Михаил Мишустин распорядился составить предложения по обеспечению стабильности на рынке труда, по  ограничению экспорта лекарств, продуктов питания и товаров первой необходимости Михаил Мишустин распорядился составить предложения по обеспечению стабильности на рынке труда, по  ограничению экспорта лекарств, продуктов питания и товаров первой необходимости Фото: government.ru

ДВОЙНОЙ УДАР ПО БЮДЖЕТУ

На сайте российского кабмина сегодня утром опубликованы поручения премьер-министра РФ Михаила Мишустина нескольким министерствам и ведомствам по итогам антикризисного совещания, которое прошло в субботу, 21 марта. В частности, глава правительства распорядился составить предложения по обеспечению стабильности на рынке труда, по  ограничению экспорта лекарств, продуктов питания и товаров первой необходимости. В адрес минэкономразвития и минфина России даны поручения по импортозамещению, поддержке МСП и реструктуризации долгов регионов. Но самое интересное: до 26 марта поручено подготовить предложения по «приоритизации» расходов федерального бюджета. Источники «Ведомостей» в федеральных структурах заверили, что это первый шаг к секвестру федерального бюджета, то есть принудительному сокращению расходов бюджета страны, или при ином сценарии — перераспределению расходов внутри бюджета.

Ранее глава минфина России Антон Силуанов заверял, что государство выполнит все свои обязательства по расходам, не сократив ни одну из статей бюджета. Пока что в федеральном бюджете на текущий год предусмотрен профицит в 0,8% ВВП при расходах в 19,5 трлн рублей. Однако при расчете этого правительство РФ учитывало цену нефти в $42,4 за баррель марки Urals, но привязанная к ней нефть марки Brent уже в начале марта стоила ниже $40, а сегодня и вовсе торги открылись с $28,5. По оценке Силуанова, только этот фактор приведет к тому, что казна не получит 3 трлн рублей. А ведь в бюджете не заложены потери и дополнительные расходы, связанные с  пандемией коронавируса. Не снижать расходы бюджета можно, только если задействовать ФНБ. 

Ранее глава минфина России Антон Силуанов заверял, что государство выполнит все свои обязательства по расходам, не сократив ни одну из статей бюджета Ранее глава минфина России Антон Силуанов заверял, что государство выполнит все свои обязательства по расходам, не сократив ни одну из статей бюджета Фото: government.ru

«СИГНАЛ ЭКОНОМИКЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ В ТОМ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАНЕТ ЗАТЯГИВАТЬ БЮДЖЕТ…»

Финансовый и биржевой аналитик Степан Демура не сомневается, что секвестр бюджета обязательно последует, и предсказывает, что это произойдет после «сакрального голосования» по поправкам в Конституцию. «Начнется сокращение бюджета по всем социальным статьям, как это обычно бывает после выборов, когда сначала обещают с три короба, а потом все урезают. Что они, силовиков станут „резать“, что ли? Нет, конечно. У них три войны на руках, а война — это святое», — иронично заметил в беседе с нашим корреспондентом Демура. По его словам, в первую очередь под секвестр попадут самые расходные социальные статьи: медицина, образование и наука «как бесполезная», а сами сокращения будут довольно серьезными.

Председатель совета директоров МДМ-банка, бывший первый зампред ЦБ и экс-глава федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин также полагает, что секвестр бюджета неизбежен. Уже сами предложения «по приоритизации расходов» подразумевают это в том числе. «Просто название красивое. Но реально дефицит бюджета при 35 долларов за баррель тянет на 2 процента ВВП. И правительство решило несколько подсократить аппетиты», — считает Вьюгин. Однако он надеется, что сокращение в первую очередь коснется крупных проектов инвестиционного типа, которые можно приостановить, а социальные статьи бюджета затронуты не будут. Вьюгин также считает, что минфин подготовит все необходимое в ближайшие две недели и изменения в бюджет внесут уже в апреле. Но оценить масштаб секвестра он пока не может. Для дотационных регионов, по мнению Вьюгина, помощь не сократится, но и не увеличится. А у таких самодостаточных регионах, как Татарстан, которые не нуждаются в субсидиях, поступлений будет меньше. Если же цена на нефть упадет до $25 за баррель и продержится в течение года, то это будет очень жесткий сценарий для России, считает Вьюгин.

Впрочем, бо́льшая часть опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов считают разговоры о секвестре бюджета преждевременными. «Провести инвентаризацию целесообразно, а секвестировать бюджет в условиях, когда экономика столкнулась с краткосрочным шоком, может быть достаточно опасно», — считает главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, называя поручение Мишустина упреждающей мерой: правительство хочет понять, есть ли какой-то резерв, возможность сокращения неэффективных расходов и увеличения эффективных.

С точки зрения поддержки экономики самым лучшим сигналом был бы анонс поддерживающих мер, а не секвестра бюджета. Это могут быть налоговые каникулы, социальные выплаты, увеличение мер по поддержке безработных, считает эксперт. «В любом случае речь должна идти об увеличении расходов бюджета, а не о секвестре», — говорит Орлова, напоминая, что средства в ФНБ консолидировались именно на случай форс-мажорных обстоятельств, которые наступили. «Сигнал экономике должен быть не в том, что правительство станет затягивать бюджет, а в том, что оно начнет купировать последствия кризиса и помогать экономике»,  — отмечает эксперт.

«С точки зрения поддержки экономики самым лучшим сигналом был бы анонс поддерживающих мер, а не секвестра бюджета» «С точки зрения поддержки экономики, самым лучшим сигналом был бы анонс поддерживающих мер, а не секвестра бюджета» Фото: «БИЗНЕС Online»

С этим согласен и ведущий экономист АНО «Неоэкономика» Александр Виноградов. По его словам, сейчас экономике сначала необходимы налоговые льготы и каникулы для малого и среднего бизнеса и несырьевых отраслей в целом. «Я сегодня с утра ознакомился с ситуацией по сетям кафе в Москве. У нас очень много этого малого и среднего бизнеса просто умрет. А это выброшенные на улицу люди, безработица, рост преступности», — отмечает Виноградов. А предложения по приоритизации в первую очередь обернутся еще бо́льшим давлением за расходование ФНБ, считает он. «На самом деле выбор простой: либо секвестировать, либо дополнять бюджет из закромов родины, то есть ФНБ. Либо какая-то комбинация. Вариант полного эмиссионного финансирования бюджета я рассматривать не буду как абсолютно трешевый», — говорит эксперт.

«Я считаю, что запасы фонда национального благосостояния на сегодняшний день, а он в целом и создавался для этого, вполне достаточны. В том числе и ликвидные запасы ФНБ. Они достаточны для того, чтобы обеспечить все расходы в течение нескольких лет, несмотря на объективно плохую конъюнктуру, которая складывается на рынках, — уверен депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов. — В целом по разным подсчетам этот фонд обеспечит необходимые расходы примерно на 6 лет. И в первую очередь по замещению всех необходимых социальных выплат, определенных законодательством определенных пособий, выплат, компенсаций и так далее. Поэтому я абсолютно исключаю секвестр бюджета, думаю, что до этого не дойдет».

По словам Фаррахова, в случае текущей экономической ситуации есть необходимость отказаться пока от каких-то долгосрочных инвестиционных проектов, но ни в коем случае от проектов, связанных с занятостью, социальными пособиями или заработной платой граждан. «[Антикризисный] фонд составляет примерно 300 миллиардов рублей, и я уверен, что это не последний фонд. Государственная Дума предоставила право правительству без внесения изменений в закон определять эти расходы, использовать данные деньги. 300 миллиардов рублей — это дополнительные деньги, которые будут направлены на закупку лекарств, дополнительную заработную плату врачам, сотрудникам Роспотребнадзора и так далее. То есть это те деньги, решение по которым правительство будет принимать самостоятельно, Государственная Дума ему такое право дала…» — отмечает Фаррахов.

«Есть два пути развития: или сокращать расходы, или распечатывать кубышку, — рассуждает генеральный директор ГУП „Агентство по государственному заказу РТ“ Яков Геллер. — У нас ведь есть фонды всех будущих поколений, национальных благосостояний. Я считаю очень правильной формулировкой „приоритизацию“. Надо выбрать приоритетные направления. Очевидно, нужно сокращать проекты, связанные со стройкой. Конечно, приоритет — это здравоохранение и вообще социальные расходы бюджета. Я бы поступил так. Обеспечить социальные обязательства бюджета, а все остальное по мере возможности сокращать».

Айрат Фаррахов: «Не скажу, что бюджет республики Татарстан зависит от цены на нефть. Безусловно, определенная зависимость есть, но она не очень высока» Айрат Фаррахов: «Не скажу, что бюджет Республики Татарстан зависит от цены на нефть. Безусловно, определенная зависимость есть, но она не очень высока» Фото: предоставлено Айратом Фарраховым

КАК БЫТЬ ТАТАРСТАНУ?

Татарстанские власти вопросы, связанные с корректировкой бюджета, пока детально не комментируют. В четверг на своем брифинге пресс-секретарь президента РТ Лилия Галимова, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», предложила дождаться пресс-конференции министра экономики Мидхата Шагиахметова. Но, как уточнила сегодня, всю информацию по этому поводу озвучил министр в минувшую субботу на совещании у Рустама Минниханова. Там Шагиахметов только сообщил, что в соответствии с республиканским планом (большая часть которых совпадает с федеральным) предусмотрена «оценка угроз и рисков выпадающих доходов консолидированного бюджета республики». Но, по всей видимости, к субботе оценка еще не была закончена, так как ничего более об этом министр не сказал. 

Ранее, на пресс-конференции 13 марта, он заявил, что минэкономики мониторит и анализирует эту ситуацию. «По ценам вчера была встреча с нефтяными компаниями у министра энергетики РФ, там определены меры», — заметил Шагиахметов. Он не стал конкретизировать, какую цену на нефть допускает пессимистичный сценарий.

Серьезных проблем в сложившейся ситуации не видит Фаррахов. «Не скажу, что бюджет Республики Татарстан зависит от цены на нефть. Безусловно, определенная зависимость есть, но она не очень высока. От стоимости нефти чрезвычайно зависит федеральный бюджет, — поясняет он. — Все доходы от нефти поступают именно в федеральный бюджет. Республиканский бюджет, бюджеты субъектов строятся в большей степени от НДФЛ и налога на прибыль. Мы зависим [от цены на нефть] только в том плане, что в складывающихся условиях прибыль организаций существенно снизится. И, следовательно, снизятся те налоги, которые выплачиваются в бюджеты субъектов. Поэтому, если сравнивать зависимость федерального бюджета и бюджетов субъектов, они совершенно разные».

Однако цифры говорят о том, что республиканскому бюджету будет больнее. Федеральный бюджет сверстан исходя из цены барреля нефти Urals в $42,4 (все доходы при цене выше уходят в ФНБ). В Татарстане же заложены куда более оптимистические параметры: $59,7 за баррель. Сегодня цена на Urals не превышает $20 за баррель, то есть втрое ниже. Отчасти смягчить падение доходов в рублях поможет девальвация, но далеко не в полной мере. Среднегодовой валютный курс в бюджете РТ — 64,9 рубля за доллар США, это лишь на четверть ниже текущего уровня в 80,75 рубля за доллар.

В целом, как докладывал в конце прошлого года министр финансов Радик Гайзатуллин, объем консолидированного бюджета Татарстана на 2020 год составит 330 млрд рублей, из которых 291 млрд рублей — собственные доходы, а 39 млрд — поступления из федерального бюджета. При этом 36% собственных доходов приходится на налог на прибыль, а в его составе 65% — это налоги от предприятий нефтедобычи, переработки и нефтехимии.

«Налог на прибыль, который поступает в бюджет республики, в этой своей части, безусловно, пострадает. По химпродуктам определенный сглаживающий эффект будет, там волатильность не такая большая, как у нефти, но тем не менее объем и спрос будут падать, они уже падают», — говорит заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев. По его словам, падение доходов бюджет ощутит не сразу, а по итогам первого полугодия.

«Мы увидим определенный недобор и бюджет, будет сейчас переориентироваться в основном на социальную поддержку, — считает депутат. — Потому что социальные статьи считаются неприкосновенными в первую очередь. Ну и нам придется очень активно работать по агросектору и пищевой промышленности. С тем, чтобы активно провести сев и гарантировать урожай 2020 года. Потому что во многом субъекты Федерации будут идти на выживание. У нас здесь возможности есть, и это сектор, который всегда нас станет выручать. Значимость агросектора возрастает».