Бизнес-форум «Мой бизнес», организованный школой бизнеса «Синергия», прошел в «Татнефть Арене» с большим размахом — по словам организаторов, на мероприятие пришло более 9 тысяч человек Бизнес-форум «Мой бизнес», организованный школой бизнеса «Синергия», прошел в «Татнефть Арене» с большим размахом — по словам организаторов, на мероприятие пришли более 9 тыс. человек Фото: Сергей Елагин

ПОСЛЕ ПРОШЛОГОДНИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В КАЗАНИ «СИНЕРГИЯ» ПОЛУЧИЛА 1 МЛРД РУБЛЕЙ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ БАНКЕТА

Прошедший вчера в «Татнефть Арене» бизнес-форум «Мой бизнес» стал логичным продолжением формата, который дважды в прошлом году обкатало в Казани минэкономики РТ совместно с московской школой бизнеса «Синергия» — «Перезагрузка» и «Перезагрузка 2.0». С той поры ситуация изменилась: полученный опыт позволил «Синергии» выудить из федерального бюджета более 1 млрд рублей на проведение подобных мероприятий по популяризации бизнеса в 20 городах России в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».  

Подобный формат мероприятий с духоподъемными мотивировочными лекциями и доведением аудитории до стадии экзальтации бывалые предприниматели воспринимают с грустной усмешкой. Один из таких бизнесменов с 12-летним стажем Айрат Мусин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» в коридоре «Татнефть Арены» отметил, что проблема бизнеса не в его недостаточной популяризации, а в административном давлении, штрафах, росте финансовой нагрузки, недоступности дешевых и длинных кредитов и снижающемся покупательском спросе.

Тем не менее желающих посетить такие форумы и бесплатно послушать известных бизнес-тренеров традиционно много. И вчерашнее мероприятие не стало исключением: еще до начала форума все близлежащие парковки были плотно забиты машинами, а в самой арене дворца спорта произошел такой аншлаг, что в гардеробных не осталось свободных мест, чтобы повесить верхнюю одежду. По словам организаторов, на мероприятие в Казани пришли более 9 тыс. человек, кроме этого, форум по онлайн-трансляции смотрели в Набережных Челнах и Альметьевске.

Интерес к форуму «БИЗНЕС Online» объяснил Игорь Варламов, недавно закончивший КНИТУ-КАИ и обдумывающий начать свой бизнес. «Здесь интересная тусовка, можно послушать умных людей, которые знают толк в ведении бизнеса, а также завести полезные в будущем знакомства», — сказал он.  

Подобный формат мероприятий с духоподъемными мотивировочными лекциями, и доведением аудитории до стадии экзальтации бывалые предприниматели воспринимают с грустной усмешкой Подобный формат мероприятий с духоподъемными мотивировочными лекциями и доведением аудитории до стадии экзальтации бывалые предприниматели воспринимают с грустной усмешкой Фото: Сергей Елагин

ПЕСНЯ ТРУБаДУРОВ В «ТАТНЕФТЬ АРЕНЕ»: «ЛУЧШЕ ПО-ХОРОШЕМУ ХЛОПАЙТЕ В ЛАДОШИ ВЫ»

Как обычно в мероприятиях такого формата, ведущие начали с раскачивания аудитории, заставляя ее то вставать, то садиться, то размахивать руками. При этом они чуть ли не выклянчивали у публики все больше и больше аплодисментов. «Я не слышу вас! В прошлый раз хлопали громче!» — призывал собравшихся модератор форума Павел Коломин.

Затем эстафету перехватили бизнес-тренеры, которые старались повысить мотивировку аудитории на занятие бизнесом, не забывая побуждать делать подписку на свои аккаунты в соцсетях.

Правда, не всем это удавалось одинаково удачно. Так, например, турецкий бизнесмен и ведущий турецкого национального телевидения Омер Экинжи больше расхваливал себя — сколько книг он написал и сколько получил наград. В результате часть слушателей потянулись из арены во внутренний коридор, где можно было перекусить и послушать выступления владельцев реального бизнеса.

Для этого там была устроена своеобразная «менторская гостиная», где бизнесмены делились своим опытом преодоления трудностей или же рассказывали о том, как правильно заниматься бизнесом в соцсетях.

Большой интерес публики вызвало выступление известного российского предпринимателя-сыровара Олега Сироты, основателя проекта «Русский пармезан». Он оказался не только талантливым бизнесменом, но и располагающим к себе человеком с хорошими задатками шоумена. Он постоянно сыпал шутками и рассказывал невероятные истории о том, с какими трудностями он начинал свой бизнес и как к нему пришел такой успех, которого он сам не ожидал.

Этой же площадкой воспользовался и руководитель ГКУ «Центр реализации программ поддержки и развития МСБ РТ» Тимур Гумеров. Он выступил с подробным изложением действующих в республике программ, причем, надо отдать ему должное, выступление было не скучным, а достаточно эмоциональным и с конкретными примерами.

Рустам Минниханов на форуме объявил о запуске в Татарстане нового проекта поддержки бизнеса — многофункциональной цифровой платформы «Фасттрек» («Быстрый путь») Рустам Минниханов на форуме объявил о запуске в Татарстане нового проекта поддержки бизнеса — многофункциональной цифровой платформы «Фасттрек» («Быстрый путь») Фото: president.tatarstan.ru

«ЕСЛИ ХОТИТЕ ОДОЛЖИТЬ У ДРУГА 5000 РУБЛЕЙ, ПОПРОСИТЕ 20000…»

Тем временем на основной арене с интересной, с познавательной точки зрения, лекцией выступила известный эксперт в области по скриптам продаж, сооснователь проекта Hiperscript.ru Анастасия Белочкина. Она рассказала о мелких фокусах, с помощью которых можно воздействовать на подсознание покупателя с тем, чтобы убедить его приобрести тот или иной товар. Например, по ее словам, несмотря на сомнения многих бизнесменов, объявление скидки на товар все еще хорошо действует на простых покупателей.

Также она рассказала, как использовать стадное чувство, присущее многим людям: сотрудники ее магазина, расположенного в торговом центре, специально одевались и заходили в магазин, создавая искусственную толпу. Видя, что магазин пользуется популярностью, в него заходили и клиенты «с улицы». «Именно в эти часы совершалось больше всего покупок», — рассказала Белочкина. Также она предложила продавцам, которых покупатели просят посоветовать какой-то товар, делать упор не на технические характеристики, а сообщить, что большинство клиентов «выбирают вот это».

Сооснователь проекта Hiperscript.ru Анастасия Белочкина рассказала о мелких фокусах, с помощью которых можно воздействовать на подсознание покупателя Сооснователь проекта Hiperscript.ru Анастасия Белочкина рассказала о мелких фокусах, с помощью которых можно воздействовать на подсознание покупателя Фото: Сергей Елагин

С другой стороны, по словам эксперта, все покупатели любят эксклюзив, принадлежность к какой-то прослойке или статусу. Поэтому вместо слова «эконом» в обозначении пакета услуг Белочкина предлагает использовать слово «бизнес». «Потому что чисто психологически мне приятно ходить с бейджем на груди, где написано VIP или „бизнес“, чем с надписью „эконом“».

Также бизнес-тренер советует предпринимателям не скупиться и предлагать своим клиентам больше, чем они ожидали. «Вы ему сделали что-то приятное, в ответ он захочет вас отблагодарить и купит на бо́льшую сумму, чем планировал. Делая бесплатные консультации или даря подарки, вы задействуете у клиента триггер „взаимности“», — отметила Белочкина.

Еще один триггер — «хотя бы». «Если вам отказали в чем-то большом, попросите меньшее. И с вероятностью 40 процентов вам в этом малом не откажут. Например, если вы звоните в приемную и просите переключить на руководителя и вам отказывают, скажите: „Дайте хотя бы его мейл“. Или вы хотите одолжить у друга 5000 рублей. Приходите к нему и просите 20000 рублей. А когда он откажет, попросите „хотя бы“ 5000 рублей. И с вероятностью 40 процентов вам одолжат эту сумму», — поделилась полезным лайфхаком Белочкина.

Заканчивая свою лекцию, она отметила, что раскрыла только малую часть таких покупательских триггеров и если кто захочет узнать про них, пусть подписывается на ее аккаунт в соцсетях.

Ректор Школы бизнеса «Синергия» Дмитрий Аветов: «Что бы кто ни говорил, но я вас уверяю, что форум — это очень полезное мероприятие. Это формат самого эффективного обучения» Ректор школы бизнеса «Синергия» Григорий Аветов: «Что бы кто ни говорил, но я вас уверяю, что форум — очень полезное мероприятие. Это формат самого эффективного обучения» Фото: Сергей Елагин

«СЕГОДНЯ ПРОСТО НАСТРОЙТЕСЬ НА ОБУЧЕНИЕ. А ОСМЫСЛИТЕ ЗАВТРА-ПОСЛЕЗАВТРА»

Ректор школы бизнеса «Синергия» Григорий Аветов в очередной раз объяснился участникам форума в любви к Татарстану и его жителям. «Особенно я хочу отметить светлые и умные лица, которые видел в коридоре. Вы красавчики», — сказал он словами популярной сейчас рекламы «Билайна». Он отметил, что форум в Татарстане собрал больше всех других 6 городов, где уже прошли подобные мероприятия: вместе с онлайн-трансляцией в него вовлечены 11–12 тыс. человек.

Дальше он неожиданно начал вести полемику с неким незримым оппонентом. «Что бы кто ни говорил, но я вас уверяю, что форум — очень полезное мероприятие. Это формат самого эффективного обучения. Потому что когда вы слушаете мотивационные или инструментальные лекции — одновременно работают левое и правое полушария мозга. Благодаря этому у вас возникает энергия: появляется новая идея или вдохновение», — сказал он.

Аветов призвал собравшихся «снизить уровень критического мышления, открыть уши и настроиться на восприятие любой информации». «Сегодня просто настройтесь на обучение. А осмыслите завтра-послезавтра», — отметил он, добавив, что человек может воспринимать информацию только тогда, когда он это готов сделать. «Потому что если заранее со скептицизмом, нигилизмом и критическим мышлением подойти, то любая лекция будет бесполезной», — подчеркнул Аветов.

Глава департамента популяризации предпринимательства минэкономразвития РФ Милена Арсланова отметила, что главная цель данного форума — дать людям знания, которые им нужны для ведения бизнеса Глава департамента популяризации предпринимательства минэкономразвития РФ Милена Арсланова отметила, что главная цель данного форума — дать людям знания, которые им нужны для ведения бизнеса Фото: Сергей Елагин

«МЫ СТАРАЕМСЯ ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ К БИЗНЕСУ»

Затем пришла очередь VIP-ов. На сцену вышли глава департамента популяризации предпринимательства минэкономразвития РФ Милена Арсланова и президент РТ Рустам Минниханов. Арсланова отметила, что главная цель данного форума — дать людям знания, которые им нужны для ведения бизнеса. «Мы хотим, чтобы вы не только получили знания от топовых спикеров, но и чтобы вы познакомились друг с другом и помогли реализовать свои идеи. Чтобы захотели попробовать начать свой бизнес. Предпринимательство — риск, но в ряде случаев оправданный, наличие своего дела дает ряд преимуществ, сами понимаете», — подчеркнула она.

Арсланова посоветовала начать с режима самозанятых, тем более что Татарстан вошел в число пилотных регионов по этой программе. А дальше, если пойдет, переходить на следующую стадию, открывать ООО. «На каждом этапе своего бизнеса вы найдете в нашем лице поддержку. Нам же нужно получить от вас обратную связь — помогли ли вам наши услуги или нужно что-то добавить. Мы достаточно гибки, прислушиваемся к предпринимателям», — отметила представитель минэкономразвития РФ.

В свою очередь, Минниханов поблагодарил минэкономразвития РФ за форум и за те меры поддержки, которыми республика уже воспользовалась и применит в будущем. «Вопрос поддержки бизнеса для нашей республики — первостепенный. Не секрет что… — тут Минниханов вздохнул, — до сих пор существуют бюрократические препоны. Мы стараемся изменить отношение власти к бизнесу. Нам многое еще надо изменить, нам нужно общаться, показывать положительные примеры. Любой бизнес-проект — большой или небольшой по масштабам — для нас важен».

Фарид Абдулганиев рассказал подробности анонсированного президентом проекта «Фасттрек» Фарид Абдулганиев рассказал подробности анонсированного президентом проекта «Фасттрек» Фото: Сергей Елагин

«САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ПОВЕРИЛИ И НАЧАЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ СИСТЕМОЙ»

Воспользовавшись поводом, Минниханов объявил о запуске в Татарстане нового проекта поддержки бизнеса — многофункциональной цифровой платформы «Фасттрек» («Быстрый путь»). Позднее в разговоре с журналистами о подробностях этого проекта рассказал министр экономики РТ Фарид Абдулганиев.

«Когда мы выезжаем в рамках работы балансовых комиссий в муниципальные районы, предприниматели нам жалуются на скорость оформления микрозаймов. Им он нужен срочно, а процедура растягивается до 60 дней. Также долго рассматриваются документы, направленные предпринимателями для получения той или иной формы господдержки. Поэтому мы поставили перед собой задачу быть как можно ближе к рынку. Мы описали бизнес-процессы, их оптимизировали, сейчас создаем клиентоориентированную систему CRM, направленную на работу с предпринимателями, и объединили все это сейчас на одном портале, который назвали „Фасттрек“, то есть „Быстрый путь“», — рассказал Абдулганиев.

По его словам, на этом портале можно будет в одном месте быстро пройти все процедуры. «Это только первый шаг. Я уверен, что сейчас, после запуска системы, мы начнем получать от предпринимателей дополнительные вопросы: возможно, где-то допущены ошибки, может быть, нужно дальше оптимизировать данный процесс. В ближайшие две-три недели система будет работать в режиме технической отладки. Но самое главное, что мы начали в этом направлении работать», — подчеркнул министр.

По его словам, на этом работа не остановится: мер поддержки много, и не только по линии министерства экономики РТ. «Скелет уже создан, каркас системы работает. Организовано взаимодействие с порталом госуслуг. Теперь самое главное — чтобы предприниматели поверили и начали пользоваться этой системой», — подчеркнул Абдулганиев.