Власти Набережных Челнов накануне предприняли попытку продемонстрировать, что уход с маршрутов больших «НЕФАЗв» не вызвал коллапса в городе Власти Набережных Челнов накануне предприняли попытку продемонстрировать, что уход с маршрутов больших «НЕФАЗов» не вызвал коллапса в городе

«ГДЕ-ТО БЫВАЮТ ЗАТОРЫ…»

Отреагировать на вал жалоб челнинцев в соцсетях на транспортную катастрофу после изъятия из маршрутной сети крупногабаритных «НЕФАЗов» решил исполком автограда, пригласив накануне вечером журналистов на так называемое выездное совещание. Участвовали в нем начальник управления благоустройства города Салават Ситдиков, и. о. начальника транспортного отдела мэрии Максим Парамонов и ставший в одночасье монополистом директор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин. Правда, на совещание это мероприятие было похоже меньше всего. Скорее официальные лица просто пытались всячески убедить прессу в том, что транспорт людей возит и никакого коллапса в городе и в помине нет.

В маршрут включили четыре остановки: «Автостанция», «21-й квартал» в Замелекесье, «Пединститут» и «7-й комплекс» — именно в этих местах, судя по жалобам пассажиров, имелись проблемы. Время было выбрано идеальное — к «Автостанции» журналисты подъехали как раз в 16:30. Однако эпичной картины, какую можно было наблюдать в 90-е, когда по городу курсировали гармошки-«Икарусы», не получилось: народ не давил друг друга в желании попасть в маршрутку. Ежеминутно к остановке подъезжали автобусы, следующие по разным маршрутам. Потому даже небольшой толпы на остановке не успевало набраться.

В маршрут включили четыре остановки: «Автостанция», «21 квартал» в Замелекесье, «Пединститут» и «7 комплекс» — именно в этих местах, судя по жлобам пассажиров,  имелись проблемы В маршрут включили четыре остановки: «Автостанция», «21-й квартал» в Замелекесье, «Пединститут» и «7-й комплекс» — именно в этих местах, судя по жалобам пассажиров, имелись проблемы

Ситдиков, которому предоставили право открыть совещание первым, сообщил представителям СМИ, что после ухода с маршрутов крупноформатных «НЕФАЗов» представители отдела транспорта ежедневно по утрам и вечерам отслеживают выход всех автобусов малой вместимости. Мониторинг начинается с 5 утра. Специалисты смотрят — вышло ли на линии заявленное количество маршруток. А далее инспектируют расстановку и отдельно выезжают на точки, по которым были жалобы.

«Где-то бывают заторы, — пояснил чиновник. — Но мы на эти участки добавляем дополнительные автобусы. Те маршруты, которые обслуживали только большие автобусы, полностью закрыли маршрутками. Увеличили их количество на этих линиях. У нас народ в основном не может уехать только в час пик — с 7 до 8 утра. В другое время такого нет, чтобы маршрутки не справлялись. Именно в час пик мы увеличиваем количество автобусов на линиях. Может быть ситуация, когда люди все едут на работу, маршрутки быстро заполняются на первых остановках, и на следующих пассажиры уже не могут в них сесть. Но интервал движения у автобусов — очень маленький, и в течение 10 минут пассажиры все равно уезжают».

Народ не давил друг друга в желании попасть в маршрутку. Ежеминутно к остановке подъезжали автобусы, следующие по разным маршрутам. Потому даже небольшой толпы на остановке не успевало набраться Народ не давил друг друга в желании попасть в маршрутку. Ежеминутно к остановке подъезжали автобусы, следующие по разным маршрутам. Потому даже небольшой толпы на остановке не успевало набраться

«Например, в соцсетях были обращения, что люди не могли уехать по Фоменко, — добавил Парамонов. — Сегодня выезжали в 6:05. Я посмотрел — автобусы есть. За пять минут проехало три „девятки“, два 13-х, два 12-х и два 26-х. Так что пока плохо не было. Если станет — начнем корректировать».

Напомним, что в первый же рабочий день после возврата автобусов КАМАЗу в городском паблике «Набережные Челны Life» появилось видео, на котором были засняты более 40 человек, ожидающих маршрутку на остановке «КамПИ» напротив ТЦ «Омега». Впрочем, участники совещания сразу же объяснили это тем, что на остановке, помимо обычных пассажиров, стояли и вахтовики.

Компания Тятюшкина также разбирается в причинах массового негодования. «Бывают жалобы — мы проверяем. Последняя жалоба, что ребенок сел в автобус на „Кафе „Уют“ и упал с подножки, а автобус поехал. Это даже „Комсомольская правда“ опубликовала. Давайте подойдет сейчас микроавтобус, и мы посмотрим, можно ли оттуда упасть и в чем там вина водителя. Я нашел эту машину, не за что там наказывать и увольнять! Каждый день идет инструктаж, я разбираюсь по каждому факту. Наши водители очень боятся, когда я лично сам принимаю в этом участие», — доложился Тятюшкин.

Кстати, водители его, как признался перевозчик, испытывают сейчас увеличенные нагрузки. Поэтому в компанию с радостью согласны принять водителей больших автобусов из МУП «Электротранспорт». Как только они получат расчет и заберут трудовые, всех желающих согласны трудоустроить в компанию частников.

Николай Тятюшкин: «Сказать, что одни хамы — это неправильно. Да, в семье не без урода. Попадаются. Но от них мы избавляемся и будем избавляться»» Николай Тятюшкин: «Сказать, что одни хамы, — это неправильно. Да, в семье не без урода. Попадаются. Но от них мы избавляемся и будем избавляться»

К слову, Тятюшкин озвучил, что вместо больших автобусов на линии он вывел 50 своих микроавтобусов. Кроме того, на 26-й маршрут планируют поставить еще 10 автобусов, потому что за целый день водители сильно изматываются — делают много кругов. Если же говорить языком цифр, в Ford Transit по техдокументации 25 мест. В больших «НЕФАЗах» — 77. То есть вместо 4 620 пассажирских мест людям предоставят 1 500, то есть в 3 раза меньше. Будет ли в таком случае давка? Чиновники и перевозчик утверждают, что нет.

«Сегодня мы вручную регулируем движение, — прокомментировал Тятюшкин. — Сказать, что невозможно было уехать, — нельзя. Я лично стоял на „65-м комплексе“ утром. Все было налажено очень хорошо. Автобусы шли на завод полупустые. Никаких жалоб! Все вопросы сняты».

С мнением пользователей в соцсетях, называющих водителей «Газелей» хамами, Тятюшкин не согласился: «Ну сказать, что одни хамы, — это неправильно. Да, в семье не без урода. Попадаются. Но от них мы избавляемся и будем избавляться».

Любопытно, но и на трамваях якобы отсутствие «НЕФАЗов» не сказывается. Ежедневно трамваи перевозят около 50 тыс. пассажиров, примерно столько же и автобусы. Однако, несмотря на это, по заполняемости в часы пик трамваи показывают три балла из пяти.

Максим Парамонов: «Маршрутная сеть будет корректироваться с учетом новых микрорайонов, но в глобальных изменениях нет необходимости» Максим Парамонов: «Маршрутная сеть будет корректироваться с учетом новых микрорайонов, но в глобальных изменениях нет необходимости»

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ИНТЕРВАЛ

В Замелекесье с транспортом дела обстояли еще лучше — людей единицы, а автобусы подъезжали группами и почти пустые: и 13-й, и 26-й автобусы, и новый (а точнее, забытый старый) маршрут — «шестерка», который ездит из Замелекесья на ГЭС и в Сидоровку. «Были жалобы, что проехали три автобуса и ни на один не смогли сесть. Это произошло именно по 26-му маршруту, который идет через Замелекесье. Но потом человек сказал, что пришел четвертый автобус и на нем он и уехал. В течение 10 минут с тех пор, как вышел на остановку», — уточнил Ситдиков.

В целом же никаким коллапсом в Замелекесье явно не пахло. Причем пиковое время уже началось, а людей на остановке не было… В ожидании хоть каких-нибудь признаков проваленной транспортной реформы журналисты стали допытываться, что же все-таки стало основной причиной, приведшей к плачевному итогу. Почему не была создана ремонтная база и почему накопились долги? Ситдиков сначала было переадресовал эти вопросы директору «Электротранспорта», который, к слову, в выездном совещании почему-то участия не принимал. Но потом все же решился ответить на вопрос: «Очень много причин. Все-таки заполняемость должна быть у больших автобусов. Чтобы появилась рентабельность, надо не только сидячие места заполнять, но и стоячие. А для этого нужен больший интервал движения. Если смотреть по другим городам — Нижнекамск даже в пример приводить не буду, но в Казани тоже приходится ждать. А у нас, в Челнах, люди привыкли — вышел на остановку, тут же сел и уехал. Даже 10 минут на остановке — это уже очень много для них. Поэтому интервал — одна из причин. Жители сами к этому пока не пришли».

Наверняка не впечатлила бы челнинцев и возможность ездить с пересадками. Парамонов пояснил, что есть документ, который регламентирует их количество — в городах с полумиллионным населением допускается до двух пересадок. В Челнах же маршрутная сеть выстроена так, что можно ездить почти без пересадок. «В 2015 году поменяли круто маршрутную сеть. Не совсем хорошо было. Потом долго люди привыкали. Маршрутная сеть будет корректироваться с учетом новых микрорайонов, но в глобальных изменениях нет необходимости», — пояснил Парамонов.

Зато есть явная необходимость в диспетчеризации и четком расписании автобусного движения по примеру трамваев, которые в автограде ходят без сбоев. Ситдиков сказал, что у исполкома есть желание внедрить единую диспетчерскую службу и программное обеспечение, которое позволяло бы отслеживать передвижение транспорта в онлайн-режиме. «Но трамваи могут придерживаться четкого расписания, потому что ездят без пробок. А здесь проблема в час пик», — сразу притормозил инициативу Ситдиков.

Кстати, некоторые челнинцы пользуются разработанным частником приложением «Пассажир», благодаря которому можно было понять передвижение трамваев и больших автобусов. «Это разработка частного лица. Ему давали GPS-сигналы. Мы прорабатываем этот вопрос. Если будет заинтересованность таких сервисов, как 2ГИС, „Яндекс“, мы обязательно предоставим GPS-сигналы наших автомобилей», — пообещал Парамонов.

Салават Ситдиков сказал, что у исполкома есть желание внедрить единую диспетчерскую службу и программное обеспечение, которое позволяло бы отслеживать передвижение транспорта в онлайн-режиме Салават Ситдиков сказал, что у исполкома есть желание внедрить единую диспетчерскую службу и программное обеспечение, которое позволяло бы отслеживать передвижение транспорта в онлайн-режиме

ВСЯ НАДЕЖДА — НА КОНКУРС

Для решения вопроса с общественным транспортом в исполкоме сильно уповают на конкурс, который по закону должны объявить в течение 90 дней с момента ухода «НЕФАЗов» лизингодаталю. При этом, главное, указать в документации, что есть необходимость в автобусах с созданием доступной среды. Как уверяет Ситдиков, в исполкоме прорабатывается несколько вариантов, власти собираются заявляться на участие в каких-нибудь федеральных программах, позволяющих участвовать в приобретении автобусов с доступной средой. Правда, назвать эти программы Ситдиков затруднился. Впрочем, частные перевозчики в лице все того же Тятюшкина тоже готовы закупаться автобусами средней вместимости и с ними уже участвовать в конкурсе на перевозки.

«Мы рассматриваем низкопольные автобусы средней вместимости — ульяновские и минские. Совместно с заказчиком — исполкомом — будем обсуждать. Все это временное явление — пусть горожане не думают, что мы что-то отняли. Закупим автобусы и уберем эти машины. В „МАЗе“ — 72 места, задняя площадка низкопольная, куда можно и инвалидную, и детскую коляску завезти. Я покупал такие „МАЗы“ в 2011 году, но тогда они не прижились. Две машины мне пришлось продать. Но сейчас как раз подошло то время, когда все это приживется», — выразил надежду перевозчик. Кстати, как пояснил Тятюшкин, участвовать в тендере можно даже без машин. Имея лицензию, можно подать заявку, а в случае победы дается три месяца для закупки техники. Закупил — молодец. Нет — маршрут отдают следующему участнику. Единственный вопрос, какой собираются задать властям частники после окончания конкурса: где разместить ремонтную базу для автобусов?

Когда делегация выездной комиссии приехала на «Пединститут», на остановке стояла толпа человек в 20. Правда, и здесь журналистов ждало разочарование — да, автобусы уходили полные, но давки не было Когда делегация выездной комиссии приехала на «Пединститут», на остановке стояла толпа человек в 20. Правда, и здесь журналистов ждало разочарование — да, автобусы уходили полные, но давки не было

«Для больших автобусов нужна территория за городом. КАМАЗ как отдал площадку МУПу, так и заберет обратно. У нас есть личные площадки для маршруток, но они находятся в черте города и предназначены под малые автобусы. Думаю, совместно с городом решим по сходной цене. Я не собираюсь наступать на те же грабли, чтоб закупить машины, а потом отдать их кому-то ремонтировать. Если дадут территорию, построим ремонтную базу. Какая цена? Сейчас ничего дешевого нет. Но зато банк есть с низким процентом», — пошутил Тятюшкин.

Однако пока так и не найдено решение по самой сложной категории пассажиров — мамам с колясками и инвалидам. Эти 90 дней до конкурса, видимо, им придется ходить пешком, так как чиновники ясно дали понять, что отдельного транспорта для мамочек в городе не могут предусмотреть. «Мы над этим работаем. Готовим документы, работаем с перевозчиком, — отрапортовал Парамонов. — Доступная среда у нас, кстати, трамваями обеспечена — не все так плохо, как вы говорите. Понятно, что не везде они ходят. Но что случилось, то случилось. Бывает. Мы работаем над проблемой ежедневно. И потом, это же от людей, от водителей зависит. Кто-то поможет в автобус мамочке с коляской зайти и инвалиду тоже. От нас самих все зависит».

Когда делегация выездной комиссии приехала на «Пединститут», на остановке стояла толпа человек в 20. Правда, и здесь журналистов ждало разочарование — да, автобусы уходили полные, но давки не было. Правда, челнинцы все же высказались о том, что большие автобусы были благом для города. Одна пенсионерка рассказала, что с «Пединститута» всегда уезжала на 21-м и 26-м маршрутах, которые сейчас заменили маршрутки. «Ощущается, что нет автобусов. Я вот стою с каких пор! Время было 10 минут шестого, когда я подошла. А сейчас уже 28 минут», — в этот момент к остановке подъехал 22-й, и пенсионерка устремилась в автобус. На остановке «7-й комплекс» толпы не было вовсе. Маршрутки быстро подхватывали случайных пассажиров.