«Это не кому-то с утра в голову стрельнуло!»

Отправной точкой к пересмотру схемы движения в центре Казани стала разработка проекта реконструкции торгового центра «Кольцо». «Сначала стояла задача улучшить дорожную ситуацию там, но математические модели показали необходимость крупномасштабных изменений движения транспорта», — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель главного архитектора, куратор бюро транспортного планирования столицы РТ Тимур Кадыров.

В результате в границы проектирования площадью 365 га попало 39 перекрестков и 35 км дорог. Каждый час здесь проезжают около 11 тыс. машин! По оценкам разработчиков, только 20% из них задерживаются в центре, остальные следуют на другой берег Казанки, загружая в утренний и вечерний часы пик проспект Универсиады, улицу Профсоюзную и обе стороны протоки Булака. Если сейчас местами тут с 8 до 9 утра можно проехать километр за пять минут, то в будущем задержка сократится до полутора минут и менее. 

«Решение выстраданное, — оценил масштабы на одном из совещаний в исполкоме мэр Казани Ильсур Метшин. — Кардинально меняется направление движения, к которому все привыкли за десятилетия, но при сегодняшней транспортной нагрузке мы не можем оставить все как было. Это не кому-то с утра в голову стрельнуло, а результат большой работы!»

ОДНОСТОРОННИЕ АРТЕРИИ 

Главная идея реформы — частичный переход от двустороннего движения к одностороннему. В сторону Кремля движение пустят по улицам Тихомирнова и Профсоюзной, а в обратном направлении — по Право-Булачной и далее через Салимжанова до Назарбаева.

Перевод потоков в односторонний режим упростит съезды с перекрестков и снизит аварийность. Это касается, например, пересечений Профсоюзной с Астрономической, Университетской, Чернышевского и Кави Наджми. Сами эти улицы сохранят существующее двустороннее движение, но благодаря «зеленой волне» приоритет будет именно за машинами, двигающимися по Профсоюзной. Улучшится и заезд на проспект Универсиады с улицы Вишневского. «Потоков слева (из центра) не будет, уступать дорогу не придется», — объясняет Кадыров. Машины с Вишневского смогут быстрее проезжать этот участок, не создавая заторов при спуске с горы. 

Само собой, придется пересматривать и маршруты общественного транспорта. На Марселя Салимжанова предстоит изменить движение трех троллейбусов (№6, 8, 12) и пяти автобусов (№2, 31, 37, 47, 74) в центр. Сейчас автобусы поворачивают на улицу Туфана Миннуллина, затем налево на Островского и оттуда едут в сторону Пушкина, а троллейбусы движутся до сквера им. Тукая и поворачивают на Островского. В новой схеме разработчики предложили пустить большинство маршрутов общественного транспорта с улицы Павлюхина (у Татарской филармонии) на Шаляпина, а оттуда — на Островского. Изменения коснутся и маршрутов, следующих по Булаку. В исполкоме подчеркивают, что рабочее проектирование по движению общественного транспорта еще предстоит — это отдельная разработка. 

безМАШИННЫЙ РАЙ: ПРОМЕНАД и ВЕЛОДОРОЖКИ От КАБАНА ДО КАЗАНКИ ЧЕРЕЗ «КИТАЙСКИЙ» БУЛАК

В значительной степени реформа затронет пешеходов. На Профсоюзной появятся светофоры (там, где их еще нет). Кнопок на них не будет, но их подключат к автоматической системе управления дорожным движением (АСУДД). «В модель заложили адекватные временные сценарии как для пешеходов, так и для автомобилистов», — отметил заместитель главного архитектора, куратор бюро транспортного планирования столицы РТ. Новшеств в скоростном ограничении ждать не стоит — максимум 60 км/ч.

Но главное — судьба Лево-Булачной. Ее участок от улицы Татарстан до Парижской Коммуны станет пешеходным и объединит площадь перед зданием Высшей школы русской и зарубежной филологии КФУ (бывший ТГГПУ) с Булаком. Непешеходную же часть сделают с двусторонним движением местного значения, велодорожками и расширенными тротуарами. Таким образом, город откажется от сложного, с высокой концентрацией ДТП перекрестка улиц Татарстан, Марселя Салимжанова, Право- и Лево-Булачной.

«Есть понимание, что центр города в первую очередь не для машин, а для пешеходов, — рассказывает Кадыров. — Стали смотреть варианты, которые позволили бы создать благоприятные условия и для автовладельцев, и для пешеходов, и для велосипедистов. Таким местом стала Лево-Булачная. Так мы создаем условия для развития территории. В перспективе цель — открыть берега протоки Булак, встроить ее в концепцию благоустройства озера Кабан российско-китайского консорциума Turenscape + МАП architects, сделать их частью сети озелененных пространств города».

Велодорожка набережной Кабана вдоль улицы Марселя Салимжанова получит продолжение на Лево-Булачной, а затем она соединится с Кремлевской набережной, где заложены велосвязи с Ленинской дамбой и мостом «Миллениум». Таким образом, этот променад возьмет на себя и рекреационную, и велотранспортную функцию. 

Строительство новых подземных пешеходных переходов в центре не планируется, хотя предложения были, но и закрывать переход под площадью им. Тукая власти не собираются. «Подземные пешеходные переходы в центре города — это прошлый век, „закапывать“ или поднимать людей наверх нецелесообразно. Фазы светофоров позволяют пустить пешеходов в одном уровне», — говорит куратор бюро транспортного планирования столицы РТ. 

Учли проектировщики и готовящийся много лет проект обновления облика ТЦ «Кольцо», появление на Вахитовском холме ТЦ Espace и строительство следующих очередей ЖК Clover House. Там же откажутся от нерегулируемого пешеходного перехода у «Кольца» со стороны здания Института экономики и финансов КФУ. Взамен появится «пешеходники» с Профсоюзной через Пушкина и Бутлерова к КФУ, чтобы не делать крюк в 800 м через переход под площадью им. Тукая, как сейчас. Остается правый съезд с Щербаковского переулка. Островок безопасности у здания КФУ ликвидируется. «Это пешеходная связка необходима, потому что сократит путь, сделает перекресток безопаснее. В то же время не ухудшается ситуация по потокам машин», — объясняет Кадыров логику разработчиков.

Выбранная схема уменьшит пробки на 40%, увеличит среднюю скорость на 8% даже при росте потока на 17% по сравнению с существующим движением Выбранная схема уменьшит пробки на 40%, увеличит среднюю скорость на 8% даже при росте потока на 17% по сравнению с существующим движением Фото: Сергей Елагин

ЦЕЛЬ — СНИЗИТЬ пробки НА 40%

Тем, кто в центре работает, а не проезжает его транзитом, после реализации реформы придется нарезать больше круги — и это неудобно! Но, как говорят разработчики, перепробег будет небольшим. «Есть понятие цены движения, — говорит Кадыров. — Что лучше — стоять в пробке или проехать чуть больше, но добраться на место раньше? Одностороннее движение не самоцель, это результат не одного математического анализа. Да и практика показывает, что одностороннее движение безопаснее, работает лучше».

В математическую модель закладывали 10 сценариев организации движения на основе транспортных потоков, подсчитанных АСУДД. Кроме этого, все сценарии калибровали с транспортной схемой принятого генплана Казани до 2040 года. Т. е. реформа максимально отобразила существующую и будущую реальность, в том числе ежегодный рост числа автомобилей. Результаты моделирования показали, что выбранная схема уменьшит пробки на 40%, увеличит среднюю скорость на 8% даже при росте потока на 17% по сравнению с существующим движением.

Если автомобилизация продолжит расти дальше, то эффект окажется снивелирован, но, похоже, эта транспортная революция будет приносить пользу как минимум десятилетие. Напомним, что в 2019 году в Казани на тысячу жителей приходилось 355,5 машины — и 8-балльные пробки в часы пик снова вошли в быт горожан. К 2024-му прогнозируется рост автомобилизации — до 400 транспортных средств на тысячу жителей. Если не принимать никаких мер, то к 2030-му город встанет в пробках уже намертво. Предвестники мы наблюдаем последние года два, когда любой снегопад дает стабильные 9 баллов.

Не будет ли упрощение проезда через центр, наоборот, стимулом чаще сюда заежать? Разработчики считают, что нашли наиболее сбалансированную схему движения транспорта, пешеходов и велосипедистов. «Я бы не сказал, что мы мотивируем жителей покупать автомобили», — говорит Кадыров.

В 2019 году в Казани на тысячу жителей приходилось 355,5 машин — и 8-балльные пробки в часы-пик снова вошли в быт горожан. Но к 2024 году прогнозируется рост автомобилизации — до 400 авто на тысячу жителей В 2019 году в Казани на тысячу жителей приходилось 355,5 машины — и 8-балльные пробки в часы пик снова вошли в быт горожан. Но к 2024-му прогнозируется рост автомобилизации — до 400 транспортных средств на тысячу жителей Фото: Сергей Елагин

А ЧТО С КАБАЦКОЙ УЛИЦЕЙ?

Новая транспортная схема, давая импульс развитию Лево-Булачной, ставит крест на идее «опешеходить» улицу Профсоюзную, где сконцентрированы популярные бары. Впрочем, сами владельцы заведений были не в восторге от этой инициативы. «Надо понять, как перевод улицы Профсоюзной в пешеходную отразится на существующих ресторанах, барах, автомойках, офисах и так далее, — говорил в интервью нашему изданию казанский бизнесмен Эдуард Колтун, отреставрировавший на Профсоюзной четыре исторических здания, еще два в процессе. — Увеличится или уменьшится число посетителей, учитывая, что у многих бизнесов имеются кредиты и концепции заведения были разработаны и под возможность парковки машин? Что получат горожане и гости Казани в результате превращения Профсоюзной в пешеходную? Кто, почему и для чего пойдет на новую пешеходную улицу и сколько будет этих людей?»

Увеличение транспортного потока и появление там маршрутов общественного транспорта только на руку ресторанам и кафе на Профсоюзной, считают городские власти. «Вообще Профсоюзная недозагружена, по обеим сторонам паркуются под запрещающими знаками, а с установкой светофоров улица точно не станет скоростной магистралью, как многие боятся. В случае необходимости система перераспределит потоки», — успокаивает Кадыров.

«Единственный беспроигрышный момент — это создание удобной пешеходной среды, от которой выиграет вся транспортная система» «Единственный беспроигрышный момент — это создание удобной пешеходной среды, от которой выиграет вся транспортная система» Фото: Сергей Елагин

«Ну какой перепробег?! Это дело привычки»

Новую транспортную схему поддерживает ГИБДД РТ. «Безусловно, решение по изменению организации дорожного движения, предусматривающее не только изменение направлений транспортных потоков, но и установку светофорных объектов на улице Профсоюзной, направлено на предотвращение риска возникновения ДТП», — ответили в автоинспекции на запрос нашего издания. Все вопросы обсуждались на стадии планирования и разработки концепции совместно с представителями исполкома, министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, а также специалистами КГАСУ.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что, пока город не решит проблему кольцевого движения, центр обречен на транзит транспорта. «Все эти решения продиктованы жизненными показаниями, — говорит он. — „Зеленая волна“, одностороннее движение просчитываются на математических моделях, но в отношении велодорожек должно действовать простейшее правило референдума. Если по городским велодорожкам в час проезжают сотни велосипедистов, тогда это голосование должны выиграть велосипедисты. Если подобного нет, то почему мы создали неудобства автомобилистам, ведь велосипедисты там не появились? Единственный беспроигрышный момент — создание удобной пешеходной среды, от которой выиграет вся транспортная система. Есть понятие последней мили, которую можно преодолеть разными способами. Например, последние 1,5 километра до точки назначения можно доехать на машине, а можно пройти пешком, если есть комфортная пешеходная среда, если машины не паркуются двумя колесами на тротуарах. И человеку приятно, и для здоровья полезно».

На Профсоюзной светофоры напрашиваются давно, машины там бьются постоянно. Плотный транспортный поток, много пешеходов, а светофоров нет На Профсоюзной светофоры напрашиваются давно, машины там бьются постоянно. Плотный транспортный поток, много пешеходов, а светофоров нет Фото: Сергей Елагин

Председатель федерации автомобилистов России по РТ Рамиль Хайруллин в целом положительно оценил «крупнейшую за последние 10–15 лет транспортную реформу, не считая строительства транспортных развязок». Особо он отметил отказ от сложного перекрестка Право- и Лево-Булачной с улицами Татарстан и Марселя Салимжанова. «Сейчас там приходится выписывать небезопасные полукруги. Машины друг другу мешают, не успевают проехать. Если движение будет прямо, то проезд станет и быстрее, и безопаснее, — сказал Хайруллин. — На Профсоюзной светофоры напрашиваются давно, машины там бьются постоянно. Плотный транспортный поток, много пешеходов, а светофоров нет. Перепробег? Судя по схеме, он не такой большой, поэтому лучше немного проехать, чем стоять в пробке!»

«Одностороннее движение, отмена левых поворотов увеличивают пропускную способность, — считает директор ГБУ „Безопасность дорожного движения“ Рифкат Минниханов. — И раньше многие были против отмены левых поворотов, но работает же. Ну какой перепробег?! Это дело привычки».

***

Ключевой вопрос автомобилистов, пешеходов и велосипедистов: когда? Пороть горячку власти не собираются: переход к новой транспортной схеме в Казани будет постепенным. Уже в этом году изменят схему движения на перекрестках Пушкина – Профсоюзной – Щербаковского переулка – Бутлерова. Установят светофоры на Профсоюзной, затем запустят «зеленую волну» от проспекта Универсиады до Казанского кремля, а реализовать весь план с изменением схемы движения на площади Тысячелетия собираются в 2021 году.