Один из претендентов на должность РИКа — директор МУП «ПАД» Фарид Салахов. Любопытно, что сам кандидат публично отрицал свое участие в конкурсе, утверждая, что не подавал заявку Один из претендентов на должность РИКа — директор МУП «ПАД» Фарид Салахов. Любопытно, что сам кандидат публично отрицал свое участие в конкурсе, утверждая, что не подавал заявку Фото: nabchelny.ru

главный по дорогам 

В среду, 4 марта, в автограде состоится конкурс на должность руководителя челнинского исполкома. Еще на прошлой неделе стало известно, что на вакансию подали заявления четыре кандидата. Пока конкурс проходит в режиме чрезвычайной секретности, однако «БИЗНЕС Online» удалось выяснить фамилии заявителей. Комиссия, в которую войдут представители аппарата президента РТ и депутат Госсовета РТ Светлана Захарова, после презентаций кандидатами своих планов по развитию города возьмет тайм-аут, чтобы решить, кто из четверых достоин статуса сити-менеджера.

Итак, один из претендентов на должность РИКа — директор МУП «ПАД» Фарид Салахов. Любопытно, что сам кандидат публично отрицал свое участие в конкурсе, утверждая, что не подавал заявку.

Руководит МУПом Салахов с мая 2017 года — с тех пор как прежний директор Фарид Киямов был осужден на два с половиной года за злоупотребление должностными полномочиями и растрату. Кандидату — 33 года, так что в случае его утверждения в должности тренд на омоложение челнинской власти будет поддержан. Салахов женат, воспитывает ребенка.

У Салахова есть влиятельный родственник — министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, приходящийся ему дядей У Салахова есть влиятельный родственник — министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, приходящийся ему дядей Фото: «БИЗНЕС Online»

У Салахова есть влиятельный родственник — министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, приходящийся ему дядей. Эта родственная связь, возможно, помогает Челнам держать пальму первенства в дорожном ремонте. Удалось Салахову выстроить крепкие дружественные связи и в минстрое РТ, которые лишь укрепились с уходом в министерство прежнего руководителя исполкома Рината Абдуллина. По словам инсайдеров, Салахов за три года наработал контакты с государственной дорожной службой, отработал схему закупок и аукционов. 

Карьера Салахова до МУПа была связана с бизнесом. Знающие Салахова люди считают его коммерсантом до мозга костей. В его багаже несколько ликвидированных компаний. ООО «ПрофТехСервис» занималось торговлей автомобильными деталями, также за Салаховым числились «Транспортно-экспедиционная компания Альфа Тракс», «Транспортная компания „Булгария“», ООО «КамаРегионТранс». Известно, что до руководства МУПом Салахов частенько инспектировал дороги вместе с «Главтатдортрансом».

Поговаривают, что в ПАДе он с первого дня заявлял, будто не задержится в МУПе надолго — возможно, директор метил в министерство к дяде. В самом предприятии автодорог, судя по финансовым показателям, мало что изменилось с приходом Салахова. Выручка МУПа, правда, увеличилась с 667,5 млн рублей в 2016 году до 1 млрд рублей в 2018-м, но на рентабельность муниципальная компания не вышла. За 2018-й МУП показал 81,6 млн рублей убытка. Впрочем, и это результат, так как при Киямове в 2016 году ПАД уходил в минус на 208,3 миллиона.

По словам инсайдеров, Салахов за три года наработал контакты с государственной дорожной службой, отработал схему закупок и аукционов По словам инсайдеров, Салахов за три года наработал контакты с государственной дорожной службой, отработал схему закупок и аукционов Фото: «БИЗНЕС Online»

В публичном поле руководитель ПАДа появляется крайне редко. Его первый и единственный выход к прессе состоялся осенью прошлого года, когда Салахов провел СМИ с экскурсией по площадкам предприятия. Тогда он отмечал, что за 2019-й предприятию удалось нарастить объем производства реагентов благодаря модернизации установки для их приготовления. Кроме того, третий год подряд ПАД получает новую технику благодаря поддержке президента РТ. Кроме того, предприятие внедрило ноу-хау — новую технологию уборки снега. Заключается она в том, что раньше снег с улиц счищали в правую сторону, а теперь его убирают налево.

Отметим также, что с весны 2017 года ПАД остается под прицелом УФАС по РТ. Антимонопольщики определили деятельность МУПа не соответствующей целям муниципальных предприятий, а вполне рыночной. УФАС требовал от исполкома либо ликвидации МУПа, либо корректировки устава с выводом ПАДа из несоциальных сегментов, так как город не должен играть на конкурентном рынке. Пока у ведомства ничего не вышло — напротив, масштабные программы финансирования дорожного строительства и ремонта в последние годы позволили муниципалитету поддержать МУП крупными подрядами на обновление городских проспектов.

Артем Латыпов судя по должности и месту работы неплохо разбирается в автомобилях, так как компания, в которой он трудится наемным работником, известна на рынке под брендом «Колеса даром» Артем Латыпов, судя по должности и месту работы, неплохо разбирается в автомобилях, так как компания, в которой он трудится наемным работником, известна на рынке под брендом «Колеса даром» Фото: «БИЗНЕС Online»

СПЕЦИАЛИСТ ПО КОЛЕСАМ, ЭНЕРГЕТИК И НАСЛЕДНИК «БЕЗОПАСНОГО ГОРОДА»

Вторым претендентом на должность оказался некто Артем Латыпов — 30-летний специалист ООО «Группа Бринэкс». Судя по должности и месту работы, Латыпов неплохо разбирается в автомобилях, так как компания, в которой он трудится наемным работником, известна на рынке под брендом «Колеса даром». Юрлицо зарегистрировано в Тольятти, но представляет оно бизнес братьев Рустема и Рената Бадретдиновых — успешных продолжателей дела отцов Наила и Рафаила Бадретдиновых. Последний в свое время отвечал за реализацию нижнекамских шин как дистрибьютор.

29-летний Александр Борисов несколько ближе к управленческой сфере — он возглавляет в Менделеевске производственный район ООО «Газпром теплоэнерго Казань» и имеет опыт контакта с муниципальными структурами. Это ясно и из его актуального членства в межведомственной комиссии по профилактике правонарушений Менделеевского района, но больше о компетенциях Борисова ничего не известно.

Непубличен и последний кандидат — нынешний директор МУП «Дирекция содержания городской инфраструктуры» (ДСГИ) Ильнар Мингазов. 41-летний Мингазов, как директор МУПа, курирует сферы, мало связанные с частным бизнесом. Основными направлениями работы ДСГИ стали контроль над домофонным хозяйством автограда и содержание системы видеонаблюдения «Безопасный город». Челнинские домофоны кандидат в РИКи взял под контроль как раз после «национализации» этого рынка, так что былые игроки с ним дел не имели, а нынешние работают в прямом контакте с управляющими компаниями. «Безопасный город» тоже не имеет отношения к свободному рынку, за исключением, быть может, сервисного обслуживания видеокамер, которое не требует контактов подрядчика с руководством МУПа.

Известно, что Мингазов работал в муниципальной системе еще при мэре Ильдаре Халикове — он трудился под началом Фарида Шарипова в управлении инноваций и информатизации. Впоследствии за информационные технологии стал отвечать МУП «ЦИТ», руководил которым Михаил Бобошко, и Мингазова в этой структуре уже не было. На излете своей карьеры в исполкоме Бобошко стал одним из инициаторов передела домофонного рынка в пользу муниципального предприятия, но в силу обстоятельств подготовил поле деятельности не для себя, а для Мингазова. Вовлеченные в домофонное хозяйство после его «национализации» указывают лишь на то, что реакция МУПа на жалобы и просьбы населения стала намного пассивнее. О персоне Мингазова этот факт говорит мало: пока домофоны обслуживались частниками, те имели возможность, приняв заявку, купить деталь на замену в магазине и установить день в день, теперь же для смены, например дверного доводчика, приходится дожидаться муниципальной закупки — иногда неделями, а то и месяцами. Такова система, которая в целом не особенно зависит от способностей директора МУПа. Само предприятие за 2018 год выручило 59 млн рублей с чистой прибылью 4,2 миллиона.

Подтверждать свои компетенции в управлении муниципальными процессами всем четверым предстоит уже завтра.