Из-за коронавируса все регулярные межмуниципальные пассажирские перевозки с 1 апреля в Татарстане запрещены, также до неопределенного времени приостановлена деятельность автовокзалов Из-за коронавируса все регулярные межмуниципальные пассажирские перевозки с 1 апреля в Татарстане запрещены, также до неопределенного времени приостановлена деятельность автовокзалов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Найти попутчиков больного коронавирусом не представится возможным!»

В отрасли пассажирских перевозок Татарстана, притихшей под «коронавирусным» запретом, назрела буря. В распоряжении редакции оказалось письмо от пассажирских перевозчиков юго-запада Татарстана, которые бьют тревогу из-за роста серых маршрутов. Письмо подписали представители четырех компаний, обслуживающих маршруты Тетюши – Казань, Камское Устье – Казань, Апастово – Казань и Дрожжаное – Казань: ИП Хуснутдинов, ООО «Восток Транс Строй», ИП Шарафутдинов и ИП Хуснуллин. Вчера, в понедельник, документ отправлен в прокуратуру Татарстана, а также в минтранс РТ, УФАС по РТ, Роспотребнадзор и министерство цифрового развития.

По словам наших собеседников, подписантов было бы гораздо больше, если бы не режим самоизоляции: многие коллеги просто не смогли поставить живую подпись. И действительно, за инициативу вступились и перевозчики Казани и Набережных Челнов. «Юго-западники — это не самые крупные перевозчики, но я поддерживаю их. Если бы они обратились ко мне, я бы тоже подписал», — сказал нам Леонид Наумов, владелец автовокзала «Столичный» в Казани. «Обычно мы сами пишем письма и работаем, но коллективно, наверное, все-таки лучше. Так что, возможно, мы подписали бы это письмо и поддерживаем инициативу юго-запада», — сказала нам замгендиректора ООО «Автовокзал Восточный» Лейсан Алиева (официальный перевозчик Казань – Челны – Казань).

Ситуация на сегодняшний день обстоит следующим образом: из-за коронавируса все регулярные межмуниципальные пассажирские перевозки с 1 апреля в Татарстане запрещены, также до неопределенного времени приостановлена деятельность автовокзалов. Фактически между городами республики и в населенные пункты соседних регионов законно могут отправляться только лицензированные такси, да и то водители могут взять в путь не более двух пассажиров. Очевидно, что это стоит в разы дороже поездки на автобусе.

В распоряжении редакции оказалось письмо от пассажирских перевозчиков из юго-запада Татарстана, которые бьют тревогу из-за роста «серых» маршрутов

При этом нелегальные перевозчики продолжают свою деятельность, возмущены на рынке. Они набирают людей через социальные сети и WhatsApp, причем водители совершенно не стесняются своей деятельности — пассажирам достаточно зайти в специализированные интернет-группы, где они сразу же могут откликнуться на пост шофера о том, что он в определенное время выезжает из города. «Ряд недобросовестных таксистов с целью нелегальной коммерческой деятельности набирают пассажиров в Камское Устье, Апастово, Буинск, Тетюши и другие населенные пункты, едут по маршруту, собирают людей прямо на автобусных остановках, а также по пути следования. Ежедневно каждый из них делает не менее двух рейсов за 5–10 минут до отправления каждого рейса по маршрутам, полученным в результате конкурса от минтранса», — говорится в письме. Ранее нелегалы также пользовались приложением BlaBlaCar, однако с 29 марта оно не работает на всей территории России.

Белые же пассажирские перевозчики вынуждены терпеть большие убытки из-за месячного простоя, а пустить в путь легковые автомобили в рейс под видом такси они не могут. «Мы не работаем, оборот упал до нуля, но нам нужно начислять зарплату нашим водителям, секретарям, ремонтникам и так далее», — рассказала нам представитель перевозчика ИП Хуснутдинов Оксана Журина.

Так что объединившиеся из-за общей беды коллеги составили письмо с просьбой взять ситуацию под контроль. Журина отметила, что решение отправить бумаги в прокуратуру было принято 31 марта после совместного совещания в кабмине. «Обращаемся с просьбой определить, какие надзорные ведомства, например Роспотребнадзор либо прокуратура РТ, должны мониторить пользователей, вступивших в группы „По пути“, а в идеале полностью приостановить работу таких групп. В противном случае найти попутчиков, например больного коронавирусом, ехавшего в машине в подобной группе, не представится возможным!» — бьют тревогу подписанты.  

Составители письма провели целое расследование: собрали информацию о группах в сети, записали номера машин нелегалов и сняли на видео, как они отправляются в путь, всю информацию приложили к письму.

Нелегальные перевозчики, которые ранее использовали 40-местные автобусы и микроавтобусы, пересели на легковые автомобили. Найти перевозчика действительно можно в группах Вконтакте и WhatsApp Нелегальные перевозчики, которые ранее использовали 40-местные автобусы и микроавтобусы, пересели на легковые автомобили. Найти перевозчика действительно можно в группах во «ВКонтакте» и WhatsApp Фото: tatarstan.ru

«ЛИБО ВВОДИТЕ РЕЖИМ ЧС — И ТОГДА МЫ БУДЕМ СИДЕТЬ ПО ДОМАМ, ЛИБО ДАЙТЕ НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЖИТЬ»

Как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», путешествовать по Татарстану фактически не составляет труда. Нелегальные перевозчики, которые ранее использовали 40-местные автобусы и микроавтобусы, пересели на легковые автомобили. Найти перевозчика действительно можно в группах во «ВКонтакте» и WhatsApp. Для брони места достаточно позвонить по телефону и договориться о выезде. Такие компании оформляются как заказное такси (ИП или самозанятые), но не соблюдают правил перевозки, установленных для таксистов.

Мы опробовали выезд из Казани до Набережных Челнов и обратно в минувшие выходные. Как выяснил наш корреспондент, стоимость такой поездки у одного перевозчика увеличилась практически в 2 раза — с привычных 550 рублей до 1 тысячи. Таким образом, поездка в обе стороны обошлась в 2 тыс. рублей.

Другой перевозчик во время звонка с корреспондентом «БИЗНЕС Online» предложил ему выкупить сразу же всю машину за 2,6 тыс. рублей. Можно приобрести и отдельное место за 650 рублей, но в таком случае придется ждать остальных попутчиков для заполнения машины, гарантировать выезд водитель не может. Компания, которая перевозит за тысячу рублей, гарантировала, что поездка бы состоялась в любом случае, так что выбор мы остановили на ней.

По телефону нам дали инструкцию: перед поездкой по системе СМС-оповещений по номеру 2590 выбрать цель №9 «Изменение места проживания», а также взять с собой маску. Почему именно эту цель? На нее дается наибольшее время для передвижения — 6 часов. К слову, ее используют и пассажиры, и водитель. Есть загвоздка: данную цель система дает использовать только один раз в три дня. Но имеются и другие варианты. Например, чтобы преодолеть патруль, достаточно перед выездом выбрать пункт «Выезд на дачу», а при въезде — «Возвращение с дачи». Во время поездки до Челнов и обратно автомобиль по одному разу проверили патрули ГИБДД — оба случая на въезде у автограда. Единственное, что нельзя, предупреждают нас, — это говорить патрульному, что водитель взял деньги с пассажиров, иначе его оштрафуют за незаконную деятельность.

По телефону нам дали инструкцию: перед поездкой по системе смс-оповещений по номеру 2590 выбрать цель № 9 «Изменение места проживания», а также взять с собой маску По телефону нам дали инструкцию: перед поездкой по системе СМС-оповещений по номеру 2590 выбрать цель №9 «Изменение места проживания», а также взять с собой маску Фото: «БИЗНЕС Online»

Стоит отметить, что к технике безопасности наши водители подошли добросовестно. Перед поездкой они с помощью антисептика продезинфицировали руки пассажиров, а также протирали свои руки при любом выходе из машины. Сразу после поездки шоферы промывают салон спиртом. 

Водитель автомобиля Александр (имя изменено) рассказал «БИЗНЕС Online», что не все его коллеги «таксуют»: «Более 95 процентов водителей сидят по домам. Я бы тоже так сделал, но у меня кредиты, мне нужно как-то кормить семью, поэтому каждый день совершаю рейс из Челнов в Казань и обратно», — сказал собеседник. Он отметил, что высокая стоимость рейса в 1 тыс. рублей обуславливается очень маленьким количеством пассажиров — за сутки может перевезти между городами всего 8 человек. Раньше Александр ездил на микроавтобусе и за сутки мог доставить 20 клиентов, а стоимость поездки равнялась 550 рублям, сейчас каждый день на бензин водитель тратит более 2 тыс. и с учетом суммы, которую он отдает транспортной компании, у него на руках остается совсем небольшая часть денег.

По словам шофера, патрули не всегда тормозят проезжающие машины. Иногда они останавливают всех, кто находится в пути, а порой — только выборочно. В один из дней водитель простоял на въезде в Казани более часа, а в другой — его даже не остановили. Также есть разница на выездах из города: по ощущениям собеседника, патрульные, которые находятся на Оренбургском тракте, намного более лояльные к автомобилистам, чем работающие на М7.

«После запрета кабмина мы переоформили мой микроавтобус как заказное такси, так я работал примерно неделю. В один из дней меня остановил полицейский и не отпускал в течение 30 минут. У нас завязался спор, так как я был с забитым пассажирами салоном. В итоге гибэдэдэшник даже не смог оформить протокол, так как им не прислали инструкцию, что нужно делать после того, как остановили автобус. Мне жалко этих ребят, они в неизвестности», — отметил собеседник. Уже затем кабмин запретил таксистам переезжать между городами более чем с двумя пассажирами, так что водитель пересел на личный автомобиль. 

«Я вот не могу понять, для чего введены все жесткие меры. В Казани в одном автобусе одновременно едет больше людей, чем я ранее перевозил между городами. Народ в любом случае отыщет решение, как можно обойти те или иные запреты, например, жители уже делают липовые справки. Либо надо вводить режим ЧС, чтобы никто, в том числе и мы, и не подумал выйти на улицу, либо же отменить все эти принятые меры», — возмущался Александр. На обратном пути корреспондент поехал уже с другим водителем и на другой машине, однако система перевозки ничем не отличалась.

Во время поездки до Челнов и обратно автомобиль по одному разу проверили патрули ГИБДД — оба раза на въезде у автограда Во время поездки до Челнов и обратно автомобиль по одному разу проверили патрули ГИБДД — оба случая на въезде у автограда Фото: «БИЗНЕС Online»

Под запретом хлебный «дачный сезон»

Официальные перевозчики опасаются, что, пока они простаивают, нелегалы сумеют полностью перехватить клиентскую базу. Отрасль на данный момент и так уже борется за выживание, о больших доходах никто не задумывается. На условиях анонимности официальный перевозчик между Казанью и одним из населенных пунктов на юге Татарстана рассказал, что его месячный доход не превышает 500 тыс. рублей, а прибыль после уплаты налогов остается чуть менее 100 тыс., то есть фактически компания работает в ноль.

Основные статьи расходов у перевозчиков — это затраты на зарплаты, лизинг автобусов, ГСМ, обслуживание транспорта. Расходы на последние два пункта в апреле практически отсутствуют. «Ежемесячно мы расходуем где-то 51 тысячу рублей на каждый автобус, взятый в лизинг. Несмотря на то что перевозок нет, нам в любом случае необходимо выделять средства на это, иначе лизинговая компания разорится, что катастрофически скажется на всей отрасли. Но мы не знаем, где брать деньги», — рассказал один из представителей данной сферы. Из-за невозможности работать у официальных перевозчиков нет возможности начислять зарплату, они залезли в кредиты, но по крайней мере вошли в перечень отраслей, признанных правительством РФ наиболее пострадавшими. Значит, смогут рассчитывать на налоговые и кредитные отсрочки, а также выплаты в размере МРОТ на каждого работающего.

Основные статьи расходов у перевозчиков — это затраты на зарплаты, лизинг автобусов, ГСМ, обслуживание транспорта. Траты на последние два пункта в апреле практически отсутствуют Основные статьи расходов у перевозчиков — это затраты на зарплаты, лизинг автобусов, ГСМ, обслуживание транспорта. Расходы на последние два пункта в апреле практически отсутствуют Фото: «БИЗНЕС Online»

У вокзалов же ситуация сложнее, т. к. здесь существенно больше персонала, а также имеются дополнительные расходы, которые нужны, чтобы вписаться в установленные надзорными органами нормы. «По нашим подсчетам, вокзалу необходимо потратить более 50 миллионов рублей, чтобы выполнить все требования. И часто в этих правилах появляются новые пункты, все накатывается как снежный ком. Хоть мы сейчас не работаем, нам нужно обслуживать вокзал», — рассказал Наумов.

Самое обидное для вокзалов — то, что режим самоизоляции пришелся на сезон, то есть на апрель, владельцы рассчитывали получить дополнительную прибыль в связи с большим количеством дачников. В нынешнем году наступила очень ранняя весна, так что уже в марте люди начали массово выезжать за город. «Ежегодно пассажиропоток у нас увеличивается, но в апреле мы планировали, что рост составит 15 процентов за счет дачников. В итоге сейчас все сливки заберут себе нелегалы, а мы можем потерять свою клиентуру», — говорит Алиева.

Официальные перевозчики опасаются, что пока они простаивают, нелегалы сумеют полностью перехватить клиентскую базу. Отрасль на данный момент и так уже борется за выживание Официальные перевозчики опасаются, что, пока они простаивают, нелегалы сумеют полностью перехватить клиентскую базу. Отрасль на данный момент и так уже борется за выживание Фото: «БИЗНЕС Online»

Оттенки серых перевозок

В целом на данный момент неизвестно, какое число пассажиров в Татарстане пользуется услугами нелегалов. Такую статистику не ведут ни на вокзалах, ни в минтрансе. По мнению Журиной, на юго-западе республики BlaBlaCar был не особо популярен, поэтому процент жителей, которые обращаются к нелегалам и официальному перевозчику, примерно равный. «В России, если судить данным из специализированных журналов, распределение такое: 55 процентов пассажиров пользуются услугами легальных перевозчиков, 20 процентов — серых, а оставшиеся 25 процентов едут с обычными попутчиками, такими как в BlaBlaCar», — говорит Наумов.

Сейчас, чтобы стать легальным регулярным перевозчиком, транспортная компания должна получить лицензии и маршрутные карты у минтранса. В случае если надзорный орган лишает компанию такой карты, перевозчик уже не может обслуживать клиентов по данным маршрутам. При этом у него остается лицензия на перевозки, которую он выставляет на своем сайте, но никакой юридической силы у подобной бумаги нет. Минтранс совместно с ГИБДД и Роспотребнадзором проводит рейды на нелегалов, после чего им выписывают штраф, однако это не помогает. У таких компаний есть юридическая лазейка: без согласования с надзорными органами они могут осуществлять так называемые заказные перевозки, то есть нерегулярные, а под возникшие нужды. Но по факту под этим соусом перевозчики возят по «законным» маршрутам каждый день.

Официальные же перевозчики получают доступ до работы на автовокзалах, в то время как серые останавливаются только на территории города. К примеру, нелегалы из Набережных Челнов высаживают пассажиров на Советской площади, у «Корстона», «Кольца» и железнодорожного вокзала. При этом стоит отметить, что перевозчики начисляют определенный процент владельцам вокзалов за право работать на их территории. Такое правило действует по всей республике. За агентские сборы перевозчики платят 15–20% от своего дохода. В некоторых случаях межмуниципальными перевозками занимаются сами вокзалы. К примеру, маршрут Казань – Челны – Казань полностью обслуживается автовокзалом «Восточный».

Перевозчики, чтобы получить разрешение от минтранса, обязаны выполнить ряд условий: у них должно быть место для технического обслуживания и ремонта автобусов, нужно установить аппаратуру спутниковой навигации, заключить договоры об оказании медицинских услуг и т. д. Все это регулируется федеральным законом №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Также все автобусы вне зависимости от количества проданных билетов должны в срок отправиться в рейс, даже с одним пассажиром. По словам Алиевой, предыдущий перевозчик по маршруту Казань – Челны – Казань лишился официального статуса как раз-таки из-за того, что имелись случаи отмены рейсов. Однако после этого они все равно продолжили работу.

Самое обидное для вокзалов — то, что режим самоизоляции пришёлся на сезон, то есть на апрель, владельцы рассчитывали получить дополнительную прибыль из-за большого количества дачников Самое обидное для вокзалов — то, что режим самоизоляции пришелся на сезон, то есть на апрель, владельцы рассчитывали получить дополнительную прибыль в связи с большим количеством дачников Фото: «БИЗНЕС Online»

За неделю пойманы 84 водителя-нарушителя

«БИЗНЕС Online» получил комментарий по ситуации от татарстанской ГИБДД: ведомство сообщило, что изо всех сил старается регулировать пассажирские перевозки и вовсю штрафует нарушителей. Помимо стандартного контроля за автобусами и легковыми такси, для профилактики коронавируса созданы дополнительные наряды из числа сотрудников Госавтоинспекции, миндортранса РТ и средне-волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора, которые несут службу на постах республики. «Особое внимание уделяется тем, кто перевозит пассажиров автобусами малой вместимости и легковыми транспортными средствами марки LADA Largus», — сообщил нам замначальника УГИБДД МВД по РТ полковник полиции Дамир Бикмухаметов.

«Только за прошедшую неделю сотрудниками Госавтоинспекции МВД по Республике Татарстан проверено 134 автобуса и 255 автомобилей легковых такси. В отношении водителей автобусов за нарушение правил дорожного движения Российской Федерации составлено 20 административных материалов, в отношении водителей легковых такси — 64. Кроме того, в ходе проведения проверок за нарушение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения задержаны и доставлены в отделы полиции 15 граждан (водители и пассажиры легковых такси и автобусов) для составления административных материалов по статье 20.6.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа до 30 тысяч рублей, — рассказал он. — Работа в данном направлении будет продолжена».

Стоит отметить, что, действительно, ГИБДД действует по правилам, проверяя наличие СМС. Но как выяснить, что легковой автомобиль, полный пассажиров, реально едет на дачу, а не в другой город? К счастью для перевозчиков и их клиентов, ответа на этот вопрос нет.