Автоград возвращает «КАМАЗ-Лизингу» все 190 «НЕФАЗов», закупленных для МУП «Электротранспорт», а само муниципальное предприятие планируется ликвидировать. В ближайшие месяцы Челны снова будут ездить на микроавтобусах. В чем плюсы и минусы больших и малых автобусов? Государству или частникам следует заниматься общественным транспортом? Стоило ли КАМАЗу пойти на новые уступки хотя бы ради своих сотрудников? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Уел Хусаинов, Марат Галиахметов, Сергей Яковлев и другие.
Марат Галиахметов генеральный директор АО «Нижнекамское ПАТП-1»— Общеизвестно, что автобусы большой вместимости на городских перевозках более комфортабельны, они должны работать на основных магистралях. Бывают маршруты с небольшим пассажиропотоком, на которых целесообразнее использовать малые, но большие автобусы как минимум соответствуют требованиям по безбарьерной среде. Пассажирам микроавтобусы не нравятся теснотой, хотя у них есть преимущество в скорости и мобильности. Челны сильно проиграют от принятого решения.
По-моему, для организации перевозок приемлема любая форма хозяйствования — и муниципальное предприятие, и частное. Частник больше заточен на экономику и стремится работать эффективно. Муниципальное предприятие, возможно, будет проедать бюджетные деньги, не предоставляя нормального качества услуг, если не будет должного контроля. Но любое дело должны делать компетентные специалисты, а перевозками при всех недостатках законодательства кто только не занимается! C учетом их убыточности и обилия требований к организации перевозок нужно компенсировать перевозчикам убытки, и тогда уже жестко спрашивать за качество и безопасность. В нашей республике в этом плане хвастаться нечем.
В свое время частники в Челнах и Казани выживали за счет нелегальных по большей части перевозок — и в смысле движения денежных потоков, и в плане трудоустройства. Теперь бюджет не додает госсубсидии и кто-то работает полулегально, кто-то —с нарушениями. Невозможно на регулярных общественных перевозках работать как положено и без субсидий. В Нижнекамске на нашем маршруте работают новые автобусы по четкому регламенту, и про экономику даже близко нельзя говорить.
Что касается «Электротранспорта», то это предприятие изначально было ошибочно создано, потому что поставить 190 автобусов на неспециализированную площадку — это все равно что бросить их в голом поле. Им нужно правильное техническое содержание на специализированной производственной базе, а просто поставить автобусы на стоянку и ждать, что они будут работать, — это чудеса. Тем более автобусы специфические. Другое дело — как решать проблему. У исполкома свои возможности, но хорошо было бы сохранить хотя бы часть этих «НЕФАЗов». Для этого нужны были желание и воля с обеих сторон.
Сергей Еретнов блогер и общественный деятель— Я считаю, взяв автобусы у КАМАЗа, мэр города пошел заводу навстречу. Насколько я помню, это была первая большая партия, которую НЕФАЗ продал, никто за ними в очереди тогда не стоял. Казань и в то время, и сейчас от них отказывается. Магдеев тогда только пришел в город — я думаю, ему просто настоятельно рекомендовали их взять, чтобы НЕФАЗ заработал, потому что городу в таком количестве они даром были не нужны. Практика показала, что из 190 автобусов минимум сотня всегда стояла на приколе, и город не чувствовал никакого дефицита транспорта, а за обслуживание их капали большие деньги. Я так считаю: забрал КАМАЗ свои автобусы — и хорошо. Город от этого только выиграет.
Если брать опыт Европы, большие автобусы должны ходить четко по расписанию, а у нас такого добиться сложно. Часто они ходить тоже не могут, в отличие от микроавтобусов. В таких обстоятельствах «НЕФАЗы» ходили полными два раза в день — утром и вечером, а днем всегда полупустыми. Ford в любом случае качественнее и служат дольше. Прямо сейчас я нахожусь на остановке — стоит один человек, зачем ему большой автобус? На поперечных проспектах «НЕФАЗы» и подавно нерентабельны. В Челнах, где нагрузка ложится еще и на трамваи, большие автобусы не нужны, даже на магистральных проспектах.
Заниматься перевозками однозначно должны частники, но государство обязано платить за льготных пассажиров. Это же и выгоднее: отдаешь на аутсорсинг, платишь за льготников и все — не содержишь ни площадку, ни работников. Пусть работают те, кто умеет на этом зарабатывать. Контролировать качество услуг можно и через штрафы, «Народный контроль», видеонаблюдение.
В общем, когда Когогин говорит Магдееву, что тот не умеет зарабатывать, то это просто смешно. Во-первых, он сам не умеет зарабатывать, поскольку КАМАЗ живет на дотациях, а во-вторых, зарабатывать на сотне ненужных стоящих автобусов… Если вы такие умные, создайте транспортную компанию и попробуйте. Уверен, мэр с удовольствием передаст КАМАЗу маршруты, поддержит бизнес партнеров, которые, кстати, и от трамваев отказались.
Айрат Гайфутдинов руководитель ЗАО «ЦСР»— В Набережных Челнах есть предприятия, которые в свое время реализовали проекты в рамках государственно-частного партнерства. Не исключено, что новый механизм привлечения больших автобусов тоже не заставит себя долго ждать. Скорее всего, решение мы узнаем в ближайшее время. Все специалисты видят в больших автобусах только плюсы, они используются во всех больших городах России, Европы и Азии. Кроме того, у нас все больше внимания уделяют мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья, а большие автобусы решали эти вопросы. Но бизнес в социальной сфере не всегда рентабелен, поэтому существует господдержка. Есть федеральные законы, которые на сегодняшний день в Челнах успешно исполняются.
Сам спор возник между двумя хозяйствующими субъектами в рамках договора, который предполагает права и обязанности. Рыночная экономика регулирует эти процессы. «Лизинговая компания „КАМАЗ“» тоже не за бесплатно работает — скорее всего, в автобусы были заложены привлеченные средства, в том числе и банковские. Чтобы произвести «НЕФАЗы», тоже нужно сначала вложиться, а не просто сделать их и отдать кому-то в рассрочку. Мне кажется, что КАМАЗ и так много уступок делает, мы просто всего не знаем.
Уел Хусаинов председатель комитета по промышленности ТПП Набережных Челнов— В большие автобусы удобно садиться с колясками и крупногабаритным багажом, но они неэффективно использовались. Мне кажется, эти автобусы не были достаточно загружены. Может быть, дело в графике, маршрутах или люди не привыкли к ним. Не знаю, как в часы пик, но днем они были почти пустые. У микроавтобусов хороший график, людям не приходится долго ждать маршрутку. Из минусов — культура вождения водителей. Их гонки на дорогах — это риск. Также я частенько вижу, как из выхлопной трубы микроавтобуса идет черный дым. Так нельзя. Возможно, иногда используется некондиционное топливо.
Общественный транспорт должен быть муниципальным, но, возможно, нужна и помощь частников. Что касается отношений, то, по-моему, КАМАЗ и так долго ждал возврата долга. Проблема тянулась не один год. Теперь приняли мировое соглашение — и правильно, потому что предприятия и муниципалитет должны находить взаимопонимание. Я считаю, КАМАЗ достаточно уступил. Автобусы возвращаются предприятию, но долг, накопившийся за эксплуатацию этих автобусов, висит. Поэтому автогигант все равно остается пострадавшей стороной.
Сергей Яковлев гендиректор ООО «Экспо-Кама»— Преимущество больших автобусов очевидно: они удобны для людей с ограниченными возможностями здоровья, для мам с колясками. Они безопаснее, чем автобусы малой вместимости. Я говорю не про манеру вождения водителей, потому что привычки водителей — это частные случаи. Водителей-экстремалов и на больших автобусах хватало. Я имею в виду кузов, обеспечивающий безопасность. Когда происходит ДТП, то гасит силу удара именно он.
Считаю, что общественный транспорт обязательно должен контролироваться государством или муниципалитетом. Я помню, когда на улице было минус 25 или 30 градусов, частники отказывались выводить маршрутки на рейсы, потому что это может окончиться ремонтом — при таких условиях двигатель изнашивается гораздо быстрее. Чтобы такого не было, нужно, чтобы государство тоже подключалось.
Думаю, что КАМАЗ и муниципалитет не в восторге от того, что этому событию пытаются дать какой-то политический окрас. Это хозяйственный вопрос: купил — плати, не платишь — отдавай.
Фанис Харисов гендиректор ООО «Реклама-центр»— Общественным транспортом я сам редко пользуюсь, но могу предположить, что в Ford с коляской никак не попадешь. Такому большому городу, как Челны, обязательно нужны большие автобусы, и их отсутствие — это плохо. Возможно, найдут другой вариант, но автобусы малой вместимости — точно не выход из ситуации. Мы же видим, как дело обстоит в других крупных городах. Там повсюду большие автобусы, это удобно.
Думаю, что со временем общественный транспорт будут контролировать частники, потому что городская власть не может управлять такими вещами — это же бизнес. Во всяком случае, если муниципалитет решит запускать свои автобусы, это ударит по бюджету города, да и сделать прибыльным государственное предприятие сложнее. Я не отслеживал спор КАМАЗа и муниципалитета, но, видимо, совсем прижало, раз автобусы возвращают.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.