КРЕСТНО-ВОЗДУШНЫЙ ОБЛЕТ

«Не оружием всегда побеждают, каким бы оно ни было сильным, а духом», — говорил вчера в редакции «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан сразу после совершенного им необычного крестно-воздушного хода. Накануне он вместе с духовенством и двумя образами — Казанской и Седмиозерной иконами Божией Матери — облетел Казань, дабы избавить город от свирепствующего коронавируса. Это событие прошло почти незаметно для многих жителей, хотя в нем сокрыт по-своему очень интересный смысл.

По словам владыки, на вертолете он облетел весь периметр столицы Татарстана, вдоль и поперек. В воздухе священнослужители пропели акафист Казанскому образу Божией Матери, митрополит прочитал молитву Пресвятой Богородице, помолился за здоровье заболевших коронавирусом и за тех, кто все это время трудится в тяжелейших условиях, — врачей, сотрудников социальных и экстренных служб. После этого он с высоты птичьего полета осенил город одними из самых почитаемых списков икон Богоматери.

Кто предоставил для этого необычного мероприятия вертолет (у Казанской епархии, как известно, нет своих летательных средств), митрополит Феофан не сказал. По фотографиям можно лишь узнать в воздушном судне белоснежный Ми-8 казанского производства с довольно комфортабельной внутренней отделкой. Владыка пояснил, что вертолет предоставил один из казанских бизнесменов, меценат. «Но это неважно, меня такие вопросы не интересовали», — отметил правящий архиерей. В любом случае воздушное судно, стартовавшее и севшее на площадке ГИМС, послужило благим целям.

Куда интереснее во всей этой истории те иконы, что с собой взял на борт глава Татарстанской митрополии. Это был чудотворный Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери из Казанского-Богородицкого мужского монастыря, а также не менее (а возможно, и более) чудотворный список Седмиозерной иконы Богоматери, хранящийся в Петропавловском соборе города.

«В декабре 1941 года Сталин велел совершить крестно-воздушный облет над городом вместе со списком Казанской иконы Божией Матери. Считается, что именно это действие и помогло сдержать наступление неприятеля» «В декабре 1941 года Сталин велел совершить крестно-воздушный облет над городом вместе со списком Казанской иконы Божией Матери. Считается, что именно это действие и помогло сдержать наступление неприятеля»

«АРТОБСТРЕЛЫ ВСЕ БИЛИ ПО ЧЕЛОВЕКУ, НО НЕ ПО ДУХУ. И ВЫСТОЯЛ ТОТ ЧЕЛОВЕК, ЧТО БЫЛ СИЛЕН ДУХОМ»

«Очень важно, что было именно две эти иконы», — заметил митрополит Феофан на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». По его словам, взять с собой в полет Седмиозерную икону попросили сами верующие.

Ее история очень тесно связана с Казанью. Чудотворный образ (родовую Смоленскую икону) подарил Седмиозерной пустыни в Высокогорском районе ее основатель схимонах Евфимий в начале XVII века. В 1654 году, по преданию, по всей стране свирепствовала моровая язва. Чума началась в Москве, потом перекинулась на Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и, конечно, Казань. Как утверждается в летописях, от болезни умерли по меньшей мере 40 тыс. человек, напуганные горожане разбежались в леса и пустынные земли, пытаясь спастись от болезни. Тогда для исцеления от недуга решили направить в Казань уже тогда чудотворную Седмиозерную икону Божией Матери. Крестным ходом население понесло образ в город из монастыря.

Опять же по преданию, в ту ночь, когда икона шла крестным ходом в Казань, монахине по имени Марфа приснился святитель Николай Угодник, который повелел женщине немедленно оповестить власти о том, что в город идет Богородица. Власти решили встретить Богородицу со всеми почестями и взяли с собой чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Рандеву двух икон произошло на месте нынешнего Кизического монастыря (по нынешней улице Декабристов). Встретив Седмиозерную икону, горожане стали к ней прикладываться и молиться об избавлении от чумы. Потом обнесли ее вокруг Казани и доставили в Благовещенский собор. С того момента, по преданиям, мор отступил. Самое удивительное, что после излечения монахи из пустыни попросили вернуть икону обратно. Только было собрались это сделать, как на город обрушилась буря. Жители решили, что не настало еще время иконе покидать Казань.

Через год хотели повторить попытку вернуть ее в монастырь, но снова разразилась чума, от которой спасла только эта икона. То же повторялось и в 1771 году в Казани и Москве. По легенде, неоднократно Седмиозерная икона уберегала жителей города от самых разных болезней, как, собственно, и куда более известная Казанская икона Богоматери, спасшая когда-то страну от целой смуты.

Традиция совершать облеты с чудотворными образами уходит своими корнями еще в прошлый век. Есть легенда (не исторический факт), что в декабре 1941 года, чтобы остановить наступление немцев под Москвой, Иосиф Сталин велел совершить крестно-воздушный облет над городом вместе со списком Казанской иконы Божией Матери. Считается, что именно данное действие и помогло сдержать наступление неприятеля и перейти потом в атаку Красной армии. Хоть это не является строгим историческим фактом, в подобное активно верят священнослужители, в том числе и митрополит Феофан. «Вот грядут дни Великой Победы сейчас. И если подумать, то и оснащенность армии, и с технической точки зрения… Да вся Европа работала на машину Гитлера против Советского Союза. Но дух у наших советских воинов в те времена был непреклонен, — рассказал владыка. — Артобстрелы все били по человеку, но не по духу. И выстоял тот человек, что был силен духом».

«Коронавирус — это и беда, и шанс для человечества. Надо доносить до людей, что законы духовной жизни должны соблюдаться и не формально, а в реальной постоянной, повседневной обычной своей жизни» «Коронавирус — это и беда, и шанс для человечества. Надо доносить до людей, что законы духовной жизни должны соблюдаться, причем не формально, а в реальной постоянной, повседневной, обычной своей жизни»

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЕЙЧАС ДАН ШАНС ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ»

Сейчас же, по словам митрополита Феофана, человеческий дух уже не так силен, как прежде, что в мире, что в России… «Мне сегодня задали вопрос: где найти лекарство от вируса? Я очень много над этим размышлял. Геном коронавируса — в грехе! Разбалансировано взаимоотношение между законами духовными и человеком. Все разбалансировано! Вот есть законы физики. Пойди на пятый этаж и необдуманно ступни — закон тяготения тебя „бах“, от тебя мало что останется, скорее всего, помрешь. Так и законы духовной жизни. Когда мы начинаем их нарушать, рано или поздно они срабатывают, мы саморазрушаемся изнутри», — отметил глава Татарстанской митрополии.

«Человечеству сейчас дан шанс переосмыслить свое отношение между небом и землей, между Богом и человеком, между сообществами людей. Пересмотреть все надо — в первую очередь те нормы, которые оставил людям все-таки Бог. Они всем известны: не убий, но мы убиваем, не кради — крадем, не прелюбодействуй — вообще до ужаса дошли… Надо пересмотреть набор этих ценностей, — подчеркнул глава Татарстанской митрополии. — Мы подошли к пику греха, а значит, к пику человеческого саморазрушения».

Свою точку зрения на причины появления и распространения коронавируса он описал на греховном примере однополых браков и гомосексуализма. Бог дал человеку возможность множиться и размножаться, но при гомосексуальном подходе она исчезает, то есть человек совершает собственное самоубийство. В конце концов, по словам митрополита Феофана, убивает человечество и одно из последствий гомосексуальных отношений — ВИЧ.

«Коронавирус — это и беда, и шанс для человечества, — отметил правящий архиерей. — Надо доносить до людей, что законы духовной жизни должны соблюдаться, причем не формально, а в реальной постоянной, повседневной, обычной своей жизни. Я не призываю пойти всем бить лбы молитвой. Нет, она, конечно, тоже важна, но одна молитва не может быть только произнесением каких-то формул. Она должна совершаться сердцем. В христианской аскетике есть „умная молитва“, когда человек уже не словами обращается к Богу, а входит в такое состояние сердцем. Молитва тоже нужна, но это только одно из проявлений», — рассказал митрополит о том, что поможет победить коронавирус и вместе с ним духовный кризис общества. По его словам, чтобы познать Бога, нужно просто соблюдать заповеди Евангелия. «Ты говоришь, что Бога любишь. Но сначала прояви эту любовь к брату твоему, ближнему. Как можешь любить Бога, если проявляешь к тем, кто рядом, какую-то вражду? Так надо отсекать внутренне. Это надо разъяснять людям. Здесь такой вот треугольник: люди, небо и земля. И этот треугольник должен быть взаимосвязан. Вот тогда мы будем избавляться от болезней», — пояснил архиерей.

Он привел в качестве примера историю Адама и Евы. Бог не создавал человека, обреченного на страдания. Изначально человек был в полном блаженстве: обладал бессмертием, напрямую общался с Богом, не было никаких болезней и т. д. Как только человек нарушил заповедь Божью — понеслось.

«Самоизоляция — это возможность проявления твоей доброй воли, когда ты ограждаешь и себя, и ближних от смерти, страданий. Здесь проявляется и любовь. Ты ради любви к ближнему не идешь шататься по улицам и есть шашлыки, а самоограничиваешься, — объяснил владыка глубокий духовный смысл режима самоизоляции. — С другой стороны, мы часто жаловались и говорим о нехватке времени, а тут человек остался сейчас с самим собой. Это подарок, возможность переосмыслить свое внутреннее состояние! Конечно, подобное страшно. Но начинаешь понимать, кто ты на самом деле есть».

Полная версия интернет-конференции митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с читателями «БИЗНЕС Online» появится в ближайшее время на нашем сайте.