Директор школы, вице-премьер, депутат Госдумы: кому достанется кресло Рафиса Бурганова?
Топ-7 кандидатов на пост министра образования и науки РТ, которому готовят замену в начале 2021 года
Министр образования РТ Рафис Бурганов, выполнив миссию стабилизатора системы образования, расшатанной языковым конфликтом, готовится с почетом покинуть свой пост. По традиции «БИЗНЕС Online» на основе общения с экспертами и инсайдерами составил свой топ претендентов на это ответственное место, который интересно обсудить именно в преддверии наступающего учебного года. Вы можете проголосовать за понравившегося кандидата или предложить своего в комментариях.
Рафис Бурганов покинет пост главы министерства образования и науки РТ после выборов президента республики этой осеньюФото: mon.tatarstan.ru
«ЕМУ ПОРУЧИЛИ ЗАГАСИТЬ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА»
Как уже писал «БИЗНЕС Online», Рафис Бурганов готовится покинуть пост главы министерства образования и науки РТ. По последним данным, изменение в составе кабмина должно произойти не сразу после выборов президента РТ, а в начале следующего года — это связано со следующим местом работы Бурганова. Напомним, действующему министру прочат место руководителя одного из вузов, а у ректора, занимающего пост сейчас, контракт истекает только к январю. Есть и запасной вариант — пост члена Совета Федерации, по крайней мере, Минниханов представил фамилию Бурганова в числе возможных претендентов. Впрочем, скорее всего, сенаторствовать отправится действующий министр транспорта Ленар Сафин.
Бурганов возглавил минобразования в декабре 2017 года на волне крайне болезненного для Татарстана языкового конфликта, который стоил кресла его предшественнику Энгелю Фаттахову. Назначение выглядело спорным — Рафис Тимерханович никогда не был связан со сферой образования. До поста министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ, который он занимал в 2010–2014 годах, Бурганов с середины 1990-х успел побыть и первым замглавы администрации Казани, и главой Вахитовского района, и руководителем исполкома города. Кризисная ситуация заставила руководство республики прибегнуть к услугам опытного аппаратчика, но было понятно, что это временный, переходный вариант.
«Рафис Бурганов прошел огромный путь: он и в городе поработал, и в министерстве, он и систему знает. Он, конечно, не преподаватель. Вы скажете, что он сельхозинститут окончил, я тоже его окончил. И что? — объяснял „БИЗНЕС Online“ тогдашнее назначение президент РТ Рустам Минниханов. — Это была наша просьба, чтобы он, такой опытный руководитель, пришел на данную должность… Задача — стабилизировать ситуацию, многое надо сделать по методике образования, большая работа ему предстоит».
Рустам Минниханов: «Рафис Бурганов прошел огромный путь: он и в городе поработал, и в министерстве, он и систему знает. Он, конечно, не преподаватель»Фото: president.tatarstan.ru
Поставленную президентом локальную задачу Бурганов выполнил, говорят наши эксперты. Ситуация с изучением татарского стабилизирована, но и только. «Ему поручили загасить кризисную ситуацию с прекращением преподавания татарского языка как государственного. Я думаю, что ему это удалось, — рассуждает один из наших собеседников. — Тихо и мирно сумели уволить половину учителей татарского. Да, он со своей задачей справился. Теперь, думаю, уйдет на заслуженный отдых в тихое местечко. С точки зрения Москвы, это были удачные два с половиной года».
Бурганов и вправду действовал осторожно, успев ввязаться только в один серьезный скандал, когда на августовском педсовете в Набережных Челнах в 2018 году простодушно заявил, что в вопросе о выборе изучения татарского языка «классный руководитель может на колени поставить любого». Позже он был вынужден объяснятся в том духе, что и сам готов из уважения преклонить колено перед педагогами.
С другой стороны, какой-то революции в качестве преподавания «добровольного» татарского так и не произошло, нет прогресса и в переговорах с Москвой — статус государственных языков республик по-прежнему четко не определен. Национальные школы всё так же в загоне. Да, появился проект полилингвальных школ, но тут заслуга целиком принадлежит госсоветнику Минтимеру Шаймиеву и в любом случае идея принципиально ситуации не меняет.
«С «дистантом» он хорошо справился — ровно, спокойно, без скандалов»
«Сейчас ни в Казани, ни в крупных городах республики нет возможности отдать ребенка в языковую среду. В столице РТ одна гимназия татароязычная и два садика. Над этим начиналась активная работа, первые шаги сделали в 2017 году, но они были забыты. Поэтому на выходе мы видим, что удовлетворение потребностей в татароязычном образовании идет только за счет частного предложения, а бюджетная инфраструктура не удовлетворяет спроса», — считает собеседник нашей газеты.
В плюс действующему министру образования ставят то, как он в этом году провел срочный переход на дистанционное обучение — вызов, с которым не сталкивался никто из предыдущих министров. «С „дистантом“ он хорошо справился — ровно, спокойно, без скандалов», — утверждает наш источник в образовательной среде республики. Сам же Бурганов по итогам ЕГЭ пришел к выводу, что очное образование все равно не заменить «дистанционкой».
Впрочем, подробно подводить итоги работы Бурганова имеет смысл уже после его ухода с поста. Сейчас же интереснее порассуждать о кандидатах на его кресло. Из названных нашими источниками потенциальных кандидатов на пост главы минобразования РТ мы составили шорт-лист из 7 фамилий (в порядке повышения шансов на назначение).
Также звучала фамилия Ильдара Мухаметова: «Человек, думающий на перспективу, умеющий организовывать работу. Он реально может не только сохранить хотя бы то, что было, но и улучшить в пределах возможного»
Из тех, кого мы не включили, но кого вспоминали наши эксперты, можем назвать, например, Айдара Шамсутдинова, директора казанской 165-й школы, которая станет базовой для реализации амбициозного проекта Шаймиева по созданию полилингвальной школы. Именно это, по мнению наших собеседников, и станет препятствием для его назначения на пост министра — слишком много «в полях» недоделанной работы. Но если он справится, то может стать министром через год, чтобы распространять опыт на всю республику.
Также звучала фамилия Ильдара Мухаметова, бывшего замминистра образования (во времена Фаттахова курировал сферу национального образования), недавно возглавившего IT-лицей КФУ. «Человек, думающий на перспективу, умеющий организовывать работу. Он реально может не только сохранить хотя бы то, что было, но и улучшить в пределах возможного», — рассуждает наш собеседник. Однако мы не включаем его в наш список, поскольку новое назначение случилось совсем недавно и на этой должности он еще не успел себя проявить, хотя опыт у Мухаметова богатый — он возглавлял лицей-интернат №7 в Ново-Савиновском районе и лицей-интернат №2 Московского района.
Предлагаем нашим читателям выразить свое мнение по поводу предлагаемых вариантов.
7. Павел Шмаков
директор школы «СОлНЦе»
Неординарная фигура российско-финского педагога, основателя и директора казанской школы «СОлНЦе» Павла Шмакова, на первый взгляд, в этом списке выглядит необычно. Зато, кажется, сложно найти более искреннего, вовлеченного и болеющего душой за школьное образование человека. Он еще с 1980-х преподавал в физико-математической школе «Квант», в 1990-е руководил Академическим колледжем при КГУ. В 2000 году Шмаков уехал в Финляндию, преподавал математику, физику и химию в школах Хельсинки, Вантаа, Эспоо. Вернулся в Татарстан в 2011-м по приглашению мэра Казани Ильсура Метшина и занял пост директора лицея им. Лобачевского при Казанском университете, а в 2013 году вместе с единомышленниками создал специализированный олимпиадно-научный центр («СОлНЦе») для детей с выдающимися способностями, практикующий нетрадиционные педагогические методики.
Именно Шмаков активнее всех в 2018 году начал бороться за судьбу татарского языка, но ограничился не только эмоциональными высказываниями, а действовал решительно — в Верховном суде РФ просил признать частично недействующими ФГОС начального, основного и среднего образования, т. к. в них нет указания на предметную область «государственные языки республик РФ», а также требовал обязать ответчиков (минпросвещения РФ и минобрнауки РФ) принять новые варианты ФГОСа. ВС РФ Шмакову отказал, но тот не унывал и обещал дойти до ЕСПЧ.
Директор школы «СОлНЦе» мог бы стать этаким «политическим» министром, который не столько погружен в текущее положение дел, сколько сосредоточен на реформах. Нет сомнений в том, что школьное образование в XXI веке нуждается в глубоких реформах и Татарстан мог бы стать площадкой для экспериментальных проектов. Однако встроиться в существующую бюрократическую систему Шмаков не сможет. «Если бы у нас изменилась госсистема, поменялись бы люди, он бы в ней, может, что-то сумел сделать», — считают наши собеседники. По их мнению, уникальный проект Шмакова — это не то, что можно масштабировать, поэтому ему могли бы доверить работу с талантливыми детьми, а на базе его школы открыть олимпиадный центр.
6. Тимур Алибаев
глава администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани
Неожиданной на посту министра образования РТ может стать фигура главы администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани, 54-летнего Тимура Алибаева (слева на фото). Поговаривают, что он уже устал от работы в районах (Ново-Савиновским руководит более 10 лет) и давно мечтал стать ректором КГЭУ, где он, к слову, иногда преподает.
Впрочем, со школой и в целом образованием Алибаева связывает в его биографии, пожалуй, только то, что он родился в семье учителей, а также с отличием окончил исторический факультет КГУ. После этого с середины 1990-х трудился на госслужбе в комитете по делам детей и молодежи, аппарате президента РТ, а с 2000 года был связан с работой на муниципальном уровне в Казани. Но, как следует из практики назначения прошлых министров образования, связь со школой отнюдь не была решающим аргументом.
5. Ильсур Хадиуллин
первый заместитель министра образования и науки РТ
Многоопытный первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин (слева на фото) — тот, на ком сейчас в министерстве, по сути, и держатся основные вопросы школьного и дошкольного образования. Бурганов, едва приступив к своим обязанностям, срочно искал правую руку — человека, хорошо знакомого со спецификой этой сложной сферы. Выбор пал на в то время начальника отдела образования исполкома Казани, знакомого министру по прежней работе.
Вся профессиональная биография Ильсура Гараевича связана со школой. По специальности он учитель биологии и химии. В 1990-е годы руководил казанской школой №71 и гимназией №155. После этого с 1997-го в течение пяти лет был первым заместителем министра образования и науки РТ Фариса Харисова, а в 2002-м ушел на должность первого зампредседателя исполкома всемирного конгресса татар. Затем до 2007 года возглавлял Институт развития образования РТ, после чего ушел на должность начальника управления образования Казани.
Хадиуллин в нюансах знает проблемы школ и учительского сообщества, но привык быть скорее осторожным исполнителем, находясь между начальственным молотом и подведомственной наковальней. Кто бы ни стал новым министром, он, вероятно, захочет оставить Ильсура Гараевича при себе.
4. Нияз Гафиятуллин
директор Международной школы Казани
Адекватный, перспективный, молодой, драйвовый — такими эпитетами наградили наши эксперты 34-летнего Нияза Гафиятуллина, директора Международной школы Казани, в которой учатся дети первых лиц республики. Помимо физфака КФУ, молодой педагог окончил множество курсов в США, Великобритании, Сингапуре.
Начинал свой трудовой путь в 2008 году как учитель физики в гимназии №19 Приволжского района Казани. Те, кто с ним тогда работал, вспоминают, что Гафиятуллин поражал трудоспособностью, рвением и стремлением к самосовершенствованию. В 2011-м он стал учителем года РТ, после чего перешел на должность директора этой гимназии. Через пять лет — в 2016-м — возглавил АНОО «Международная школа Казани».
А с сентября прошлого года Гафиятуллин стал депутатом Госсовета РТ и уже успел привлечь к себе внимание, вступив в спор с прокурором РТ Илдусом Нафиковым. Напомним, последний в декабре прошлого года на заседании республиканской комиссии по координации работы по противодействию коррупции устроил разнос минобразования РТ и директорам школ, которые распоряжаются собранными с родителей деньгами. В свою очередь Гафиятуллин встал на защиту школ и сказал, что платные услуги — это законная деятельность и именно они помогли выполнить указы президента России Владимира Путина по повышению зарплат учителей.
Наши источники утверждают, что Гафиятуллину к тому же не чужда национальная проблематика, а сам он прекрасно владеет татарским, плюс ко всему пользуется уважением в учительском сообществе. Именно этот кандидат, как утверждают некоторые наши эксперты, сможет придать закостенелой системе образования драйв и новый импульс. К тому же он по понятным причинам имеет хорошие связи в элите, знаком руководству республики.
С другой стороны, некоторые полагают, что Гафиятуллин, как и Шмаков, слишком прогрессивен для этой сферы. «Его вряд ли назначат. Этот драйв не понравится никому, пока в нашей стране нет цели улучшить систему образования. Самое главное для нее — воспитывать патриотов», — полагает наш собеседник.
3. Лейла Фазлеева
вице-премьер РТ
Высоко котируются позиции вице-премьера РТ Лейлы Фазлеевой. К слову, ей прочили место министра и после ухода Фаттахова. Учитель русского языка и литературы по первому образованию, она, как говорят, любит начинать совещания с напоминания о том, что она «школьный человек». Действительно, начиная в 1997 году свой трудовой путь с позиции учителя, в 2004-м она стала директором средней школы №15, но уже через три года перешла в администрацию Советского района Казани, а с 2011-го в течение трех лет курировала в исполкоме города социальные вопросы. Потом с 2014 по 2018 год Фазлеева была помощником президента РТ. «Женщина в правительстве должна быть!» — так прокомментировал Минниханов ее назначение вице-премьером РТ, также добавив, что потребовалось разгрузить Василя Шайхразиева, занятого «сабантуйной дипломатией». Как говорили, без участия премьера Алексея Песошина не обошлось — чиновница переходила с должности на должность вслед за ним.
За глаза наши собеседники называют Фазлееву «железной леди» и «крепкой женщиной», которая точно должна «протащить» подобную работу. Однако, став министром, она не сможет уделять все силы своей вице-премьерской ипостаси. И пример Зили Валеевой, которая совмещала роль куратора социалки с постом главы минкультуры РТ, здесь непоказателен: образование — отрасль гораздо более масштабная и требующая большего погружения.
К тому же поговаривают, что Фазлеева настойчиво отказывается от портфеля сама.
2. Гульнара Габдрахманова
председатель госкомитета РТ по архивному делу
Данный кандидат на пост нового министра образования, как и Фазлеева, не чужд школьной среде. Председатель госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова также прошла путь от учителя русского языка и литературы до директора школы и затем главы отдела образования в Балтасинском районе.
С 2014 года карьера стремительно пошла в гору — Габдрахманова возглавила Рособрнадзор РТ, одновременно являясь замминистра образования и науки РТ. Как писал «БИЗНЕС Online», источники утверждали, что у нее были сложные отношения с Фаттаховым, поскольку наша героиня считала, что лучше разбирается в теме, чем профильный министр. При этом сам Рособрнадзор по РТ при ней никак себя не проявил во время языкового кризиса.
Уже при назначении Габдрахмановой на место Ирады Аюповой в госкомитет РТ по архивному делу говорили, что стремительность карьеры первой неслучайна — она относится к известной в Татарстане семье. Так, один из ее братьев, Олег Акберов, является гендиректором ГУП «Таттехмедфарм», а отец Закария Акберов, родившийся в Арском районе, некогда был первым зампредседателя Татпотребсоюза. Именно он, как говорят, поспособствовал карьере Минниханова, который в молодости даже жил у Акберовых.
Так что, возможно, личное знакомство сыграет куда более важную роль, чем профессиональные заслуги Габдрахмановой, которую, как утверждают наши источники, недолюбливают. «Если ее назначат, многие люди уйдут», — считает наш собеседник.
1. Ильдар Гильмутдинов
депутат Госдумы
Сразу несколько серьезных источников «БИЗНЕС Online» утверждают, что на смену Бурганову придет неожиданный кандидат — депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов (справа на фото), которому 3 сентября исполнится 58 лет. Преподаватель физики по специальности, он посвятил работе в школе только два года (1982–1984) — как учитель средней специальной музыкальной школы при Казанской Государственной консерватории и директор Больше-Буртасовской средней школы.
Затем Ильдар Ирекович предпочел пойти по партийной линии в ВЛКСМ на разных постах, а потом, когда Советский Союз уже развалился, 6 лет трудился зампредседателя госкомитета по делам детей и молодежи РТ, перейдя оттуда в 2001 году на пост первого замминистра по делам молодежи и спорту РТ.
В 2003 году началась долгая страница биографии Гильмутдинова в стенах Госдумы. Вот уже четыре созыва Ильдар Ирекович работает на Охотном ряду. За это время он успел сменить три комитета: два первых для него созыва был зампредседателя комитета по физкультуре и спорту, затем занимал скромный пост члена комитета по образованию, а в 2016-м возглавил комитет по делам национальностей. Однако в январе этого года Гильмутдинов был вынужден уступить свой пост депутату от ЛДПР, футбольному тренеру Валерию Газзаеву. Гильмутдинов остался у него в должности первого заместителя, что, впрочем, не сильно уменьшило его влияние.
Захочет ли Ильдар Ирекович после 17 лет работы в Москве возвращаться в Татарстан, большой вопрос. Но именно его наши источники называют главным претендентом на министерское кресло. «Это продолжение тренда бюрократического функционерства, — расстроен один из наших экспертов. — Он, работая в Госдуме, давно не занимался хозяйственными вопросами. Это политик. Но нужен ли сейчас политик в образовании, тоже большой вопрос».
С другой стороны, возможно, Татарстан хочет на данный пост именно политика, лоббиста со связями в Москве, которыми Гильмутдинов точно успел обрасти за годы работы в столице. В конце концов, никто из депутатов Госдумы, кроме Гильмутдинова и тогда еще парламентария Александра Сидякина, не проявлял себя активно в ходе языкового конфликта. Именно они ходили в администрацию президента, продавливая принятие специального постановления к закону о добровольном изучении родных языков и создание фонда сохранения и изучения родных языков. Долгое время Гильмутдинов уговаривал минпросвещения РФ прописать во ФГОСе такой предмет, как государственные языки республик, участвовал в работе над концепцией изучения родных языков и т. д.
Можно сказать, что за эти годы Гильмутдинов глубоко проникся проблемами национального образования, а потому будет работать в данном направлении искренне, что называется, от души. Ну а как старожил татарстанского истеблишмента, он станет хорошим и понятным соработником для Шаймиева, всерьез решившего открыть в татарстанском образовании новую страницу.
Нужная квалификация есть у председателя Госкомитета РТ по архивному делу или у главы районной администрации??? Для того, чтобы стать министром образования?!!
Кто бы не был задачи большие стоят
Вернуть национальное образование в школы
Значит ЕГЭ на родных языках
Внедрить изучение госязыков в школы
Значит ФГОС с гос.языками Республик
Убрать дискриминацию нерусских детей при поступлении в российские вузы
Значит добавление к ЕГЭ по русскому 10 баллов выпускникам национальных школ
Задачи масштабные, серьезные, решаются на федеральном уровне
Соответственно и человек нужен серьезный
Нужен министр который наладит взаимодействие со своими коллегами из национальных Республик, Чувашии, Башкирии, Мари Эл, Удмуртии, Мордовии, Коми, Кавказских Республик, Якутии и Бурятии
Проблемы у всех одни и те же
Одинаковые проблемы
И решать их нужно сообща
Кто это может сделать?
У кого воля, харизма ум и талант есть?
Русский это родной для всех, для кого то второй, третий, но родной и основной язык страны. Поэтому на нем учатся и татары и все остальные сотни народов. Отделяйте муз от котлет. Если люди не хотят учиться на татарском, значит так и надо и ваши пожелания побоку всем.
Простите, а с чего это утверждение, что русский язык родной для всех? Нет. Еще раз нет. Это всего лишь язык межнационального общения в статусе государственного, но не более. Не путайте слово родной и нужный. Родным может быть только язык предков, тот язык на котором разговаривали деды и прадеды, бабушки и прабабушки, отцы и матери. А то, что русский нужен для коммуникации, так с этим никто и не спорит. Также как кстати и английский. Но ведь английский, так понимаю, для вас не родной.
Sheldon
12.28 не знаю как у вас, а для меня, всей моей татарском родни, за исключением нескольких человек, как и для всех татар и других национальностей, кто осуществляет мыслительную деятельность на русском, родной русский. А как вы там персонально считаете это ваше дело.
12.03. А почему вы так настойчиво себя обманываете? Если вы мыслите на русском, то должны знать, что слово "родной" образовано от слова "род". У вас в роду все русские? Тогда к чему сочинять про татарскую родню и другие национальности?
12^03 Да не надо толлить. Вы называете себя татариным, а родной для вас язык русский. Ну, во-первых, вы просто не татарин, а тут затесались для троллинга. И во-вторых, если и по паспорту, как тут один себя называл Ильдаром Валиуллины, но он с семьей принял католицизм, то тоже не татарин. Можете себя кем угодно называть, можете новую национальность придумать, например, бурундикаев. Но уж точно к татарам отношение не имеете.
Sheldon
14:45 Знаете что могут бесплатно давать? Так и здесь, образование должно быть платным, чтобы учителя были быть уважаемыми и обеспеченными членами этого общества, а не живущие на подаяния от чиновников подачки. Да, можно как в Германии. Есть сеть частных, платных школ-гимназий, есть сеть государственных гимназий и ремесленных школ. Тут есть выбор. И кстати, чтобы в частных, платных гимназиях не происходил отбор только по кошелку, там есть небольшое количество мест для особо талантливых учеников, которых отбирают по конкурсу учительским коллективом и советом родителей. Можно и так. Почему нет? Тогда и учителя будут в почете, а не на побегушках у чиновниках. Там и министерство особо ничем не выделяется. Так готовит какие-то планы, определяет рейтинги таких гимназий, консультируют. Но особо ничем гимназии своей опекой не загружают. И языки там изучают. Тот же турецкий становится обязательным для тех учеников, родители которых этого захотят. Все вопросы решает не прокуратура в гимназии, а родительский совет и учительский коллектив. И предметы есть обязательные по программе, а есть и дополнительные, тоже по решению родителей. И ЕГЭ у них не катастрофа. Потому как в вузы принимают, во-первых, по набору сданных экзаменов по выбранной специальности, и во-вторых, по общему баллу, который включает не только результаты ЕГЭ, но проверочные тесты каждый квартал в течение последних двух лет обучения в гимназии. А также есть рекомендации учительского коллектива, по которому тоже судят, принимать в вуз по такой то специальности или отказать.
Sheldon
Сейчас в каждой школе есть предмет родной язык. Можно выбрать русский, татарский либо еще что-то. Чем вы недовольны? Пусть у татар желающих изучать татарский будет такая возможность.
Моисей угомонитесь. Ваши комплексы неполноценности, нездоровые амбиции это не главное. Главное будущее дутей которые с ЕГЭ ну татарском никому не нужны, а пастухами или на селе работать точно не мечтают. Кроме и хотелок и истерик нет ни одного довода в пользу необходимости ЕГЭ на региональных малых языках. Можете у кумиров турков ради интереса спросить, почему у них обучение на турецким, турецкий язык единственный рос конституции и по ней же все народы Турции, в том числе татары, коренные народы записаны под единой нацией - турки. Поинтересуйтесь.
Ну и езжайте? Какиесполлемы? Кому недуг язык которым владеют 100-200 тысяч человек и который не пригодится в жизни - тот учит. Запретить никто не вправе, но и заставить никто не может, не важно татарин или русский ребёнок.
09:14 Это вам бы пора угомониться. Язык нужен не только для того, чтобы будущую профессию осваивать, но быть просто человеком. А человеком быть, значит чтить своих родителей, предков. Только отшибленные на голову не думают об этом. И знание языка всего лишь дополнительная тренировка для твоего заплывшего жиром мозга к тому же.
Sheldon
Sheldon Вот и тренируйте свой мозг татарским и внуков и правнуков, если они вас лесом не пошлют (что наиболее вероятно), забивать голову лишним никто не хочет, тем более ненулевым. Мозг лучше тегировать тем же русском, литературой, плюс иностранными языками. А с вами судя по всему кроме домашнего хозяйства и поговорить то не о чем.
12^06 Так понимаю, вам там нечего тренировать. Мозги как курицы, не могут запомнить что-то. А так, да знаю свой язык и внуки с правнуками лесом уж точно не пошлют. Так понимаю, вас они посылают. Потому и нужно уважение, для этого родные языки существуют, а еще для ощущения себя человеком, а не холопом, которого барин обучает ремеслу, чтобы на него работал.
15:08 А не кажется вам, что это вы тут разжигаете? Почитайте свои комменты, они так и пышут злобой. А ведь вопрос только об обучении татарскому языку как родного для татар. Ну и заодно про будущего министра образования республики много тут "хорошего" понаписали. Так что вам бы помолчать, а не разжигать.
Sheldon
31.08.2020 13:40
Вот иногда лучше промолчать, чем позориться.
Написать, что у русских нет в традициях почитать своих родителей, может только самый озабоченный нацик. У русских до недавнего времени к родителям только уважительно на "Вы" обращались.
15:55 А результаты такого ТатЕГЭ не будут нужны никому.
И примерно, как потрать одиннадцать лет детства на учёбу в школе, получив на выходе никчёмную бумажку, которую не признают в 84 из 85 регионах России.
16^16 А вот должны бы признавать. Но суть не в этом. Надо просто изменить саму процедуру принятия в вузы. Оценивать только по тем предметам, которые нужны для усвоения специальности. Например, химик. Принимают по ЕГЭ - химия, физика и математика. И одним предмет по выбору самого поступающего в вуз. Например, человек еще хорошо сдал ЕГЭ по биологии, вот он и предлагает зачесть этот экзамен при поступлении. И все, тогда и те, кто учился на татарском и на русском почти уравняются. А уж знание русского, думаю, вполне будет достаточно у каждого живущего в России для понимании того, что говорят на лекциях по химии, физике и специальностям. Все эти бодания просто не к чему, только чтобы заставить татар забыть свой язык и сделать их русскими.
Sheldon
"Главное будущее дутей которые с ЕГЭ ну татарском никому не нужны, а пастухами или на селе работать точно не мечтают. Кроме и хотелок и истерик нет ни одного довода в пользу необходимости ЕГЭ на региональных малых языках.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479283
А с чего Вы это взяли?
))
Вот Вам для примера требования одной из вакансий российской компании с "хед хантера :
" Отличные коммуникативные навыки;
Знание ТАТАРСКОГО языка на разговорном уровне.
Условия:
Оформление по ТК РФ, "белая" зарплата;
5-дневная рабочая неделя и ежегодный отпуск
Ключевые навыки:
ТАТАРСКИЙ — B2 — Средне-продвинутый.
Подготовка презентаций.
Контроль качества.
Организация выставок.
Ведение переговоров."
"На ХХ лезут только отчаявшиеся неудачники.
Что касается этой "компании" так то уровень районного хлебозавода.
-1 ПЛЮС МИНУС
Это Ваше ОЦЕНОЧНОЕ суждение.
А Вам приводят ФАКТЫ.
Как вариант можно ЕГЭ по русскому сделать профиль и база
Профиль- для тех кто поступает на филологические отделения
База для всех остальных
Это позволит освободить учебные часы в школе для более нужных предметов, таких как химия, физика, математика, логика
И не загружать детей всякими никому не нужными сложно подчиненными предложениями которые никогда в жизни не пригодятся
Это вы литовцам, эстонцам, финнам или тем же грузинам с армянами объясняйте. Видать они там все пастухи, раз учатся на своем национальном, а не на великом и могучем.
Sheldon
11.34 они осваивают английский и смирились, что их язык и национальность в ближайший исторический отрезок времени умрет. Кто не знает иностранного тот учит русский, 5 по популярности в Европе. Да и примеры у вас примитивные. Кто такие Прибалты? Никто. А вы «мозг тренировать». Что то слабо у вас это получается...
12^08 Еще раз для непонятливого. Это вы литовцам с эстонцами скажите, что их язык отмирает. Или грузинам с армянами. Это у вас мозг отмирает, если спрашиваете, кто такие прибалты. Во всяком случае, это те, кто никак не согласился с оккупацией своей страны, чтобы сохранить свой народ. И они, будьте уверены, и язык свой сохранят и культуру. Вам туда бы съездить. Кстати, с уважением и к татарам относятся.
Sheldon
12:40 Прям так и развивается хотите сказать?
Например, где мы видим рост числа носителей? Если численность населения Литвы упала до уровня 1960 года?
Причём падение началось сразу после отсоединения от России. Вот удивительно, пока были в общем союзе, население выросло в 2 раза. Стали самостоятельными, сразу все стали разбегаться.
Год и численность (Из ВИКИ)
1960 2 755 600
1970 3 118 941
1980 3 404 19
1990 3 693 708
1992 3 706 299
1995 3 642 991
2000 3 512 074
2005 3 425 324
2010 3 329 039
2015 2 921 262
31.08.2020 13:41
Ну смиритесь уже, успокойтесь. Валерьяночки попейте что ли )))
Это ведь не только мы признали русский язык одним из шести официальных языков ООН и одним из рабочих языков ОБСЕ.
31.08.2020 14:25
Что "кардинально" изменилось? Что вообще изменилось? Все вышеуказанное действительно сейчас.
Тяжело, наверное, Вам жить, ненавидя свою страну.
Мы к стране нормально относима, это некоторых здешних комментаторов трясти начинает, как только разговор про татарский язык начинается. Сразу почему то пастухов и разнорабочих начинают вспоминать. Можно подумать в русских деревнях пастухи на английском с коровами разговаривают.
"Да и примеры у вас примитивные. Кто такие Прибалты? Никто.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/479283"
А кто такие финны?
Ну, у которых была "Нокия",аналога которой в РФ до сих пор нет.
И, которые ввели ограничение для туристов-россиян,чтобы россияне не покупали у финнов больше ДВАДЦАТИ кг СЫРА, потому,что им самим уже не хватает.:)
Методики надо менять
И учитилей
11 лет в школе русский учим
2000 часов
В 2 раза больше чем любой другой предмет
А грамотность на выходе не сильно отличается чем на входе
Согласны?
10.28 Не могу не согласиться. В 70-е годы методика преподавания русского языка была проще и прагматичнее - учили грамотности, развивали устную и письменную речь, и довольно успешно. Часов было столько же, но они использовались рациональнее - помните, сочинения писались в классе, списать было неоткуда. Грамотность нашего поколения образовалась вполне себе на уровне, чего не скажешь о выпусках последних лет ( я не имею в виду поколения черных десятилетий для русского языка, когда уроков русского в РТ было не более 2-3 часов , а татарского - 5-6 часов в неделю, так было до осени 2017 г) . Речь идет о сегодняшнем преподавании русского языка. Дистант позволил вникнуть в методику, которая направлена исключительно на долбежку правил, причем с употреблением сложных филологических терминов, и отработку различных тестов - подготовка к ЕГЭ. Даже у хорошего учителя ( казанская гимназия 7, преп. У.Н.Г.) уроки становятся мучением для детей и ничего, кроме негатива, не вызывают. Почему бы не вернуться к учебникам и методикам советских школ? Не стоит забывать, что методические ошибки в школах дорого обходятся. Помните, как учебники татарского языка для для нац.школ, очень сложные и непонятные для русскоязычных школьников, которым эти учебники навязывали, вызвали родительский бунт в 2017 с самыми печальными последствиями для татарского языка в целом. Не хотелось бы, чтобы то же самое произошло со школьным русским языком.
11.49.Хватит повторять ложь про 5 часов татарского и 2 часа русского. Никогда такого не было. Всегда было РАВЕНСТВО ЧАСОВ РУССКОГО И ТАТАРСКОГО . Вы демагогически выдергиваете пример расписания одной недели. А в сумме, за весь учебный год количество татарского и русского языков всегда было РАВНО. Сюда входит и литература на этих языках. Но вы , к тому же, умышленно, забываете что остальные школьные предметы велись и ведутся исключительно на русском, что свидетельствует
о перекосе в сторону русского языка. Почему вы об умалчиваете? Это же сплошная языковая практика по русскому.
11.16 Так товарищ, может быть, заканчивал школу в то достопамятное время, когда четверть века все школы по факту были национальными и русский язык изучался по УП 3 по сокращенной программе как неродной язык.
Не надо зацикливаться на одном. Все современные учебники, по любому предмету, не учат, а запутывают.
Проще надо быть и доносить информацию в доступной для них форме.
8.53 Человек нужен сразу знающий 3 языка:татарский,русский и английский языки(английский на среднем разговорном уровне) и с педагогическим образованием ,чтобы мог организовать уроки тат.языка с эффективным обучением(без профанации уроков тат.языка).В принципе при унификации и систематизации процесса обучения тат.языку за 3 часа тат.языка +1 час тат.литературы (всего 4 часа в неделю ) можно получить хорошие прикладные знания по тат.языку.
Нужно внедрить для уроков тат.языка способы по Технике Запоминания слов(всякие запоминалки-такмаклар,слова в рифму,а где и рэп на татарском языке ,письменное
прописывание татарских Окончаний(Кушымталар)Послелогов(Бәйлекләр) ,Частиц(Кисәксечеләр) и другие способы по Технике запоминания).
А также математические модели логических схем связки слов в татарском предложении.
Кровь из носу нужно внедрять на уроках тат.языка способы по Технике Запоминания чтобы знания закрепились в Памяти.Некоторые способы предлагает известный полилингвист Дмитрий Петров.
16:55 РТ не страна, а просто один из 85 регионов России.
В России один государственный язык, и федеральные законы имели, имеют и будут иметь приоритет над местными.
Есть.
Очень большое заблуждение, что министром образования должен быть учитель.
Министром должен быть надсмотрщик над учителями, чтобы они не беспределили.
А министр бывший учитель во всем будет своих коллег поддерживать
Минобр РТ это минобр не только для 4 миллионного многонационального Татарстана но и для всего 8 миллионного татарского народа
Значит и кандидатуры должны быть соотвествующие
Я вот то-же не пойму. Муфтий РТ объявил, что татары могут быть только мусульмане и говорящий на татарском языке все кто не знает татарский или не мусульмане н то они автоматически не татары.
Ну если пойти простым логическим способом и делать выводы по публикациям даже на БО - 5-10 % татар владеет татарским, бюллетеней на всю Россию на татарском для татароязычных напечатали 194 тысячи. Так и получается. Максимум 200 тысяч знают татарский на всю Россию, минус атеисты и другие религии, плюс несовершеннолетние. Так и есть, как пишут 5-10 %. Только на их критерии «татарин» всем глубоко наплевать. Мне никто не смеет указывать кем себя считать по их выдавившемся каки то критериям.
Мусин Фарит Шагитович - чем не кандидат?
Опыт работы в образовании и на различных должностях во властных структурах солидный. Образование педагогическое имеется.
Родился 30 сентября 1954 года в г. Лениногорск Татарской АССР.
Окончил строительный техникум по специальности "техник-строитель", Казанский государственный университет по специальности "филология", Поволжский кадровый центр по специальности "государственное и муниципальное управление".
В 1972 - 1977 гг. - подсобный рабочий, слесарь базы производственного обслуживания УБР "Лениногорскбурнефть".
В 1977 - 1982 гг. - мастер АТС Лениногорского РУС ПТУС Татарской ССР, техник гидрометстанции "Юбилейная" управления гидрометслужбы УзССР, мастер управления "Ферганапищеремстроймонтаж".
В 1983 - 1986 гг. - воспитатель, учитель русского языка и литературы Лениногорской школы-интерната №2, ответственный секретарь Лениногорского общества "Знание".
В 1986 - 1989 гг. - инструктор Лениногорского горкома КПСС.
В 1989 - 1992 гг. - заместитель председателя Лениногорского горисполкома.
В 1992 - 2000 гг. - заместитель главы администрации по социальным вопросам Лениногорского района и г. Лениногорска.
В 2000 - 2004 гг. - председатель постоянной комиссии Госсовета РТ по социальным вопросам, делам детей и молодежи.
В 2004 - 2009 гг. - заместитель председателя комиссии Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию.
В 2009 г. - начальник управления недвижимости Минземимущества РТ, начальник управления имущества Минземимщества РТ.
С сентября 2009 г. - заместитель министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Заслуженный работник социальной защиты населения Республики Татарстан.
Награжден медалью "В память 1000-летия Казани".
Напрасно ерничаете.
Ф.Ш. здесь не при чем и не известно чем он занимается сейчас.
Ссылку скинули те, кто его хорошо знают. Человек , где бы не работал, никогда не высовывался, чтобы показать себя, по головам к карьере не лез. И сейчас его не видно и не слышно. Хороший семьянин.
В 90-е годы были огромные проблемы у всех. Мы испытали их особенно, т.к. это время пришлось еще и на учебу наших детей в ВУЗ-ах тогда. Ситуация была такова, что на работе задержки, ваучеры пропали в бесполезном ЧИФ-е "Образование" и случайно пришлось встретиться в нашем учебном заведении во время какого-то мероприятия с Мусиным Ф.Ш. Он выслушал и обещал помочь. Тогда он работал в администрации г. Лениногорска. И действительно помог материально, на какое-то время мы вылезли из кабалы. Далее он был переведен в Казань, где работал видимо неплохо, если дослужился до министерского кресла. Чем в настоящее время он занимается , мы не в курсе, но считаю, что опыт у человека педагогический и управленческий имеется. Вопрос в другом - надо ли это ему самому?
17.36 Мусин..Бр-р-р..Очень неприятные ассоциации, связанные с этой фамилией, и думаю, надолго останутся в Татарстане, где ТФБ ограбил десятки тысяч людей
Комментарий 15:13 писал я, земляк Мусина Ф.Ш., с Лениногорска. Он об этом естественно не знает. Зря вы так, не то вы "услышали".
Пока мы его знали раньше до Казани, компромата на него не знаем.
Если у вас есть претензии к этому человеку, ознакомьте людей, тем более анонимно. А просто так минусы ставить, думаю нечестно.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
08.00 Не дай бог Шмакова воткнут на это место - завершится всё тогда очередными проверками Прокуратуры и громкой отставкой.. И что за слова: ЗАГАСИТЬ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА.."??? Где прекращение? В чем прекращение? В том что восстановили часы преподавания русского языка по федеральным, обязательным нормам? До 2017г преподавание русского в часах было урезано за счет часов татарского языка. И преподавали татарский язык в обязательном порядке как родной тем для кого он родным языком не являлся.. Сейчас он преподается в каждой школе , в полном объеме для всех кто желает его изучать и для кого он является родным.. Что хотите опять раскачать?
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
08.00 Он не простой, а обласканный властями, за ношение тюбетейки (неизвестно зачем) и "правильную" позицию (декларируемую) по языку местному.. Даже отдельное финансирование ему за это дали на школу. Молодца
8:56 Если подойти формально, то человек любой национальности, в том числе, русский, имеет право носить любой головной убор. В том, числе тюбитейку.
Более того, в пятидесятых-шестидесятых это был распространённый головой убор по всей стране, не имевший нынешней национальной накрутки. Его можно видеть в старых фильмах СССР тех лет. Носили все, от пионеров, до пенсионеров. Вот, помните фильм, "Добро пожаловать, или посторонним вход запрешен"?
Да и не похожи были наши тогдашние простенькие народные тюбитейки на нынешние высоченные, богато украшенные, пафосные творения для протокола или демонстрации своей национальности.
Политики, проводя встречи в разных странах, часто позируют в одежде принятой там. Ничего в этом зазорного нет.
Шмаков же, пиарит исключительно себя самого. Головной убор для ннего, еще один из способов проявления популизма.
Посему и вызывает минимум улыбку, максимум недоверие.
31.08.2020 08:28
В РТ половина населения это татары. Как может быть министром ОБРАЗОВАНИЯ республики человек, не знающий татарский язык и не общающийся на татарском языке? Чушь не пишите.
Неправда.! Энгель ФАТТАХОВ знал и русский и татарский в совершенстве.
Но самое в нем главное-чисто человеческие простые отношения с простым учителем, коим являюсь я.
Вот видите как получается: даже в мыслях не допускаете у руля Минобра РТ не татарина (русского или чувашаина - не важно). А вообще, к Вашему сведению, у нас живет и работает масса людей не татарской национальности, но прекрасно знающих татарский язык. Просто нужно помнить, что министр образования РТ является не только министром национального образования, а является министром образования как такого - образования для всех наций. И для работы сугубо по национальному компоненту у него есть соответствующие заместители.
Роберт
Общеобразовательные дисциплины в Татарстане изучаются неплохо, в России на 3-4 местах всегда по ЕГЭ
Тут проблем нет, Татарстан в этом пример для России
А вот с национальным компонентом катастрофа
Национальное образование уничтожено
Его надо возрождать
Надо это русскому?
Будет он также болеть за это дело как татарин?
Если найдется такой русский мы будем рады
Уж прямо уничтожено? Если русских детей больше нельзя заставлять изучать неродной для них татарский язык - разве это катастрофа для национального образования? Просто каждая нация должна знать и говорить на своем РОДНОМ языке, и он будет жить и процветать
11.55. Конечно уничтожено. И это катастрофа для татар, что в их родном Татарстане нет достойного образования на татарском языке. Унизительные факультативные 2 часа в неделю за образование на татарском не считаются.
10:03. Не татарин со знанием татарского был бы лучший кандидатурой. А татар типа Фазлеевой, не знающих даже родной язык, нельзя подпускать к системе образования и даже в госорганы.
Рим Дашкин
Какой у нее уровень владения татарским?
Она сможет объединить вокруг себя министров образования из других Республик?
Она сможет пробить на федеральном уровне ЕГЭ на родных языках?
Вернуть национальное образование в школы?
Сможет отменить дискриминацию нерусских детей при поступлении в российские вузы?
Если для вас главный критерий - владение татарским, пусть будет министр из кряшен. Татарским владеет, фамилия русская, с кланами не связан - идеальная кандидатура, устроит всех.
11:21. Идеальная кандидатура нетатарин, а еще лучше русский, с хорошим знанием татарского языка. Надо провести конкурс с такими требованиями.
Рим Дашкин
Не знание татарского языка высшим чиновником в Татарстане говорит о его моральной и интеллектуальной несостоятельности. В выходной был в Казани, пообщался с одним китайцем по имени Мухаммед, с юга Китая, внешне похожим на индийца. Он студент-медик, два года в России, русский, с его слов, выучил за полгода. Владеет немного татарским в объёме общепринятых фраз. А что мешало Фазлеевой освоить татарский в Татарстане? Дефицит умственных способностей или пренебрежение к татарскому? А вы говорите ее министром назначить. Не смешите мои тапки. Аюпова тоже родом не из Татарстана, поначалу говорила с трудом по-татарски, а сейчас очень даже неплохо.
Рим Дашкин
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Я однозначно за Ильдара Гильмутдинова.
А уважаемого Шмакова прошу объяснить почему в Москве в школе татарский язык не учат? Чем московские школьники хуже или лучше казанских?
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Я однозначно за Шмакова .
А уважаемого Ильдара Гильмутдинова прошу объяснить почему в Москве в школе татарский язык не учат? Чем московские школьники хуже или лучше казанских?
Ильдар то как раз ответит. Не учат потому что не нужен. В Москве детей не пичкают не нужными знаниями.
А в ТАССР почему-то опыт передовой Москву игнорируют
09:46 так же Конституция думает. С таким же успехом можно хоть назвать ООО «государство», в данном случае это будет равнозначным «республика (государство)».
«...понятие"республика (государство)" не означает признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно - правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.
Положения Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, утрачивают силу и не подлежат применению судами, друугими органами и должностными лицами, как не соответствующие Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 1), 4 (части 1 и 2), 5, 66 (части 1 и 5), 71 (пункт "б").
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного суда РФ от 27 июня 2000 г. N 92-О
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Татарский в Татарстане- государственный язык?
Так что смиритесь
И живите с этим
10:56. Сама по себе попытка привязать государственный статус языка с государственным статусом субъекта федерации говорит о непонимании этого вопроса людьми, которые пытаются свернуть с темы языка на государственность.
Рим Дашкин
А потом удивляются, что там в Украине или Белоруссии происходит? Они там борются за свою независимость, чтобы вот такие решения Конституционного суда потом к ним не применяли. Желаю им победы в их делах, отстоять свою независимость, чтобы не мог принимать такие решения.
13:46 Кто-кто на чьих землях?
Национальные административно-территориальные образования искусственно созданы коммунистами 1918-22 годах.
Как же тысячелетняя Россия то жила и здравствовала до них?
14:05. Речь о том, что РИ была принудительно создана, т.е. искусственно в значительной степени. Вы же не будете утверждать, что нахождение Польши, Азербайджана и других было естественным. Т.е. РИ исчерпала жизненный цикл и выброшена на свалку истории также как и СССР.
Рим Дашкин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 456