На смену камерам «Автодории» первого и второго поколения, установленным с 2013 года в Казани и на автотрассах по всему Татарстану, придут современные комплексы «Кордон-М» На смену камерам «Автодории» первого и второго поколений, установленным с 2013 года в Казани и на автотрассах по всему Татарстану, придут современные комплексы «Кордон-М» Фото: Егор Алеев/ТАСС

ШТРАФОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ

Компания «Автодория», которая специализируется на умных камерах, фиксирующих нарушения ПДД, потеряла в Татарстане более половины рынка. Камеры казанского производителя демонтируют как в самой Казани, так и на подъездах к столице РТ. Мгновенно разнесшийся слух некоторые автомобилисты восприняли как разрешение пошалить. Например, по Горьковскому шоссе стали гонять так, что сразу отпадают последние сомнения: камеры нужны.

К счастью, праздник непослушания продлится недолго. Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в управлении ГИБДД по РТ, на место прежних камер скоро придут новые, гораздо круче прежних. Всего на дорогах республики появится 230 современных комплексов «Кордон». Они придут на смену камерам «Автодории» первого и второго поколений, установленным с 2013 года в Казани и на автотрассах по всему Татарстану. Под замену попадают также технически устаревшие стационарные приборы «КРИС-С», установленные в 2009 году в столице РТ.

117 новых умных приборов фиксации нарушений из 230 будет установлено в Казани в первую очередь на крупных магистралях Большого казанского кольца — на проспекте Победы, 3-й транспортной дамбе, проспекте Ямашева, улице Большая Крыловка, Несмелова, Кировской дамбе. 42 комплекса планируется разместить в Набережных Челнах, еще 71 прибор найдет применение в 25 районах республики.

Под замену попадают также технически устаревшие стационарные приборы измерения скорости «КРИС-С», установленные в 2009 году в столице РТ Под замену попадают также технически устаревшие стационарные приборы измерения скорости «КРИС-С», установленные в Казани еще в 2009 году Фото: © Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«Кордон» способен фиксировать как мгновенную, так и среднюю скорость движения транспортных средств на автодорогах до 6 полос движения. Кроме того, новый комплекс заготовил для нарушителей ряд новых фокусов, которых не ожидаешь от обычной умной камеры. Новинка может, например, различать легковые и грузовые транспортные средства, фиксировать выезд на полосу встречного движения либо на трамвайные пути встречного движения, езду по обочине, по полосе для общественного транспорта, по велосипедным дорожкам и тротуарам, пересечение сплошной линии разметки и даже выявлять транспортные средства, находящиеся в розыске. При обнаружении таковых прибор сразу передает сигнал тревоги и географические координаты нарядам ГИБДД. Не укроются от «ока» «Кордона» и нарушители правил парковки, в том числе на остановочных площадках. Комплексы могут работать как в стационарном, так и в мобильном режиме — на обочине или на «борту» автомобиля, движущегося в общем потоке. Есть и сервис для любителей притормаживать только в определенных, изученных местах. В общем, по сравнению со старыми камерами новые просто «терминаторы».

  дорогу «автодории» перешли ПЕТЕРБУРЖЦЫ

Техническое перевооружение проводит возглавляемое Рифкатом Миннихановым ГБУ «Безопасность дорожного движения», которое еще летом организовало для соответствующих целей три госзакупки на общую сумму в 217 млн рублей и сроком исполнения до 1 декабря. Все три контракта заключено с ООО «Симикон-Сервис» из Санкт-Петербурга, причем конкурировало с ним целых 7 компаний, включая саму «Автодорию». В итоге каждый комплекс в зависимости от модификации обойдется в сумму от 600 тыс. до 831 тыс. рублей.

Фишка «Кордон.Про» М в его мобильности. Он может использоваться и как стационарный, и как переносной измерительный комплекс — например, для выявления нарушителей ПДД при размещении на движущемся автомобиле или на обочине дороги Фишка «Кордона» в его мобильности. Он может использоваться и как стационарный, и как переносной измерительный комплекс Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»

Единственный учредитель «Симикон-Сервиса» — Владимир Пригоровский, уже в который раз фигурирующий в СМИ как инженер-разработчик комплексов видеофиксации. Выручка компании по итогам 2019-го — 407,7 млн рублей, чистая прибыль — 32,6 млн рублей. Интересно, что за годы существования фирма выиграла 22 тендера на 716,1 млн рублей и все они, кроме одного мелкого, — в Татарстане. Впрочем, по всей видимости, «Симикон-Сервис» — это часть группы компаний производителя «Кордонов», петербургского ООО «Симикон» во главе с Ильей Барским (собственник основной доли скрыт за фирмой, зарегистрированной в Германии).


Компанию еще в 1991 году основали выходцы из ленинградского объединения «Светлана» — флагмана советской электроники, выпускавшего микрокалькуляторы и микро-ЭВМ под маркой «Электроника», а главное, электронную начинку для комплексов «Тунгуска», ракетных систем С-300, самолетов МиГ и т. д. Собственно, название фирмы — это сокращение военного термина «системы микроволнового контроля». Когда предприятие стало разваливаться, инженеры нашли себе применение в поначалу полукустарном промысле — первое время делали антирадары для частных покупателей, потом наладили выпуск и радаров. Затем, несмотря на некоторый «конфликт интересов», выпускали и то и другое, но в конце 90-х сделали выбор в пользу более прибыльного и технологичного рынка и окончательно перешли на сторону стражей правопорядка.

Как видно из истории тендеров, продукция «Симикона» в Татарстане широко представлена уже сейчас, но столь массовая замена одних камер на другие идет впервые — речь о переходе ГИБДД РТ на новую технологическую платформу.

На этапе расцвета «Автодории» ее соучредителем через ООО «Стартобаза» была жена главы минкомсвязи Николая Никифорова Светлана Никифорова На этапе расцвета «Автодории» ее соучредителем через ООО «Стартобаза» была супруга главы минкомсвязи Николая Никифорова Светлана Никифорова Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

ПОД ЭГИДОЙ НИКИФОРОВА

Массовое применение камер системы «Автодория» по всей России началось после того, как в 2013 году поручение рассмотреть вопрос об установке соответствующих устройств дал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Симпатию властей к компании СМИ объясняли  просто: ее главным совладельцем через ООО «Стартобаза» была Светлана Никифорова, супруга прежнего главы минкомсвязи Николая Никифорова.

Однако в июле 2017 года Никифорова вышла из числа владельцев компании, и сразу же «Автодория» начала терять свои позиции. В августе 2017-го центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы не стал продлевать контракт с казанской компанией, после чего подрядчик самостоятельно их демонтировал. В мае 2018 года министр Никифоров вышел в отставку, и меньше чем через месяц «Автодория» впервые потерпела поражение в борьбе за «камерные» контракты и в республике — договор на поставку 100 измерительных приборов «АвтоУраган-ВСМ2» для установки на федеральных трассах Татарстана был заключен с ООО «Рекогна-Индастриал».

Сейчас 30% доли «Автодории» принадлежит некоему Александру Николаеву, еще 70% доли — у Артема Лопатина (впрочем, они заложены в качестве обеспечения по займу кипрского офшора Sunomil Co Limited).

благотворительность не помогла

В пресс-службе «Автодории» «БИЗНЕС Online» подтвердили тотальный демонтаж оборудования — 244 камеры контроля скоростного режима в Татарстане уже покинуло свои «посты». Однако в компании уточнили: убирают только приборы первого и второго поколений. Закупленные позже 106 комплексов третьего поколения «Автодория 3.0» (сейчас это основной продукт компании) остается на вооружении: аппараты фиксируют как превышение средней скорости на контролируемом участке, так и выезд на встречную полосу. Продолжают работу и 73 комплекса компактного варианта «Автодория 3.0». Все камеры находятся в собственности республики.

Государственный контракт на обслуживание камер, которые сейчас убирают, действовал лишь до конца 2018 года. В 2019-м нового конкурса на поставку услуги контроля скоростного режима не объявляли. «Фактически республика оставалась без фиксации соблюдения скоростного режима на оживленных участках протяженностью 350 километров, — сообщили нашему корреспонденту в пресс-службе „Автодории“. — Отсутствие системы контроля скорости создавало риск увеличения количества ДТП. Поэтому в компании „Автодория“ приняли решение заключить безвозмездный договор на территории республики по согласованию с ГИБДД. По нему производитель за свой счет продолжал обслуживание системы контроля скоростного режима, обеспечивая безопасность движения на большинстве оживленных трасс региона».


«Еще начиная работать в казанском IT-парке, мы заняли принципиальную позицию: являясь татарстанской компанией, в первую очередь не можем допустить роста ДТП именно на трассах нашей республики, у себя дома, — говорит директор „Автодории“ Алексей Колотушкин. — А живя и работая в Казани, мы можем обслуживать системы самостоятельно, не прибегая к услугам подрядных организаций. В итоге мы выделили финансирование на обслуживание камер и поддержание системы за свой счет на 20 месяцев».

Сколько конкретно средств было выделено, в компании не уточнили, однако такая благотворительность не принесла «Автодории» долгожданного контракта. При этом в казанской компании подчеркивают, что предлагали системы контроля четвертого поколения, прошедшие сертификацию в 2019 году. Приборы позволяли фиксировать не только 17 типов нарушений, но и анализировать степень эффективности камер.

«Отличительная особенность „Автодории“ нового поколения — универсальность: один прибор без дополнительной модернизации фиксирует такое же количество нарушений, как весь модельный ряд конкурентов», — уверяют в компании. В пресс-службе «Автодории» добавили, что в среднем за 45 месяцев функционирования камер смертность в зоне контроля комплексов «Автодория» в Татарстане снизилась на 17%. На отдельных участках ДТП со смертельным исходом удалось ликвидировать полностью, например на трассе Казань – Оренбург, на участках трассы М7.

Финансовые показатели компании не позволяют делать однозначный вывод о том, что ее дела идут в гору. Выручка «Автодории» увеличилась с 259 млн в 2017 году до 344 млн рублей в 2019-м, но чистая прибыль заметно упала — с 98 млн до 2,5 млн рублей. В то же время краткосрочные и долгосрочные долги компании выросли с 5 млн до 84 млн рублей и с 61 млн до 242 млн рублей соответственно. На счету «Автодории» 59 госконтрактов на 2 млрд рублей. Но в 2020 году фирма заключила всего 7 контрактов на общую сумму 32 млн рублей.

«При выборе комплексов сейчас основную роль играет не их функционал, а цены как на сами комплексы, так и на их обслуживание и аренду. Сейчас во многих случаях регионы приобретают не комплексы, а услугу фиксации» «При выборе комплексов сейчас основную роль играет не их функционал, а цены как на сами комплексы, так и на их обслуживание и аренду. Сейчас во многих случаях регионы приобретают не комплексы, а услугу фиксации» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Главное, чтобы нашА ГИБДД использовалА все возможности и функции»

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими мнениями о том, что стало поводом для потери «Автодорией» контрактов в Татарстане.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в Татарстане:

— Основная причина отказа от «Автодории» в том, что нет понятия «измерение средней скорости». Его признали незаконным в Верховном суде, где разъяснили, что нет средней скорости и что можно измерить только мгновенную скорость на определенном участке. Смысл в «Автодории» отпал. «Кордон» — это многофункциональное устройство, и он, конечно, посовременнее. Приборы «КРИС-С» вообще устаревшие и морально, и физически. Их уже давно пора менять. Причем они мерили только скорость, и иногда их ставили на автобусную полосу, а «Кордон» охватывает большее число нарушений. Главное, чтобы это использовалось, а не оставлялось опять только на скорость или полосу.

«Кордон», помимо прочего, фиксирует еще соблюдение рядности. Например, в Москве их используют для фиксации поворота налево или направо, чтобы маневр осуществлялся с дозволенных рядов, а не так, как происходит у нас, в Казани, — со всех рядов поворачивают куда хотят. Петербургские камеры, кстати, очень хорошо контролируют движение грузового транспорта. По правилам, такой транспорт не должен выезжать дальше второй полосы, и в Москве это хорошо контролируется. Водители приучены. У нас же грузовики едут чуть ли не по левой полосе. На Южке, например, смотришь — везде плюхаются. «Кордон» позволяет все это контролировать. Главное, чтобы наша ГИБДД использовала все возможности и функции комплекса. Если наша Государственная инспекция безопасности дорожного движения пойдет по пути москвичей и будет использовать «Кордон» на все виды нарушений, возможно, удастся навести порядок. А если будут использовать, как «КРИС-С» — на скорость и автобусную полосу, — пользы, по сути, никакой.

Независимо от «Кордона» водители всегда пытаются оспорить штрафы, если считают себя невиновными. В Москве не один раз возникали скандалы из-за неисправности приборов, которые то завышали скорость, то еще что-то. Главное тут, чтобы ГИБДД признавала техническую ошибку и отменяла сама, а не заставляла водителей бегать по судам и оспаривать штрафы. Обратная связь все-таки должна быть налажена.

У большинства водителей не только к «Кордону», но и к любым средствам фотовидеофиксации отрицательное отношение, дескать, собирание денег. Аргументы вроде «не нарушай — и денег с тебя никто не возьмет» не воспринимаются. И еще одно. Важно, чтобы комплексы не прятали. Много претензий от водителей к тому, что их прячут и никак не обозначают.

«У большинства водителей не только к «Кордону», но и к любым средствам фото-видеофиксации отрицательное отношение. Они воспринимают это как собирание денег» «У большинства водителей не только к «Кордону», но и к любым средствам фотовидеофиксации отрицательное отношение, дескать, собирание денег» Фото: «БИЗНЕС Online»

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Смена комплексов имеет отношение к каким-то особенностям работы госконтрактов, а не к технике. Вряд ли есть какая-то проблема с технологией, тем более что «Автодория» работала и работает. Скорее всего, это конкурентная борьба и попытки конкурентов потеснить друг друга.

Комплексы, которые измеряют среднюю скорость, современными были лет пять назад. Сейчас это такая технология, которая не может считаться прорывной.

«Кордоны» уже есть в регионах России. Современные комплексы умеют определять 22 типа нарушений правил на дорогах — практически две трети. Но во всей этой истории важный момент — установка камеры. Если смонтировали камеру, которая умеет ловить проезд на красный свет, далеко от светофора, то она не будет ловить, хотя умеет.

Григорий Шухман — участник разработки ГОСТов на комплексы автофиксации, эксперт по работе дорожных камер:

— Современные автоматические комплексы контроля дорожного движения с фотовидеофиксацией постепенно приходят к общему функционалу — они могут контролировать как скорость, так и нарушение разметки, проезд на красный и так далее. При этом показатели точности измерения скорости у всех применяемых комплектов соответствуют требованиям МВД.

Поэтому при выборе комплексов сейчас основную роль играет не их функционал, а цены как на сами комплексы, так и на их обслуживание и аренду. Сейчас во многих случаях регионы приобретают не комплексы, а услугу фиксации. То есть комплексы остаются на балансе оператора фотовидеофиксации, он несет все затраты на их ремонт и обслуживание, а власти просто получают фотоматериалы и платят определенную контрактом сумму с каждого выписанного на основании материалов фиксации штрафа.

В связи с ростом функционала комплексов в настоящее время идет переход от контроля скорости в локальной зоне («моментальной») к контролю средней скорости на протяженных участках (при этом остается локальный контроль, но одновременно наказывать за среднюю и моментальную скорости по данным одного комплекса нельзя), а также к контролю нарушений, выявляемых с использованием видеоаналитики: соблюдение разметки, проезд по выделенным полосам общественного транспорта, непропуск пешеходов и так далее.

Также широкое распространение получили средства измерения скорости, использующие оптический принцип измерения (измеряется смещение транспортного средства в зоне контроля за время), у которых нет радара в составе, то есть они ничего не излучают. Поэтому среди водителей все большее распространение получают радар-детекторы с приемником GPS и программы для смартфонов, использующие базы данных о местах установки и типах комплексов автофиксации, обновляемые через интернет. Такие базы ведутся большей частью с помощью самих водителей.