САМОЛЕТ, В КОТОРОМ ПОГИБЛИ ХОККЕИСТЫ, ТРИ НЕДЕЛИ НАЗАД ПРОШЕЛ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ В «ТУЛПАРЕ»

Сегодня в 16.05 под Ярославлем в авиакатастрофе погибла одна из самых именитых хоккейных команд страны – «Локомотив». ЧП, в котором погибли 43 человека, по странному стечению обстоятельств произошло накануне масштабного и знакового события - Ярославского политического форума, на который завтра должен прибыть президент Дмитрий Медведев и целый ряд влиятельных политиков. БИЗНЕС Online приводит детали трагедии и вспоминает о соперничестве погибшей команды с казанским «Ак барсом».

ПОГИБШИХ ИЩУТ В ВОЛГЕ

Трагедия произошла в 16.05. Самолет вылетел из аэропорта Ярославля «Туношна» в Минск, где «Локомотив» должен был встретиться с местным «Динамо». Пролетев 500 метров, Як-42 накренился влево и упал, развалившись на две части. По некоторым данным, самолет не смог набрать безопасную высоту при взлете и столкнулся с антенной маяка, находящейся за пределами взлетно-посадочной полосы.

На борту самолета находилось 45 человек. По данным МЧС, лишь только двоим чудом удалось выжить. Один из них – 26-летний хоккеист Александр Галимов – получил 80% ожогов на теле. Он поступил в реанимацию в крайне тяжелом состоянии. Появилась информация, что Галимов скончался, однако позже медики ее опровергли. Второй выживший - бортинженер Александр Сизов – в настоящее время находится в операционном отделении с переломами бедра, черепа и с ожогами.

Сейчас на месте катастрофы работает 103 человека и 44 единицы техники. Часть фюзеляжа Як-42, разбившегося под Ярославлем, оказалась в реке Волге. Этот факт осложняет поиски тел погибших, отметили в региональном МЧС. По последним данным, было найдено 31 тело. МЧС сообщает, что на борту находилось 11 иностранцев. За хоккейный клуб «Локомотив» играли спортсмены из Германии, Латвии, Чехии, Словакии, Белоруссии, Швеции…

Список ХК
Список ХК "Локомотив" Ярославль

САМОЛЕТ ПРОВЕРЯЛИ В КАЗАНИ

Полет выполняла компания «Як-сервис», базирующаяся в Москве и специализирующаяся на vip-перевозках. Генпрокурор Юрий Чайка уже распорядился проверить ее на предмет исполнения законодательства о транспортной безопасности. Некоторые свидетели рассказывают, что самолет начал разваливаться еще в воздухе, а при крушении развалился на две части.

Представитель Росавиации рассказал агентству Прайм, что перед вылетом самолет прошёл оперативную форму технического обслуживания, замечаний по его техническому состоянию выявлено не было. «Все двигатели работали, ресурс у самолёта не исчерпан», - сказал представитель ведомства. Периодическое техническое обслуживание лайнер проходил 16 августа в Казани. Самолёт был выпущен в 1993 году и имел сертификат лётной годности до 1 октября 2011 года. «Ресурс двигателей не истёк», - добавили в Росавиации.

Владимир Некрашевич — генеральный директор ООО «Тулпар Техник», рассказал БИЗНЕС Online следующее:

- 16 августа этот самолет проходил у нас периодическое техническое обслуживание, а вообще он обслуживался и в других компаниях, предоставляющих услуги технического обслуживания и ремонта. У нас он форму выполнил и улетел. Никаких претензий к машине не было. Кстати, это, наверное, один из самых молодых по возрасту Як-42 в России, думаю, после него было выпущено всего несколько штук.

Сейчас в Тулпар Техникс началась проверка, как и бывает в таких случаях: будут смотреть сертификаты, уровень подготовки персонала, качество выполняемых работ, записи о выполненных работах.

Могут ли принять решение о необходимости вывести Як-42 из эксплуатации, как это было в случаях с катастрофами Ту-134 и Ан-24? Может и так произойти. Но не думаю, что это будет обоснованное решение. Как показывает практика, такие решения принимаются без всяких на то причин.

По словам Шавката Умарова, руководителя татарского межрегионального управления воздушного транспорта Росавиации, самолет прошел обслуживание в сертифицированном центре и после этого почти месяц нормально летал... «Сейчас в «Тулпар Эйр» началась выемка документации, как и положено в таких случаях. Пока невозможно ничего сказать о причинах катастрофы, — должно быть проведено расследование. Могу лишь сказать, что Як-42 — отличный самолет», - заявил Умаров корреспонденту БИЗНЕС Online.

ЕДВА НЕ УГРОБИЛИ ЖИРИНОВСКОГО



Ранее самолет принадлежал компаниям «Орел-Авиа», «Быково-Авиа», «Аэро-Рент». Предыдущий рейс машина выполняла 5 сентября 2011 года. Средний налет – 29 часов в месяц. Всего самолет, согласно данным портала, налетал 15 тысяч часов

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта).

Несколько фактов о компании-владельце погибшего самолета. ЗАО "Як-сервис" занимается vip-перевозками. Парк - 4 самолета Як-42 и 3 Як-40 (еще 1 Як-40 находится на хранении), средний возраст - около 30 лет. Разбившийся RA-42434 был самым новым самолетом авиакомпании. Базируется "Як-сервис" во Внуково.

11 марта 2000 года принадлежащий «Як-Сервису» самолет Як-42, на котором из Челябинска в Новосибирск летел лидер ЛДПР Владимир Жириновский, чуть не разбился — в полете у него вышла из строя основная гидравлическая система из-за лопнувшего шланга. В конце 2009 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) признало «Як-Сервис» наименее безопасной среди российских авиакомпаний, летающих в Европу. В 2009 году Росавиация вводила ограничения на международные полеты авиакомпании "Як-Сервис" (сняты с 1 октября).

КАТАСТРОФА ВО ВРЕМЯ МАТЧА ОТКРЫТИЯ

По трагическому совпадению, катастрофа произошла в то время, когда в Уфе проходил матч открытия чемпионата Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) между командами "Салават Юлаев" (Уфа) и "Атлант" (Мытищи). В результате руководство КХЛ приняло решение прервать матч. Зрители и игроки почтили память погибших минутой молчания. Сейчас в Интернет -сообществе обсуждается идея оставить в КХЛ команду «Локомотив», но поскольку она, скорее всего, будет набрана из молодых игроков, то разрешить ей играть без очков. Только ради того, чтобы окончательно не погибла команда с богатейшими хоккейными традициями.

МЕДВЕДЕВ ПОСЕТИТ МЕСТО КАТАСТРОФЫ

После трагедии аэропорт «Туношна» был закрыт, однако спустя два часа он возобновил свою работу. В ближайшее время он примет вертолет с министром транспорта Игорем Левитиным на борту. Завтра президент Дмитрий Медведев прилетит в Ярославль, где примет участие в Международном политическом форуме (его решили не отменять). Ожидается, что он также посетит место трагедии. пленарном заседании форума должны выступить президенты России и Турции Дмитрий Медведев и Абдуллах Гюль. На форуме будут обсуждаться такие темы: "Как сочетать многообразие и свободу?", "Миграция: новые угрозы или новые возможности?" , "Демократические институты в полиэтнических обществах", "Богатые и бедные - где справедливость?". Кстати, на форум завтра едет и президент Татарстана Рустам Минниханов.

ЗА ВУЙТЕКОМ ИЗ КАЗАНИ ПОСЫЛАЛИ САМОЛЕТ

Трагедия может внести серьезные коррективы в ход чемпионата… Ведь «Локомотив», основанный в 1959 году - с 1959 по 1963 – называвшийся ЯМЗ, с 1963 по 1964 – «Труд», с 1964 по 1965 – «Мотор», с 1965 по 2000 – «Торпедо», с 2000 – «Локомотив», является одним из сильнейших клубов страны, а значит и Европы.

Ярославцы были чемпионами России в 1997 году под руководством Петра Воробьева, 2002 и 2003 годах при главном тренере из Чехии Владимире Вуйтеке. «Локомотив» становился серебряным призером отечественного первенства в 2008 и 2009 годах, бронзовым в 1998, 1999, 2005 и 2011 годов. Выступает команда на первой в России арене из числа цивилизованных, то есть, новых: Универсальный культурно-спортивный комплекс «Арена-2000-Локомотив», вмещающий 9 070 зрителей.

Долгие годы казанский СК имени Урицкого и ярославский «Локомотив» бились на просторах первой лиги чемпионата СССР, откуда ярославцы очень уверенно проследовали наверх и с конца прошлого века прочно заняли место среди лидеров отечественного клубного хоккея. Сделал чемпионскую команду Петр Ильич Воробьев, а на его базе продолжил чемпионский почин чешский специалист Владимир Вуйтек, первый и последний иностранец, выигрывавший хоккейное золото в России…

Под впечатлением работы Вуйтека в Ярославле руководство Татарстана сделало соответствующие выводы и весной 2003 года по распоряжению тогдашнего президента «Ак барса», председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина из Казани в Ярославль был послан специальный самолет за Вуйтеком. Такой подход не мог не произвести на чеха впечатления и Вуйтек с лета 2003 года возглавил «Ак барс».

НАШИ СВЯЗИ

Увы, в Казани чешский наставник особых лавров не снискал – бронзовые медали 2004 года были слабым утешением, и той же осенью Вуйтека отправили в отставку, заменив его Зинэтулой Билялетдиновым. Потом «Локомотив» возглавляли словак Шуплер, финн Хейкиля, сейчас команда готовилась к сезону под руководством канадца Брэда Маккримона…Чехарда с тренерами точно не пошла ярославцам на пользу. А первый Кубок Гагарина они уже собирались обмывать в апреле 2008 года, когда счет в финальной серии до 4 побед «Локомотив» - «Ак барс» был 3-2 в пользу ярославцев. Вели железнодорожники и в шестом матче на родном льду со счетом 2:1 в конце встречи, но казанцы сначала сравняли счет, а в овертайме вырвали победу. Пришлось хозяевам тихо убирать на склад красные ковровые дорожки, и отменять уже заказанный было грандиозный чемпионский банкет. В седьмом поединке все решила единственная шайба, заброшенная на исходе основного времени капитаном казанцев Алексеем Морозовым.

А ранее в сезоне 2005-2006 «Ак барс» очень красиво и солидно со счетом 3-0 убрал со своего второго чемпионского пути «Локомотив» на стадии четвертьфинала. Но до того ярославцы были куда более удачливы…

Так в серии за третье место в сезоне 1998-1999 действующий чемпион России «Ак барс» четырежды кряду был бит «Локомотивом»! Самый оглушительный успех железнодорожников в спорах с казанцами был достигнут в приснопамятном сезоне 2004-2005, когда за «Ак барс» выступали звезды НХЛ – Николай Хабибуллин, Венсан Лекавалье, Илья Ковальчук, Брэд Ричардс, Алексей Ковалев, Вячеслав Козлов, Руслан Салей…Последний, защитник сборной Белоруссии, немало поигравший под руководством нынешнего главного тренера казанцев Владимира Крикунова, а также в НХЛ, тоже был сегодня на борту чартера с «Локомотивом»… Так вот 6 лет назад ярославцы в пух и прах разгромили в четвертьфинале плей-офф суперзвездный «Ак барс», 3-1 в серии. В четвертьфинале сезона 2000-2001 железнодорожники обыграли казанцев со счетом 3-1. А в финальной серии 2001-2002 со счетом 3-0, когда после зубодробительной победы в полуфинале над «Авангардом» наша команда лишилась пострадавших от допинга форвардов Алексея Чупина и Эдуарда Кудерметова… Но в целом статистика за нас. В рамках чемпионатов страны казанцы и ярославцы встречались 64 раза: 30 побед у нас, 27 у ярославцев при 7 ничьих, разница шайб 145-135…

По последней информации помимо одного пилота выжил в катастрофе Як-42 и 26-ти летний нападающий Александр Галимов, доставленный в больницу с сильнейшими ожогами. Были на том чартере чемпион мира 2003 года словак Павол Демитра, чемпион мира 2010 года чех Ян Марек…

Справка

Як-42

Разработка Як-42 началась в середине 70-х, когда Аэрофлот остро нуждался в пассажирском самолете средней дальности, который мог бы заменить Ил-18 и Ту-134. В целях экономии времени и средств в конструкторском бюро приняли решение разработать самолет на базе уже имеющегося Як-40. Первый Як-42 поступил в Аэрофлот в конце 1980 года. Катастрофа Як-42, произошедшая 28 июня 1982-го, на два года прервала производство этих самолетов на два года. В 1988-м начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолет был поставлен заказчику в 2003 году. Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами - Боинг-737 и A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом. Як-42 стал первым отечественным самолетом, успешно прошедшим полную международную сертификацию и без ограничений допущенным к полетам во всех европейских государствах. После ужесточения норм ИКАО по шуму и эмиссии двигателей Як-42 также допустили к полетам на всех авиалиниях. Крейсерская скорость - 810 км/ч, дальность полёта - 2900 км, высота полёта - 9700 м, число пассажиров – 120.

ЗАО «Як сервис»

По данным баз ЕГРЮЛ и СПАРК, акционеры ЗАО «Як сервис» - ООО "ЯК-Авиа-Сервис" (80%, в июле 2011 года переименовано в ООО "Джет Сервис") и ОАО "Тува-Авиа" (20. В свою очередь, 100% акций "Джет Сервиса" (бывшего "Як-Авиа-Сервиса") принадлежат гражданину РФ Максиму Чуканцеву. Уставный капитал - 40 тыс. руб. Выручка в 2010 году - 191,9 млн руб., чистый убыток - 2,053 млн руб.