«Большая часть доходов, которые региональный оператор получает от офисных помещений согласно нормативам накопления ТКО, формируется за счет воздуха, а не реальных объемов»Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕМНОГО АРИФМЕТИКИ

«Мусорной» реформе идет второй год, а ее предварительные итоги совсем не вселяют оптимизма. В Татарстане качественных изменений не произошло, но проблем накопилось много. Одна из них — это завышенные нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО).

Напомню, что действующие нормативы накопления отходов ТКО были утверждены постановлением кабинета министров РТ 12 декабря 2016 года. Любому руководителю учреждения и предприятия известно, что они завышены. Мало того, нормативы эти взяты, что называется, с потолка и никак не согласуются с показателями образования ТКО, фигурирующими в других официальных документах. К примеру, согласно постановлению кабмина, один офисный сотрудник якобы производит в год 156 кг ТКО. В то же время татарстанская территориальная схема обращения с отходами предлагает расчетный показатель общего объема образования ТКО по всем офисным учреждениям республики в 2019 году на уровне 9,7 тыс. тонн (том 1, стр. 80).

Я решил сопоставить эти цифры между собой и для начала попытался выяснить примерное количество офисных сотрудников в Татарстане. Откровенно говоря, официальной статистики на сей счет обнаружить не удалось, однако вычислить показатель можно косвенным путем. На сайте Татарстанстата имеются сведения, отражающие занятость в республике по различным видам деятельности по состоянию на декабрь 2019 года. Из них я выбрал несколько категорий профессиональной деятельности, подпадающих под определение «офисная работа».

Итак, в Татарстане финансовой и страховой деятельностью занимаются 34,9 тыс. человек; операциями с недвижимостью — 11,8 тыс.; научной и технической — почти 32 тыс.; административной с сопутствующими дополнительными услугами — 15,4 тыс.; государственным управлением, обеспечением военной безопасности и социальным обеспечением — 65,6 тысячи. Суммируя эти категории работников, получаем, что в офисе заняты порядка 160 тыс. татарстанцев. Конечно, цифра приблизительная — можно, к примеру, возразить против причисления к офисным сотрудников, занятых военной безопасностью. И я соглашусь, но отмечу, что и среди исключенных из расчета специализаций много офисных работников. К примеру, в строительстве не менее четверти штата занято в офисе, не говоря уж об отрасли информатизации и связи, торговле и отдельных видах производства.

Приняв выведенную цифру за основу, умножим ее на средний норматив накопления отходов — 156 кг — и получим общую массу «офисных» ТКО: 24,9 тыс. тонн. Полученный объем в 2,6 раза превышает аналогичный показатель в 9,7 тыс. т, указанный в республиканской терсхеме. Если же учесть, что производственный сектор республики уже давно утратил лидирующие позиции на рынке труда, реальное количество офисных работников по факту существенно превышает мои оценочные цифры. Следовательно, большая часть доходов, которые региональный оператор получает от офисных помещений согласно нормативам накопления ТКО, формируется за счет воздуха, а не реальных объемов.

ВЛАСТНЫМ СТРУКТУРАМ НЕОБХОДИМО ВЕРНУТЬСЯ К ТЕМЕ НОРМАТИВОВ НАКОПЛЕНИЯ ТКО

Та же картина наблюдается и в расчетах по другим видам деятельности — например, для гостиниц, заполняемость которых крайне редко бывает 100-процентной, для предприятий общепита, торговли и других отраслей. Во всех случаях имеют место завышенные нормативы накопления ТКО, которые оборачиваются сверхприбылью для региональных операторов. Я допускаю, что в настоящее время многие регоператоры могут терпеть убытки, но таковы особенности их бизнеса, которые никак не оправдывают необоснованных сверхдоходов от клиентов.

Проблема завышенных нормативов накопления ТКО обсуждается в республике примерно столько же времени, сколько идет «мусорная» реформа. Предпринимательское сообщество неоднократно поднимало этот вопрос на республиканском уровне, но до сих пор никакого положительного решения не принято.

В апреле прошлого года проблема обсуждалась на совете по предпринимательству при президенте РТ и в госкомитете РТ по тарифам. Глава одной из компаний-регоператоров тогда упирал на то, что действующие нормативы накопления ТКО утверждены постановлением кабмина РТ и регоператоры не имеют отношения к установленным цифрам. Он, однако, умолчал о том, что утвержденные правительством России «Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» разрешают физическим и юридическим лицам оплачивать услугу вывоза ТКО по фактическому объему накопления отходов. Для этого, правда, нужно договориться с регоператором, перейти на раздельный сбор и вести замеры образуемых отходов. Регоператоры со своей стороны, оберегая доходные статьи, всячески препятствуют расчетам по факту, и проблема остается нерешенной. В таких обстоятельствах мы теряем возможность наращивать источники сырья, пригодного для переработки.

С учетом сказанного полагаю, что властным структурам необходимо вернуться к теме нормативов накопления ТКО и вынести ее на обсуждение с руководством республики. По итогам обсуждения должны быть приняты действенные меры, позволяющие юридическим и физическим лицам в отношениях с региональными операторами беспрепятственно переходить на оплату услуг по фактическому накоплению отходов.

Депутат Государственного Совета РТ Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции