Олег Афанасьев: «В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи» Олег Афанасьев: «В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи» Фото: «БИЗНЕС Online»

Оборот пошел В РОСТ ПРОТИВ РЫНКА

Как следует из опубликованного накануне КАМАЗом финансового отчета за 2019 год по РСБУ, выручка ПАО выросла на 6,4% — со 151,1 млрд рублей в 2018-м до 160,8 миллиарда. С учетом трудностей отрасли результат однозначно лучше общерыночного.

Напомним, что общее число регистраций новых грузовых авто в России сократилось за прошлый год на 2% до 80,6 тысячи. В таких условиях челнинский автогигант нарастил свою долю на рынке до 27,6 тыс. машин, то есть на 7,4%. Это уже можно считать прорывом, так как у ближайших конкурентов продажи падали, а у КАМАЗа росли, в первую очередь за счет сегмента магистральных тягачей. Допингом стала и «мусорная» реформа, подтолкнувшая спрос на семейства грузовиков «6511», «5360» и «4325».

«В целом по российскому рынку больше всего потеряли, конечно, магистральники, хотя мы в этом сегменте нарастили продажи, — обрисовывал руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев положение компании на рынке еще в 2019 году. — В соответствии с тенденциями рынка снизились продажи самосвалов, в том числе и у нас. Это связано с ситуацией на строительном рынке и отсутствием крупных инфраструктурных проектов. Больше всего прибавили бортовые автомобили. Здесь у нас рост более 6 процентов. Также на 2,5 процента поднялись продажи спецтехники».

Сейчас же он уточняет, что выручка увеличилась не за счет ценников (их КАМАЗ удержал практически на прежнем уровне), а за счет реализации автобусов и экспорта грузовиков. «У нас очень серьезный рост по продажам автобусов, порядка 50 процентов. Вторым фактором увеличения выручки стала положительная динамика экспортных продаж», — заявил руководитель пресс-службы.

Материальные затраты на производство были снижены на 4,4 миллиарда, но за счет каких поставщиков или комплектующих — не уточняет Материальные затраты на производство были снижены на 4,4 млрд, но не уточняет, за счет каких поставщиков или комплектующих Фото: nabchelny.ru

Нарастить выручку — это полдела, важно еще сдержать расходы и выйти на прибыль. Как ни удивительно, но основные расходы подросли довольно скромно, благодаря чему на 1,5 млрд рублей увеличилась и валовая прибыль — до 11,5 миллиарда. Отчет поясняет, что материальные затраты на производство были снижены на 4,4 млрд, но не уточняет, за счет каких поставщиков или комплектующих. Не добавил конкретики в этот вопрос и руководитель пресс-службы, общими словами констатировав снижение себестоимости и повышение эффективности бизнеса. «У нас есть комитет по повышению эффективности деятельности бизнеса, который регулярно собирается во главе с генеральным директором, — добавил он. — Комитет оценивает самые высокие затраты — в целом по компании, конкретным моделям, новым разработкам и так далее. Затем разбирается в причинах высокой стоимости. Эта работа постоянно ведется по всем направлениям, она касается и комплектующих, и самих моделей, и непосредственно затрат на производство».

Вместе с тем некие прочие расходы производства выросли на 1,7 млрд до 12,6 млрд рублей. Утильсбор, отнесенный к производству, сократился на 166 млн рублей до 2 миллиардов. Госпомощь в части основных расходов и себестоимости, надо отметить, тоже сократилась — на 0,6 млрд рублей до 19,9 миллиарда. Общий объем господдержки снизился на 2,1 млрд до 22,1 млрд рублей, что, по словам Афанасьева, обусловлено закрытием ряда программ, в том числе по льготному лизингу. По инвестиционным кредитам компания госпомощи не получает.

«В наши кредиты и облигации заложена компенсация процентных ставок, — объяснил руководитель пресс-службы компании. — Это не прямая поддержка, нам денег ни на НИОКР, ни на развитие производства прямо никто не дает. Инвестиции заемные, а также за счет наших акционеров, таких как „Ростех“. Но еще раз повторюсь: все эти инвестиции мы берем на финансовом рынке, и нам помогают кредитные ставки. Речь только о такой помощи».

По словам Афанасьева, в части коммерческих расходов КАМАЗу очень дорого обходится выставка ComtransФото: «БИЗНЕС Online»

КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ ОБОГНАЛИ ВЫРУЧКУ

Казалось бы, если выручка растет, а основные затраты контролируются, все должно быть замечательно. Но далеко не все издержки вписаны в отчет столь же красиво: к примеру, сбытовые расходы подскочили сразу на 20% до 5,64 млрд. рублей. Отметим, что и доля экспорта относительно внутреннего рынка изменилась незначительно — поставки за рубеж увеличились с 8,4% до 10,1%. Сбытовые расходы выросли на 750 млн до 5 млрд рублей именно внутри страны. По словам руководителя пресс-службы, в части коммерческих расходов КАМАЗу очень дорого обходится выставка Comtrans. Не порадовали и управленческие расходы, увеличившиеся на 12% до 6,7 млрд рублей. Все это и привело к росту убытка от продаж на 19% до 796 млн рублей.

Долги КАМАЗа тоже по-прежнему растут, в сумме на 9,4 млрд за год до 101 млрд, из которых 75,4 млрд рублей — долгосрочные займы. Это неудивительно с учетом масштабной инвестиционной программы предприятия. Как результат, отрицательное сальдо полученных и уплаченных процентов выросло на 600 млн до 3,4 млрд рублей.

Уже традиционно завод показывает положительную динамику от участия в других организациях — за 2019 год эта статья доходов выросла на 140 млн до 2,34 млрд рублей. В числе зависимых от КАМАЗа обществ можно вспомнить таких производителей узлов и агрегатов, как ЗАО «Камминз Кама», ООО «Кнорр-Бремзе Кама», ООО «ЦФ Кама», ООО «Федерал-Могул Набережные Челны», но автогигант никогда не раскрывает, какое из СП обеспечивает такие поступления. Афанасьев заявляет, что все «дочки» прибыльны и компания их не рейтингует.

Печально, но в 2019 году КАМАЗ получил отрицательное сальдо прочих расходов и доходов в размере 230 млн вместо положительного сальдо 1,2 млрд рублей в 2018-м. В основном баланс ухудшился за счет того, что КАМАЗ с 3 млрд до 1 млрд рублей сократил восстановление резервов, заложенных под обесценение. Все могло быть и хуже, если бы не курсовые разницы: в прошлом году завод получил в этой части положительное сальдо в размере 500 млн рублей против той же суммы в позапрошлом, но со знаком минус.

Резюмируя: несмотря на рост выручки в условиях сложного падающего рынка грузовых автомобилей и экономию на материальных производственных затратах, опережающие сбытовые и административные расходы КАМАЗа не позволили улучшить операционный результат, а сдержанное обращение к резервам дало минус в годовом отчете.