Дефицит защитных средств для борьбы с COVID-19 в эти дни — острая проблема для медиков. Защитные костюмы срочно изготавливать начали даже КАМАЗ и «Татнефть». Но пока их остро не хватает и это ведет к тому, что опытные медики из страха перед заражением пишут заявления об увольнении. Горбольницу №2 Набережных Челнов, которая стала опорной в борьбе с вирусом на востоке РТ, на днях покинули уже три врача и заведующий родильным отделением — все с большим стажем.
Роддом №1, который в 2004 году был присоединен к горбольнице №2, также будет принимать пациенток с «короной», но по своему профилю
«Каждый день нас кормят завтраками»
Горбольницу №2 в старой части Набережных Челнов по распоряжению минздрава переоборудовали под второй кластер (первый — в Казани) по приему COVID-инфицированных пациентов. Именно в эту больницу из 17 близлежащих районов и пяти городов привозят всех, у кого уже подтвержден диагноз «коронавирус». Роддом №1, который в 2004 году был присоединен к горбольнице, также будет принимать пациенток с «короной», но по своему профилю — женщин, готовых к родам, а также тех, у кого имеется акушерская патология.
Трое врачей роддома сами решили обратиться в СМИ, потому что первых больных могут привезти в любой день. «Две роженицы с подозрением на коронавирус уже лежали в инфекционной больнице», — рассказывает одна из врачей-акушеров. По словам женщины, на момент разговора в роддоме имелось лишь трое защитных очков и 30 противочумных комплектов. И появились они только после письма главврача президенту РТ Рустаму Минниханову.
«Даже для одной бригады трех очков не хватает, — утверждают медики. — А 30 комплектов костюмов в присутствии хотя бы одной больной пациентки может хватить максимум на 2–3 дня работы. Эти костюмы одноразовые. Их надо утилизировать после использования. Есть еще халаты для приема женщин с ВИЧ. Но это вспомогательный вариант. Он не для инфицированных коронавирусом. В общем, до конца с министерством и эпидслужбой этот вопрос не согласован. Каждый день нас кормят завтраками. И мы не знаем, как привлечь внимание администрации города к данной проблеме».
По словам врача-акушера, на момент разговора в роддоме имелось лишь трое защитных очков и 30 противочумных комплектов
Как рассказывают врачи, накануне утром из местного Роспотребнадзора приходила комиссия. Когда представители ведомства услышали вопрос медиков про маски и костюмы, они сказали: «Такая ситуация по всему городу. Видите, мы сами ходим без масок по больницам». «Это слышали все, кто там был, — замглавврача, старшие акушеры и я в том числе, — рассказывает с возмущением собеседница издания. — И только после того как мы сказали Роспотребнадзору, что обратимся в СМИ, нам пообещали привезти костюмы и очки».
Горбольница ничем помочь не может, говорят медики, потому что у самих всего 7 очков, хотя уже и пациенты с китайским вирусом есть. «Но они там лечат только. А мы-то еще и оперируем. У нас дополнительный риск. Мы бы не били тревогу, но ведь сегодня уже 9 апреля, а приказ вышел 23 марта. И если будет операция кесарева сечения — пять комплектов „улетает“ сразу. Ну даже если бригаду сократить по минимуму, расход этих костюмов будет колоссальный», — говорит врач.
Последние две недели медики приносили швейные машинки на работу и строчили десятками штук марлевые маски — для себя и пациенток. У кого машинок не было — шили вручную
ГОЛЫШОМ ДО ДУША И В ПАМПЕРСАХ НА ТРИ ЧАСА
В сложившейся ситуации сотрудники учреждения пытаются решить проблему своими силами. «У меня дети живут в Санкт-Петербурге, и они выслали мне посылкой строительные респираторы. Я на работу принесла лично свои очки для плавания, — рассказывает одна из наших собеседниц. — Врачи так и делают — маски для серфинга надевают. Знакомая в инфекционной больнице работает на лабораторной диагностике. Купила строительный комбинезон в магазине. Но мы ведь Татарстан! Не нищая республика!»
Все последние две недели медики приносили швейные машинки на работу и строчили десятками штук марлевые маски — для себя и пациенток. У кого машинок не было — шили вручную. Но если учесть, что маска должна меняться каждые два часа, на одного только человека понадобится в сутки 12 масок. Кроме того, они должны стерилизоваться не просто кипячением, а автоклавированием (нагрев под давлением). Маски-самоделки таких процедур не выдерживают. Да и в целом их эффективность под вопросом, нужны респираторы.
Продумали медики и особую логистику. Дело в том, что роддом не имеет отдельных боксов, как это положено по санитарным нормативам, и в нем лишь один туалет на этаже. Зданию уже почти полвека, и оно, в отличие от соседней горбольницы, капитально не ремонтировалось. Поэтому была поставлена задача создать хотя бы имитацию боксированных помещений, перекрыв выходы в так называемые грязные зоны.
«Я на работу принесла лично свои очки для плавания, — рассказывает одна из наших собеседниц. — Врачи так и делают — маски для серфинга надевают»
«Я три дежурства подряд грузчицей работала, перенося, внося, задвигая шкафами двери, чтобы проходов не было, — делится врач-акушер — хрупкая, невысокая женщина. — А у нас должна быть чистая зона для сотрудников, где можно хоть три часа за смену посидеть без костюмов».
Грязная зона начинается сразу после холла, как заходишь в первую дверь, ведущую на лестницу. В помещении стоит несколько баков, куда врачи, отработавшие три часа, будут выбрасывать грязные маски, защитные костюмы, шапочки. Далее врач, оставшись в белье, выходит в коридор, который и разделяет грязную зону от чистой. Из коридора он заходит в соседнее помещение, снимает последние остатки одежды, заворачивается в простыню и голышом бежит в душ для сотрудников — тот самый, который один на этаже. После всех процедур медик берет ночнушку и выходит в чистую зону. Таким образом в роддоме решили создать подобие фильтра. «Все равно будет происходить пересечение грязной и чистой зон. Но по-другому никак организовать нельзя. Мы уж этот пасьянс по-всякому раскладывали», — вздыхает врач.
Вместе с ней мы идем на второй этаж — в родзал. По пути попадается шкаф, которым приперли одну из дверей. «У нас нет замков, — показывает проводница на полувековые двери. — Поэтому баррикады строим шкафами, чтобы не зашел случайно кто-нибудь в грязную зону».
Зданию уже почти полвека, и оно, в отличие от соседней горбольницы, капитально не ремонтировалось
В родзале одновременно могут рожать пять женщин, а сам роддом рассчитан на 90 койко-мест. Однако персонал надеется, что на такую мощность в условиях пандемии роддом не выйдет. «Мы, конечно, станем брать всех, кого привезут. Будущие роженицы сколько-то времени будут лежать и потребуют индивидуальных палат. Ну как, относительно индивидуальных. В одну палату по 3–4 человека мы класть не сможем», — поясняет врач. Аппараты искусственной вентиляции легких в роддоме есть. Но основные реанимационные бригады работают в горбольнице №2. И если состояние у женщины будет угрожающим, после помощи в родоразрешении ее перевезут туда.
Напротив одного из родильных боксов — отдельный кабинет для медиков. Находясь в нем, врачи не имеют права пользоваться телефонами, ручками, любыми личными предметами, которые могут стать источниками вируса в чистой зоне. Информацию коллегам о состоянии рожениц необходимо давать только по стационарному телефону. «Есть, ходить в туалет — только в чистой зоне. Врач три-четыре часа работает в этом комплекте. Тело в нем не дышит. И медики, которые работают в больших клиниках, говорят, что они надевают памперсы, потому что такой скафандр не снимешь так просто. Это риск заражения», — уточняет интимные нюансы сотрудница роддома.
Если учесть, что маска должна меняться каждые два часа, на одного только человека понадобится в сутки 12 масок
Отрегулировали в больнице вопросы питания. Посуда будет особо обрабатываться, продукты — доставляться таким образом, чтобы не было пересечений с «красной» зараженной зоной. Отработали момент передачи новорожденных родственникам, если они будут с отрицательным диагнозом на вирус — детей станут вывозить в кувезах, чтобы родственники не контактировали с персоналом.
«Все это в течение недели мы отработали. Все узнавали сами — по интернету. В горбольнице учеба велась. Представляете, насколько это все муторно! И мы будем принимать еще недоношенных детей. А у нас даже нет возможности выхаживать этих малышей. Будет приезжать реанимационная бригада из перинатального центра, они тоже должны переодеваться, входя к нам. Я не представляю, как это все будет организовываться», — вздыхает врач.
«МЫ ТАКИЕ КАДРЫ ПОТЕРЯЛИ ЗА ЭТУ НЕДЕЛЮ!»
Коронавирус уже внес коррективы в штатное расписание учреждения. В четверг утром уволился по собственному желанию заведующий родильным отделением Валерий Тепляков, врач с именем в Челнах и со стажем работы в 41 год. Еще трое врачей-акушерок ушли в марте, сразу после появления приказа минздрава о создании кластера. «Уволились пенсионеры. Это было решение семейного совета. Страхи у всех есть. Люди старшего возраста боятся, и родственники их опасаются и настаивают на увольнении. Потому что понятно, с кем нам придется работать. Мы такие кадры потеряли за эту неделю! Не хватает младших медсестер. У нас санитарки увольняются. А это же те люди, кто поддерживает чистоту и стерильность, обрабатывает белье! На сегодняшний день в родовом отделении вообще одна санитарка на смену. Часть санитарок сидят на больничных», — смахивая слезы, говорят врачи.
Сейчас в роддоме пересматривают график работы. Будут перекраивать его так, чтобы по минимуму использовать сотрудников. Принято решение, что каждый врач станет работать 10–12 часов. Суточных не получится.
«Никто из нас не отказывается работать, — говорят врачи. — Мы, конечно, понимаем, что ситуация новая, нестандартная. Все к ней были не готовы. Но хотелось бы, чтобы все ускорилось. Чтобы мы встретили пациенток во всеоружии. Обеспечьте врачей всем необходимым! Не боимся заболеть. Но мы же вылетим из рабочего процесса! Если выйдем из строя, кто будет больным помощь оказывать? Мы хотим, чтобы администрация города обратила на это внимание. Закупки должны быть для города. Ведь отчитываются, что все есть. А на самом деле…» Напоследок врачи, провожая корреспондентов, напоминают, что у каждого из них есть супруги, некоторые их которых работают в других медучреждениях. И если кто-то из медиков принесет вирус домой, зараза разнесется по всему городу.
Пока журналисты «БИЗНЕС Online» осматривали переоборудованный роддом, горбольницу №2 посетил мэр Челнов Наиль Магдеев
Запрос с просьбой прокомментировать создавшуюся ситуацию и сообщить, когда медиков обеспечат необходимыми средствами защиты, был отправлен в минздрав РТ еще до приезда корреспондентов «БИЗНЕС Online» в челнинский роддом. Это, видимо, поспособствовало тому, что на следующий же день роддом получил 20 очков и 30 спецкостюмов. Ответа на наши вопросы от минздрава на момент публикации материала не поступало.
Пока журналисты «БИЗНЕС Online» осматривали переоборудованный роддом, горбольницу №2 посетил мэр Челнов Наиль Магдеев. Переоблачившись в маску, халат и шапочку, глава города прошелся по учреждению без прессы. До общественности слова благодарности врачам от Магдеева довело управление информполитики. «Как сказал президент Владимир Путин, врачи сегодня работают на передовой. Они герои нашего времени! Мало того что находятся здесь, они еще остаются и живут в стенах больницы для того, чтобы не допустить осложнения ситуации. Двух заболевших коронавирусом, которые побывали в Испании, нашим челнинским врачам удалось вылечить и вернуть к нормальной жизни. Это тоже говорит о высоком профессионализме наших специалистов в области медицины. И мы на них надеемся и будем оказывать моральную, материальную и иную поддержку. Соответствующее отношение горожан к врачам тоже очень важно», — подчеркнул мэр.
В случае необходимости в больнице готовы развернуть госпиталь, рассчитанный на 120 коек. На данный момент диагноз «коронавирус» подтвержден у трех человек, в целом по республике заболевших 50 человек. Пациентов на аппаратах ИВЛ нет.
На помощь медикам и населению в целом идут промышленные гиганты. КАМАЗ организовал работу по производству специальных противоэпидемических костюмов
«Предприятия скупают костюмы для своих сотрудников»
На помощь медикам и населению в целом идут промышленные гиганты. КАМАЗ организовал работу по производству специальных противоэпидемических костюмов. Защитные комплекты шьют на перепрофилированном участке завода, который ранее был предназначен для изготовления мягкой обивки для автомобильных кабин. Для увеличения объема производства закупили новые швейные машины.
В конце марта заместитель генерального директора КАМАЗа по безопасности Ильдар Шамилов признал, что у врачей камазовских подразделений банально не имелось комплектов защитной одежды. Достать их было негде, поэтому автогигант начал эту работу сам. За образец взяли противочумные костюмы. Первые образцы прошли тестирование у медиков камазовского санатория «Набережные Челны». Готовый продукт предназначен только для одноразового использования. Каждый костюм рассчитан на два часа и подлежит последующей утилизации. «Все, наверное, видели фотографии итальянских медиков со страшными отпечатками и рубцами на лице от масок. Наш шлем исключит физическое давление. Сбережем прекрасные лица наших медиков», — подчеркнул тогда Шамилов. Помимо костюмов, в цеху шьют маски, которые изготавливаются из отходов от основного производства костюмов. Но, как отмечают на автогиганте, маски — это не основной продукт, а скорее побочный.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КАМАЗа, сегодня производство находится в активной стадии. Ежедневно на заводе шьют около 500 костюмов, 50 из которых передаются городу, остальная часть остается у себя или уезжает в другие регионы. Так, например, недавно часть противоэпидемических костюмов была передана в Ульяновск.
Аналогичное производство организовала и «Татнефть»: еще в марте компания наладила на своих предприятиях выпуск защитных масок, костюмов и комбинезонов для медицинского персонала и работников экстренных служб, а также производство антисептиков. На АЗС «Татнефть» бесплатно заправляют машины скорой помощи больниц юго-востока республики.
Проблема защитных средств стоит остро везде — масштаб проблемы с коронавирусом нарастает со скоростью, которой никто не ожидал. И самым незащищенным звеном остаются пока те, кто находится на переднем крае, — медики. С призывом помочь именно им на днях выступил владелец одной из крупнейших в России транспортных компаний с челнинскими корнями «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин. «Для одной из челнинских больниц наша компания закупила защитные костюмы и перчатки — 500 костюмов и 1 тысячу пар перчаток. Это все, что мы смогли найти в продаже. И знаете, с чем столкнулись? 600 масок нам так и не предоставил поставщик — перепродал дороже. А стоимость костюмов и перчаток оказалась в 4 раза выше, чем в обычное время, — рассказывает бизнесмен. — Предприятия скупают их в надежде на то, что, снабдив своих работников этими костюмами, они предохранят их от заражения вирусом. Я бы таким организациям посоветовал сегодня закупать средства защиты и передавать их больницам. Нужно понимать, что если сейчас начнут заболевать врачи и медсестры, то лечить людей будет уже просто некому. Запись на поставку костюмов сегодня идет на две недели вперед. Надо в данный момент помочь тем, кто лечит, тем, кто работает с пациентами. Так что мы будем снабжать больницы города и дальше и другим бизнесменам тоже советуем делать это».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 180
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.