Гульчачак Назипова покидает должность генерального директора Национального музея РТ, с руководителем не продлили контракт. В этом качестве она проработала 14 лет Гульчачак Назипова покидает должность генерального директора Национального музея РТ, с руководителем не продлили контракт. В этом качестве она проработала 14 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НИКОГДА И НИ В ЧЕМ НЕ ОТСТАВАЛ ОТ ДРУГИХ МУЗЕЕВ!»

На кадровую отставку недели в Татарстане претендует появившаяся вчера вечером новость о том, что Гульчачак Назипова покидает должность генерального директора Национального музея РТ, с руководителем не продлили контракт. В этом качестве она проработала 14 лет. Министр культуры РТ Ирада Аюпова в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердила эту информацию: «Гульчачак Рахимзяновна будет готовить кадры для музеологии. Это сейчас не менее важно». По информации газеты, Назипова переходит на работу в институт культуры (КГУКИ).

Мы обратились к теперь уже экс-гендиректору Нацмузея РТ с просьбой прокомментировать свою отставку. Но в письменном ответе Гульчачак Рахимзяновна обошла тему ее причин. «Национальный музей Республики Татарстан никогда и ни в чем не отставал от других музеев! Более того, он находится в авангарде музейного дела не только в нашей республике, но и в стране! — уверена Назипова. — В этом году мы отметили 125-летний юбилей — это крупнейший региональный музей России! Богатейшая коллекция, собранная поистине всем нашим народом, — достояние и гордость республики! 30 августа мы презентовали крупнейшую экспозицию, посвященную истории Татарстана с древнейших времен до наших дней! Она была создана благодаря поддержке президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова к 100-летию ТАССР. Это современная экспозиция, построенная на основе самых передовых музейных технологий!»

По словам бывшего гендиректора Нацмузея РТ, в ее жизни наступает новый период и она еще принесет пользу своей стране. «Благодарю Ираду Хафизяновну и все руководство республики за поддержку музеев: только за последние пять лет мы реконструировали здания и построили новые современнейшие экспозиции музеев – филиалов НМРТ: Дом-музей Ленина, музей Боратынского, музей Горького и Шаляпина, Литературный музей Тукая, Дом татарской книги с мемориальной квартирой Камала! — указывает Назипова. — В марте этого года открылась новая экспозиция нашего Музея-мемориала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов! Отставать нам некогда — уже два года мы держим лидерство по посещаемости среди краеведческих музеев России! Наша республика богата своими музеями: Государственный музей-заповедник „Казанский кремль“, музеи в Болгаре и Свияжске (грандиозные проекты, осуществленные благодаря энтузиазму дорогого Минтимера Шариповича Шаймиева, нашего первого президента), великолепно отреставрированные здания Галереи современного искусства и Государственного музея изобразительных искусств — достойные уважения проекты последних лет! Музейное сообщество Татарстана гордится ими!»

Назипова — выпускница КГУ по специальности «историк», доктор исторических наук (2009). С середины 1980-х она работала в структуре Нацмузея РТ, который до 2001 года назывался Государственным объединенным музеем ТАССР.

По информации «БИЗНЕС Online», в ближайшее время и. о. генерального директора станет, скорее всего, нынешний заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе Светлана Измайлова, она также старожил — работает в музее с 1985 года.

Национальный музей РТ — это настоящая мини-империя, включающая в себя сразу 12 филиалов. В реставрацию многих из них вложены очень серьезные средства, и теперь республика, конечно же, ждет полноценной отдачи Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЕМ БЫЛ НЕДОВОЛЕН МИНКУЛЬТ

При этом, отмечают информированные источники газеты, в министерстве культуры РТ сейчас обсуждают кандидатуру нового постоянного руководителя музея. Говорят, что таковой появится примерно через месяц.

И к предыдущему директору у минкульта и не только были претензии. В частности, проверки проверяющих органов здесь выявили ряд нарушений, скажем, при заключении контрактов по госзакупкам. К примеру, Счетная палата РТ в период с 2017 по 2019 год насчитала нарушений на 47 млн рублей при бюджетных тратах на реализацию программы «Развитие музейного дела на 2014–2020 годы» (это общая сумма по итогам проверки Нацмузея РТ и Елабужского музея-заповедника, но почти все средства приходятся именно на учреждение, руководимое Назиповой).

Кроме того, говорят собеседники газеты, знакомые с ситуацией, опытный музейщик старой школы Назипова, по мнению руководства республики, была не слишком готова к изменениям и переменам, которые сегодня необходимы в музейном деле. К тому же ее критиковали за не самое лучшее состояние фондов и слабую научно-исследовательскую деятельность.

И действительно, притом что в Нацмузее РТ было немало выставок и образовательных программ, можно уверенно говорить, что в публичном поле он проигрывал музею-заповеднику «Казанский кремль» или ГМИИ РТ, где регулярно случаются громкие события, вроде закрывающейся на этой неделе выставки «Матисс. Пикассо. Шагал» или экспозиции картин Павла Филонова. Пожалуй, последний раз в связи с выставкой Национальный музей РТ вспоминали весной 2019 года по причине странной экспозиции «Историко-культурное наследие Татарстана», где среди прочего присутствовали портреты Ильсура Метшина, Александра Сладковского и Разиля Валеева.

Хотя не надо забывать, что потенциал музея огромный и это не только большое здание возле Кремля. Национальный музей Республики Татарстан — это настоящая мини-империя, включающая в себя сразу 12 филиалов (Музей Горького и Шаляпина, Музей Боратынского, Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Камала, Дом-музей Ленина, Литературный музей Тукая и др.), а в реставрацию многих из них за последние годы Татарстан вложил очень серьезные средства и теперь, конечно же, ждет полноценной отдачи. Судя по всему, это и будет основной задачей нового директора.

В Нацмузее РТ было немало выставок и образовательных программ, но в публичном поле он проигрывал музею-заповеднику «Казанский кремль» или ГМИИ РТ, где регулярно случаются громкие события Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДУМАЮ, БЫЛО МНОГО и ХОРОШЕГО, И ЧЕГО-ТО НЕ САМОГО…»

Эксперты «БИЗНЕС Online» в целом позитивно оценили 14-летнее директорство Назиповой в Нацмузее РТ.

Розалия Нургалеева — директор Государственного музея изобразительных искусств РТ:

— Гульчачак Рахимзяновну я знаю много лет. Она не только занималась музейным делом и его развитием в рамках Нацмузея РТ, но и проводила большую общественную работу и преподавала. Это достойный человек, историк, доктор наук. Конечно, может быть, ей надо двигаться дальше. У нас большие проблемы в системе преподавания музейных сотрудников. Возможно, она найдет себе новый проект и место, где сможет приложить свои навыки. Всегда наступает такой момент, когда сделано много и хочется двигаться дальше. Я разговаривала с Гульчачак Рахимзяновной, думаю, она знает, чем будет заниматься, и для нее это не новость.

Среди ее достижений я могу выделить реновацию музейного пространства. Как директор, я понимаю, как много сил это забирает. Отреставрированные музеи Тукая, Горького, Боратынского, работа в центральном музее — гигантский труд, который требует и творческих, и других вложений от директора. Остальные сотрудники мало в этом разбираются, а общие концептуальные задачи развития музея, стратегии, теоретической базы понимает как раз директор. Сейчас главное здание представляет собой открытое хранение музейных фондов, и за этим тоже стоит серьезная работа. На последней выставке к 100-летию ТАССР я увидела значительный подход к вопросам собирания. Мало кто понимает, что музей — не только экспонирование и сохранность предметов, а особенно у краеведческого музея, это вопросы собирания. Поток времени сметает все следы истории, в частности нашей республики и России. И я была потрясена тем материалом, который представлен в экспозиции, и тем, что там собрано. Это просто фантастика, я снимаю шляпу перед коллективом, который долгие годы занимался данным собиранием. Конечно, благодаря тому, что в музее знают, что такое история, там можно встретить экспонаты от, условно, гвоздя до глобальных вещей типа самолета. Музейщики как пылесосы. Они понимают, что любая вещь, которая ушла из обихода жизни, всегда найдет свое место в экспозиции. Гульчачак Рахимзяновна — доктор наук, она ведет большую работу в части общественных новаций, держит связь с ЮНЕСКО и центральными музеями. Это человек, который обладает большим потенциалом и найдет свое место.


Артем Силкин — директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск»:

— Это настолько большой и сложный по структуре объект — национальный музей. Он ведь включает в себя не только основное здание, но и дополнительные. Так что Гульчачак Рахимзяновне, что называется, не позавидуешь. Мне кажется, у нее очень сложная работа и она занималась большим делом. И все это не развалилось. Потому что примеров, когда такие крупные музейные образования рассыпались в 2000-е, на самом деле масса по всей стране. Наверное, за то, что этого не произошло, и нужно сказать спасибо ей. Что она не успела? Я не был так уж вовлечен в планы национального музея. То, что из прессы знаю: был интересный проект реконструкции, задействования внутреннего двора, его модификации, что позволило бы, наверное, сделать более интересным данный проект. Вот это не реализовано и, видимо, теперь вопрос далекого посткоронавирусного будущего.


Дина Ахметова — искусствовед, советник директора ГМИИ РТ по национальному искусству:

— Мне кажется, что однозначных оценок все равно дать невозможно. Думаю, было много и хорошего, и чего-то не самого… Но это ведь в любой деятельности так, потому, пожалуй, нельзя только негативно оценить. Считаю, свои достижения у нее были. Тем более у музея имелись свои проблемы, он долго реставрировался, что-то там горело и так далее. Конечно, с ним было сложно. Мне кажется, она справилась.


Зуфар Гимаев — экс-председатель союза художников РФ и РТ:

— Очень жалко, конечно. Кроме нее, я никого не представлю, кто бы мог занять эту должность. Может, у нее со здоровьем не все в порядке, она себя всю отдала данной работе. Но это только мое предположение. Работала хорошо, никаких кривотолков по отношению к ее работе я не слышал. Она всегда выступала за музеи на парламентских слушаниях среди депутатов. Честно говоря, мне много чего сейчас не нравится в нашей жизни. Я прожил почти 70 лет, и начиналось все по-другому. Все было по справедливости, а сейчас перевернулось с ног на голову.