В минэкономики сослались на то, что автоперевозки попали в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях «коронавирусной борьбы» В минэкономики сослались на то, что автоперевозки попали в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях «коронавирусной борьбы» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕВОЗЧИКИ ПРОСЯТ ЦЕЛЕВОЙ ПОМОЩИ ИЗ БЮДЖЕТА РТ

Катастрофическое падение доходов предприятий, обслуживающих маршруты общественного транспорта, вновь констатируют в ассоциации перевозчиков РТ. «Ассоциация АТП РТ еще раз обращается к вам с криком о помощи», — говорится в письме, адресованном президенту Татарстана.

Это уже второе обращение за месяц. Первое было адресовано Рустаму Минниханову 25 марта — оно «спустилось» на более низкий уровень, но пока ни минтранс РТ, ни бизнес-омбудсмен перевозчикам не ответили. Разве что в минэкономики сослались на то, что автоперевозки попали в перечень отраслей экономики, наиболее пострадавших в условиях «коронавирусной борьбы». Но конкретики — что же, собственно, делать бизнесу — нет.

А тем временем бизнес получает конкретные проблемы. Самоизоляция в разы снизила пассажиропоток, более 500 сотрудников отправили в административный отпуск, часть взяли остатки неиспользованных отпусков. На линии в 2,5 раза меньше автобусов, чем обычно. Но это лишь помогает чуть сэкономить на топливе, а остальные расходы никуда не делись, да еще и приходится тратиться на санобработку. В итоге за месяц только в Казани предприятия получили убыток в 350 млн рублей.

Только по лизингу надо выплатить 50 млн рублей. А есть еще налоги, зарплата и другие расходы!

На линии в 2,5 раза меньше автобусов, чем обычно. Но это лишь помогает чуть сэкономить на топливе, а остальные расходы никуда не делись, да еще и приходится тратиться на санобработку На линии в 2,5 раза меньше автобусов, чем обычно. Но это лишь помогает чуть сэкономить на топливе, а остальные расходы никуда не делись, да еще и приходится тратиться на санобработку Фото: «БИЗНЕС Online»

БАНКИ ОТКАЗЫВАЮТ, НАЛОГОВИКИ МОЛЧАТ, ЛИЗИНГ В РАЗДУМЬЯХ

В ассоциации согласны с минэкономики: автоперевозки вроде как государство собирается поддержать — однако есть тут одно «но». Право на кредитные каникулы не касается муниципальных предприятий. «Нижнекамское ПАТП», казанские «ПАТП-2», «ПАТП-4» — МУПы, которые перевозят более 80% пассажиров, а их коллектив — 4,5 тыс. человек.

Налоговая служба пока не отвечает по поводу отсрочки по налогам. По вопросам отсрочки по лизингу МУП «ПАТП-2» обратилось в «Сбербанк Лизинг» и «Лизинг трейд», где заявки предварительно одобрили. «КАМАЗ Лизинг» пока положительного решения не прислал. А каникулы нужны и по лизинговым платежам, и по кредитам: оптимальным вариантом называют отсрочки до 1 января 2021 года. Получить беспроцентные кредиты МУПы не могут даже на зарплату: Сбербанк и ВТБ отказали, поскольку муниципальные предприятия — это не малый и средний бизнес и в реестре их просто нет. А деньги крайне нужны и под 0% — в первую очередь для сохранения штата водителей и кондукторов.

Более мелкие частники тоже зависли над пропастью банкротства. Например, заинская компания «Авторитет» — единственный перевозчик в Заинске — не смогла получить кредит даже при поддержке гарантийного фонда РТ. Пролетает мимо кассы зеленодольское ООО «Экспресс», которое возит людей в Зеленодольске и обеспечивает жизнедеятельность предприятий с непрерывным циклом работы.

Получить беспроцентные кредиты МУПы не могут даже на зарплату: «Сбербанк» и «ВТБ» отказали, поскольку муниципальные предприятия — это не малый и средний бизнес, и в реестре их просто нет Получить беспроцентные кредиты МУПы не могут даже на зарплату: Сбербанк и ВТБ отказали, поскольку муниципальные предприятия — это не малый и средний бизнес и в реестре их просто нет Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАТЭНЕРГОСБЫТ» ПОЛОЖИЛ РУКУ НА РУБИЛЬНИК

Это еще не все: МУП «ПАТП-4» получило уведомление на отключение электроэнергии. Так что «Татэнергосбыт» вот-вот положит руку на рубильник, требуя погасить долги. Просьбы дать отсрочку до стабилизации ситуации особого успеха не возымели. «Был получен ответ, что сейчас необходимо внести минимум 90 процентов этой суммы, либо будет полное ограничение потребления электроэнергии», — говорится в письме ассоциации транспортников.

Между тем этот перевозчик — один из системообразующих в Казани: на него приходится около трети всех маршрутов. Отключение электричества означает полную остановку, даже путевые листы напечатать будет нельзя. Не говоря уже об обслуживании автобусов или их банальной заправке топливом — колонка ведь тоже электрическая!

В похожей ситуации оказался и автовокзал в Зеленодольске. От поставщиков и контрагентов получены предупреждения об отключении коммунальных услуг, в том числе электроэнергии. Именно с этого автовокзала зеленодольцы ежедневно ездили на работу в Казань и обратно.

«Уважаемый Рустам Нургалиевич, просим вас предусмотреть отсрочку по коммунальным платежам для автотранспортных предприятий до 1 января 2021 года или до стабилизации ситуации», — обращаются в ассоциации к Минниханову.

Тем более что опыт в регионах РФ есть. В Самаре региональный бюджет выплатит субсидии на компенсацию недополученных доходов от перевозки льготников и обсуждают вопрос погашения расходов на топливо и электроэнергию. В Екатеринбурге мэр тоже пообещал поддержать перевозчиков, отмечают в ассоциации. 

«Рустам Нургалиевич, перевозчики очень просят сохранить коллективы, а также сами предприятия в этой непростой ситуации. Необходимо предусмотреть целевую помощь из республиканского бюджета», — резюмируют в ассоциации перевозчиков.

Пассажиропоток в городском транспорте составляет 24% от прежнего, но на маршруты выходит половина подвижного состава. Перевозчики рассказывают, что сократили рабочее время, а вместе с ним и зарплаты Пассажиропоток в городском транспорте составляет 24% от прежнего, но на маршруты выходит половина подвижного состава. Перевозчики рассказывают, что сократили рабочее время, а вместе с ним и зарплаты Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЫЛИ БЫ РАДЫ ЛЮБОЙ ПОМОЩИ. ПОКА ТИШИНА». ПЕРЕВОЗЧИКИ НАРАЩИВАЮТ «КРЕДИТОРКУ» РАДИ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к перевозчикам. Директор МУП «ПАТП №4» Айрат Исхаков рассказал нашему изданию, что у предприятия 50 млн рублей долга, включая текущий платеж за электричество.

«Пытаемся договориться об отсрочке по платежам, ищем пути решения, — рассказал Исхаков о ситуации. — Людей мы не увольняем, зарплату за предыдущий месяц выплатили — но это удалось только за счет роста кредиторской задолженности. Поэтому увеличился долг за топливо и запасные части. Муниципальные автотранспортные предприятия остались без мер государственной поддержки. Перевозчикам необходимы отсрочки по коммунальным и лизинговым платежам, освобождение от налогов или их перенос. Ситуацию решила бы финансовая помощь для погашения сложившихся убытков».

«Плохо все очень, — вот так оценил положение дел в МУП „Метроэлектротранс“ его обычно сдержанный гендиректор Асфан Галявов. — Не можем оплатить налоги, электроэнергию, но зарплату выдали».

К 1 апреля долговая нагрузка ООО «Байлык №3» (обслуживает 11-й и 43-й автобусные маршруты) по кредитам достигла 60 млн, по лизингу — 70 млн рублей. Владелец компании Руслан Юсупов написал письма в банки, лизинговую компанию с просьбой не выставлять платежи по телу кредитов, а только проценты. «Никто не откликнулся, а долги растут, — рассказал Юсупов. — Если бы откликнулись, то и письма президенту не писали бы!» Помогают ли перевозчикам озвученные президентом и правительством РФ меры поддержки? «Нет, — ответил Юсупов. — Никаких мер поддержки не оказано. Перевозчики были бы рады любой помощи. Пока тишина».

Накануне в исполкоме сообщали, что пассажиропоток в городском транспорте составляет 24% от прежнего, но на маршруты выходит половина подвижного состава. Перевозчики рассказывают, что сократили рабочее время, а вместе с ним и зарплаты. Массового оттока работников пока нет, люди держатся, но долго ли все это так будет продолжаться — большой вопрос. Ведь в Казани за «пустой» пробег автобусов никто не платит.