По словам Майи Ломидзе, наиболее интересную динамику показал въездной туризм. Оказалось, что интерес к России, по оценкам туроператоров, вырос примерно на 20-25% По словам Майи Ломидзе, наиболее интересную динамику показал въездной туризм. Оказалось, что интерес к России, по оценкам туроператоров, вырос примерно на 20–25%

«ЧЕРНОГОРСКИЕ ЧУДЕСА У НАС БЫЛИ ЭТИМ ЛЕТОМ»

По итогам летнего сезона туристический рынок России показал положительные результаты по всем направлениям, от въездного до выездного и внутреннего. О том, как провели это лето отечественные туристы, накануне рассказала на пресс-конференции в ТАСС исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

По ее словам, наиболее интересную динамику показал въездной туризм. Оказалось, что интерес к России, по оценкам туроператоров, рос примерно на 20–25%. Однако преимущественно иностранцы ехали в Москву и Санкт-Петербург. Помимо китайцев, которые традиционно активно посещают Россию (прирост этого лета по сравнению с прошлым 25%), туристический рывок сделали европейские страны. «Испания показала примерно 25 процентов прирост в летнем сезоне. Франция и Италия — меньше 10 процентов. Но если сравнивать с китайским рынком, впервые европейские рынки показали сопоставимую динамику», — констатировала Ломидзе. Кроме того, по ее словам, впервые за долгое время зафиксирован рост спроса у туристов из Великобритании и США, пусть и небольшой — всего 1–1,5%, но тем не менее интерес у этих рынков возобновился, учитывая, что после 2014 года они просели более чем на 15%.

Зато российские туристы своим привычкам этим летом не изменяли. Турция, Кипр, Греция, Испания, Италия, Таиланд, Черногория, Болгария — вот самые запрашиваемые страны в сегменте выездного туризма. Но динамика у этих стран разная. Например, наибольшая у Черногории — плюс 25%. «Черногорские чудеса у нас были этим летом», — отметила Ломидзе. Турция, несмотря на повышение цен этим летом, также пользовалась спросом — прирост составил 15–18% по сравнению с прошлым летом. Примерно такие же цифры по Испании, у Таиланда меньше — 5–7%. Какие-то направления, напротив, стагнируют — к ним можно отнести Грецию. А некоторые и вовсе едва не ушли в минус, к примеру Болгарии только беспрецедентно низкие цены позволили удержать спрос.

Турция, Кипр, Греция, Испания, Италия, Таиланд, Черногория, Болгария — самые запрашиваемые страны в сегменте выездного туризма. Но динамика у этих стран разная. Наибольшая у Черногории — плюс 25% Турция, Кипр, Греция, Испания, Италия, Таиланд, Черногория, Болгария — самые запрашиваемые страны в сегменте выездного туризма. Но динамика у этих стран разная. Наибольшая у Черногории — плюс 25%

«В целом по всему выездному рынку спрос увеличился процентов на 12–15 по сравнению с прошлым годом», — подытожила Ломидзе, назвав эти показатели хорошим результатом, который удалось достичь благодаря гибкой ценовой политике, которую проводили как объекты размещения, так и туроператоры. «Самый яркий пример с Турцией, которая повысила цены на 15 процентов. Но когда стало понятно во второй половине июля – начале августа, что объекты, которые очень подняли цены, не загружаются, они начали стоимость снижать. За счет этого спрос выровнялся», — рассказала исполнительный директор АТОР.

А вот с точки зрения доходности прошедший летний сезон нельзя назвать сверхприбыльным для туриндустрии. Сказалась не только упомянутая ценовая политика, но и то, что конъюнктура спроса в сегменте выездного туризма продолжает быть «сильно экономной». «Туристы сокращают продолжительность, берут по минимуму дополнительные услуги на местах, а это также является одним из источников заработка для туристической индустрии, стараются сэкономить на объекте размещения, но не скатываясь к категории 2–3 звезды. Это все равно в среднем 3–4 звезды, даже больше — четверка, но экономная четверка. Стараются сэкономить на экскурсиях», — объяснила Ломидзе. По ее словам, бюджет поездки в сравнении с прошлым годом прирос только за счет инфляционного изменения цены. Туристы тратят самый минимум, который необходим для более-менее комфортного отдыха.

Прирост числа поездок на выездном направлении главным образом был обеспечен в сегменте бюджетного туризма и нижней планки средней категории. Зато завидная регулярность в сегменте люксового отдыха: там нет ни прироста, ни падения. Впрочем, Ломидзе уверена, что прирост по итогам лета мог бы быть больше, если бы средний класс окончательно не перешел в бюджетную категорию.

Тем не менее представитель АТОР убеждена, что путешествовать люди будут всегда, несмотря на ухудшение экономической ситуации. «Туристы сокращают, экономят, но все равно едут: в соседний регион на машине, в ближайшие горы. Во-первых, людям нужно переменить картинку. Во-вторых, путешествие — это часть жизни, то, чем можешь поделиться, рассказать или, наоборот, ужаснуться. Я не думаю, что когда-нибудь сокращение дойдет до абсурда. Будут по-прежнему экономить, дойдут до палаток на берегу Средиземного моря (в этом тоже что-то есть), но люди все равно продолжат ездить, путешествовать, отдыхать», — полагает она.

Казань есть у всех и продается. Возможно, самостоятельный сегмент сильно вырос, но операторский — всего на 1-2% Казань есть у всех и продается. Возможно, самостоятельный сегмент сильно вырос, но операторский — всего на 1–2%

«У КАЗАНИ ПРОИЗОШЛА ИСТОРИЯ, КАК С «ЗОЛОТЫМ КОЛЬЦОМ»

Картина экономии на путешествии характерна для всех направлений у туроператоров, в том числе для внутреннего туризма, который вырос примерно на 5–7%. Если брать только массовые черноморские направления, которые составляют порядка 60% от потока внутри страны, то этот сегмент дал прирост больше 10%. «Такой прирост обеспечивается за счет увеличения предложений в бюджетном сегменте, — уточнила представитель АТОР. — Дешевый Крым, недорогой Краснодарский край — таких предложений в этом году было больше по сравнению с прошлым. За счет чего и произошел, по мнению наших аналитиков, основной прирост». Тем не менее не только этот фактор сыграл в плюс. Также, по мнению Ломидзе, продемонстрировал рост спроса средний ценовой сегмент, но тут эффект придали акции раннего бронирования.

В целом среди черноморских городов чаще всего туристы выбирают Сочи, далее с большим отрывом идут Геленджик и Анапа, Евпатория и Ялта. «Общая тенденция: больше 65 процентов туристов — семьи с детьми или пары. Продолжительность отдыха в России — 7–8 дней. Наиболее предпочитаемый уровень отелей 3+ на базе завтраков», — описала предпочтения Ломидзе.

А вот экскурсионные направления, напротив, динамики прироста практически не показывают. «„Золотое кольцо“ стагнирует, по некоторым городам вообще минус по итогам лета. Туристам поднадоели тот контекст и подача, которые есть сейчас у „Золотого кольца“. Хочется чего-нибудь другого», — считает исполнительный директор АТОР.

Та же история с Казанью. Если говорить про организованных туристов, то туроператоры роста спроса на Татарстан не фиксируют. «Произошла история, как с „Золотым кольцом“. Казань есть у всех и продается. Возможно, самостоятельный сегмент сильно вырос, но операторский — всего на 1–2 процента, то есть в районе статистической погрешности. Нужна перезагрузка», — заявила корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ломидзе. Напомним, что по итогам 2018 года председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов отчитывался о росте турпотока в республику на 9,6% — до 3,4 млн человек.

Заявлено большое количество рейсов на Вьетнам на зимний сезон. Увеличивается количество перевозки на Кубу и Мексику Заявлено большое количество рейсов во Вьетнам на зимний сезон. Увеличивается количество перевозки на Кубу и в Мексику

«ОБЪЕМ БРОНИРОВАНИЙ НА ЗИМНИЙ СЕЗОН ВЫШЕ, ЧЕМ БЫЛ В ПРОШЛОМ ГОДУ»

Что касается ближайших планов российских туристов, то, например, бронирования на бархатный сезон также показали рост — 5–7%, хотя, как утверждает Ломидзе, туроператоры ожидали большего спроса. Но, с другой стороны, по ее словам, отмечается активное бронирование зимних направлений, причем как горнолыжных, так и экзотических. «Объем этих бронирований выше, чем был в прошлом году, пока ненамного — в пределах 10 процентов. Но это приятная новость. Значит, наши люди распознали, что можно сэкономить на акциях раннего бронирования — до 20–30 процентов. Это показатель доверия к туристическому бизнесу и возможность спланировать зимний сезон», — отметила исполнительный директор АТОР.

Пока по спросу лидируют Вьетнам и Таиланд, среди горнолыжных направлений — Италия и Австрия. Однако, как считает Ломидзе, к концу октября картина спроса может поменяться. «Заявлено большое количество рейсов во Вьетнам на зимний сезон. Увеличивается количество перевозки на Кубу и в Мексику. Это означает, что для потребителей цены будут ниже или, по крайней мере, сопоставимые с прошлым годом, не случится инфляционного увеличения», — предполагает она.

Также, что важно, уже сейчас многие бронируют на Новый год посетить Красную Поляну. «Это можно назвать прорывом, потому что обычно наши курорты бронировались только ближе к концу октября. Сейчас видим, что люди хотят себе обеспечить место на Красной Поляне», — добавила представитель АТОР.

Важной новинкой этого года станет планируемый запуск прямых рейсов в Доминикану 31 октября — в этот день состоится первый беспересадочный прямой трансатлантический перелёт из Международного аэропорта «Казань» Важной новинкой этого года станет планируемый запуск прямых рейсов в Доминикану 31 октября — в этот день состоится первый беспересадочный прямой трансатлантический перелет из международного аэропорта «Казань»

«ЖИТЕЛИ ТАТАРСТАНА, КАК ВСЕГДА, ЛЕТОМ ЕЗДЯТ В ТУРЦИЮ»

О том, как провели лето татарстанцы и куда они собираются зимой, мы поинтересовались у игроков местного туррынка.

Сергей Пасечник — генеральный директор «Магазина путешествий Companion SP»:

— Жители Татарстана, как всегда, летом ездят прежде всего в удобную и безвизовую Турцию, в Испанию, в относительно недорогую Грецию. Туда они приезжают из-за прямых перелетов и понятных пакетных цен. А прирост действительно есть, и Ломидзе здесь все правильно отмечает. Но я бы хотел добавить, что многие туроператоры сейчас продают турпакеты клиентам напрямую через свои сайты и это не всегда удобно для региональных компаний. То есть туристы становятся более самостоятельными, когда речь идет о недорогих программах, потому что это небольшие деньги. А вот когда дело касается 200 или 300 тысяч рублей, то люди начинают задумываться о безопасности, об ответственности принимающей стороны и операторов.

Так что Турция у казанцев пока все так же популярна, в летний период она вне конкуренции. А в ноябрьские каникулы у нас лидируют Эмираты. Есть и некоторые дополнения. Такие, например, как Оман. Это новое, свежее направление, когда кому-то, уже много раз побывавшему в Эмиратах, хочется чего-то свежего. Все-таки в Омане уже есть выход на Индийский океан. Конечно, мы и сами сейчас будем напоминать клиентам, что уже надо бронировать зиму, горнолыжные курорты. И это повод задуматься, потому что пока еще действуют скидки раннего бронирования. Более того, 1 октября мы открываем продажи раннего бронирования на лето 2020 года.

Элина Шибаева — заместитель директора ООО «Скайлэнд»:

— По нашим данным, летом 2019-го татарстанцы стали выезжать на отдых за рубеж чаще. Это связано с тем, что, несмотря на рост цен в Турции, поток туда не снизился, а наоборот — увеличился. Причиной стало то, что в этом году из Казани вообще не было субсидий в сторону Симферополя. Поэтому в Крым люди добирались либо на поезде плюс авто, либо на самолете. К тому же средняя стоимость авиабилета летом по маршруту Казань — Симферополь составляла 8,5 тысячи рублей в одну сторону. Туда в основном едут пожилые люди с детьми — бабушки с внуками, которым очень нравится режим Советского Союза, до сих пор царящий в Крыму. Или невыездные — чиновники и т. п.

Лидерами выездного туризма стали Турция, Кипр и Греция. Это три самых массовых и бюджетных направления. Испания в этом году стоила намного дороже, а все остальное — далековато.

Что касается внутреннего туризма, лидером был Краснодарский край. Рейсов в Сочи было много, и по ценовой политике город более доступен, чем Крым.

Самое популярное направление на ноябрьские праздники — традиционно ОАЭ. Но в этом году на этот период стоят еще и чартерные рейсы в Турцию, которая гораздо экономичнее, чем Эмираты. Туроператоры говорят, что в Турции прогнозируется хорошая погода и еще можно будет купаться в море. Есть и традиционный сегмент — Мальдивы.

На январские праздники заранее бронируют поездки те, кто любит отдыхать в сети отелей Club Med, потому что на раннем бронировании есть скидки. Также популярны те же Эмираты, Китай и Мальдивы. Доминикана, куда с конца октября открывается прямой рейс из Казани, у наших клиентов спросом почему-то не пользуется.

Адель Гатауллин — пресс-секретарь международного аэропорта «Казань»:

— За прошедшие восемь с половиной месяцев 2019 года прирост пассажиропотока по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил более 8 процентов — при этом прирост на международных направлениях более 10 процентов. Курортные направления традиционно имели высокую или максимальную загрузку.

Если говорить о турецком направлении в весенне-летнем сезоне 2019 года, то необходимо отметить две особенности. Во-первых, это существенное увеличение провозных емкостей — не менее четырех раз в неделю для перевозки пассажиров в Анталью использовался широкофюзеляжный самолет Airbus A330 вместимостью более 300 пассажиров, а также пять раз в неделю — двухпалубный широкофюзеляжный лайнер Boeing 747 вместимостью более 500 пассажиров. Во-вторых, 12 авиаперевозчиков осуществляли рейсы на маршруте Казань — Анталья — Казань в летний период, что является рекордным для аэропорта «Казань».

Важной новинкой этого года станет планируемый запуск прямых рейсов в Доминикану 31 октября — в этот день состоится первый беспересадочный прямой трансатлантический перелет из международного аэропорта «Казань». Таким образом, Казань станет третьим городом России после Москвы и Санкт-Петербурга, откуда можно будет отправиться на Карибы прямым рейсом.