Сегодня в Госсовете РТ состоялось второе заседание комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка под руководством Марата Ахметова. Из 15 вопросов повестки абсолютное большинство составляло объявление всевозможных конкурсов, хотя гендиректор ТНВ Ильшат Аминов и отказался называть эти темы мелкими. В каких районах республики и как будут продвигать татарский Ирада Аюпова и Ильшат Гафуров и кому хочет ставить памятники Лутфулла Шафигуллин — в материале «БИЗНЕС Online».
Марат Ахметов (слева): «Мы сделали анализ социальных сетей, аккаунтов госучреждений, у некоторых министерств отношение к татарскому языку как к государственному весьма прохладное»
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТОЖЕ НЕОБХОДИМ, НО ВЕДЬ И ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НУЖНЫ»
Сегодня заседание комиссии при президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка прошло во второй раз за свою историю. Впервые «отряд спасателей» татарского из трех с половиной десятков человек во главе с Маратом Ахметовым собирался в середине лета, но тогда обсуждались больше организационные вопросы. Спустя же два с хвостиком месяца общественность ждала озвучивания конкретных практических шагов по осуществлению благородной миссии, заявленной в названии новой структуры.
Гостям заседания раздали раздали повестку дня из 15 пунктов, с которой «БИЗНЕС Online» познакомил своих читателей еще на прошлой неделе, обратив внимание на то, что среди предлагаемых мер фактически отсутствовали какие-то концептуальные и стратегические вещи, связанные, к примеру, с системой национального образования. Львиная же доля из намеченного была посвящена проведению всевозможных творческих конкурсов как среди взрослых, так и детей. Кроме того, там оказались предложения по увековечению памяти лауреатов Тукаевской премии и подготовке плакатов-портретов с выдающимися деятелями татарской нации. В общем, с точки зрения внешнего эффекта и пиара это неплохие инициативы, но… Хотелось бы и содержательности.
Ркаил Зайдулла: «Важнейшая проблема — система национального образования. Самое главное сейчас — уделять внимание именно этому!»
Насколько это важно для сохранения и развития татарского языка? С таким вопросом мы обратились к члену комиссии, депутату госсовета РТ Ркаилу Зайдулле. Известный драматург, кстати, лауреат Тукаевской премии высказал свое мнение: «Я не участвовал в принятии повестки дня, видимо, заседание решили посвятить конкурсам, получению грантов. Конечно, всевозможные вывески, плакаты, портреты также значимы, потому что, бывает, читаешь написанное по-татарски, и душа болит. Но я считаю, что важнейшая проблема — система национального образования. Самое главное сейчас — уделять внимание именно этому! Если молодое поколение, школьники не знают татарский язык, а в наших школах нет возможности учиться на татарском или ученик не хочет туда идти, так как его родители сами не знают татарского, то сколько бы ты денег ни потратил, какие бы конкурсы ни объявлял, никакой пользы от всего этого не будет».
Ильшат Аминов возмутился тому, что мы имели неосторожность назвать вопросы, связанные с конкурсами, мелкими
А вот другой член языковой комиссии и депутат Госсовета РТ, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов возмутился тому, что мы имели неосторожность назвать вопросы, связанные с конкурсами, мелкими. «Как это может быть мелкими вопросами? — не согласился наш собеседник. — Национальный университет тоже необходим, я не спорю с вами, но ведь и песни для детей нужны. Мы не можем данные проблемы откладывать на завтра, они нам нужны уже сегодня. Сейчас нет песен для детей, сходите в детский сад, там не хватает детских татарских песен! Мы на ТНВ объявили конкурс, к нам пришло 46 композиций. И мне важно то, что я делаю! Я же не говорю, что национальный университет не нужен, но его просто так не откроешь, нужна база, а ее нет. Надо создавать базу, кадры необходимы, думаю, постепенно к этому придем, вот увидите!»
Рафис Бурганов (справа) числится в комиссии заместителем Ахметова и, судя по всему, даже перейдя на другую работу, свой статус пока не потерял
«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ОЧЕНЬ ВАЖЕН, ОСОБЕННО РУКОВОДИТЕЛЯ»
Заседание началось после того, как в президиуме появился председатель комиссии, вице-спикер республиканского парламента Ахметов. Рядом с ним в президиуме расположился неожиданно для честной публики не кто иной, как новоиспеченный и. о. ректора Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рафис Бурганов. Экс-глава минобрнауки РТ числится заместителем Ахметова и, судя по всему, даже перейдя на другую работу, этот статус пока не потерял, хотя за все два с половиной часа, что длилось мероприятие, Бурганов не произнес ни одного слова. В общем, инерция у нашей системы сильна, и на ходу она никак не может перестраиваться.
Пока Бурганов задумчиво слушал коллег, его шеф (по комиссии) был достаточно многословным. Ахметов сообщил, что составлен план работы комиссии на 2020–2021 годы: «Для меня, человека, который работал в другой отрасли, вопросы, поднимаемые комиссией, были в новинку, я их изучал. За это время проведена работа, мы поделили районы на четыре группы. Встречались с главами муниципальных районов, в которых татары составляют 80 и выше процентов населения, таких у нас 18. Завтра, например, группа во главе к Камилем Нугаевым выезжает в Актаныш». Марат Готович сообщил, что каждого члена комиссии закрепят за каким-нибудь районом или городским округом: «Хотя кому-то это может и не понравиться». Так, Аминов будет курировать Заинский и Тукаевский районы, министру культуры РТ Ираде Аюповой достались Арский, Нурлатский и Верхнеуслонский, ректору КФУ Ильшату Гафурову — Апастовский и не чужая ему Елабуга.
В общем, Ахметов явно решил применять в политическо-гуманитарной сфере свои многолетние наработки из хозяйственного управления: деления на районы, закрепление кураторов. Будет ли эффективен такой менеджерский подход? Пока тоже большой вопрос…
Далее заместитель председателя Госсовета РТ честно признался, что работа в организациях и на местах, когда речь идет о языковых вопросах, еще оставляет желать лучшего. «Мы сделали анализ социальных сетей, аккаунтов госучреждений, у некоторых министерств отношение к татарскому языку как к государственному весьма прохладное, — сообщил Ахметов. — Министерство спорта, молодежи, транспорта и дорожного хозяйства, агентство инвестиционного развития, минздрав и многие другие. На тех же совещаниях у президента министры, даже будучи татарами, не выступают по-татарски, несмотря на указания в их адрес. Личный пример очень важен, особенно руководителя».
Председатель языковой комиссии призвал ее членов выходить в народ, встречаться с людьми на местах, приводя в качестве примера дореволюционное «хождение в народ», хотя оно и «было буржуазно-демократическим». По мнению Марата Готовича, повышенное внимание нужно уделять двум крупным городам республики — Казани и Набережным Челнам. Именно они должны являться локомотивом по развитию языка, потому что все ориентируются на мегаполисы.
Лутфулла Шафигуллин предложил увековечить лауреатов Тукаевской премии, причем сразу по всему миру, при помощи стел, памятных знаков. Общее количество лауреатов на сегодняшний день — 189 человек
«ПОМНИТЕ, РАНЬШЕ В РАЙОНАХ СТОЯЛИ РЕПРОДУКТОРЫ, И ОТТУДА ЗВУЧАЛА ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА?»
После вступительных речей приступили к сообщениям об организации тех самых пресловутых конкурсов. Первым взял слово главный редактор журнала «Казан утлары» Рустам Галиуллин, чтобы рассказать о литературном конкурсе под эгидой языковой комиссии. Главред журнала «Ялкын» Ильназ Фазуллин поведал о будущем мероприятии под названием «Үз юлым» («Свой путь») — творческой лаборатории, где прошедшие отборочное сито участники станут работать уже с наставниками, которые помогут создавать стихи и прозу. Директор Татгосфилармонии Кадим Нуруллин сделал сообщение о «Tatar сүзе», в нем будут соревноваться мастера разговорного жанра. Состоятся также конкурсы на использование родного языка в школах и детсадах. Кроме того, говорили о важности развития татарского сегмента «Википедии», сейчас в нем уже 140 тыс. материалов на языке великого Тукая. Если брать народы бывшего Советского Союза, то татары по распространению своего языка в интернет-энциклопедии занимают 6-е место после русских, украинцев, казахов, азербайджанцев и чеченцев.
Кадим Нуруллин сделал сообщение о «Tatar сүзе», в нем будут соревноваться мастера разговорного жанра
Экс-глава «Таттелекома» Лутфулла Шафигуллин предложил увековечить лауреатов Тукаевской премии, причем сразу по всему миру, при помощи стел, памятных знаков. Общее количество лауреатов на сегодняшний день — 189 человек. Некоторые из них, кого можно отнести к «выдающимся деятелям татарского народа», появятся на портретах-плакатах, которые хотят разместить в учебных классах, а также на уличных билбордах. Состоится и кинофестиваль для детей «Милли мультfest», о нем рассказала директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. Директору агентства «Татмедиа» Айдару Салимгараеву, который говорил о ходе подписной кампании, задали вопрос: почему сейчас нет в продаже татарских открыток? Оказалось, что это больная тема и для него: «Сам вчера столкнулся с подобным, пригласили на никах, а деньги в качестве подарка положить некуда, нет нигде такого конверта». Далее уже сам Ахметов озвучил еще одно предложение: «У нас есть план создания мобильных групп для выезда в районы для пропаганды литературной красоты татарского языка. Будет три мобильных группы, в них окажутся специалисты из ТНВ, Казанского театрального училища и института культуры».
Честно говоря, впечатление от заседания комиссии Ахметова осталось сложное. Очевидно, что собрались люди неравнодушные, готовые что-то делать для развития и сохранения языка, но вот что? Этот вопрос, как было понятно, не давал многим покоя. Наиболее красноречиво, на наш взгляд, работу данной комиссии, мечущейся между бюрократическими подходами, хорошими при уборке урожая, и креативными поисками в духе капустников иллюстрировал искренний (безусловно искренний, но это не мешает ему стать некой архаикой в духе 30-х годов прошлого века) спич 63-летнего депутата Госсовета РТ Камиля Нугаева.
Камиль Нугаев (в центре) предложил возродить традицию слушать татарское радио, поэтому до конца ноября в райцентрах и селах возле ДК и парков установят 100 единиц оборудования
«Помните, раньше в районах стояли репродукторы, и оттуда звучала татарская музыка?» — неожиданно с таким вопросом к собравшимся обратился депутат Госсовета. Так вот, по мнению народного избранника и экс-главы Спасского района, нужно возродить такую традицию, поэтому до конца ноября в райцентрах и селах возле ДК и парков установят… 100 единиц оборудования. Далее Камиль Асгатович как человек, болеющий душой за родной язык, призвал (видимо, креатив на репродукторах закончился) всех начинать сохранение татарскости с себя: «Если два татарина между собой продолжат разговаривать по-русски, мы далеко не уйдем. Бывает, мне звонит татарин, выросший в деревне, а сам по-русски: „Камиль, как дела?“ Я ему сразу: „Давай, говори по-татарски!“ По-другому никак».
На этой ноте завершилось второе заседание комиссии Ахметова, которое оставило противоречивое впечатление своей нацеленностью на внешние эффекты. Тем не менее, судя по настрою, себе они определили впереди большой объем работы. Ведь 2021 год объявлен в Татарстане Годом родных языков и народного единства. Остается надеяться, что рано или поздно Марат Готович и Ко поймут, что нужно, кроме выездов в районы, проведения конкурсов и покупки для сел репродукторов в XXI веке с его «фабриками мысли», стратегически сессиями и экспертными группами (да-да, есть такие новые инструменты в решении сложных задач; при написании Стратегии-2020 в РТ спецы из Леонтьевского центра, нанятые Рустамом Миннихановым, их применяли успешно), необходимо заниматься и концептуальными проработками и глубинными проблемами, и начнут искать подходы к ним…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 552