Проблема с компенсацией расходов на перевозку льготников в общественном транспорте не сдвигается с места, а перевозчики от безвыходности продают своих автобусы Проблема с компенсацией транспортникам расходов на перевозку льготников пока не сдвигается с места Фото: «БИЗНЕС Online»

из министерства да в госкомитет

В конце октября 2019 года казанские перевозчики из ассоциации автотранспортных предприятий РТ (АТП РТ) направили «письмо надежды» министру финансов РТ Радику Гайзатуллину с просьбой увеличить компенсации из бюджета за проезд льготников или (если это невозможно) повысить тариф для обычных граждан. Дело в том, что при обычной стоимости проезда в 25–27 рублей перевозчики получают от государства компенсацию за провоз льготников всего 18 рублей, что, как утверждают сами транспортники, и завело их в финансовый тупик.

Гайзатуллин ответил в том смысле, что минфин РТ не будет против повышения компенсации, если соответствующее решение примет госкомитет РТ по тарифам. Перевозчики по совету министра обратились в соответствующий госорган. Госкомитет по тарифам РТ сначала взял паузу для того, чтобы подумать, и вот накануне в адрес АТП РТ поступил официальный ответ за подписью врио председателя Александра Штрома, где тарифщики заявляют, что они тоже ни при чем.

«В соответствии с законодательством установление льготных тарифов для отдельных категорий граждан, размера компенсации перевозчикам, льготного проездного не предусмотрено, и, следовательно, тарифы для льготников в решениях госкомитета отсутствуют. В связи с этим вопросы расчета бюджетных компенсаций за перевозки льготных категорий граждан к полномочиям госкомитета не относятся», — говорится в ответе ведомства.

Также в письме отмечается, что вопросы бюджетных компенсаций имеют отношение к компетенции министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ.

В ведомстве Ленара Сафина (на фото) выразили недоумение по поводу того, что в госкомитете РТ по тарифам заявляют о том, что именно минтранс ведает расчетами компенсаций транспортникам за проезд В ведомстве Ленара Сафина выразили недоумение по поводу того, что в госкомитете РТ по тарифам заявляют о том, что именно минтранс ведает расчетами компенсаций за проезд Фото: «БИЗНЕС Online»

«Уважаемый Ленар Ринатович! Вы наша последняя надежда!»

Перевозчики тут же выступили с открытым обращением уже к главе минтранса РТ Ленару Сафину.

«Уважаемый Ленар Ринатович! Вы наша последняя надежда! От вашего мудрого решения зависит судьба перевозчиков Казани и Татарстана. Как вы знаете, обстановка в отрасли, мягко говоря, плачевная. Автотранспортные предприятия, входящие в ассоциацию, находятся в трудном финансовом положении. У предприятий — миллионные убытки и долги. Основная причина: за перевозку льготных категорий граждан платят не полным рублем. Чтобы выжить, перевозчики просят, чтобы компенсация была не 18 рублей, как сейчас, а 27 рублей. Мы просим деньги за выполненную работу», — пишут перевозчики министру транспорта Татарстана.

«Ленар Ринатович, так как комитет по тарифам направляет в министерство транспорта, просим вас решить вопрос о компенсации за перевозку льготников в кратчайшие сроки», — добавляют авторы послания.

Сегодня корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с пресс-секретарем министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наилей Клевлеевой. Она сообщила, что в министерство открытое письмо официально пока не поступило, но «министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин готов встретиться с перевозчиками совместно с госкомитетом по тарифам РТ, комитетом по транспорту Казани». «Для конкретного обсуждения вопроса должна быть предоставлена прозрачная информация по затратам, связанным с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам», — пояснили в министерстве.

Вместе с тем в минтрансе РТ выразили недоумение по поводу того, что в госкомитете РТ по тарифам заявляют о том, что именно минтранс ведает расчетами компенсаций транспортникам за проезд.

«Напомню, что вопросами тарифообразования (в том числе тарифов для оплаты билетами длительного пользования на 50 и более поездок, применяемых при расчете размера компенсации расходов транспортных организаций на оказание услуг по перевозке пассажиров по ЕСПБ) занимается уполномоченный орган — госкомитет по тарифам РТ», — говорит Клевлеева.

Именно на основе этого тарифа в дальнейшем ведется расчет компенсаций за перевоз льготников. Делается это в соответствии с методикой, по формуле, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 07.04.2005 №161 «Об утверждении порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан».

Сергей Темляков: «Вы помните, министр финансов Радик Гайзатуллин нас тоже приглашал, но встреча не состоялась. Перевозчики готовы прийти к министру транспорта в любое удобное для него время» Сергей Темляков: «Вы помните, министр финансов Радик Гайзатуллин нас тоже приглашал, но встреча не состоялась. Перевозчики готовы прийти к министру транспорта в любое удобное для него время» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Кому, как не министру транспорта, лучше знать, что расходы предприятия кратно растут»

Как нам пояснили в минтрансе РТ, исходя из сложившейся практики, справки-расчеты полагающихся транспортным компаниям компенсаций составляют органы местного самоуправления, эти цифры они направляют в минтранс РТ, который в дальнейшем перечисляет заявленную сумму на счета перевозчиков. 

Клевлеева подчеркивает, что расчетами размера компенсации министерство не занимается. В ведомстве удивлены тем, что в госкомитете по тарифам РТ заявляют, что эти вопросы отнесены к полномочиям минтранса РТ. Компенсация рассчитывается на основе тарифа и является его прямым следствием, стало быть, и центр ответственности должен быть единым. В минтрансе РТ солидарны с позицией минфина РТ, что вопросы на этот счет нужно адресовать прежде всего госкомитету РТ по тарифам.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня утром пытался получить комментарий от представителя госкомитета. Однако врио руководителя Штром отказался от комментариев, а в пресс-службе сообщили, что руководитель госкомитета Александр Груничев находится в командировке.

«Если говорить простым русским словом — мы видим настоящий „чиновничий футбол“, — так эмоционально отреагировал председатель АТП РТ Сергей Темляков. — Перевозчиков опять отправляют в комитет по тарифам. Получается замкнутый круг. Радует одно, министр транспорта — первый человек, который приглашает перевозчиков встретиться. Вы помните, министр финансов Радик Гайзатуллин нас тоже приглашал, но встреча не состоялась. Перевозчики готовы прийти к министру транспорта в любое удобное для него время».

По словам Темлякова, вся документация у ассоциации прозрачна, а данные уже переданы в комитет по тарифам. Кроме того, комитет по тарифам провел проверки на предприятиях. «Кому, как не министру транспорта, лучше знать, что в связи с вводом контрольно-кассовой техники в этом году и ожидаемым вводом тахографов в 2020-м расходы предприятия кратно растут? Предприятия на данный момент в убытках, нам нужны поддержка и помощь. Мы не просим повышения тарифа, а компенсацию полным рублем за перевозку льготников», — подчеркивает председатель АТП РТ.