Марат Галиахметов — генеральный директор АО «Нижнекамское ПАТП-1» Марат Галиахметов генеральный директор АО «Нижнекамское ПАТП-1»
— Общеизвестно, что автобусы большой вместимости на городских перевозках более комфортабельны, они должны работать на основных магистралях. Бывают маршруты с небольшим пассажиропотоком, на которых целесообразнее использовать малые, но большие автобусы как минимум соответствуют требованиям по безбарьерной среде. Пассажирам микроавтобусы не нравятся теснотой, хотя у них есть преимущество в скорости и мобильности. Челны сильно проиграют от принятого решения.
По-моему, для организации перевозок приемлема любая форма хозяйствования — и муниципальное предприятие, и частное. Частник больше заточен на экономику и стремится работать эффективно. Муниципальное предприятие, возможно, будет проедать бюджетные деньги, не предоставляя нормального качества услуг, если не будет должного контроля. Но любое дело должны делать компетентные специалисты, а перевозками при всех недостатках законодательства кто только не занимается! C учетом их убыточности и обилия требований к организации перевозок нужно компенсировать перевозчикам убытки, и тогда уже жестко спрашивать за качество и безопасность. В нашей республике в этом плане хвастаться нечем.

В свое время частники в Челнах и Казани выживали за счет нелегальных по большей части перевозок — и в смысле движения денежных потоков, и в плане трудоустройства. Теперь бюджет не додает госсубсидии и кто-то работает полулегально, кто-то —с нарушениями. Невозможно на регулярных общественных перевозках работать как положено и без субсидий. В Нижнекамске на нашем маршруте работают новые автобусы по четкому регламенту, и про экономику даже близко нельзя говорить.
Что касается «Электротранспорта», то это предприятие изначально было ошибочно создано, потому что поставить 190 автобусов на неспециализированную площадку — это все равно что бросить их в голом поле. Им нужно правильное техническое содержание на специализированной производственной базе, а просто поставить автобусы на стоянку и ждать, что они будут работать, — это чудеса. Тем более автобусы специфические. Другое дело — как решать проблему. У исполкома свои возможности, но хорошо было бы сохранить хотя бы часть этих «НЕФАЗов». Для этого нужны были желание и воля с обеих сторон.
Сергей Еретнов — блогер и общественный деятель Сергей Еретнов блогер и общественный деятель
— Я считаю, взяв автобусы у КАМАЗа, мэр города пошел заводу навстречу. Насколько я помню, это была первая большая партия, которую НЕФАЗ продал, никто за ними в очереди тогда не стоял. Казань и в то время, и сейчас от них отказывается. Магдеев тогда только пришел в город — я думаю, ему просто настоятельно рекомендовали их взять, чтобы НЕФАЗ заработал, потому что городу в таком количестве они даром были не нужны. Практика показала, что из 190 автобусов минимум сотня всегда стояла на приколе, и город не чувствовал никакого дефицита транспорта, а за обслуживание их капали большие деньги. Я так считаю: забрал КАМАЗ свои автобусы — и хорошо. Город от этого только выиграет.

Если брать опыт Европы, большие автобусы должны ходить четко по расписанию, а у нас такого добиться сложно. Часто они ходить тоже не могут, в отличие от микроавтобусов. В таких обстоятельствах «НЕФАЗы» ходили полными два раза в день — утром и вечером, а днем всегда полупустыми. Ford в любом случае качественнее и служат дольше. Прямо сейчас я нахожусь на остановке — стоит один человек, зачем ему большой автобус? На поперечных проспектах «НЕФАЗы» и подавно нерентабельны. В Челнах, где нагрузка ложится еще и на трамваи, большие автобусы не нужны, даже на магистральных проспектах.

Заниматься перевозками однозначно должны частники, но государство обязано платить за льготных пассажиров. Это же и выгоднее: отдаешь на аутсорсинг, платишь за льготников и все — не содержишь ни площадку, ни работников. Пусть работают те, кто умеет на этом зарабатывать. Контролировать качество услуг можно и через штрафы, «Народный контроль», видеонаблюдение.
В общем, когда Когогин говорит Магдееву, что тот не умеет зарабатывать, то это просто смешно. Во-первых, он сам не умеет зарабатывать, поскольку КАМАЗ живет на дотациях, а во-вторых, зарабатывать на сотне ненужных стоящих автобусов… Если вы такие умные, создайте транспортную компанию и попробуйте. Уверен, мэр с удовольствием передаст КАМАЗу маршруты, поддержит бизнес партнеров, которые, кстати, и от трамваев отказались.
Айрат Гайфутдинов — руководитель ЗАО «ЦСР» Айрат Гайфутдинов руководитель ЗАО «ЦСР»
— В Набережных Челнах есть предприятия, которые в свое время реализовали проекты в рамках государственно-частного партнерства. Не исключено, что новый механизм привлечения больших автобусов тоже не заставит себя долго ждать. Скорее всего, решение мы узнаем в ближайшее время. Все специалисты видят в больших автобусах только плюсы, они используются во всех больших городах России, Европы и Азии. Кроме того, у нас все больше внимания уделяют мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья, а большие автобусы решали эти вопросы. Но бизнес в социальной сфере не всегда рентабелен, поэтому существует господдержка. Есть федеральные законы, которые на сегодняшний день в Челнах успешно исполняются.

Сам спор возник между двумя хозяйствующими субъектами в рамках договора, который предполагает права и обязанности. Рыночная экономика регулирует эти процессы. «Лизинговая компания „КАМАЗ“» тоже не за бесплатно работает — скорее всего, в автобусы были заложены привлеченные средства, в том числе и банковские. Чтобы произвести «НЕФАЗы», тоже нужно сначала вложиться, а не просто сделать их и отдать кому-то в рассрочку. Мне кажется, что КАМАЗ и так много уступок делает, мы просто всего не знаем.
Уел Хусаинов — председатель комитета по промышленности ТПП Набережных Челнов Уел Хусаинов председатель комитета по промышленности ТПП Набережных Челнов
— В большие автобусы удобно садиться с колясками и крупногабаритным багажом, но они неэффективно использовались. Мне кажется, эти автобусы не были достаточно загружены. Может быть, дело в графике, маршрутах или люди не привыкли к ним. Не знаю, как в часы пик, но днем они были почти пустые. У микроавтобусов хороший график, людям не приходится долго ждать маршрутку. Из минусов — культура вождения водителей. Их гонки на дорогах — это риск. Также я частенько вижу, как из выхлопной трубы микроавтобуса идет черный дым. Так нельзя. Возможно, иногда используется некондиционное топливо.
Общественный транспорт должен быть муниципальным, но, возможно, нужна и помощь частников. Что касается отношений, то, по-моему, КАМАЗ и так долго ждал возврата долга. Проблема тянулась не один год. Теперь приняли мировое соглашение — и правильно, потому что предприятия и муниципалитет должны находить взаимопонимание. Я считаю, КАМАЗ достаточно уступил. Автобусы возвращаются предприятию, но долг, накопившийся за эксплуатацию этих автобусов, висит. Поэтому автогигант все равно остается пострадавшей стороной.
Сергей Яковлев — гендиректор ООО «Экспо-Кама» Сергей Яковлев гендиректор ООО «Экспо-Кама»
— Преимущество больших автобусов очевидно: они удобны для людей с ограниченными возможностями здоровья, для мам с колясками. Они безопаснее, чем автобусы малой вместимости. Я говорю не про манеру вождения водителей, потому что привычки водителей — это частные случаи. Водителей-экстремалов и на больших автобусах хватало. Я имею в виду кузов, обеспечивающий безопасность. Когда происходит ДТП, то гасит силу удара именно он.

Считаю, что общественный транспорт обязательно должен контролироваться государством или муниципалитетом. Я помню, когда на улице было минус 25 или 30 градусов, частники отказывались выводить маршрутки на рейсы, потому что это может окончиться ремонтом — при таких условиях двигатель изнашивается гораздо быстрее. Чтобы такого не было, нужно, чтобы государство тоже подключалось.

Думаю, что КАМАЗ и муниципалитет не в восторге от того, что этому событию пытаются дать какой-то политический окрас. Это хозяйственный вопрос: купил — плати, не платишь — отдавай.
Фанис Харисов — гендиректор ООО «Реклама-центр» Фанис Харисов гендиректор ООО «Реклама-центр»
— Общественным транспортом я сам редко пользуюсь, но могу предположить, что в Ford с коляской никак не попадешь. Такому большому городу, как Челны, обязательно нужны большие автобусы, и их отсутствие — это плохо. Возможно, найдут другой вариант, но автобусы малой вместимости — точно не выход из ситуации. Мы же видим, как дело обстоит в других крупных городах. Там повсюду большие автобусы, это удобно.

Думаю, что со временем общественный транспорт будут контролировать частники, потому что городская власть не может управлять такими вещами — это же бизнес. Во всяком случае, если муниципалитет решит запускать свои автобусы, это ударит по бюджету города, да и сделать прибыльным государственное предприятие сложнее. Я не отслеживал спор КАМАЗа и муниципалитета, но, видимо, совсем прижало, раз автобусы возвращают.