Казань стала первым городом России, в котором тестируют автобус третьего поколения Минского автомобильного завода  «МАЗ 303» Казань стала первым городом России, в котором тестируют автобус третьего поколения Минского автомобильного завода  «МАЗ-303»

ЧЕТЫРЕ МАРШРУТА ДЛЯ ТЕСТА АВТОБУСОВ

Со 2 по 6 декабря в Казани проходит тестовая эксплуатация новых низкопольных автобусов «МАЗ-303» и «МАЗ-215», сообщил вчера председатель комитета по транспорту Казани Айдар Абдулхаков. Для пробы выбраны четыре маршрута до железнодорожного вокзала «Казань-1»: из Дербышек, с улицы Гаврилова, из Лесного городка и из «Салават Купере».

«МАЗ-303» рассчитан на 110 пассажиров, оснащен двигателем Mercedes-Benz («Евро-6»), а «МАЗ-215» — автобус особо большого класса, длиной 18,75 м, рассчитанный на 167 пассажиров, с двигателем Mercedes-Benz («Евро-5»). В обоих есть Wi-Fi, а в «303-м» — еще и USB-порты для гаджетов пассажиров. Казань стала первым городом России, в котором тестируют автобус третьего поколения (303) Минского автомобильного завода. При этом больший интерес для нас представляет все-таки «МАЗ-215» — именно он может быть использован на маршрутах метробуса.

Больший интерес для нас представляет «МАЗ-215», так как именно он в будущем может быть использован на маршрутах метробуса Больший интерес для нас представляет «МАЗ-215», так как именно он в будущем может быть использован на маршрутах метробуса

Как объяснил Абдулхаков, метробус — не просто вид автобуса: «Это целая система транспорта с обособленными путями и остановками. Остановочные пункты имеют большее расстояние, чем у обычных автобусов. В среднем скорость движения в полтора раза выше. По пропускной способности они близки к сочлененным трамваям и в какой-то мере — даже к метро в межпиковый интервал». Председатель комитета по транспорту Казани добавил: «Было бы здорово запустить метробусы в 2023 году».

Впрочем, прогноз выглядит оптимистично, так как есть много нерешенных вопросов. Во-первых, разработка концепции запуска пилотных маршрутов метробусов не только не начата, но еще даже не выбран разработчик стратегии. Конкурс на планирование научно-исследовательской работы комитет по транспорту Казани объявил в начале ноября. Абдулхаков заявил, что институт-победитель назовут на следующей неделе. Финалисту надо будет проанализировать три варианта транспортных коридоров с учетом нынешней и перспективной транспортной инфраструктуры Казани… Во-вторых, есть вопрос финансирования… В-третьих, вопрос по специфике инфраструктуры, например, остановки линии метробусов должны быть в бетоне, потому что асфальт под такими большими тяжелыми автобусами быстро продавливается, сами остановки должны быть большими и теплыми… Сколько закупят метробусов, кто станет оператором маршрутов, сколько будет стоить проезд и многое другое — ответы на эти вопросы появятся лишь после разработки концепции. Ожидается, что это будет сделано ко второму кварталу 2020 года.


При поддержке президента РТ Рустама Минниханова из бюджета республики на проектирование выделено 15 млн рублей. Пока лишь известно, что после (возможной) закупки автобусы будут перекрашены в фирменный казанский красный цвет и что в них не будет кондукторов — в транспорт пассажиры будут попадать из остановок, куда можно войти, совершив оплату на входе.

МЕТРОБУСЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВА МЕТРО

Напомним, разработчики генплана Казани предложили метробусы как один из вариантов развития транспортной сети столицы РТ. По генплану-2040 Казань прирастает 73 новыми мостами, 57 развязками и кольцевой железной дорогой, как в Москве. В городе появятся крупные транспортно-пересадочные узлы с перехватывающими парковками. Метро заложено, но в приоритете — скоростные трамваи и метробусы.

Разработчики генплана Казани предложили метробусы как один из вариантов развития транспортной сети. Предполагается, что они будут двигаться по специальной выделенной полосе или изолированной полосе без разрывов Разработчики генплана Казани предложили метробусы как один из вариантов развития транспортной сети. Предполагается, что они будут двигаться по специальной выделенной полосе или изолированной полосе без разрывов

Предполагается, что этот вид транспорта будет двигаться по специальной выделенной полосе или изолированной полосе без разрывов. Проведенные ранее расчеты показали, что три маршрутные линии обойдутся примерно в 7 млрд рублей. Для сравнения: на метро с 2019 по 2024 год направят всего 6 млрд рублей — ежегодно по 1 млрд, этого достаточно для строительства всего лишь одной станции с тоннелями.

Очевидно, что, развивая альтернативные виды общественного транспорта, власти хотят снизить нагрузку на городские магистрали. По словам заместителя главного архитектора Тимура Кадырова, уровень автомобилизации в Казани с учетом роста численности населения до 1,5 млн человек к 2040 году заметно вырастет. Сейчас на 1 тыс. населения приходится 340 машин. К 2040-му их будет уже 413.

Системы метробусов популярны в Южной и Северной Америке, а также в Израиле и Турции.