Опрос: А вы чего ждете от нового премьера?
Накануне Госдума поддержала предложенную Владимиром Путиным кандидатуру главы ФНС России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. «Я знаю, что он не сможет резко изменить социальную дифференциацию нашего общества», — высказался в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Яков Геллер. О том, поборет ли новый глава правительства коррупцию, кого он приведет в кабинет министров, как при нем изменится правительство и какие внушает опасения, — в комментариях экспертов.
«БОЮСЬ, ОСНОВНОЙ УПОР БУДЕТ СДЕЛАН НА ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ КОНТРОЛИРУЮТ РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ, А ЗНАЧИТ, УБИВАЮТ ПРОИЗВОДСТВА»
Сергей Черняховский политолог, международный независимый эколого-политологический университет, профессор факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета— К сожалению, в назначении Михаила Мишустина просматривается определенная логика — чтобы экономикой занимались не специалисты по производству и не его организаторы, а финансисты и контролеры. Это в значительной степени чувствовалось в назначении предыдущего правительства и ощущается здесь.
Серьезная фигура экс-глава ФНС или проходная — гадать нельзя. Будет ли он до новых президентских выборов — не знаю, до парламентских — скорее всего, да, если не случится кризиса или дефолта.
В России было три реальных блока правительства. Политический — это Сергей Лавров, Владимир Мединский, то есть те, кто занимался реально политическими функциями, и те, кто достаточно популярен и работал хорошо. Был финансовый блок, вызывающий наибольшее количество нареканий, поскольку мы шли не как организаторы производства, а как бухгалтеры. С этой точки зрения, боюсь, Мишустин представляет ту же тенденцию. Наконец, социальный блок, который вызывал нарекания в связи с тем, что был зажат в определенные финансовые тиски как объемом средств, так и нормами их использования. Во многих случаях выделенные деньги оказывались неиспользованными, а руководители, отвечавшие за них, не хотели связываться, потому что всегда стоял вопрос, что позже тебя могут обвинить в нецелевом использовании.
Приход Мишустина как человека, достаточно близкого к Алексею Кудрину, может привести к дальнейшему перекосу в область бухгалтерской, финансовой деятельности — контроль, отчетность и так далее. Перед правительством стоят задачи развития производства и обеспечения прорывов. С такой логикой это сделать нельзя. Кроме того, я опасаюсь, что человек, всю госслужбу связанный со сбором налогов, будет мыслить на уровне первостепенной важности последнего с фискальной точки зрения, а не с позиции эффективного расходования средств. Под подобным я имею в виду то, что решает проблемы производства. Это беда наших финансистов, которые не являются реальными экономистами (мышление на уровне экономической логики XVII века), — как бы собрать побольше денег и поменьше потратить. Я опасаюсь, что она может возобладать.
В целом это отражает общую финансовую государственную логику — рассматривать налоги как основной источник пополнения бюджета. А в современной экономике они то, что играет роль регулятора производства. Такая логика исходит из того, что кто-то должен развивать производство, а государство станет собирать налоги, и первое развиваться не будет. Я боюсь, что назначение Мишустина может продолжить именно эту логику. Я не сомневаюсь, что он отадминистрирует прохождение средств, может быть, даже станет препятствовать воровству, что, на мой взгляд, важно, но не самое главное. И абсолютно не будет содействовать развитию производства.
Как изменится состав правительства, предугадать не смогу, но у меня есть пожелания. Я бы хотел, чтобы политические министры вроде Сергея Шойгу, Лаврова и Мединского остались. Чтобы финансисты из правительства ушли, на каких бы должностях они ни были, — наподобие министра образования, не говоря уже о министре финансов. А с социальным блоком надо смотреть, где в неэффективности виновата их работа, а где — рамки, поставленные финансистами. Я боюсь, что Мишустин приведет много новых финансистов, налоговиков и основной упор будет сделан на людях, которые контролируют расходование средств, а значит, убивают производства. (Фото: © Павел Лисицын, РИА «Новости»).
Михаил Виноградов политолог— По правительству нет особого смысла прогнозировать. В Думе Мишустин вел себя подчеркнуто нейтрально. Он стремится позиционировать себя как человека, способного за себя постоять, но притом не обуреваемого политическими страстями и не носящегося с авторской концепцией управления. Насколько удастся сохранить ему этот образ в дальнейшем, посмотрим.
Николай Платошкин заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета— Я сужу о Мишустине по тому, что он уже сделал. Например, создал систему имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости. Раньше человек платил налог за свою квартиру, участок, который ему дали не экс-глава ФНС и не Владимир Путин. За квартиру раньше платили в зависимости от метража, а первый ввел кадастровую оценку и за всех нас решил, сколько стоит наша квартира или участок. Если не согласны с оценкой Мишустина и его команды, идите в суд и доказывайте, что ваше имущество на самом деле стоит меньше.
Экс-глава ФНС просто обобрал население, причем нанес сильный удар этой реформой по сельскому хозяйству, потому что стоимость земли резко выросла. А еще мало кто знает, что он данной мерой убил электрички. После повышения из-за него налогов на землю у РЖД — владельца земли под рельсами — выросли расходы. Компания отразила все это в цене билетов — и люди перестали ездить.
Мишустин — человек, который нанес сильнейший вред российской экономике, подорвав платежеспособность населения. Одновременно он против прогрессивной шкалы налогообложения и увеличения налога для богатых, против отмены пенсионной реформы. Мне с ним все понятно.
Конечно, новый премьер — фигура проходная. Путин рассматривает преемником мэра Москвы Сергея Собянина. Население озлоблено именно той политикой, которую проводил в том числе Мишустин, возглавлявший 9 лет налоговую службу. Сейчас на нас с вами еще что-нибудь навалят, а потом придет преемник президента и то, что с нас собрали, будет раздавать. Но мы этого, конечно, не допустим.
Если говорить об изменениях в правительстве, дело ведь не в персоналиях. Как говорят, что будет, если лису назначить директором курятника? А потом заменить одну на другую? Что изменится-то? Если в программе Мишустина все то же самое, что было, нам-то от подобного что? Политика правительства должна поощрять покупательский спрос населения. Это хорошо и для бизнеса, и для населения. Вместо того политика Мишустина убила реальную экономику — бизнесмены не в силах платить такие налоги, а у граждан в карманах с каждым годом все меньше денег. (Фото: Андрей Перцев, ru.wikipedia.org / CC BY-SA 4.0)
«ВСЕ СОСКУЧИЛИСЬ ПО ВМЕНЯЕМОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ»
Яков Геллер генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»— Я с Мишустиным не знаком, с этой точки зрения ничего о нем не могу сказать. Хочу отметить про функцию. Я тоже болен цифровизацией, и это также моя работа, но то, что сделал экс-глава ФНС, каждый ощущает на себе лично. Сейчас вы сами можете легко узнать свою задолженность, уплатить налоги. Сегодня, к сожалению, еще не все перешли на оплату карточками, но о большинстве государство при помощи Мишустина уже знает, где вы расплатились ими и за что. Он сделал так, что невозможно стало воровство НДС и из-за этого возросли налоги. У нас была коллегия финансовых органов, и наш Марат Адипович, начальник налоговой, отвечая на вопрос Антона Силуанова, за счет чего увеличили сбор налогов, в открытую сказал: за счет того, что начала работать система налогового контроля НДС. То есть сборы по налогам увеличились больше, чем процент ВВП. И подобное выполнил, конечно, коллектив, но руководителем его был экс-глава ФНС, и это достойно всяческого уважения.
Что он должен сделать на посту премьера в первую очередь? Я знаю, что Мишустин не сможет сделать — резко изменить социальную дифференциацию нашего общества. Социальная однородность общества была залогом стабильности при коммунистах. Как только первая нарушилась, кончился коммунизм. Сейчас нет его, и я не хочу возврата подобного, но вот этот разрыв в доходах между богатыми и бедными… Понятно, что все относительно и я условно богаче одного своего соседа и беднее другого. Но разрыв между этими слоями — низшим и верхним — уже достиг несуразности. Именно на уменьшение такого разрыва должны быть направлены усилия нашего правительства. Но, как подобное сделать, я не знаю. Потому и говорю: вряд ли экс-главе ФНС это удастся.
Шамиль Агеев председатель правления ТПП РТ— Уже сегодня с утра мне звонили наши зарубежные коллеги. Они единогласно поддержали идею и о правительстве, и о назначении Мишустина. Я думаю, что ждут более четкой, жесткой политики кабмина. Все соскучились по вменяемому правительству. При всем моем хорошем отношении к Дмитрию Медведеву как личности и юристу все эти его фразы «Ребята, вы подождите, потерпите»… Здесь должен быть нормальный директор крупного хозяйства! Человек, который отвечает за свои решения! Мишустин, чувствуется, такой. Мы его знаем, он у нас занимался особыми экономическими зонами, в Алабуге не раз был. Человек достаточно решительный, но при этом спокойный. Я думаю, он не будет слишком уж «чего изволите» говорить первому лицу, станет высказывать свое мнение. В свое время существовал такой тандем, Брежнев — Косыгин. Помните? Речь о том, что людям сейчас нужно какое-то большее доверие к решениям. В этом отношении от экс-главы ФНС ждут более практических, реальных действий.
Виктор Дьячков генеральный директор СП «ICL КПО ВС»— Про Мишустина я первый раз услышал, когда с нашими, местными налоговиками мы нарабатывали систему учета налогов от физических лиц. Он в то время был начальником отдела вроде АСУ, но это было давно. Живьем я его увидел потом, на совещании в МВД РФ, когда тогдашний министр Рашид Нургалиев приглашал нас, чтобы мы показали, каким образом можно создать единое информационное пространство для МВД страны. А Мишустин тогда выступал экспертом и о нас нормально отозвался. Он поинтересовался, почему у нас в налоговой действует какая-то программа, которая была разработана не в Москве. А тогда главным налоговиком был человек из Уфы, и то, что у них хорошо работало там, они перенесли на федеральный уровень. Экс-глава ФНС по образованию где-то мой коллега. Его обучали в институте, где он изучал САПР — систему автоматизированного проектирования. И это само по себе мне внушает оптимизм — человек хорошо понимает, что могут дать современные технологии в части управления не только сбора налогов. Подобное Мишустин уже продемонстрировал, а сейчас он может такие же технологии применить для контроля использования бюджетных средств и правильного их распределения.
Марат Галеев заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ— Эрудированность и связь по своей основной профессии с новыми информационными технологиями Мишустину в плюс. Насколько я понимаю, он человек практических дел и с этой точки зрения на начальном этапе будет работать с использованием своих навыков, которые получил в налоговой инспекции. Если проследить последние годы, то там очень сильно усилилось администрирование, умение работать с налогоплательщиками. Собираемость налогов возросла в основном за счет качественного администрирования. И это, безусловно, результат деятельности данного руководителя. Потому, я думаю, стиль премьер-министра немного поменяется, он станет более технократичным. Очевидно, именно сейчас такой председатель правительства и востребован.
Фото на анонсе: © Алексей Никольский, РИА «Новости»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.