О выводе в город на маршрут №26 первого автобуса Lotos от местной компании «РариТЭК» администрация Набережных Челнов заявила накануне, сообщение быстро собрало почти сотню откликов О выводе в город на маршрут №26 первого автобуса Lotos от местной компании «РариТЭК» администрация Челнов заявила накануне, сообщение быстро собрало почти сотню откликов Фото: «БИЗНЕС Online»

гОРОД АНОНСИРОВАЛ «МАЗ», А КАМАЗ ПОКАЗАЛ ФОТО ВОЗВРАЩЕННЫХ «НЕФАЗОВ»

Сразу после тестового запуска альтернативных «НЕФАЗам» автобусов большой вместимости — «МАЗов» и Lotos — по городским маршрутам Набережных Челнов газета «Вести КАМАЗа» опубликовала фотоотчет о состоянии возвращенной автогиганту подержанной техники. В заголовке статьи переданная техника описана как «автохлам». К сожалению, мы не смогли получить у издания разрешения на публикацию фотографий, но на них можно посмотреть, перейдя по ссылке. 

О выводе в город на маршрут №26 первого автобуса Lotos от местной компании «РариТЭК» администрация Набережных Челнов заявила накануне, сообщение быстро собрало почти сотню откликов. Многие горожане поблагодарили за хорошую новость, но практических отзывов о первом знакомстве с техникой пока единицы. Так, личными наблюдениями поделилась пользователь Ariadna Sadykova. «Я сегодня ездила на этом автобусе. Не очень большой, меньше, чем оранжевый. Но удобный, не мотает из стороны в сторону, как те большие» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.). Иные пользователи предложили для чистоты эксперимента выводить в город альтернативные варианты техники по очереди сроком на одну неделю, чтобы люди могли сравнить и выбрать наиболее удобный автобус из возможных. Муниципалитет, напомним, рассматривает пока 6 вариантов, среди которых тот же «НЕФАЗ», а также Liaz, Volgabus, Lotos, «МАЗ» и Simaz. На тестирование Lotos муниципалитет отводит один месяц. «РариТЭК» собирает его из китайских запчастей с 2018 года и за минувшее время продал 250 штук. Автобус, появившийся на 26-м маршруте, рассчитан на 76 пассажиров, рассматривается также модель на 92 человека. Кроме того, уже на этой неделе планируется выпустить на другой городской маршрут «МАЗ», рассчитанный на 25 сидячих мест плюс 47 стоячих.

Олег Афанасьев:  «Мы их отремонтируем и приведем в товарный вид. Я оцениваю перспективы их реализации, как прекрасные. Они будут как новые» Олег Афанасьев: «Мы их отремонтируем и приведем в товарный вид [автобусы]. Я оцениваю перспективы их реализации как прекрасные. Они будут как новые» Фото: «БИЗНЕС Online»

По некому стечению обстоятельств в первый же рабочий день после выхода на дороги Lotos «Вести КАМАЗа» обнародовали фотографии, которые свидетельствуют о крайне запущенном состоянии возвращенных «НЕФАЗов». Так, по данным издания, из 190 принятых в начале февраля автобусов на ходу оказалось не более 50, причем многие машины на момент приемки оказались завалены сугробами, снег найден даже в салонах. 

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев объяснил публикацию «Вестей КАМАЗа» собственной инициативой редакции и не разделил тревог издания относительно перепродажи «НЕФАЗов». «Мы их отремонтируем и приведем в товарный вид. Я оцениваю перспективы их реализации как прекрасные, — сказал Афанасьев в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Они будут как новые». Прогнозировать ценник этих автобусов руководитель пресс-службы не стал, отметив лишь наличие спроса на подобную технику.

О качестве эксплуатации машин предыдущим владельцем Афанасьев высказался крайне негативно. «Все, что можно было нарушить, — все нарушили. Они не делали ни ежедневное, ни еженедельное ТО», — заявил руководитель пресс-службы автогиганта.

Из 190 принятых в начале февраля автобусов на ходу оказалось не более 50-ти, причем многие машины на момент приемки оказались завалены сугробами, снег найден даже в салонах Из 190 принятых в начале февраля автобусов на ходу оказалось не более 50, причем многие машины на момент приемки оказались завалены сугробами, снег найден даже в салонах Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАТОПЛЕННЫЙ АНГАР, НЕКОМПЛЕКТ ДЕТАЛЕЙ И НИКАКОГО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ

Между тем некоторые подробности технической оценки «НЕФАЗов» содержатся в неопубликованной презентации КАМАЗа, которая оказалась в распоряжении «БИЗНЕС Online». Данный отчет составлялся по итогам комиссии, побывавшей в МУП «Электротранспорт» до возвращения автобусов «Лизинговой компании „КАМАЗ“».

Авторы презентации первым делом напоминают, что гарантийный срок обслуживания переданной в лизинг техники дважды продлевался. По договору гарантия на «НЕФАЗы» действовала 12 месяцев или 80 тыс. км пробега, однако из чувства ответственности за городские перевозки в 2016 году КАМАЗ сначала увеличил гарантийный срок до 24 месяцев или 200 тыс. км, а потом продлил и до конца 2017-го. Все это время МУП «Электротранспорт», по оценке КАМАЗа, критически нарушал регламент техобслуживания: ТО просто не проводилось, техника подолгу использовалась и в неисправном состоянии, что лишь усугубляло положение и делало дороже последующий ремонт. При осмотре были обнаружены неоригинальные детали и узлы, «неквалифицированное вмешательство в конструкцию автотехники» и некомплект деталей. У многих аккумуляторы либо оказались не заряжены, либо просто отсутствовали. «Не проводится контроль и учет изолятора брака, в том числе и дорогостоящих материалов (на фото зафиксировано замерзание водяного насоса стоимостью около 50 тысяч рублей)», — говорится в документе.

Часть автобусов, по данным презентации, комиссия не смогла осмотреть: одни из-за сугробов, заваливших двери, другие — потому что они стояли в затопленном ангаре. Причина всех бед, по мнению авторов презентации, заключается в отсутствии у «Электротранспорта» ремонтной базы, соответствующей техническим особенностям газомоторных моделей «НЕФАЗ-5299». Не имея собственных технических возможностей, МУП отказывался и от контрактов с дилерами КАМАЗа, которые могли бы обеспечивать автобусам ТО и своевременный ремонт, а также пренебрегал графиком осмотров техники в сервисных центрах. В качестве вывода комиссия еще до разрешения ситуации в Арбитражном суде РТ рекомендовала МУПу соблюдать 6 правил: регулярно обучать водителей особенностям эксплуатации газомоторных «НЕФАЗов»; контролировать ежедневное, еженедельное и регламентное ТО; обеспечивать подачу автобусов на обслуживание; оснастить базу оборудованием для мелкосрочного ремонта; наладить учет дорогостоящих деталей.

МУП «Электротранспорт» в настоящее время готовится к закрытию и отказывается от пояснений. «Мы комментариев не даем, все вопросы к исполкому города» МУП «Электротранспорт» в настоящее время готовится к закрытию и отказывается от пояснений: «Все вопросы к исполкому города» Фото: «БИЗНЕС Online»

Финансовая картина эксплуатации автобусов отражена в презентации по состоянию на середину 2019 года. Сказано, что дочка автогиганта ООО «АвтоЗапчасть» в рамках сервисного контракта потратила на ТО и ремонт автобусов «Электротранспорта» 115,3 млн рублей. Основная нагрузка (105,9 млн рублей) пришлась на 2019-й. МУП же к июню прошлого года подтвердило долг в размере 41,9 млн рублей, а оплатило только 8 тыс. рублей. К моменту изъятия автобусов по решению суда дебиторская задолженность транспортников была оценена «КАМАЗ-Лизингом» в 870 млн рублей.

МУП «Электротранспорт» в настоящее время готовится к закрытию и отказывается от пояснений. «Мы комментариев не даем, все вопросы к исполкому города», — ответили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в приемной. Исполком города на момент публикации также комментариев не предоставил. Между тем возникает вопрос: есть ли смысл закупать новые автобусы, не проведя работу над ошибками в эксплуатации прежних?