Закупка 190 газомоторных НЕФАЗов общей стоимостью 1,4 млрд рублей в декабре 2014 года была центральным элементом  «транспортной революции», которую команда Наиля Магдеева затеяла в Челнах Закупка 190 газомоторных «НЕФАЗов» общей стоимостью 1,4 млрд рублей в декабре 2014 года была центральным элементом  «транспортной революции», которую команда Наиля Магдеева затеяла в Челнах

«ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ТЯНЕТСЯ УЖЕ ДВА ГОДА»

Обещанный руководством КАМАЗа судебный процесс по поводу долгов челнинского МУП «Электотранспорт» стартовал сразу же после юбилейных торжеств в связи с 50-летием автогиганта. Тема для Набережных Челнов очень чувствительная — помимо финансовой составляющей, на кону стоит репутация городских властей, которые гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин обвинил в неспособности организовать пассажирские перевозки. Напомним, закупка 190 газомоторных «НЕФАЗов» общей стоимостью 1,4 млрд рублей в декабре 2014 года была центральным элементом  «транспортной революции», которую команда Наиля Магдеева затеяла в Челнах. Планировалось, что по примеру Казани командные высоты в перевозках займет МУП «Электротранспорт» с автобусами большой вместимости — под это специально была разработана и принята новая маршрутная сеть. Однако в силу ряда причин экономика проекта не сложилась. Одна из главных причин, на которую указывали сами транспортники, — низкое качество камазовских автобусов. Те требовали астрономических сумм на ремонт и все равно постоянно уходили в простои. Сейчас, как прозвучало на суде, на ходу только 60 из 190 машин. КАМАЗ обвинения отвергал, кивая на непотребные условия эксплуатации автобусов.

Еще в 2017 году «Лизинговая компания КАМАЗ» впервые истребовала платежи через суд — долг на тот момент составлял 365 млн рублей. На протяжении двух лет аналогичные иски не прекращались. В начале 2018 года бюджет города за счет республиканской субсидии выделил 435 млн рублей на покрытие текущих долгов, но после этого сумма стала копиться заново. Суды плодили исполнительные производства, но взыскать по ним КАМАЗу ничего толком не удавалось. В итоге и было применено последнее средство — изъятие.

Судебное заседание в понедельник началось с приобщения документации. Юрист МУП «Электотранспорт» Лилия Забирова представила в суд бумаги «с самого начала заключения лизинговых контрактов». По ее словам, последний платеж автопредприятие внесло в феврале этого года: им было оплачено 3 млн рублей.

Впрочем, представитель лизинговой компании «КАМАЗ» Валерий Симдяшкин посчитал нужным сразу же прояснить ситуацию. «Возможно, платежи поступали. Но, насколько мне известно, задолженность МУП „Электротранспорт“ перед лизинговой компанией составляет порядка 700 миллионов. И она тянется уже два года», — сообщил он.

Истец подчеркнул, что его компания может требовать расторжения договора, поскольку имеет место «существенно длительная неоплата» лизинговых платежей. Именно это он и просил у суда, оговорив следующий шаг: изъять 190 автобусов, переданные в свое время «Электотранспорту». Судья Лилия Аппакова засомневалась было в цифре, однако Симдяшкин подтвердил, что никакой ошибки нет. Они совместно пересчитали все автобусы: их число сошлось один к одному.

Судебное заседание в понедельник началось с приобщения документации Судебное заседание в понедельник началось с приобщения документации

«ПРИЕЗЖАЛИ К РУКОВОДСТВУ: ПРОСИЛИ, УМОЛЯЛИ…»

Представитель МУП «Электротранспорт» сообщила, что они признают исковые требования. «Со своей стороны могу сказать, что да, мы не оплачиваем. Признаем», — сказала Забирова. И тут же оговорилась: задолженность гасится по мере поступления денежных средств. Вместе с тем, так как МУП «Электротранспорт», по ее словам, важное для города предприятие и его учредителем является челнинский исполком, она все-таки ходатайствует о том, чтобы «пригласить» представителей власти в суд в качестве третьего лица.

На вопрос судьи, намерены ли стороны каким-то мирным путем урегулировать спор, представитель должника сообщила, что руководители приезжали к руководству лизинговой компании: «Просили, умоляли…» Но Аппакову интересовала конкретика: «Есть какие-то договоренности?» Представитель «Электротранспорта»констатировала: «К сожалению, пока только в устной форме». По ее словам, якобы обговаривается вариант, чтобы автобусы в рамках оплаченной суммы предприятие оставило за собой. «Если не ошибаюсь, это 60 автобусов. А остальные вроде как предлагают изъять», — рассказала Забирова.

По словам Лилии Забировой, за счет субсидий федерального бюджета за автобусы было оплачено 546 млн., за счет городской казны — 435 млн. Это якобы предусмотрено договором По словам Лилии Забировой, за счет субсидий федерального бюджета за автобусы было заплачено 546 млн, за счет городской казны — 435 миллионов. Это якобы предусмотрено договором

«ОБХОДЯ НАС, НАПРЯМУЮ ОПЛАЧИВАЮТ В ЛИЗИНГОВУЮ КОМПАНИЮ…»

Необходимость присутствия представителей исполкома объяснялась тем, что некоторые платежи по лизингу за МУП «Электротранспорт» оплачивает исполком. Услышав это, Симдяшкин сразу встрепенулся: «Можете показать, где это написано в договорах?» Забирова в ответ сослалась на авансовые платежи. В частности, по ее словам, за счет субсидий федерального бюджета за автобусы было заплачено 546 млн, за счет городской казны — 435 миллионов. Это якобы предусмотрено договором.

Представитель лизинговой компании возразил Забировой, заметив, что лизингополучателем фактически является МУП «Электротранспорт». «Я не вижу нигде в документах, что у нас фигурирует еще и третья сторона и она оплачивает какие-либо лизинговые платежи», — поправил оппонента он.

Забирова тем не менее стояла на своем, говоря, что исполком Челнов, бюджет РТ вносил авансовые платежи. «Обходя нас, они напрямую оплачивают [их] в лизинговую компанию», — уверяла она. Так что Симдяшкину даже пришлось обратиться к договорам. Он процитировал суду один из его пунктов: техника передается в лизинг при поступлении авансового платежа в размере 267,05 млн рублей. При этом он подчеркнул, что авансовый платеж в рамках лизинговых договоров был оплачен давным-давно — еще в 2014 году. Сейчас, по его словам, в графике нет никаких авансовых платежей: там лизинговые платежи, и не оплачиваются «Электротранспортом» именно они. Каких-либо поступлений от третьих лиц в адрес лизинговой компании «КАМАЗ» в рамках этих договоров нет, заверял суд Симдяшкин.

К слову, по его мнению, привлечение исполкома Челнов приведет только к затягиванию рассмотрения дела. «Переговоры идут с 2018 года. До сих пор „Электротранспорт“ и технику не возвращает, пользуется ею — автобусы выходят на линию, и лизинговые платежи в адрес лизинговой компании не поступают», — подытожил представитель КАМАЗа, настаивая на расторжении лизинговых договоров и изъятии техники.

В результате, выслушав стороны, судья приняла решение отложить судебное заседание. «В связи с тем, что изъятие автобусов является социально значимым [шагом], суд предоставляет сторонам возможность урегулировать спор мирным путем», — пояснила она паузу в рассмотрении дела. Сторонам дан месяц срока. В частности, к следующему судебному заседанию представителю ответчика надлежит представить доказательства оплаты долга и приложить все усилия для урегулирования спора, а также, если это ему действительно удастся, представить мировое соглашение.

Следующее судебное заседание по делу назначено на 16 января.