«По наименованиям и ассортименту республика укомплектована уже сейчас, но не все количество препаратов, которое запрошено минздравом, есть», — указал на пробелы бесплатной схемы снабжения заместитель генерального директора по аптечному складу «Таттехмедфарма» Ильшат Мингазутдинов. О том, как препараты на складах заменяют аналогами, чем объясняется дефицит других лекарств в аптеках и сколько пациентов уже получили спасительные пилюли от коронавируса, — в нашем материале.
-
В Татарстан поступили почти все 12 препаратов, важных для лечения от COVID-19. Правила их получения пациентами с диагнозом «коронавирус» мы уже подробно описывали. Бесплатные препараты для лечения 18 тыс. человек пришли сюда, на аптечный склад ГУП «Таттехмедфарм». Это «Фавипиравир», «Гидроксихлорохин», «Умифеновир», «Ривароксабан», «Амоксициллин», «Азитромицин», «Дексаметазон», «Преднизолон», «Метилпреднизолон», «Интерферон», «Левофлоксацин» и «Апиксабан». Поступление препаратов на склад ознаменовало завершение первого этапа обеспечения больных лекарствами.
-
Склад ГУП «Таттехмедфарм» работает с 07:30 до 21:00, но ряд сотрудников дежурят круглосуточно, в их распоряжении есть автомобили. По словам заместителя генерального директора по аптечному складу Ильшата Мингазутдинова, логистика компании позволяет доставлять препараты в аптеки республики «по первому звонку».
-
Под скрип скотча сотрудники укладывают упаковки лекарств по коробкам. Рядом с зонами упаковки — поддоны, на которые укладывают коробки. На глазах корреспондента «БИЗНЕС Online» в одну машину «Таттехмедфарм» загрузили несколько тяжелых поддонов для доставки по аптекам.
-
Распределение лекарств по аптекам «Татехмедфарма» курирует минздрав. «Ведомство присылает разнарядку, в какую аптеку какие лекарства и в каком количестве отгрузить. По данной разнарядке отдел сбыта набивает накладные, работники склада комплектуют, упаковывают, отправляют. Если разнарядка пришла в понедельник, то во вторник все лекарства уже в республике», — пояснил Мингазутдинов.
Когда бесплатные лекарства заканчиваются, аптека может попросить «добавки»: через минздрав РТ оформляется закупка, заявка отправляется в «Таттехмедфарм». Если необходимые медикаменты есть на складе, они тут же фасуются и отправляются в аптеки.
-
По словам замдиректора по аптечному складу, практически все лекарства, которые заявил минздрав РТ, закуплены и находятся на складе: из 12 позиций нет пока только одного препарата (какого именно, Мингазетдинов не назвал), но на складе есть его заменители с тем же действующим веществом. Некоторые препараты поступили в полном объеме, другие ожидаются до 29 ноября. «Можно сказать, что по наименованиям и ассортименту республика укомплектована уже сейчас, но не все количество препаратов, которое запрошено минздравом для республики, есть», — пояснил Мингазутдинов.
-
Но обеспечение бесплатными препаратами от COVID-19 не снимает дефицита других лекарств. В «Таттехмедфарме» признаются: все, что применяется при ОРВИ, коронавирусе, закупается в бо́льших объемах, но нехватка все равно ощущается.
-
Дефицит объясняют склонностью к самолечению, которым так увлеклись жители РТ. «Вместо того, чтобы идти к врачу, жители у нас спрашивают по знакомым и друзьям и слышат: „Я вылечился „Арбидолом“, и ты попей!“ Человек идет в аптеку и скупает препараты. Анализировали поступление препаратов — спрос на них вырос в разы. На складе у нас есть все, не переживайте! И перестаньте сами себя лечить!» — призывает Мингазутдинов. Он добавил, что сам летом переболел коронавирусом и все препараты смог найти.
-
Маркировка препаратов также больше сложностей не вызывает, говорит замдиректора по аптечному складу. «Маркировкой на нашем предприятии занимаются с 2017 года, сначала по 7 нозологиям (учение о болезнях и их классификации), сейчас — по 14. Процедуру обкатали. Да, раньше сложности были, но после того, как ввели 702 схему, никаких проблем нет. Все препараты, поступающие по COVID-19, маркированы, выпущены после июля 2020 года», — отметил Мингазутдинов.
-
Второй этап распределения лекарств наступает после того, как необходимые препараты поступают в аптеку. В схему включаются участковые терапевты, фельдшеры и волонтеры. Как это работает? В больницу (регистратуру или кол-центр) поступает вызов. Поликлиника его принимает, медработник (терапевт или фельдшер) приходит на дом к пациенту, осматривает его, консультирует, ставит диагноз и выдает свои рекомендации по лечению в зависимости от тяжести заболевания.
-
В тот же день медработник выписывает рецепт на пациента. Третий этап — отображение рецепта в аптеке при поликлинике в режиме онлайн. В документе есть есть перепись всего, что назначено пациенту. Четвертый этап — формирование аптекой согласно описи, пакету с препаратами, описью и рекомендациями к применению. «С 17 ноября мы начали использовать подобную практику, активно включились в работу, на сегодня 46 пациентов нашей поликлиники обеспечены льготными препаратами», — рассказал Ирик Билалов, заместитель главного врача по поликлинической работе городской поликлиники КМУ.
-
По словам Билалова, врачи в поликлинике в рабочем чате отмечают, какие препараты есть в наличии в аптеке. «Когда врач идет к пациенту, он знает, что есть и чего нет в аптеке поликлиники. Ориентируясь на это, он выписывает препараты. Информация обновляется в режиме реального времени», — пояснил Билалов.
После формирования пакета с лекарствами начинается последний, пятый этап — их доставка волонтерами. Как рассказала волонтер комитета по делам детей и молодежи Казани Сюмбель, начальник штаба волонтеров забирает рецепты из поликлиники и распределяет их между волонтерами. «У нас есть чат, в котором создается заявка на доставку лекарств по конкретному адресу. Обычно откликается тот, кому ближе, у нас волонтеры преимущественно пешие. Волонтер с рецептом на руках приходит в аптеку, где по электронной версии данного рецепта уже сформирован пакет, и забирает лекарства. В среднем у каждого волонтера 2–3 заявки в день», — рассказывает наша собеседница.
-
В аптеке сверяются с рецептом, и только после этого волонтеру передают в руки запечатанный пакет с препаратами. На нем бирка с ФИО заболевшего, адресом и номером телефона.
-
У волонтеров есть три промежутка времени, в которые они развозят лекарства: в 11:00, 14:00 и в 18:00. Время выбрано неслучайно: утром препараты относят тем, кого осмотрели и кому выписали рецепт с вечера предыдущего дня. Днем и вечером волонтеры посещают тех, кого врачи успели принять в течение дня, с учетом времени на осмотр пациента терапевтом, выписку рецепта, поступления рецепта в аптеку и сборку аптекой пакета с необходимыми лекарствами. «Мы работаем с субботы, 21 ноября. По Казани у нас выполнено уже 103 заявки», — рассказала собеседница нашего издания.
-
Рассчитывать на бесплатные лекарства могут и те, у кого нет подтвержденного диагноза «коронавирусная инфекция». «По критериям минздрава есть два варианта, при которых, не дожидаясь результатов ПЦР-анализа, можно начать лечение. Первый — это эпидпоказания: человек приехал из-за рубежа или был в тесном контакте в семье или на работе с тем, кто болен COVID-19. Второе — это клинические проявления болезни плюс результаты КТ. И даже при ПЦР-анализе с отрицательным результатом могут быть назначены соответствующие препараты, если есть клинические проявления болезни. Для нас большее значение имеет клиника», — пояснил Билалов.
-
Когда все необходимые формальности соблюдены, волонтер выходит на доставку. Волонтерский корпус работает с марта, как правило, это студенты. Начинали они с доставки продуктов питания пожилым людям и нуждающимся в период весеннего локдауна. «Волонтеры у нас не входят в группу риска, все моложе 65 лет. Считаю, это очень благородное дело. Людям, которые сидят дома, нельзя выходить, лучше не подвергать риску себя и окружающих», — заметила Сюмбель.
-
Волонтеры соблюдают меры предосторожности: им строго-настрого запрещено заходить в дома пациентов или находиться близко друг к другу. Передача пакета с препаратами происходит на почтительной дистанции в 2–3 метра. При корреспонденте «БИЗНЕС Online» Сюмбель повесила пакет с препаратами на ручку двери забора и отошла.
-
Если пациент живет в многоквартирном доме, волонтер звонит или стучит в дверь, но, если дом частный, приходится звонить на мобильный. Обычно лекарства забирают сами COVID-больные: тяжелых пациентов, которые не смогли бы встать сами, у Сюмбель еще не было. В крайнем случае лекарства может принять тот, кто ухаживает за больным.
-
Из-за двери появилась рука и забрала пакет. Ее обладатель — мужчина — не захотел внимания журналистов, но Сюмбель его остановила: нужно сделать фотографию с пакетом для доказательства, что препараты доставлены по адресу и переданы лично в руки. Только после этого подтверждающего снимка в волонтерском штабе закрывают заявку.
-
Мужчина послушно выходит на снимок, после чего спешит домой. «Люди относятся к нам скептически, не верят, что бесплатно. Удивляются. Сколько еще продлится эта акция, не знаю, вроде она бессрочная. До конца декабря у нас работа точно будет», — рассказала девушка.
Уже почти в закрытую дверь журналисты едва успевают бросить вопрос: «Как вы оцениваете эффективность раздачи лекарств?»
Но от данного пациента слов благодарности услышать сегодня было не суждено. «Я уже купил, потому что, пока вы привезете, уже все помрут!» — отрезал мужчина и захлопнул дверь. Сюмбель только растерянно развела руками: заявку по указанному адресу оформили только вчера вечером. «Выздоравливайте!» — пожелала вслед сварливому пациенту девушка и отправилась выполнять следующую заявку.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.