Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького прошла торжественная церемония закладки корпусов судов проекта BLV03 Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького прошла торжественная церемония закладки корпусов судов проекта BLV03 Фото: president.tatarstan.ru

В УСЛОВИЯХ ЗАЩИТЫ СЕВМОРПУТИ

Сегодня на Зеленодольском заводе им. Горького прошла торжественная церемония закладки корпусов судов проекта BLV03. Более миллиарда (точнее 1 млрд 9 млн 344 тыс. рублей) за два относительно небольших судна — такой впечатляющий заказ от федерального агентства морского транспорта получило летом предприятие. 

Впрочем, суда эти не простые, а лоцмейстерские. Название проекта — «Лоцмейстерское судно ледового класса Ice3 проекта BLV03». Как сказано в документации к конкурсу на сайте госзакупок, они предназначены для постановки и обслуживания средств навигационного оборудования (СНО), доставки на береговые объекты обычных и радиотехнических СНО, специалистов, снабжения и имущества, выполнения иных мероприятий и работ в составе гидрографического обеспечения торгового мореплавания. Причем не где-нибудь, а в акватории Северного морского пути (СМП). Это уже очень серьезно, учитывая то, что сегодня у «международного сообщества» сильны настроения отхватить СМП у России и отдать его под международный контроль, а также то, какие усилия сейчас предпринимает страна для освоения Арктики. Потому рискнем предположить, что лоцмейстеры будут работать и на военных.

Каковы основные характеристики зеленодольских лоцмейстеров? Длина — 35 м, наибольшая ширина — 10,6 м, осадка — 2,68 м, водоизмещение — 628 тонн. Скорость — до 12 узлов, экипаж — 10 человек плюс четверка спецперсонала (лоцманы, специалисты по обслуживанию гидрографических приборов и морских буев). Автономность по запасам топлива, моторного масла, воды и провизии — 15 суток. Условия обитания, видимо, достаточно комфортные, даже сауна предусмотрена. В состав снабжения должна входить современная компьютерная и цифровая техника, судовая компьютерная и информационная сеть, система высокоскоростного доступа в интернет.

Закладываемым судам присвоены названия «Александр Парфенов» и «Всеволод Пересыпкин» в честь академиков транспорта, директоров институтов морской отрасли «Ленморниипроект» и ЦНИИМФ.

Лоцмейстерское судно проекта BLV03 Лоцмейстерское судно проекта BLV03 Фото: предоставлено заводом им. Горького

ДЖЕНТЛЬМЕНЫ ИЗ ОДЕССЫ

Заслуживает внимания проектировщик — Морское инженерное бюро (МИБ). Что интересно, компания эта тесно связана с Украиной. Как несколько туманно сказано на сайте МИБ, его создали в 1995 году молодые научные сотрудники кораблестроительного факультета Одесского национального морского университета. А в 2000-м в Санкт-Петербурге появилось российское Морское инженерное бюро — СПб. Компании заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве и совместном продвижении на рынке бренда МИБ. Два адреса у него сохраняются и по сей день. «Похоже, сегодня они в основном в Питере сидят — что ловить-то на Украине?» — говорит источник «БИЗНЕС Online» в судостроении.

Послужной список МИБ впечатляет: к 2018 году по 96 его проектам построено 330 морских, речных и смешанного плавания судов — сухогрузов, танкеров, буксиров, паромов, балкеров, газовозов, и даже банкетоход. Среди заказчиков — Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Морспасслужба, Московское речное пароходство, Русская рыбопромышленная компания, Ленское объединенное речное пароходство, Укрречфлот и так далее. Было в истории бюро и сотрудничество с заводом им. Горького — строительство в 2010–2011 годах двух танкеров проекта RST-25, получивших названия «Альметьевск» и «Бавлы». Источник отметил, что проекты МИБ подразумевают примерно 90% импортных комплектующих, «потому что отечественного нет».

Но в заголовки СМИ бюро в последнее время попадало не благодаря своей плодовитости, а недавнему специфическому заказу. Оно разработало проект дизель-электрохода — PV09. И, как писали газеты, первое построенное судно (получило имя «Танаис») якобы предназначалось для друга президента России Владимира Путина — предпринимателя Геннадия Тимченко. На судне есть вертолетная площадка, тренажерный зал, спа-салон, бассейн. Средняя площадь пассажирской каюты — 37,5 кв. метров. На 36 пассажиров — 33 члена экипажа и обслуживающего персонала. Стоимость — примерно 1,2 млрд рублей. Сообщалось, что VIP-теплоход создавали на деньги олигархов Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, а курировал дело еще один богатей и экс-президент ОСК Роман Троценко. Но из-за кризиса и сложностей с бизнесом последнему пришлось избавиться от дорогой игрушки. Новые владельцы переименовали теплоход сначала в «Княгиню Ольгу», потом — в «Штандарт».

Это строительство особо важно и для самого завода. Как рассказал Ренат Мистахов, это первый в новейшей истории завода гражданский госзаказ Данное строительство особо важно и для самого завода. Как рассказал Ренат Мистахов, это первый в новейшей истории предприятия гражданский госзаказ Фото: «БИЗНЕС Online»

…И ЗАГРУЗКА ПРОСТАИВАЮЩИХ ЦЕХОВ

Насколько актуален проект BLV03? О значении СМП мы уже упомянули. «Такие суда, конечно, нужны — для замены того, что на сегодня осталось, а осталось старье, построенное тысячу лет назад», — говорит источник.

Данное строительство особо важно и для самого завода. Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» (в нее входит зеленодольская верфь) Ренат Мистахов, во-первых, это первый в новейшей истории предприятия гражданский госзаказ (основание для выполнения работ — госпрограмма «Развитие транспортной системы»). Во-вторых, по его словам, «цивильные» заказы сверхактуальны в условиях «вакуума, который начал образовываться из-за падения объема по военке». В третьих, это загрузка, по сути, простаивающих малых цехов предприятия, где некогда строили скоростные теплоходы проекта А45, а еще ранее — знаменитые «Метеоры».

Ранее завод лоцмейстерских судов не делал. Правда, как напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт в области судостроения Владимир Леонов, во времена СССР предприятие строило для ВМФ морские буксиры ледокольного типа проекта 745МБ (длина — 56 м, водоизмещение — 1,6 тыс. т), которые выполняли в том числе лоцмейстерские функции. При этом можно предположить, что по данной теме найдется работа и подконтрольному заводу им. Горького Зеленодольскому проектно-конструкторскому бюро (ЗПКБ). Как говорит источник, МИБ в основном занимается только техпроектом, а рабоче-конструкторскую документацию верфям приходится заказывать у других ПКБ. И у ЗПКБ тут есть определенные наработки. Как напомнил Леонов, одна из его последних разработок — танкер проекта 3182 (строятся во Владивостоке и Нижнем Новгороде), который выполняет очень близкие задачи в интересах ВМФ.

В сегодняшнем мероприятии участвовали и. о. гендиректора дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта (заказчик) Анатолий Мишанов, гендиректор ЦНИИМФ Сергей Буянов, замгендиректора по флоту ФГУП «Гидрографическое предприятие» Анатолий Массанюк, гендиректор Зеленодольского завода им. Горького Александр Карпов, новый глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, а также представители ГК «Росатом», Морского инженерного бюро (компания – проектировщик судов), правительства РТ, холдинговой компании «Ак Барс» и другие приглашенные.

Зеленодольцы должны сдать суда до 15 декабря 2021 года. Будут ли еще другие контракты на лоцмейстеры, пока неизвестно, но, по словам руководства Росморречфлота, до 2024-го планируется заказать 13 таких судов.