Под давлением нового игрока местные предприниматели один за другим сдают позиции: буквально за пару недель на сайте объявлений «Авито» появились предложения о продаже нескольких игровых центров Под давлением нового игрока местные предприниматели один за другим сдают позиции: буквально за пару недель на сайте объявлений Avito появились предложения о продаже нескольких игровых центров Фото: «БИЗНЕС Online»

ВСЛЕД ЗА «КИДСПЕЙСОМ»

Тяжело переживает 2019 год индустрия детских развлечений в автограде — после майского ухода из Набережных Челнов популярного городка профессий «КидСпейс» рынок не только не ожил, но, напротив, обрел новую доминанту в лице ижевского бренда Superpark. Под давлением нового игрока местные предприниматели один за другим сдают позиции: буквально за пару недель на сайте объявлений Avito появились предложения о продаже нескольких игровых центров, в том числе относительно крупной площадки «Бебиленд» в торговом центре «Сити Молл».

В «Сити Молле», если быть точным, одним лотом продается комплект из двух площадок, расположенных на двух этажах ТЦ. При общей стоимости 5 млн рублей продавец обещает окупаемость бизнеса за 1–1,5 года, продается он готовым — со штатом из 8 сотрудников, со всем оборудованием: батутами, лабиринтом, горками и другими аттракционами. «Бебиленд» проработал в нынешнем формате больше трех лет.

Окупаемость за 2–3 года предлагает продавец игрового центра в ТЦ «Тулпар», отработавшего к настоящему времени четыре года. Выкупить площадку «Непоседы» компания «Счастливое детство» предлагает за 2,8 млн рублей, характеризуя состояние оборудования как «отличное» и заявляя о высокой проходимости «Тулпара».

Детский центр «Островок» в «Сити Молле»Фото: Олег Спиридонов

Встречаются и совсем бюджетные предложения: за 550 тыс. рублей можно приобрести игровую студию площадью 144 кв. м в обособленном помещении. Проходимость ее ниже, чем в торговых центрах, отсюда и демократичный ценник.

Помимо готовых площадок, в Челнах выставлено на продажу и оборудование для них. К примеру, полный комплект бывших в употреблении каруселей, батутов, больших конструкторов Lego и прочей атрибутики обойдется покупателю в 700 тыс. рублей.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», оборудование распродает тот же собственник, что выставил на продажу и «Бебиленд» — индивидуальный предприниматель Александр Воляков уходит из индустрии детских развлечений окончательно, намереваясь переложить деньги в другой бизнес. В «Сити Молле» он избавляется от площадок общей площадью 400 кв. м, по 200 на каждый этаж.

«Проходимость у нас по-прежнему неплохая, но все равно поток снизился на 30 процентов после открытия „Суперленда“ в „Омеге“, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Воляков. — Я закрываюсь не только из-за этого — просто посчитал, что за два года заработаю 5 миллионов, так мне проще их сразу забрать. Если честно, не тороплюсь с продажей — выставил и выставил, но и 50 тысяч не уступлю. Игровые центры приносят чистыми 300 тысяч рублей в месяц, столько я получал в этом году». Стоимость аренды, по словам Волякова, в любом случае оценивается индивидуально, по договоренности с хозяевами торгового центра.

Александр Воляков: «Проходимость у нас по-прежнему неплохая, но все равно поток снизился на 30 процентов после открытия „Суперлэнда“ в «Омеге» Александр Воляков: «Проходимость у нас по-прежнему неплохая, но все равно поток снизился на 30 процентов после открытия «Суперленда» в «Омеге» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО БУДНЯМ ВСЕ ПЛОЩАДКИ РАБОТАЮТ В МИНУС»

Несмотря на заявленную адекватную прибыльность своих центров, Воляков считает ситуацию на профильном рынке в Челнах тяжелой, и по вполне конкретным причинам: всех «убил» открывшийся «Суперленд». «Поток давно упал на всех площадках, остались по большому счету только мы. Люди еще выживали за счет дней рождения, но „Омега“ открылась с 6 домиками для персональных праздников, и на этом все — дальше двигаться некуда. Я общаюсь со всеми, у кого есть подобные площадки, у всех рентабельность ушла в ноль. Последний оплот — это выходные дни, а по будням все площадки работают в минус, — описал Воляков текущее положение. — Я вообще думаю, что менять пора уже не вид деятельности, а город», — говорит предприниматель. Отметим, что игровые площадки — не первый его опыт в индустрии детских развлечений. Его детищем был и «Трогательный зоопарк», который до закрытия успел проехать по трем площадкам в поисках своего клиента. Сначала контактный зоопарк тоже размещался в «Сити Молле», потом дислоцировался в «Омеге», затем — в ТЦ «Эссен Грин», но ничего не помогло.

«Непоседы», расположившиеся в «Тулпаре», принадлежат ульяновским предпринимателям, и, кроме Челнов, у компании «Счастливое детство» имеются центры в нижнекамском ТЦ «Олимп», в Сызрани, Иваново, а также в Москве и Московской области. 7 из них также выставлены на продажу. По словам представителя компании Павла Шаброва, снижения прибыли «Счастливое детство» не ощущает, а продажа региональных объектов связана с переездом владельцев в Москву.

«Все-таки управлять должен кто-то местный, потому что нужно постоянно контролировать бизнес, — поясняет Шабров. — Очень многое зависит от самого управляющего и его желания работать. Дети всегда ходят играть, средний чек 200 рублей в будни и 300 рублей в выходные дни — деньги небольшие для родителей. Для компании к этому можно добавить детские праздники, Дни рождения и анимационные программы. Это женский бизнес. Как правило, руководителями становятся жены или кто-то из родственников, но ничто не мешает и мужчине вести его».

По данным сервиса «Контур.Фокус», падение прибыли у «Счастливого детства» все-таки заметно, хотя оно отражает финансовое положение всей сети. Если в 2017 году компания по всем детским центрам, которых насчитывается примерно 6–9 штук, показала чистую прибыль в 3 млн рублей, то в 2018-м — лишь 544 тыс. рублей.

«Крезиленд» Яковлевых занимал в «Омеге» 1,5 тыс. кв. метров и с момента открытия в 2015 году выручка предприятия только росла. К 2017-му году оборот составил 17,7 млн рублей, а чистая прибыль — 3 миллиона «Крезиленд» Яковлевых занимал в «Омеге» 1,5 тыс. кв. м, и с момента открытия в 2015 году выручка предприятия только росла. К 2017-му оборот составил 17,7 млн рублей, а чистая прибыль — 3 миллиона Фото: «БИЗНЕС Online»

СЕМЕЙНЫЙ ОТДЫХ ОТ ИЖЕВЦЕВ

Первой жертвой «Суперленда», напомним, стал развлекательный парк «Крезиленд», на место которого в ТЦ «Омега» и заехал ижевский инвестор весной этого года, практически сразу после ухода из города «КидСпейса». «БИЗНЕС Online» рассказывал, как это было: бизнес местных предпринимателей Сергея и Марии Яковлевых оборвался скорее вынужденно, чем под влиянием финансовых сложностей. Супруга оппозиционного депутата, впоследствии исключенного из состава горсовета по формальным причинам, объясняла расторжение договора с арендодателем политическими мотивами.

«Крезиленд» Яковлевых занимал в «Омеге» 1,5 тыс. кв. м и с момента открытия в 2015 году выручка предприятия только росла. К 2017-му оборот составил 17,7 млн рублей, а чистая прибыль — 3 миллиона. Яковлева при этом отмечала ежегодное сокращение рынка развлечений в связи со снижением покупательской способности населения, но в то же время, разрывая с ней договор, ТЦ уже имел в виду ижевских конкурентов, так что дело действительно было не в состоянии рынка.

Договоренность с международной сетью развлекательных парков Superpark у собственников ТЦ «Омега» созрела еще в 2017 году, когда торговый центр в связи со своим 10-летним юбилеем задумался о реконцепции и обновлении пула арендаторов. Тогда был согласован долгосрочный договор аренды 2,2 тыс. кв. м «Крезиленда» — сравнимые площади ижевский бренд арендовал в каждом из городов присутствия: на малой родине, в Архангельске, Воронеже, Пензе и Самаре. До 2020 года Superpark анонсировал открытие еще примерно 10 локаций по России. Парки сети позиционируются как семейный отдых, но ориентированы в первую очередь на аудиторию до 16 лет — они предлагают посетителям батуты, скалодромы, веревочные городки, площадки для футбола и баскетбола, лабиринты и многое другое. Для семьи в каждом парке имеются кафе, а кроме аттракционов и праздничных аниматоров, компания организует также мастер-классы по единому входному билету.

Отметим также, что юрлицо «Воздушный шар», управляющее брендами Superpark и «Суперленд» и ныне записанное на Василия Алексеева, прежде было прописано в Санкт-Петербурге и называлось ООО «ПАРКИТАЛ 18». На тот момент компанией владели четверо: Ирина Едемская, Олег Ендовицкий, Эдуард Завернин и Дмитрий Семенов. Каждый из бывших, а возможно, и нынешних бенефициаров имеет еще по десятку бизнесов в разных сферах, в основном в Питере и Архангельской области. Индивидуальный предприниматель Алексеев же в других компаниях не замечен.

Елена Тихонова отмечает тенденцию: родители приводили детей в «КидСпейс» по одному разу, «для галочки», потому что денег у них достаточно только на продукты, и это повсеместная картина, особенно в периоды экономических кризисов Елена Тихонова отмечает тенденцию: родители приводили детей в «КидСпейс» по одному разу, «для галочки», потому что денег у них достаточно только на продукты, и это повсеместная картина, особенно в периоды экономических кризисов Фото: president.tatar.ru

«В ЧЕЛНАХ НЕТ ТОЙ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ, НА КОТОРУЮ МЫ РАССЧИТЫВАЛИ»

По мнению директора ушедшей из Челнов сети «КидСпейс» Елены Тихоновой, городу остро не хватает развлекательных и развивающих детских центров, но их дефицит неизлечим до тех пор, пока не вырастет платежеспособность населения.

«Я могу говорить только на примере „КидСпейса“, но, на мой взгляд, причины закрытия у всех одинаковые, рынок один, — считает Тихонова. — Детские проекты предполагают очень много закулисных расходов. Это траты не только на оборудование, но и на обеспечение техники безопасности, на оплату труда высокооплачиваемых специалистов, способных работать с детьми. Не говоря уже об аренде, коммунальных услугах и прочем. Открывая такой центр, инвестор рассчитывает на постоянного платежеспособного потребителя. Мы увидели, что в Челнах нет той платежеспособности, на которую мы рассчитывали. В Казани у нас такой проблемы нет, и те самые челнинские семьи теперь приезжают в столицу. Мы для того и стремились охватить Закамье, чтобы облегчить задачу этим родителям, желающим развивать своих детей».

Тихонова отмечает тенденцию: родители приводили детей в «КидСпейс» по одному разу, «для галочки», потому что денег у них достаточно только на продукты, и это повсеместная картина, особенно в периоды экономических кризисов.

«Это плохо, детям нужны развлекательные развивающие центры. В Челнах таких объектов не хватало раньше и сейчас тоже. Если родители никуда не водят своих детей, даже в парк с аттракционами, — это звоночек. Челны можно сделать центром Закамья, учитывая, сколько вокруг районов. Те площадки, которые сегодня продаются, — сугубо развлекательные. Мы работали немного в другом сегменте — „играй и учись“, — а этого направления в городе вообще не осталось», — считает директор «КидСпейса».