Рустам Батыр: «На этой же неделе исламский раскол вокруг коронавируса перекинулся и на российские просторы» Рустам Батыр: «На этой же неделе исламский раскол вокруг коронавируса перекинулся и на российские просторы» Фото: «БИЗНЕС Online»

НА ДНЯХ WHATSAPP ОБЛЕТЕЛА ВИДЕОЗАПИСЬ ПЯТНИЧНОЙ ПРОПОВЕДИ ЭКС-МУФТИЯ ТАТАРСТАНА

Коронавирус расколол мусульман на два лагеря. Точнее, он проявил в умме те два полюса, которые в ней существовали испокон веков. Во времена Абу-Ханифы их называли асхаб ар-рай и асхаб аль-хадис. Сегодня мы можем обозначить эти две внутримусульманские партии, соответственно, как подвижники духовного благоразумия и адепты твердолобой веры. Благоразумие проявили, например, мусульмане Саудовской Аравии, закрывшие Каабу для посещения и тем самым спасшие сотни тысяч верующих от смертоносной угрозы. Веру же в собственную богоизбранность явили иранцы, на зло вирусу дружно облизывавшие (в буквальном смысле) свои святыни и превратившие их в итоге в рассадник массового заражения. Однако то были заморские страсти. На этой же неделе исламский раскол вокруг коронавируса перекинулся и на российские просторы.

Раскол, как обычно, первыми фиксируют соцсети. В отечественном лагере твердых в вере в последние дни активно постили свежий нашид (религиозное песнопение, мунаджат), недавно сочиненный на злобу дня. В нем неизвестный широкой публике исполнитель (судя по виду, родом из Африки) нараспев декларирует на арабском такие слова: «Если ты верующий, не бойся коронавируса: совершай предмолитвенное омовение пять раз в день, затем помолись пять раз и прочти что-нибудь из славословий (азкар), что-нибудь из Корана и полагайся на Аллаха». К слову, в Иране, облизывая усыпальницы, также полагались на Аллаха и нараспев читали славословия и салаваты. Только, увы, это не помогло. Видимо, они не совсем правильно совершают предмолитвенное омовение: как известно, шииты вместо мытья ног лишь протирают их.

Не вызывает большого беспокойства, надо полагать, мировая пандемия и в среде некоторых официальных деятелей российского ислама. Так муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов на своей страничке в «Фейсбуке» активно шутит на тему смертельной болезни. «Все удивляются, почему сметают с полок туалетную бумагу? — иронично задается вопросом религиозный деятель и сам же отвечает в характерной ему манере. — Очень глупый вопрос, разве непонятно! Потому что на каждого чихнувшего тут же 100 человек от страха обделываются по-большому». У него же на страничке мы находим комментарий, весьма характерный для этого лагеря верующих, Ислама Сайдаева: «Согласно одному из хадисов, Аллах (Субхана ва Таала) даровал три вещи нашему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), которые он не даровал никому другому. Одной из этих вещей является гарантия Аллаха, что мусульманская умма не погибнет от моровых болезней. Так что эпидемии мусульманам не страшны, и они ничего нам априори сделать не могут, кроме как тем, кому назначен срок!» Полагаю, комментарии здесь излишни.

Сторонники схожих взглядов есть и в Татарстане. Так на днях WhatsApp облетела видеозапись пятничной проповеди экс-муфтия Татарстана, а ныне второго имама мечети Бишбалта, Гусмана хазрата Исхакова. «Если мусульманина коснется болезнь, будь то коронавирус, тиф или иной какой недуг, — напутствует он в ней, — то это надо принимать как подарок от Аллаха. Если такой человек исцелился — его счастье. А если не вылечился и, проявляя терпение, умер в намазе, то он уходит великомученником (шахидом). Так сказано в хадисе. А что дано шахиду? Он 70 человек из родных и друзей может ввести за собой в рай. Посмотрите на это! Мы не знаем, где сокрыта радость и кто более счастлив: оставшийся или умерший?» Когда я показал видеозапись одному из коллег экс-муфтия, тот лишь заметил: «Желаем такого счастья самому Гусману хазрату, чтобы он и 70 членов его семьи радовались бы в джаннате (раю)».

«Эпидемии мусульманам не страшны, и они ничего нам априори сделать не могут, кроме как тем, кому назначен срок! (Ислам Сайдаев)» «Эпидемии мусульманам не страшны, и они ничего нам априори сделать не могут, кроме как тем, кому назначен срок!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МОЛИТЕСЬ В СВОИХ ДОМАХ!»

А как «подарок от Аллаха» (по Гусману хазрату) воспринимают в стане здравомыслящих мусульман? В отечественной умме самые быстрые и решительные шаги предприняли в ДУМ РФ. Там пошли на закрытие в Москве всех мечетей, находящихся в его подчинении. «С тяжелым сердцем мы идем на эту вынужденную меру, но она, увы, необходима, — пояснил в специальном обращении принятое решение первый заместитель муфтия ДУМ РФ Дамир хазрат Мухетдинов. — В ряде стран, в том числе и мусульманских, вирус распространялся именно во время коллективных богослужений. Такого мы не должны повторить в нашем городе, ведь Пророк нас учил: „Нельзя наносить вред ни себе, ни другим“». 

В связи с таким решением совет улемов ДУМ РФ принял специальное богословское заключение. В нем среди прочих аргументов приводится весьма любопытное предание из сборника хадисов имама аль-Бухари, в котором рассказывается, как в один из дождливых дней известный и авторитетный сподвижник Пророка Ибн Аббас дал указание муэдзину, созывавшему верующих на пятничную молитву, изменить формулу азана: вместо слов «Спешите на молитву!» он велел ему произносить «Молитесь в своих домах!». Люди, услышавшие такое повеление, выразили недоумение, на что Ибн Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня [то есть пророк Мухаммад]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи». Кстати, в Кувейте и других мусульманских странах, где на период пандемии также закрыли мечети для посещения, сегодня именно так оповещают о начале времени молитвы: «Молитесь в своих домах!»

Через несколько дней после принятого ДУМ РФ решения стало известно, что в мечети «Ярдям», которая в Москве ведет обособленную политику, также решили отказаться от коллективного исполнения пятничной молитвы. Теперь в столице джума-намаз можно прочитать только у муфтия Альбира хазрата Крганова: тот отказался от введения карантина.

Не наблюдаем мы единства и в мусульманских рядах Татарстана. В ДУМ РТ два дня бушевали страсти на заседаниях, посвященных мерам в связи с коронавирусной угрозой. Некоторые их участники, как рассказывают очевидцы, в пылу дискуссии даже уходили с собрания, чуть ли не хлопнув дверью. В результате столь пылких дебатов ДУМ РТ смогло принять очень взвешенный и вдумчивый документ. Суть его в том, что мечети в Татарстане пока не закрываются на карантин, но притом снижают свою активность и выстраивают работу таким образом, чтобы минимизировать контакты между людьми. Это весьма благоразумно, ведь в Татарстане эпидемиологическая ситуация пока далеко не такая, как в Москве. Впрочем, как отмечают источники, близкие к руководству ДУМ РТ, муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин готов пойти и на более решительные меры, если ситуация в республике начнет развиваться как в столице, по негативному сценарию.

Подобного сценария не стали дожидаться в казанской мечети «Миргазиян» (пр. Ибрагимова, 111). Ее имам Абдурауф хазрат Забиров, посоветовавшись с прихожанами, решил закрыть двери храма для ежедневных и пятничных молитв. «Я ответственен за людей, приходящих в мечеть, — прокомментировал он принятое решение. — Если кто-то из них заразится и умрет, как я буду смотреть в глаза его близким?» Наверное, Абдурауф хазрат тоже прав. Вирус, с которым столкнулся мир, смертельно опасен, и это тот самый случай, когда, как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть.

«Учитывая складывающуюся обстановку с интенсивным распространением эпидемии, прошу обсудить и принять решение о возможности ограничения проведения коллективных пятничных молитв в мечетях» «Учитывая складывающуюся обстановку с интенсивным распространением эпидемии, прошу обсудить и принять решение о возможности ограничения проведения коллективных пятничных молитв в мечетях» Фото: Алексей Белкин

КОРОНАВИРУС ВЫЯВИЛ РАЗНУЮ СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ РОССИЙСКИХ МУФТИЕВ РЕШАТЬ НОВЫЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

Помимо разного отношения к вирусной угрозе, коронавирус выявил еще один интересный момент: разную степень готовности российских муфтиев решать новые возникающие задачи. После того как ДУМ РФ, ДУМ РТ и ДСМР обнародовали свои обращения и фетвы, председатель ДУМАЧР Аширов опубликовал у себя на страничке пост следующего содержания: «Учитывая складывающуюся обстановку с интенсивным распространением эпидемии, а также распоряжениями ряда государственных ведомств об ограничении контактов, прошу обсудить и принять решение о возможности ограничения проведения коллективных пятничных молитв в мечетях». Другими словами, когда одни муфтии оперативно приняли меры по купированию смертельной угрозы, Нафигулла хазрат лишь собирается их обсуждать, точнее, просит (кого? общественность?) приступить к такому обсуждению. Как тут не вспомнить «Шурале» Габдуллы Тукая: «Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж. / Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?»

Впрочем, работа для галочки вряд ли лучше ее отсутствия. Анализируя антикоронавирусные тексты российских муфтиятов, бросаются в глаза случаи откровенного плагиата. Так, формулировки, используемые муфтием Кргановым, сильно напоминают фразы, использованные ДУМ РФ и ДУМ РТ. И если в первом случае Альбир хазрат (или его спичрайтер) их творчески переработал, то во втором не стал себя утруждать и просто скопировал слово в слово все 10 рекомендаций, которые мы встречаем у ДУМ РТ. Копировал, надо полагать, даже не вчитываясь в содержание переносимого компьютерной мышкой. Так на сайт ДСМР перекочевала фраза: «Данный перечень рекомендаций считать действительным до 15 апреля 2020 года или до принятия других решений». Напомню, что 15 апреля истекает срок особого режима, веденного в Татарстане Рустамом Миннихановым. По логике вещей, Крганов, находящийся в Москве, должен руководствоваться решениями столичных властей, но для этого надо самому писать тексты, а не таскать их у других.

Коронавирус еще не начал полномасштабное шествие по стране, но уже помог мусульманам многое проявить. Он показал, что среди нас есть как здравомыслящие люди, так и застрявшие в средневековье, имеются те, кто умеет действовать решительно и оперативно, и те, кто вечно запаздывает, те, кто засучив рукава работает сам, и те, кто под шумок идет по проторенным дорожкам. Стало быть, «подарок от Аллаха» стал для нас лакмусовой бумажкой, которая помогает лучше осознать самих себя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции