В Госдуме предлагают не продавать спиртное, если зал обслуживания меньше 20 «квадратов» В Госдуме предлагают не продавать спиртное, если зал обслуживания меньше 20 «квадратов» Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРАЖДАН ЗАЩИТЯТ ОТ «НАЛИВАЕК»

Завтра комитет Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрит очередной законопроект, направленный на регулирование рынка торговли алкогольной продукцией, который ожидает своего звездного часа в первом чтении.

Его внесли депутаты Госдумы РФ еще в конце марта прошлого года — Александр Сидякин, Ольга Павлова, Елена Панина, Ильдар Гильмутдинов, Андрей Марков и Виталий Милонов. Из них трое — депутаты от Татарстана, по крайней мере, Сидякин им не так давно еще был.

Текст документа занимает всего два листа и предлагает внесение изменений в ст. 16 федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В документе два пункта: первый предлагает запрет на торговлю алкоголем ресторанам, барам и кафе в многоквартирных домах и на прилегающих территориях, если площадь зала обслуживания заведения не превышает 20 кв. м, второй пункт — наделение субъектов РФ правом вводить свои меры регулирования вопроса, вплоть до полного запрета розничной продажи алкогольной продукции. В пояснительной записке сказано, что инициатива была вызвана необходимостью обеспечения общественного порядка и прав граждан на тишину и отдых в местах проживания. «Население регионов негативно относится к размещению кафе, баров, торгующих алкоголем, так называемых наливаек, в зонах жилой застройки», — говорится в ней.

Депутаты также сообщают, что было проанализировано положение в регионах. 41 орган госвласти субъектов РФ прислал письма с информацией о «существенном ухудшении ситуации в области общественного правопорядка в связи с отменой ограничений в области алкогольного рынка в организациях общественного питания» и выразил поддержку законодательной инициативе. В финансово-экономическом обосновании к проекту отмечается, что он не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.

Отзыв правительства РФ за подписью вице-премьера Константина Чуйченко проект получил только в этом году. В нем отмечается, что ограничение по площади зала обслуживания посетителей может отрицательно сказаться на рентабельности добросовестных хозяйствующих участников рынка, а также привести к закрытию заведений, снижению предпринимательской активности и уровня конкуренции в данном сегменте рынка. 

Правительство отметило необходимость дополнить пояснительную записку к законопроекту статистическими и иными данными, свидетельствующими о неэффективности действующих норм законодательства и наличии проблем правоприменения. При этом оно «концептуально поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению».

Сегодня новость о новых ограничениях для продажи спиртного вызвала широкий медийный резонанс. Артист Сергей Шнуров опубликовал в своем «Инстаграме» поэтический отклик: «Им пришла опять идея! Депутаты, дайте пять! За традиции радея, время повернули вспять. Как сложить из слов нескладных всем законы на века. Будем пить опять в парадных в скверах, садиках, грибках. Это уже было где-то. Для подъема норм морали, нам отменят туалеты, чтобы люди меньше срали».

Ильдар Гильмутдинов: «Это возврат к тем решениям, которые были приняты еще в 2011 году по просьбам самих регионов» Ильдар Гильмутдинов: «Это возврат к тем решениям, которые были приняты еще в 2011 году по просьбам самих регионов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«А НУЖНО НАМ, ЧТОБЫ МЫ ТРАВИЛИ СВОИХ ГРАЖДАН?»

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из авторов законопроекта, депутат Госдумы от Татарстана Гильмутдинов рассказал, что появлению законопроекта предшествовало очень большое число обращений со стороны субъектов России. Несколько регионов, в том числе и Татарстан, и отдельные депутаты разрабатывали свои законопроекты по ограничению деятельности «наливаек», но зачастую они находили отрицательные отзывы правительства РФ. В конечном итоге депутаты от Татарстана взяли вопрос в свои руки, проанализировали все наработки и разработали свой законопроект.

«В 2011 году федеральным законом регулирование продажи алкогольной продукции было передано в сами регионы. И до 2017-го они сами определяли, регулировали требования к розничной продаже алкогольной продукции: время, места и так далее. Но, к сожалению, в 2017 году нормы, связанные с продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, были изъяты и переданы на федеральный уровень. То есть регионы никак не могли повлиять на все данные процессы. Потому это не новая норма, не новая позиция, а возврат к тем решениям, которые были приняты еще в 2011 году по просьбам самих регионов, — объяснил Гильмутдинов. — Когда эти полномочия были у субъектов, никто же не говорил, даже тот же бизнес… Никто не возмущался, никто не говорил о том, что субъекты принимают какие-то неправильные решения, которые серьезно ограничивают продажу алкогольной продукции. А сейчас, увидев этот законопроект, все начали говорить о том, что вводят какие-то ограничения…»

По его словам, практика закрепления за регионами полномочий по решению вопросов реализации алкогольной продукции до 2017 года демонстрировала положительные результаты. Например, только в Татарстане за это время на четверть снизилось число жалоб граждан на нарушения порядка тишины в многоквартирных домах, где были расположены эти так называемые наливайки. На четверть сократилось число правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, на 50% снизилось число алкогольных отравлений, особенно с летальным исходом. «По сути дела, в этих „наливайках“, условно если говорить, большинство случаев отравления алкоголем, к великому сожалению, обусловлено реализацией суррогатного алкоголя. А нужно нам, чтобы мы травили своих граждан? А чтобы мы не слушались наших жителей и граждан? — отметил Гильмутдинов. — Из этого мы исходили и предложили вернуть субъектам эти полномочия, чтобы они сами определяли условия работы данных заведений». 

Депутат Госдумы подчеркнул, что законопроект не говорит о повальном закрытии всех подобных заведений. Устанавливаются лишь некоторые критерии для ограничения их деятельности по времени работы, по тем же 20 кв. м и т. д. Особенное внимание уделяется закреплению учета мнения жителей многоквартирного дома, чтобы при принятии решений о закрытии или ограничении продажи алкогольной продукции региональные власти обязательно прислушивались к населению. 

«Конструкция законопроекта будет еще обсуждаться. Мы готовы рассматривать условия и участия граждан, по квадратным метрам. Есть вопросы правовые, например, связанные с синхронизацией Жилищного кодекса, каких-то моментов, но концептуально это возврат регионам полномочий. Ведь все налоги, которые поступают от продажи алкогольной продукции, — региональные», — обратил внимание Гильмутдинов.

Он, несмотря на ряд возникших замечаний правительства РФ, верит, что законопроект обязательно будет одобрен на заседании комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. «Почему не поддержать? Отзыв положительный. Регионы и все субъекты поддерживают. Мы же должны субъекты слышать, не сами по себе принимаем решения, не в отдельном субъекте живем. Я уверен, что поддержат. А дальше уже во втором чтении ряд моментов с учетом замечаний правительства посмотрим», — отметил Гильмутдинов.

В 2015 году Госсовет ввел дополнительные ограничения для баров, кафе и ресторанов, в частности, запрет на продажу спиртного в нестационарных объектах, а также в многоквартирных жилых домах В 2015 году Госсовет ввел дополнительные ограничения для баров, кафе и ресторанов, в частности запрет на продажу спиртного в нестационарных объектах, а также в многоквартирных жилых домах Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК БОРОЛИСЬ С «НАЛИВАЙКАМИ»

В Татарстане уже предпринимались попытки ограничить площадь помещений, в которых продается алкоголь. Так, в республике запрещено продавать алкоголь в магазинах с 22:00 до 10:00. В 2015 году Госсовет ввел дополнительные ограничения для баров, кафе и ресторанов, в частности запрет на продажу спиртного в нестационарных объектах, а также в многоквартирных жилых домах. В итоге кафе и ресторанам все же разрешили продавать алкоголь в точках общепита, устроенных в многоквартирных домах, но при условии, что вход в заведение не находится со стороны двора. Барам такую возможность не предоставили.

В конце 2016 года депутаты планировали запретить продавать любой алкоголь в местах общепита площадью менее 50 кв. м — в рамках борьбы с «наливайками», но после ожесточенных прений с представителями малого бизнеса все же было решено сделать исключение для пива, сидра, пуаре и медовухи, то есть сохранить малый крафт.

Весной этого года был опубликован текст еще одного законопроекта, разработанного Гильмутдиновым, — депутат от Татарстана предлагал обязательный для всех «пивной реестр» вместо лицензирования и установку счетчиков ЕГАИС всем, кто разливает 50 тыс. дал пива. Задачей называлась очистка рынка.

«Сложно сказать масштаб баров и кафе, который затронет законопроект» «Сложно представить масштаб баров и кафе, который затронет законопроект» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ ФАКТ, ЧТО НОВЫЙ ЗАКОН РЕШИТ ПРОБЛЕМУ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты и участники рынка алкогольной продукции считают, что бороться с такой розницей, разумеется, нужно, но не такими инициативами.

Алексей Кедрин — вице-президент пивоваренного завода «Балтика» по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям:

— Если ориентироваться на тот текст, который опубликован, и комментарии от правительства, то речь идет о тех заведениях, где владельцы позиционируют их в качестве общепита, а с другой стороны, на самом деле делают акцент на продаже пива в розлив. Насколько справедливо всех грести под одну гребенку — вопрос открытый. Наверное, есть торговые точки, где могут быть правонарушения с правилами торговли. Не факт, что новый закон решит эту проблему. Зачастую законодатели при принятии тех или иных решений ориентируются на случаи нарушения норм и вводят более жесткие решения, на которые могут наплевать участники рынка, ищущие сиюминутной выгоды и не заботящиеся о жильцах домов, где размещаются заведения. А те, кто работал до запрета в пределах нормы, могут пострадать еще больше. Это основное сомнение, которое мы видим в отношении законопроекта. Как бы ни случилось так, что формальное ожесточение правил скажется на тех, кто следует закону, не нарушая общепринятые нормы и понятия. Мы можем принимать законы, которые имеют благие цели, но чем они заканчиваются на практике — вопрос совершенно отдельный.

Трудно сказать, какая доля рынка продажи алкогольной продукции может попасть под ограничения. Показатель будет сильно зависеть от того, в каком виде закон примут и как строго станут исполнять. Суровость законов в России компенсируется их неисполнением.

Чтобы продолжить работу, заведениям общепита придется называться не кафе, а точкой по продаже пива. И тогда они должны будут следовать правилам по времени продажи алкоголя и там запретят употреблять напитки. В разных субъектах РФ возможны различные условия с точки зрения доступности торговых площадей. Кроме того, я напомню, что данный законопроект, если не ошибаюсь, дает право местным органам власти дополнительно ограничивать эту область общепита и в каждом субъекте страны могут сложиться свои условия. Возможно, в каком-то регионе власти решат, что пора сделать цивилизованный общепит, и вместе с участниками рынка сумеют выстроить правильную прозрачную систему. А в других местах власти скажут, что мы не хотим этого, или не будет хватать подходящих площадей — в результате окажется совершенно иная система работы. Сказать, что после данного законопроекта станет везде все одинаково, — неправильно. Даже сейчас в различных субъектах страны ситуация по продаже алкоголя разная.

Алексей Небольсин — член президиума «Опоры России»:

— Сложно представить масштаб баров и кафе, которые затронет законопроект. Можно обрисовать масштаб всех кафе: с алкогольной лицензией заведений общепита — 40–45 тысяч; продающих пиво, сидр и медовуху, не требующие лицензию, — 25 тысяч. Всего количество точек общепита, которые продают гостям алкоголь, порядка 75 тысяч штук. Сколько из них с залами обслуживания до 20 квадратных метров — сложно сказать. Вчера один эксперт оценил цифру в 10 тысяч. Но цифра может «гулять» от 5 тысяч до 10 тысяч заведений.

От закона пострадают больше всего исторические центры городов. Там много памятников архитектуры, в которых, как правило, и располагаются бары и кафе с малой площадью. По ним как раз и пройдутся. В городах нет помещений для переезда баров. Кроме того, денег же им на переезд никто не даст. Это стресс для бизнесменов и риск закрыть бар или кафе.

Мы понимаем саму идею законопроекта — это противостояние переводом розничных магазинов в категорию общепита для увеличения времени продажи алкоголя. С этим надо бороться, но не такими методами. Он, по сути, бьет по невинным. Почему должны страдать люди, которые 10–30 лет работают в микроскопическом баре? Например, в Москве есть Small Pub, и он должен будет закрыться. Почему? Он же не переводился из магазина, его все знают, туда многие ходят.

Мина замедленного действия в этом законопроекте заключается в другом. Субъектам Российской Федерации дается право полного запрета на продажу алкоголя в точках общепита в многоквартирных домах. Захочет попиариться какой-нибудь губернатор и предложит запретить алкоголь. А это 100 процентов будет в некоторых регионах страны. И куда деваться бизнесменам, которые вложили деньги в заведение?

Мы очень надеемся, что депутаты хорошо подумают, и в том числе завтра на комитете по экономической политике перед принятием подобного законопроекта. Тем более когда у нас вступает в силу регуляторная гильотина. Одной рукой мы ослабляем путы, которыми связан предприниматель, когда он занимается общепитом, а другой рукой — отбираем основные средства, которые помогают зарабатывать деньги.

Константин Иванов — директор пивоварни Brew Barrel:

— Законопроект связан с началом борьбы с «разливайками», незаконными пивоваренными заводами. Ранее они переформатировались из магазинов в заведения общественного питания — круглосуточные бары. Если подумать, то надо было ограничивать даже не 20 квадратными метрами, а 50. Обычные рестораны и кафе все же продолжат работу, и проблему закон для них не создаст.

Владельцам небольших помещений, очевидно, нужно переезжать в другие места и делать в них ремонт. Я думаю, что там будут небольшие инвестиции и не возникнет серьезных проблем. Серый рынок «разливаек» не вырастет. Они просто увеличат метраж. Пока для них большого смысла уходить в подполье нет.