Зарипов и Клевлеева в этот момент сделали пометки…

В целом ощущение складывается такое, что по существу особо ничего нового не прозвучало — просто собравшиеся дали понять, что они продолжают держать руку на пульсе событий В целом ощущение складывается такое, что по существу особо ничего нового не прозвучало — просто собравшиеся дали понять, что они продолжают держать руку на пульсе событий

Жители Орла готовятся отстаивать лес — и, похоже, попали во власть синдрома NIMBI

Вернемся к изменениям трассировки, о которых ранее говорил Ханифов. Расстояние от дороги до села Тарлаши выросло с 420 до 515 метров. От Каипов отошли на 1,8 км и не станут рубить лес. От поселка Сараево расстояние с нескольких десятков метров увеличилось до 834 метров. В деревне Орел дорогу могут заглубить в полутуннель, который будет проходить в 200−300 м от ближайших домов, с брустверами по краям. А базе отдыха «Актер» подыскали новое место.

Изменения влетают в копеечку, министерство ведет переговоры с госкорпорацией «Автодор» об увеличении расходов на М12. Но даже такая компромиссная трассировка тоже нравится не всем. Часть жителей во главе с Игнатьевой требовали рассмотреть трассировку через Никольское. Казалось, что кто-то вот-вот проговорит: «Только не на моем заднем дворе!» А ведь о классической коллизии синдрома NIMBY (Not In My Back Yard) в сентябре предупреждал Татарстан и гуру урбанистики Михаил Блинкин.

«В Орловском сельском поселении народ волнует вырубка леса. У нас будут отстаивать лес! У вас не получится вырубить лес и оставить нас на трассе!» — сказала следом Игнатьева. Раздались аплодисменты. Напомним, у Орловского сельского поселения в коридор М12 под вырубку попал 71 га леса — земля под ним станет временной площадкой для складирования. Срубленные деревья, как и прежде, намерены компенсировать высадкой крупномеров в Лаишевском районе, хотя по закону можно и за его пределами на территории региона.

Но время шло, эмоциональное обсуждение подходило к концу. Глава района и представитель минтранса РТ записали озвученные на встрече вопросы, а жители, высказавшись, стали постепенно расходиться. Но в целом ощущение складывается такое, что по существу ничего нового не прозвучало — просто собравшиеся дали понять, что они продолжают держать руку на пульсе событий.