Игорь Крюков — президент ХК «Челны» Игорь Крюков президент ХК «Челны»
— Я слежу за гонкой и болею за команду. Я и лично дружу с командой «КАМАЗ-Мастер», и наш хоккейный клуб — большой ее друг. Они нас всегда очень сильно поддерживают, как и мы их. Сам я раньше почти всегда ездил и на старт, и на финиш. В Латинскую Америку — уже нет, это слишком далеко, нет столько времени. С Владимиром Чагиным дружим с юношеских времен, когда еще не было «КАМАЗ-Мастера». Пока мы с ним еще не созванивались, я сам только что прилетел из командировки.
Победа «КАМАЗ-Мастера» для города важна в первую очередь патриотизмом. Это патриотизм людей, которые работают на КАМАЗе — они могут чувствовать свою значимость в мире. Это и популяризация страны, воспитание здорового духа и здорового образа жизни. Для самого КАМАЗа значение этих побед заключается, конечно, в популяризации завода и в обкатке новых технологий. Возможно, что-то пустят дальше в производство, что-то — нет, это и есть обкатка технологий.

«КАМАЗ-Мастер» — это команда, которой действительно можно посвятить сериал. Я знаю многих пилотов, знаю, каким мужеством эти победы даются. Не все мировые пилоты способны на такое мужество. Мало того, если в чем-то мы идем впереди планеты всей — в хоккее, в фигурном катании, в других видах спорта, — то в автомобилестроении мы, честно скажем, далеко не первые в мире. Тот факт, что именно наша команда на наших «КАМАЗах» лидирует, дорогого стоит.
Будь я на месте Бондарчука, то, как президент хоккейного клуба, я бы снял сериал о хоккее. Это, наверное, второй сюжет, который я выбрал бы после «КАМАЗ-Мастера».
Станислав Хараджиев — генеральный директор ООО «Квантор» Станислав Хараджиев генеральный директор ООО «Квантор»
— За гонкой, конечно же, я слежу, за команду болею и переживаю. Со многими ребятами из команды я лично знаком. То, что они делают, — это очень серьезно. Очень тяжелая гонка, борьба технологий, борьба характеров, знаний, выносливости и духа. Но победа ради победы… Хорошо конечно, что у завода есть такая красивая этикетка, но ведь технологии идут параллельно. Почему в серийной машине установлен двигатель Daimler, коробка передач ZF, а мосты Madara? Где все те ноу-хау, которые есть у команды, почему они не идут в серию? Я считаю, что любой удачный концепт в каком-либо виде обязательно должен воплощаться в серийном автомобиле, делая его конкурентным на рынке. Может, я чего-то не знаю, но у нас этого почему-то не происходит. Команда все выигрывает, а на заводском конвейере все меньше наших компонентов, все больше импортных.
Участие в таких соревнованиях — это на самом деле адский труд начиная от проектирования и постройки автомобиля и заканчивая, собственно, борьбой на трассе. Мировая автомобильная промышленность развивается очень быстрыми темпами, и то, что в наших условиях команде удается догонять технологических лидеров, строить новые машины и побеждать, что в команде меняются поколения, — это все говорит о культуре. Невозможно сломать то, что хорошо сделано. Но даже эти, достающиеся титаническим трудом, победы команды в «Дакарах» никак не коррелируют с положением бренда на экспортных рынках. Вот почему «КАМАЗ» не продается в Европе? И я не знаю.

Думаю, что какого-то дополнительного значения успешное участие камазовцев в «Дакаре» для подавляющего большинства жителей нашей страны иметь не будет. Кто смотрел фигурное катание — тот и будет его смотреть, а кто любит автоспорт, будет интересоваться «Дакаром». А то, что делает сейчас Федор Бондарчук, надо было уже давно сделать. Я полностью поддерживаю — именно про таких ребят и нужно снимать фильмы. У нас ведь не так много достижений, и подобный фильм на самом деле мог бы стать достойным представлением страны. Надо делать!
Дмитрий Денисенко — гендиректор транспортной компании «ПромТранспортСервис» Дмитрий Денисенко гендиректор транспортной компании «ПромТранспортСервис»
— За команду болею, но специально за ходом гонки не слежу — читаю только то, что попадается на глаза в телеграм-канале «БИЗНЕС Online». Такие международные соревнования дают повод для сравнительного анализа брендов коммерческой техники. Конечно, важно, чтобы отечественная марка грузовиков хорошо продавалась, и победы в престижных гонках должны влиять на продажи. Покупки ведь делаются не только на голом расчете, но и эмоционально, благодаря имиджу бренда. Как следствие, есть положительный эффект для экономики как города, так и страны. Мы сами год назад закупили партию «КАМАЗов» и остались довольны соотношением цены и качества. Покупают и другие транспортные компании, и на дороге «КАМАЗы» видно.

Тот факт, что Бондарчук посвятит «КАМАЗ-Мастеру» целый сериал, — это движение в правильном направлении. Я, например, люблю фильмы на спортивную тему, они вдохновляют. Фильмов о достижениях российских спортсменов должно быть больше, а с точки зрения патриотического воспитания «КАМАЗ-Мастер» с его победами — это отличный выбор, лучше не придумаешь. Других таких достижений на международных площадках и не припомнить в последние годы.
Абдулхак Батюшов — генеральный директор холдинга «СТВ-МЕДИА» Абдулхак Батюшов генеральный директор холдинга «СТВ-МЕДИА»
— Гонки — это спорт, а в любом спорте важна победа. Она нужна как самой команде с ее болельщиками, так и нашему городу. Я не считаю, что участие в гонках — это способ продвижения продукции для КАМАЗа, но вот для продвижения бренда «КАМАЗ» они важны. Не зря же столько команд автопроизводителей участвуют в данном соревновании.

Слышал, что снимают сериал о «КАМАЗ-Мастере», и это здорово. Какую тему я бы выбрал на месте Бондарчука? В российских масштабах выбор очень большой, сериал можно снять о чем и о ком угодно, но если Бондарчук сделал ставку на «КАМАЗ-Мастер», то, наверное, у него были определенные основания сделать этот выбор. Мы можем только гордиться тем, что он выбрал нашу команду, наш бренд. Раз есть такая история, как история команды «КАМАЗ-Мастер», известной во всем мире, то почему бы ее не пропагандировать и не снять сериал?
Андрей Синев — руководитель челнинской группы MSSA Андрей Синев руководитель челнинской группы MSSA
— Каждый год слежу за гонкой и считаю, что победы нашей команды — это, во-первых, реклама продукции, а во-вторых, реклама Татарстана и всей страны. Люди больше узнают не только о команде, но и о том, как мы живем и чем дышим. Все ведь считают, что мы в России до сих пор в валенках ходим.

Сейчас у нашей страны снова возникли проблемы в большом спорте, хотя то, что ситуация с Олимпиадой повторится, было понятно еще тогда, когда нас обвиняли в употреблении допинга. В этом смысле ничего не изменится до тех пор, пока мы всех из министерства спорта не выгоним — это мнение не только мое, но и практически всей страны. Слава богу, что в этой гонке нас никак не могут ограничить. Была бы была возможность — нас бы слили сразу, чтобы та же Чехия или еще кто-то мог победить. А наши ребята побеждают, потому что они безбашенные. Товарищам пора бы уже обратить внимание на то, что против России идти бесполезно — мы тут все безбашенные.

Бондарчук за хорошее дело взялся, ребята наши заслужили это. Я смотрю эти гонки с самого начала, с тех еще пор, когда мы вообще никаких мест не занимали. То, что сейчас команда делает, — это подвиг. Когда у тебя ломается двигатель, когда ты переворачиваешься и снова встаешь на колеса, когда ты знаешь, что можешь проиграть, но останавливаешься, чтобы помочь партнеру, — это подвиг. Этот подвиг даже можно соотнести с теми, что совершались во время Великой Отечественной войны.
Александр Клипачев — начальник управления физкультуры и спорта исполкома Нижнекамска Александр Клипачев начальник управления физкультуры и спорта исполкома Нижнекамска
— Как человек, связанный со спортом, я всегда был неравнодушен к успехам «КАМАЗ-Мастера» и всегда поражался тому, что у нас нет сильных конкурентов в этой категории. Очень приятно, что команда и к детям ездит — думаю, мы с ними свяжемся на этой почве. У нас сейчас появился огромный хороший лагерь «Кама», и, если летом получится хотя бы одну из машин показать детям, будет здорово. Они ведь не знают, что такое «Дакар», а это очень интересно.

За ходом нынешней гонки я тоже слежу, хотя на третьем этапе отвлекся, не читал и расстроился, когда белорусы стали выигрывать. В Нижнекамске мы гордимся нашей хоккейной командой и тем, что ее поддерживает «Нижнекамскнефтехим». С КАМАЗом то же самое — это гордость страны за то, что наши люди и заводы могут производить такие грузовики. Все в мире знают, что такое КАМАЗ. Я бы сказал скептикам и критикам: вы посчитайте затраты на зарплатный фонд, на налоги и все остальное, а также затраты на гонку. Это же имидж завода и республики, он неизмерим.

Негативный фон от решения ВАДА, с какой-то стороны, наверное, даже приковал внимание к спорту. Сейчас многие люди стали говорить о спорте. Да, речь идет о репутационном ущербе российского спорта, но когда кто-то решает, что можно запретить участвовать целой стране, в которой живут и занимаются спортом 170 миллионов человек… На этом фоне «КАМАЗ-Мастер» выходит на международную спортивную арену и показывает, что наши ребята способны так выступать — это большой плюс.
Я читал о том, что Бондарчук спродюсирует сериал о команде, и считаю, что «КАМАЗ-Мастер» — это хороший выбор темы. Не только из-за побед, но из-за самого участия и хода гонки. Ее драматургия — когда на каждом километре тебя поджидает сложная ситуация, за тебя переживает вся страна и твоя семья, — это даст неплохой экшен. Если бы я делал сериал, то снял бы еще об Олимпиаде в Сочи. Представляете, сколько там судеб и историй — о строительстве, о том, как делалось шоу, как должно было раскрыться пять колец, а появилось только четыре…