Михаил Мишустин лишь в общих чертах обрисовал общенациональный план — на все у него ушло не более трех с половиной минут Михаил Мишустин лишь в общих чертах обрисовал общенациональный план — на все у него ушло не более трех с половиной минут Фото: kremlin.ru

«ГЛАВНОЕ, ЧЕГО НАДО ДОБИТЬСЯ, — НЕ ДОПУСТИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПАДЕНИЯ ДОХОДОВ ЛЮДЕЙ»

— Как дела? Все нормально? — по-свойски обратился президент России Владимир Путин к премьер-министру Михаилу Мишустину, находившемуся от него по ту сторону экрана.

— Нормально, Владимир Владимирович. Работаем, — согласно кивнул тот, готовый представить план восстановления экономики, над которым правительство трудилось чуть больше месяца.

Президент напомнил и себе, и премьеру, и зрителям, что еще 28 апреля поручал кабмину не только работать с текущими экономическими проблемами, вызванными коронавирусом, но и задуматься о перспективе — прописать план, согласно которому экономика страны, а заодно и граждане будут возвращаться к нормальной жизни. «При этом тогда же обратил особое внимание на то, что стратегическая задача такого общенационального плана действий — не только стабилизировать ситуацию, без чего, конечно, невозможно двигаться вперед, но и, самое главное, поддержать граждан, предприятия, бизнес на этапе выхода», — назидательно подчеркнул Путин, добавляя, что надо заодно не забывать о структурных изменениях в экономике.

Как признался сам президент, план он получил, как ранее условились, еще вчера, 1 июня, и уже вроде «предварительно ознакомился». «Соответствующие материалы есть у меня здесь, на столе, — президент положил руку на аккуратно сложенные одинаковые брошюрки. — А сегодня, конечно, хотел бы лично с вами поговорить на все эти темы, просил бы вас подробнее рассказать об основных параметрах и приоритетах данного документа, о тех инициативах, которые правительство предлагает реализовать».

Впрочем, Мишустин предпочел лишь в общих чертах обрисовать общенациональный план — на все у него ушло не более трех с половиной минут. Главное, по его мнению, заключалось в том, что в плане всего три этапа, которые распределены до конца 2021 года. Так, первый (завершится в третьем квартале этого года) из них направлен на то, чтобы стабилизировать ситуацию. «Главное, чего надо добиться, — не допустить дальнейшего падения доходов людей», — пояснил премьер. Второй этап продлится до второго квартала 2021 года, и тут планируют сделать «все, чтобы завершить процесс восстановления экономики». Что важно, тут Мишустин пообещал, что уровень дохода граждан в этот период будет сопоставим с уровнем прошлого года. Наконец, завершающий этап — третий и четвертый кварталы 2021-го — должен обеспечить выход на «траекторию устойчивого долгосрочного роста». «При этом мы сократим уровень бедности и увеличим число граждан, чьи доходы превысят уровень прожиточного минимума. Сделаем все возможное, чтобы численность занятых в МСП достигла докризисного уровня», — пообещал премьер-министр.

В целом, по словам Мишустина, расписанные в плане 500 мероприятий обойдутся за два года в сумму около 5 трлн рублей. Отметим, ранее «Ведомости» писали, что на реализацию плана потребуется 8 трлн рублей, затем цифра корректировалась до 7,3 триллиона.

Заодно премьер предложил внести поправки в нацпроекты и пообещал в ближайшие полтора месяца обозначить свои предложения.  

«Полагаю, представленный документ можно взять за основу», — довольно кивнул Путин, разрешая приступить к реализации подготовленного правительством плана с июля.

Хотя до сих пор общенациональный план еще не опубликован официально, «БИЗНЕС Online» удалось изучить 118-страничный документ, датированный 24 мая.

Регистрируемая безработица, по данным минтруда РФ, на 20 мая составляет 1,7 млн человек. При этом в отпусках без сохранения зарплаты, простое или на неполной занятости находятся еще более 1,1 млн человек Фото: Алексей Белкин

РОССИЯ СЕГОДНЯ: «НАВЕС» БЕЗРАБОТИЦЫ И КРЕДИТОВ, СПАД ВВП НА 9,5%

Начинается общенациональный план с анализа текущей ситуации и влияния на экономику коронавируса. Так, в апреле индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа сотрудников предприятий, приостановивших деятельность, к общему количеству работающих) составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) была закрыта полностью. По оценке минэкономразвития РФ, ВВП во втором квартале 2020-го снизится как минимум на 9,5% к аналогичному периоду прошлого года. Реальные доходы населения сократятся также ощутимо — на 6%.

В этих условиях Россия ведет смягчение бюджетной политики: будут задействованы средства ФНБ и заимствования, чтобы профинансировать как текущие обязательства, так и антикризисные программы. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны бюджета, а объемы дефицита и госдолга, соответственно, будут расти и могут превысить установленные соглашением показатели.

Базовый сценарий развития экономики намечает дефицит федерального бюджета в 2020 году в размере 7% ВВП (с корректировкой на перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО «Сбербанк России» в размере 1,07 трлн рублей). В целом по бюджетной системе дефицит составит около 8,5% ВВП (с корректировкой на поступление разовых доходов и забалансовой докапитализации ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк России») после профицита в размере 1,8% ВВП в прошлом году. Таким образом, смягчение фискальной политики в 2020-м ожидается в размере более 10% ВВП, что, как подчеркивают авторы документа, превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся стран и во многих развитых государствах.

Вызовы:

  1. «Навес» безработицы. Регистрируемая безработица, по данным минтруда РФ, на 20 мая составляет 1,7 млн человек (еще 1 апреля безработных было «всего» 720 тысяч). При этом в отпусках без сохранения зарплаты, простое или на неполной занятости находятся еще более 1,1 млн человек.
  2. Снижение доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса.
  3. Сокращение инвестиционной активности.
  4. Восстановление «закрытых» отраслей не произойдет автоматически: в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств. Таким образом, велики риски увеличения доли «плохих» долгов.

Перечисляются в плане и новые возможности, но они, к сожалению, менее убедительны. Их перечень начинается с развития новых форм занятости и обучения. Дистанционный труд в связке с удаленной системой переподготовки персонала может стать источником решения проблемы эффективной занятости населения в целом по стране, уверены составители плана. Из других плюсов — ускоренная цифровизация, новые экспортные ниши и импортозамещение, а также новые требования к устойчивости как сферы здравоохранения, так и экономики в целом к внешним шокам.

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ ПРОГНОЗИРУЕТСЯ К КОНЦУ 2021 ГОДА

Как «БИЗНЕС Online» писал ранее, в плане три этапа. С июня по сентябрь 2020 года нас ждет стадия адаптации, цель которой — не допустить дальнейшего падения доходов и распространения рецессии. При этом эпидемиологические ограничения не выше второго этапа по классификации Роспотребнадзора сохранятся в 70% регионов страны. В результате ожидается «прекращение падения экономики относительно низшей точки второго квартала 2020 года».

Стадия восстановления продлится с октября по июнь 2021-го. Но даже тогда — через год — в 20% регионов могут сохраниться определенные ограничения. Тем не менее безработица, как ожидается, будет снижаться, а квартальные показатели ВВП и реальных денежных доходов населения достигнут 98% от уровня 2019 года (при условии полного снятия ограничений — 100%).

Стадия активного роста прогнозируется в июле – декабре 2021 года. Это третий и завершающий этап, на котором происходит полное открытие экономики, правда, «с соблюдением долгосрочных санитарно-эпидемиологических требований».

Согласно прогнозам, через полтора года Россия должна выйти на «устойчивый рост реальных денежных доходов населения», безработица снизится до уровня не более 5%, а ВВП вырастет не менее чем на 2,5% в годовом исчисленииФото: Алексей Белкин

И какое же светлое будущее нас ждет? Согласно прогнозам, через полтора года Россия выйдет на «устойчивый рост реальных денежных доходов населения» (зарплаты должны расти на 2,5%, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна быть меньше по сравнению с 2019-м), безработица снизится до уровня не более 5%, а ВВП вырастет не менее чем на 2,5% в годовом исчислении.

Активно должен восстанавливаться бизнес: ожидается, что численность занятых в МСП и ИП вернется на уровень первого квартала 2020 года, а оборот сектора будет увеличиваться выше темпов роста экономики в целом. Плюс запустится новый инвестиционный цикл: инвестиции в основной капитал вырастут не менее чем на 4,5% в годовом исчислении, а индекс промпроизводства обрабатывающей промышленности — как минимум на 3%.

ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ: «СОЦИАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО» И ФИКСИРОВАННАЯ ЧАСОВАЯ СТАВКА

Первый, самый очевидный и, наверное, самый важный блок — социальный. Он, кроме уже озвученных Путиным пакетов мер поддержки семей с детьми, предполагает ряд дополнительных шагов. С июня начнется поддержка организаций инвалидов и развитие программ дистанционного обучения (бюджет — 3 млрд рублей, срок действия — до декабря). С декабря 2020 года нетрудоспособным в связи с производственной травмой положены выплаты в размере МРОТ, а пособие по временной нетрудоспособности родителям, ухаживающим за больным ребенком до 7 лет, достигнет 100% средней зарплаты. Соцподдержка, кстати, может реализовываться на беззаявительной основе уже с этого сентября.

Кроме того, создадут «социальное казначейство», в функции которого будет входить предоставление мер соцподдержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также содействие занятости населения. С сентября планируется создание консорциума центров психологической помощи населению.

С конца 2021 года начнется поэтапное снижение размера максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (с 1 января 2021-го до 18%, с 1 января 2023-го до 15%).

Отдельная тема — поддержка занятости. С июля по сентябрь запустится программа повышения эффективности служб занятости за счет взаимодействия граждан и работодателей в электронном виде и начнется внедрение «взаимосвязанных» цифровых платформ по образованию, повышению квалификации и поддержке занятости. С октября будет зафиксирован минимальный размер часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время на срок до трех месяцев, а трудовые договоры отрегулируют в плане условий перехода срочных в бессрочные. С декабря госслужащим планируют предоставить возможность перевестись на дистанционную работу.

Готовится целая серия законов и нормативных актов, нацеленная на упрощение жизни бизнеса. Самое показательное — проверки: для МСБ мораторий на них продлится до конца 2021 года, а для всех остальных количество проверок в следующем году ограничат тремя Фото: Алексей Белкин

ПОДДЕРЖКА ИП И МСБ: БЫСТРЫЕ ПЛАТЕЖИ И ИНСТИТУТ ЦИФРОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Кроме уже известных мер, связанных с поддержкой малых и средних предпринимателей в наиболее пострадавших отраслях экономики (кредитные каникулы, освобождение от налогов, кроме НДС, и так далее), план предусматривает еще ряд точечных мер и стратегических преобразований. В их числе — продление на 2021–2022 годы налоговых каникул по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных ИП с включением в периметр каникул новых видов деятельности.

С августа для ИП планируют уменьшить страховые взносы — как фиксированные, так и с выплат работникам. Фиксированные взносы, кстати, в 2021 году, согласно документу, индексироваться не будут. В сентябре ожидается введение коллективного (семейного) патента.

В числе других мер — временная либерализация (на период трех лет) правовых последствий банкротства для добросовестных предпринимателей в целях упрощения повторного вхождения в бизнес (на данный момент после банкротства нельзя заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет). Также прописано развитие инструментов фондового рынка для субъектов МСП, которые откроют доступ к дополнительным источникам финансирования. Предприниматели получат доступ к системе быстрых платежей Банка России, что снизит транзакционные издержки.

Готовится целая серия законов и нормативных актов, нацеленная на упрощение жизни бизнеса. Самое показательное — проверки: для МСБ мораторий на них продлится до конца 2021-го, а для всех остальных количество ревизий в следующем году ограничат тремя.

Инвестклимат должны улучшать и крупные инфраструктурные проекты, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань. Общая стоимость проекта — около 536 млрд рублейФото: «БИЗНЕС Online»

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ: ГИС «КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ» И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ РЕГИОНОВ

Ключевая мера в блоке «Стимулирование инвестиций» — это завершение механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам (в стартовом портфеле, который планируют создать уже в июне 2020 года, таких проектов должно быть 15). Он даст возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания, в объеме поступающих налогов. К октябрю текущего года минфин и ФНС должны представить государственную информационную систему «Капиталовложения» для реализации и мониторинга соглашений.

На обеспечение ликвидности и капитала ВЭБ.РФ для поддержки новых инвестпроектов в этом году планируется направить 210 млрд рублей. В регионах же в ноябре намечается введение «инвестиционного стандарта», с использованием которого будут формироваться портфели инвестпроектов. С января 2021 года запустят механизм инвестиционного налогового вычета для поддержки региональных проектов.

На повышение эффективности госвложений направлен отдельный блок, включающий в себя механизм гибкого перераспределения средств и создание системы единых государственных заказчиков при строительстве объектов гражданского назначения.

Инвестклимат должны улучшать и крупные инфраструктурные проекты, в том числе строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Правда, в этом году на нее планируется потратить всего 5 млрд рублей, в 2021-м — 17,5 миллиарда. Общая же стоимость проекта, рассчитанного до 2027 года, — около 536 млрд рублей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДОЛИНЫ И ЦИФРОВАЯ «СРЕДА ДОВЕРИЯ»

Согласно 6-му блоку общенационального плана под названием «Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации», уже в ближайшие несколько месяцев должен быть создан реестр инновационных технологических компаний, которым может оказываться господдержка. Организуют экосистему конкурентоспособных отечественных разработчиков, технологий и продуктов в сфере искусственного интеллекта, а с компаниями-лидерами заключит соглашение правительство РФ. В рамках ГЧП будет сформирован «фонд перспективных высоких технологий». Кроме того, в этом и следующем году в России, согласно документу, появятся четыре «технологические долины» — инновационные научно-технологические центры (где конкретно, не сказано, но Иннополис явно будет в числе претендентов). Предприятия электроники и радиоэлектроники в условиях пандемии поддержат субсидиями.

Если говорить о цифровых технологиях в экономике, то к концу 2021 года полностью должна быть оцифрована система исполнительного производства на всех этапах, нотариальные услуги тоже планируется перевести в электронный формат, причем создадут единый реестр цифровых доверенностей. На портале госуслуг можно будет взять цифровую ипотеку и льготные кредиты, заключить трудовые отношения, а бизнесу — получить любые лицензии и разрешения. Более того, федеральным законом, который подготовят к декабрю 2020 года, будут созданы правовые условия для формирования цифровой «среды доверия» в части расширения возможностей и способов идентификации (в том числе по биометрии), включая использование информационных систем коммерческих и некоммерческих организаций.

ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА: СМЯГЧЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУБСИДИИ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ

Меры по поддержке импортозамещения начнутся с машиностроения: с июля правительство сможет устанавливать квоты на отечественную машиностроительную продукцию в рамках госзакупок. Господдержка компаний будет увязана с локализацией приобретаемой ими продукции. Кроме того, обещают поддержку пилотным партиям средств производства, в том числе продукции электронной и радиоэлектронной промышленности, и комплексным, включая импортозамещающие инвестиционные проекты.

В рамках стимулирования экспорта промышленным предприятиям гражданского назначения планируют субсидировать расходы на транспортировку продукции, а также компенсируют часть средств на омологацию и сертификацию экспортируемых товаров.

До июля 2021 года приостановят действие положений части 4, 4.1, 5–5.2 статьи 15.25 КоАП РФ в части ответственности за нарушение требований валютного законодательства. С декабря планируется внедрение риск-ориентированного подхода с целью перехода от тотального валютного контроля к контролю за «сомнительными валютными операциями». Кроме того, будут пересмотрены некоторые процедуры таможенного регулирования.

Авиаотрасль ждет некоторая поддержка: лизинговые компании получат госгарантии на покупку 59 самолетов Sukhoi Superjet и 66 вертолетов для санавиации (перепадет ли кусок КВЗ?)Фото: «БИЗНЕС Online»

СЕКТОРАЛЬНЫЕ МЕРЫ: ПЯТИЛЕТКА В ЧЕТЫРЕ ГОДА И ПОДДЕРЖКА ТЭК

Автопром простимулируют госзакупками, льготным лизингом и кредитами на покупку отечественных авто. Также в июне будет запущена программа субсидирования доступной аренды автотранспорта. Суммарно на эти цели в бюджете только на 2020 год заложено 50 млрд рублей. Авиаотрасль тоже ждет некоторая поддержка: к примеру, лизинговые компании получат госгарантии на покупку 59 самолетов Sukhoi Superjet и 66 вертолетов для санавиации (перепадет ли кусок КВЗ?). Авиакомпаниям же обещают компенсацию расходов.

В топливно-энергетическом комплексе ожидается создание стимулирующих налоговых условий для переработки СУГ и этана в нефтегазохимическую продукцию. В плане также заложено стимулирование модернизации нефтеперерабатывающих производств, введение запрета на импорт нефтепродуктов и создание условий для формирования фонда незаконченных нефтяных скважин.  Кроме того, планируется приобретение в государственный резерв продукции нефтегазохимической отрасли с последующей ее реализацией в 2021–2022 годах.  

В сфере АПК заложено создание единой цифровой платформы выявления, оценки и ввода земель в сельхозоборот, включающей в себя инвестиционную интернет-площадку, на которой потенциальный инвестор сможет получить готовое решение по ведению сельскохозяйственной деятельности, наиболее востребованной в конкретном регионе. Также увеличится доля госзакупок у фермеров.

Если говорить о строительстве, отрасль ждет цифровая трансформация и технологии информационного моделирования. По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должен увеличиться объем работ «за счет выполнения пятилетнего объема (до 2024-го) за четыре года (в 2023-м)». В плане также заложена проработка вопроса о применении механизма привлечения самозанятых для работы в строительной отрасли, в том числе для граждан стран СНГ.

Гостинично-туристскую сферу ждет поддержка посредством возмещения 50% платежей по процентам и отсрочки выплаты основного долга по ранее выданным кредитам, а также уменьшение НДС. Ведущие предприятия отрасли будут включены в список системообразующих организаций.

Из других отраслей дополнительную поддержку анонсировали легкой промышленности (субсидирование процентов по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств), производствам товаров художественных промыслов, спортинвентаря, средств реабилитации инвалидов.

До конца года обнуляется ставка НДС на услуги онлайн-образования, телемедицины, сервисов доставки продуктов питания. Для IT-компаний уменьшается верхняя планка налога на прибыль с 20% до 12% с возможностью принятия регионами решений о ее дальнейшем снижении.

Последний раздел плана касается укрепления устойчивости экономики к внешним шокам, и начинается он со здравоохранения. В него входят повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи, лекарственного обеспечения и вакцинации, создание запасов лекарств, средств индивидуальной защиты и тест-систем, а также разработка и внедрение безопасных и эффективных вакцин от потенциально опасных для человека инфекций — «как новых, так и забытых старых». Инфекционную службу ожидает дальнейшая модернизация, а с июня по декабрь 2021 года планируется создание единой информационной базы медицинских документов, изображений и результатов инструментальных исследований для реализации систем поддержки принятия врачебных решений, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Будут также разработаны формы дистанционного мониторинга санитарного законодательства и новые требования по профилактике коронавирусной инфекции. Изменения ждут и систему регулирования оборота лекарственных средств.

Завершающий блок плана касается регионов. Помимо выделения дополнительных дотаций (200 млрд в 2020 году) и разрешения на превышение предельного объема госдолга, в него входит освобождение субъектов от финансовых мер ответственности за нарушение обязательств по достижению результатов использования субсидий в 2021-м, а также частичная компенсация из федерального бюджета регионам, предоставившим налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций.

План предполагает и совершенствование института ОЭЗ, разработку новых механизмов поддержки моногородов, направленных на решение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также улучшение инвестиционного климата в моногородах за счет механизмов ТОР (территории опережающего развития) и TIF (система финансирования инфраструктурных проектов за счет будущих налогов).