Сегодня инфляция находится на уровне порядка 3%, а рост цен на бензин — куда меньший. По официальным данным, в 2020 году рост розничных цена на АИ-92 составил 0,7%, АИ-95 — 1,1%, ДТ — 0,5% Сегодня инфляция находится на уровне порядка 3%, а рост цен на бензин — куда меньший. По официальным данным, в 2020 году рост розничных цен на АИ-92 составил 0,7%, АИ-95 — 1,1%, ДТ — 0,5%

СЛОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НПЗ

Пульс топливного рынка страны сегодня обозначил на пресс-конференции замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. Значительную часть доклада он посвятил состоянию действующих НПЗ: май – июнь, в частности, оказался периодом отрицательной операционной доходности нефтеперерабатывающих заводов. «В связи с падением цен, спроса на мировых рынках маржинальность при снижении цены в марте сначала выросла, потому что стоимость нефти упала быстрее, чем стоимость нефтепродуктов. Но в мае – июне все российские НПЗ перешли в красную зону. Даже сложные, модернизированные», — отметил Сорокин. Если же брать картину по простым заводам, не прошедшим модернизацию, то они оказались убыточными в еще большем масштабе и объеме.

«Простые НПЗ бо́льшую часть месяцев, кроме марта и апреля, когда было резкое падение стоимости сырья, показывали отрицательную динамику. Во многом это связано с тем, что в начале года рынок был подвержен резкому падению цен на мазут — в связи с введением требований MARPOL и снижением требований по содержанию серы до 0,5 процента в судовом топливе», — пояснил спикер.

В апреле и марте, по его словам, произошел уход до отрицательных значений. «Просто представьте себе, что в апреле, мае, начале июня вы, производя бензин и дизель, получали денег за это меньше, чем просто продавая нефть. Соответственно, переработка и то, что в теории должно создавать дополнительную стоимость, являлось процессом, который уничтожает стоимость базового сырья», — акцентировал внимание Сорокин, добавив, что, несмотря на значительные убытки, компании в данной ситуации все-таки в полной мере обеспечивали снабжение рынка нефтепродуктами.

Павел Сорокин рассказал, что в июне–июле 2020 года спрос на бензин начал восстанавливаться. Сыграла роль отмена коронавирусных ограничений и запрет на перелеты Павел Сорокин рассказал, что в июне – июле 2020 года спрос на бензин начал восстанавливаться. Сыграла роль отмена коронавирусных ограничений и запрета на перелеты

Тем не менее сейчас ситуация понемногу выправляется. «По мере снятия карантинных ограничений, которые мы наблюдали начиная со второй половины мая в основных экономиках мира, спрос на нефтепродукты начал восстанавливаться, но товарные запасы по-прежнему еще очень велики. Поэтому мы все еще находимся очень далеко от докризисных уровней, но динамика положительная и поступательная», — обнадеживающе заключил замминистра.

В МИНЭНЕРГО ВСТУПИЛИСЬ ЗА ДЕМПФЕРНУЮ СХЕМУ

Он напомнил, что в 2017–2018 годах государство находилось в поиске механизмов, которые позволили бы в условиях растущей волатильности обеспечить нормальную экономику на отечественном рынке и сделать так, чтобы цены на заправках росли не быстрее темпов инфляции. Тогда был введен демпферный механизм, который позволил в случаях высоких цен компенсировать производителям до 60% от разницы между целевой ценой и экспортной альтернативой. По словам Сорокина, это дало возможность в течение последних нескольких лет — в том числе и в 2020-м — сдерживать цены на автозаправочных станциях в пределах инфляции и в целом показало себя «как достаточно эффективный механизм».

Спикер добавил, что благодаря этому механизму, несмотря на дисконт внутреннего рынка и сниженные стимулы к поставкам на него, рынок оставался стабильным в 2018 году. В 2020-м ситуация, по его словам, продолжалась, но дисконт стал меньше. «В июле и конце июня мы наблюдаем небольшую премиальность внутреннего рынка — это означает, что он становится более привлекательным, чем экспорт, для поставок», — заключил он.

Ни для кого не секрет, что при низких ценах на нефть демпфер на нефтепродукты стал работать в обратную сторону. Теперь уже компаниям приходится доплачивать в бюджет за поставку ГСМ на внутренний рынок, а стоимость топлива даже при беспрецедентно низких ценах на нефть остается на прежнем уровне. Сорокин взялся объяснить, почему так происходит.

Отвечая на вопрос, не хочет ли Россия последовать за схемой США, где цены на топливо растут вместе с ценами на нефть, Сорокин заметил, что модель свободного рынка подразумевает движение как вверх, так и вниз Отвечая на вопрос, не хочет ли Россия последовать за схемой США, где цены на топливо растут вместе со стоимостью нефти, Сорокин заметил, что модель свободного рынка подразумевает движение как вверх, так и вниз

«При падении цен на нефтепродукты ниже определенного уровня, который зависит от крек-спредов в Европе, компенсация начинает работать в обратную сторону. Это означает, что в розничном сегменте образовывается сверхприбыль, которая изымается в бюджет», — продолжил он, как бы не замечая сказанных им же выше слов об убыточности нефтепереработки.

«Демпфер позволил оказать существенную поддержку с точки зрения бюджетных доходов в тяжелый период», — заключил спикер, дав понять, что в отмене демпферной схемы правительство не заинтересовано.

Отвечая впоследствии на вопрос журналистов, не хочет ли Россия последовать за схемой США, где цены на топливо следуют за стоимостью нефти, Сорокин заметил, что модель свободного рынка подразумевает движение как вверх, так и вниз. «И здесь нужно наблюдать степень толерантности к скачкам вверх», — отметил он. В нашей стране эта толерантность, судя по всему, не развита. В подтверждение замминистра предложил вспомнить пример 2018 года, когда цена на нефть резко возросла и поднималась до 65 рублей за баррель.

Сорокин отметил, что сегодня инфляция находится на уровне порядка 3%, а рост цен на бензин — куда меньший. По официальным данным, в 2020 году рост розничных цена на АИ-92 составил 0,7%, АИ-95 — 1,1%, ДТ — 0,5%. «Если взять последние дни, то это где-то 1,1–1,4 процента. Существенно ниже инфляции, но и значительно меньше периодов прошлых лет аналогичных», — заострил внимание Сорокин. Так, в 2018-м АИ-92 был 8%, АИ-95 — 7,7%, ДТ — 8,2%.

«Это очень важные показатели, которые дают четкое представление о том, что те меры, которые принимаются, позволяют придерживаться заданных параметров. И мы уверены, что такую динамику удастся сохранить», — заключил замминистра.

Если в апреле и мае российские НПЗ работали себе в убыток, так как снижение спроса на бензин составляло порядка 40%, а авиакеросин — до 50%, то с наступлением лета ситуация понемногу начала выправляться Если в апреле и мае российские НПЗ работали себе в убыток, так как снижение спроса на бензин составляло порядка 40%, а на авиакеросин — до 50%, то с наступлением лета ситуация понемногу начала выправляться

ВОССТАНОВЛЕНИЮ СПРОСА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ СПОСОБСТВОВАЛ ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Затем Сорокин предложил вернуться к динамике производства и потребления. Он рассказал, что в июне – июле 2020 года спрос на бензин начал восстанавливаться. Сыграла роль отмена коронавирусных ограничений и запрет на перелеты. Если в апреле и мае российские НПЗ работали себе в убыток, так как снижение спроса на бензин составляло порядка 40%, а на авиакеросин — до 50%, то с наступлением лета ситуация понемногу начала выправляться.

«В июне – июле, когда уже пошли плановые снятия ограничительных мер, мы наблюдаем достаточно бурный рост потребления, который связан, во-первых, с тем, что довольно большая часть людей остались в период отпусков дома. Сейчас в связи с этим очень большой скачок получил автомобильный туризм. И передвижение, особенно на машинах более дорогих, которые потребляют 95-й и 98-й бензин, сегодня превышает уровень 2019 года. Поэтому мы наблюдаем повышенный рост [спроса] на автомобильный бензин, и на дизельное топливо сейчас тоже достаточно бурный скачок есть», — отметил спикер.

По словам Сорокина, НПЗ отреагировали на изменения очень оперативно и, несмотря на убыточность нефтепереработки в целом, стали быстро обеспечивать прирост производства бензина. Сейчас загрузка НПЗ по первичной переработке находится ниже уровня 2019-го, но план по автомобильным бензинам на июль уже превышает объемы прошлого года. Например, производство автомобильного бензина К5 в июне 2020 года составило  80,2 тыс. т в сутки, 14 июня — 99,6, а 14 июля — 125,9 тыс. тонн.

«Хочу подчеркнуть, что нефтеперерабатывающие заводы — это очень сложные производственные комплексы. Логистическая цепочка, обеспечивающая их деятельность, — очень непростая. Поэтому обеспечить сначала бесперебойное снабжение в условиях коллапсирующего спроса, а потом в условиях такого же быстрого восстановления — это большой вызов, с которым нефтяники и нефтеперерабатывающие заводы хорошо справляются», — заключил спикер. По его словам, плановые ремонты заводов в этом году были смещены на более поздний срок осенью — с тем, чтобы избежать малейшей возможности нехватки нефтепродуктов на рынке.

Сейчас загрузка НПЗ по первичной переработке находится ниже уровня 2019-го, но план по автомобильным бензинам на июль уже превышает объемы прошлого года Сейчас загрузка НПЗ по первичной переработке находится ниже уровня 2019-го, но план по автомобильным бензинам на июль уже превышает объемы прошлого года

ЗАПРЕТ НА ИМПОРТ ТОПЛИВА МОГУТ ОТМЕНИТЬ

Также спикер сообщил еще одну важную новость: в правительство РФ внесено предложение о возможной ранней отмене запрета на импорт топлива. Поскольку причины, по которым этот запрет вводился, а именно: превышение предложения над спросом, исчезли.

«Рынок стабилизировался. Поэтому сейчас мы внесли предложение о возможной ранней отмене данного ограничения. Сейчас планируем обсудить это на правительственной площадке. Также на следующей неделе есть в планах на площадке правительства с нефтяными компаниями собраться, чтобы обсудить выполнение рекомендаций по поставкам топлива на внутренний рынок и нужно ли что-то для этого дополнительно», — сообщил Сорокин. По его словам, предложения составлены и внесены совместно с ФАС.

В заключение спикера спросили о том, планируются ли меры поддержки частных АЗС. Тем более что их доля, как отметил сам выступающий, составляет порядка 50% от общего объема. Напомним, что ранее российский топливный союз (РТС, объединяет частных трейдеров и владельцев АЗС) направил письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, где говорилось о тяжелой ситуации с ценообразованием, в которой оказались независимые АЗС. Ранее этот же союз отмечал наступление момента, когда нужно задуматься о поддержке частных заправок в условиях пандемии.

«Мы ведем диалог со всеми ассоциациями, крупными сетями АЗС. Было бы неправильно не признавать, что ситуация с их маржинальностью тяжелая. В целом невозможно в один день перечеркнуть мировые тренды, но системной работой, которая сейчас проводится, мы хотим сгладить этот эффект. Меры поддержки, которые можем оказать, — совместно с ФАС проводить работу с рынком. Что касается мер поддержки независимых АЗС, например, часть из них включена в список системообразующих предприятий», — отметил Сорокин. 

«НАША КОМПАНИЯ ВЕРНУЛАСЬ НА ПОКАЗАТЕЛИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ДО ИЗОЛЯЦИИ»

«БИЗНЕС Online» опросил нескольких представителей топливной отрасли, почувствовали ли они восстановление спроса.

Сергей Автономов — владелец ООО «Мустанг-Ойл»:

— Если сравнивать с показателями прошлого года, то во время самоизоляции спрос на топливо у нас существенно снизился. Например, в первые недели апреля падение составило 60 процентов, но затем ситуация стала выравниваться. В мае падение было где-то 20 процентов от показателей прошлого года.

Я бы не сказал, что в июне – июле был бурный рост, просто показатели вернулись на прежний уровень. Такая ситуация лично у меня в АЗС, и я не знаю, с чего вообще сейчас может быть рост по сравнению с прошлым годом. Возместить же потери, которые мы получили из-за самоизоляции, сейчас также невозможно, так как цены на топливо на бирже выросли очень существенно.


Харис Галимуллин — директор ООО «Волга-Ойл»:

— Да, я заметил увеличение спроса на топливо, но это если сравнивать с показателями апреля – мая. В целом же наша компания вернулась на показатели, которые были до изоляции. И мне не кажется, что такой рост связан с увеличением внутреннего туризма, у нас ведь не полстраны так отдыхает.

Падение же в апреле и мае было существенным, и, как следствие, упали и оптовые цены на закупку бензина. Например, в 20-х числах марта стоимость на бирже за тонну 92-го бензина была 42–43 тысячи рублей, 2 апреля — 38 тысяч, а сейчас уже 50,4 тысячи. Думаю, что за счет такого повышения цен, а также из-за снижения предложения производители топлива таким образом пытаются возместить убытки, которые у них были в апреле – мае.

Что же касается компаний, владеющих АЗС, то им вряд ли удастся возместить убытки даже за счет повышенного спроса среди автовладельцев. Они торгуют в убыток, грубо говоря, берут за пять рублей, а продают за четыре. Клиент, учитывая нынешнюю ситуацию, придет на ту АЗС, где топливо подешевле, либо же на какую-то известную. К тому же существует госрегулирование и розничная стоимость рекомендована государством, но оптовые цены почему-то бесконтрольные или псевдорыночные. Мы, как коммерческая структура, специально делаем цену ниже, чтобы остаться на рынке.


Михаил Левашов — президент ассоциации «Некоммерческое партнерство „Логистика и автоперевозки Татарстана“»:

— По моему мнению, информация о нынешнем спросе, превышающем прошлогодние показатели, не правдива. Мы в транспортной отрасли видим, что потребление не увеличилось, так как нет прошлогодних объемов работы. Так что, по-моему, сегодняшнее заявление минэнерго — это просто пиар для того, чтобы компании могли и еще больше повысить цену на топливо.

Да, сейчас, если сравнивать со вторым кварталом 2020 года, когда была самоизоляция и люди сидели дома, спрос, конечно, увеличился. Тогда народ находился дома, предприятия не работали и, следовательно, не имелось высокого спроса и на бензин, и на дизель. Но нынешнее повышение спроса, по-моему, никак не связано с внутренним туризмом.