Майя Ломидзе: «Регионы не досчитались 30% традиционного туристического потока. Но, учитывая, что сезон начался с 1 июля, минус 30% для массовых направлений — это успех» Майя Ломидзе: «Регионы недосчитались 30% традиционного туристического потока. Но, учитывая, что сезон начался с 1 июля, минус 30% для массовых направлений — это успех» Фото: «БИЗНЕС Online»

РВАНУЛИ В КАРЕЛИЮ

Впервые итоги летнего туристического сезона в России подводятся в середине октября. Как объяснила вчера на пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, так решили потому, что из-за коронавируса турсезон начался только 1 июля. Спикер рассказала, что только прилетела из Сочи и там «для октября сезон пока в разгаре». «Такое ощущение, что там коронавируса нет, — оценила она настроение отдыхающих. — И сервис приятно удивил».

Каким же был этот летне-осенний турсезон для России? По словам Ломидзе, худшие весенние прогнозы не сбылись: регионы недосчитались только 30% традиционного турпотока, а ожидалось падение на  50–70%. Самыми посещаемыми регионами стали Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край, Алтай, Татарстан, Ленинградская область, Карелия. Последняя вообще «побила все рекорды», и там даже «были пробки на пешеходных тропах». Напомним, по итогам 2018 года РТ входила в топ-5 самых популярных у россиян направлений внутреннего туризма — тогда республику посетило почти столько же туристов, сколько Крым.

В Краснодарском крае отдохнули 9 млн человек, в Крыму — 5 млн, в Калининграде — 1,8 миллиона. Прирост на 5–10% — в Бурятии и Алтае. Ломидзе полагает, что анализ сезона подвигнет на развитие инфраструктуры. «Главное, чтобы этот интерес не пропал с открытием границ», — подчеркнула глава АТОР. Она также напомнила о продлении до 10 января 2021 года на новых условиях программы туристического кешбэка. Специалист прогнозирует, что спрос на программу вырастет на 50–60%. А в целом ситуация пока малопрогнозируема — регионы вводят новые коронавирусные ограничения.

Краснодарский край посетили 9 млн туристов, Крым — 5 млн, Калининград — 1,8 млн. Краснодарский край посетили 9 млн туристов, Крым — 5 млн, Калининград — 1,8 миллиона Фото: © Артур Лебедев, РИА «Новости»

ДОРОГОСТОЯЩИЕ ВАРИАНТЫ НА НОВЫЙ ГОД УЖЕ РАСКУПЛЕНЫ

А что с осенне-зимним сезоном? «Поступают тревожные сводки почти из всех регионов, и они вносят изменения в поведение туристов, — предупредила Ломидзе. — Одна из особенностей этого сезона — отсутствие глубины продаж. Люди обожглись весной и опасаются бронировать поездки больше чем на месяц». Зато VIP-размещение и дорогостоящие варианты на Новый год уже раскуплены — видимо, туристы в этой категории не так опасаются отмены поездки. Лидером станет Краснодарский край, за рубежом — Турция (Стамбул и Анталья). Топ-5 направлений для отдыха в новогодние каникулы выглядит так: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Крым, Турция, Ставропольский край.

По словам Ломидзе, зимой появится повышенный спрос на «нашу экзотическую зиму». Отечественные туристы поедут в Мурманскую область, хотя раньше путешественников из Китая там оказывалось чуть ли не больше, чем из России. В эту зиму крупные туроператоры поставят на это направление чартеры. Стоимость тура стартует от 44 тыс. рублей. «Возможно, станут пользоваться спросом Ямал или Новый год на горячих источниках Тюмени, — считает Ломидзе. — Зимний Байкал — незабываемая история. Будет спрос на горнолыжные туры — это весь Кавказ, Домбай, Чегет, Шерегеш, Абзаково, Кировск. А резиденция Деда Мороза в Великом Устюге и так всегда входит в топ самых популярных зимних направлений».

«Возможно, будет пользоваться спросом Ямал, или новый год в Тюмени в горячих источниках… Зимний Байкал — незабываемая история. Тоже будет востребованным продуктом» «Возможно, станут пользоваться спросом Ямал или Новый год в Тюмени на горячих источниках… Зимний Байкал — незабываемая история. Тоже будет востребованным продуктом» Фото: © Кирилл Шипицин, РИА «Новости»

ТАТАРСТАН? ИЩУТ БОЛЕЕ СВЕЖИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Татарстанские игроки рынка оптимизма Ломидзе не разделяют. Генеральный директор магазина путешествий «Компаньон СП» Сергей Пасечник сообщил «БИЗНЕС Online» о падении продаж в своей компании более чем на 50%. «С начала апреля и по середину июля была почти тишина, даже по Крыму и Сочи, потом уже стали постепенно летать», — рассказывает предприниматель. Зимний сезон бронируется слабо — европейские горнолыжные курорты пока закрыты, а на Эмираты «сплошные переносы из Казани и высокие цены из Москвы». Что касается стоимости, то пока явно подорожали только билеты. Конечно, пандемия заставила туристов обратить внимание на Алтай, Карелию или Байкал, говорит Пасечник. «Татарстан в лидерах по внутреннему туризму уже был, многие россияне его посетили, посмотрели Казань с ее хорошей „экскурсионкой“, но сейчас ищут более свежие, неизведанные направления», — объясняет директор магазина путешествий отставание республики.

«Татарстан в лидерах по внутреннему туризму уже был, многие россияне его посетили, посмотрели Казань с ее хорошей экскурсионкой» «Татарстан в лидерах по внутреннему туризму уже был, многие россияне его посетили, посмотрели Казань с ее хорошей «экскурсионкой» Фото: «БИЗНЕС Online»

Руководитель Skyland Travel Виталий Кольгин тоже находит цифры Ломидзе чересчур оптимистичными: «Сложно согласиться с тем, что летнее падение только 30 процентов: июнь совсем никчемный, ближе к нулю, июль — 25–30 процентов от плана, август — процентов 50, в лучшем случае 60 от плана. В сентябре снижение на уровне 30 процентов, октябрь пока ниже 20 процентов от плана. В любом турагентстве вам скажут, что падение было в лучшем случае 50 процентов». Что касается бронирования зимних туров, то их вообще нет, сообщил руководитель компании. По его словам, сейчас люди не покупают туры дальше, чем на неделю. Кольгин отмечает еще одну интересную деталь: туристы из РФ стали меньше ездить не только отдыхать за границу, но и в рабочие командировки, организацией которых компания также занимается. «Это более печальный показатель: он означает, что организации максимально сокращают свои издержки на передвижение персонала». Внутренний туризм действительно вырос, но Кольгин отметил, что эти туристы в массе своей проходят мимо турфирм, потому что в поездках по стране их услуги россиянам попросту не нужны.