Владимир Радостев: «Театр это пример, это зеркало, иногда окно в прошлое, а иногда и в будущее» Владимир Радостев: «Театр — пример, зеркало, иногда окно в прошлое, а иногда — и в будущее» Фото: предоставлено Владимиром Радостевым

«детского кино почти не снимают. А то, что снимают, оставляет желать лучшего»

— Профессия кинорежиссера для Набережных Челнов довольно редкая. Расскажите, как вы к ней пришли?

— Я давно уже снимаюсь в разных кинопроектах. Вот сейчас только приехал со съемок. Но это все разовые акции. А мне хотелось сделать что-то свое. Так началось мое кино.

— Ваши фильмы — детские, почему?

— Все мы родом из детства. Когда я был маленький, снималось много детского кино. Это была целая индустрия, которая не столько развлекала, сколько воспитывала. Так что для меня детское кино, наверное — попытка вернуться в детство. Вновь пережить маленькие радости и открытия, еще восполнить эту пустую теперь нишу. Ведь фильмов для детей почти не снимают. А то, что снимают, оставляет желать лучшего.

— О чем ваши фильмы?

— Это фильмы о проблемах отцов и детей, об экологии. Еще есть проект «Кари-картинки» — такие кинокарикатуры на разные человеческие недостатки.

— Это сатирические зарисовки?

— Нет, не совсем так. Конечно, элемент сатиры есть. Но в чем отличие моей мастерской от других? Мы берем серьезную проблему, разбираем ее и ищем выход из сложившейся ситуации.

«Детское кино, наверное, это попытка вернуться в детство. Вновь пережить все детские радости и открытия» «Детское кино, наверное, это попытка вернуться в детство. Вновь пережить все радости и открытия» Фото: предоставлено Владимиром Радостевым

— Детям не трудно разбираться в серьезных проблемах?

— Мы стараемся все это делать через юмор, песни. И вообще в работе должно преобладать хорошее настроение. Я не делаю из ребят актеров. Они здесь учатся на примерах персонажей тому, как разбираться в людях, в сложных ситуациях, к чему приводят трусость и лень и так далее. Театр — пример, зеркало, иногда окно в прошлое, а иногда — и в будущее. Это всегда увлекательно. Но когда выпускается спектакль или фильм, все уже знают: нужно собраться и потерпеть. Когда нет дисциплины, то ничего не получится. Через такое дети понимают: чтобы что-то сделать, нужно хорошо поработать. И это тоже ценный опыт.

— А как вам удается удерживать дисциплину?

— Они видят мое отношение к процессу, и это передается им. И потом, я же не один — со мной целая команда.

— Расскажите о вашей команде.

— Во-первых, видеостудия «Юла». Александр и Юлия Гринько. Без них не было бы таких фильмов и призов. Они настоящие профессионалы и творцы. Когда мы снимаем фильм, они понимают, чего я от них хочу, но и сами предлагают много своих идей. Во-вторых, актер театра «Мастеровые»  Игорь Иголкин. Он автор большинства песен и сценариев к моим работам. Вместе с ним мы обсуждаем, что будем делать, о чем, как это лучше выразить. У нас еще много неосуществленных задумок. Но я надеюсь, все наши замыслы состоятся на сцене и на экране. Кстати, название к моему проекту «Кари-картинки» придумал он. Во многих моих проектах мне помогают Станислав Иванов и Дина Ситдикова. Мне кажется, что со всеми этими ребятами я разговариваю на одном языке, и это очень важно в команде!

«Дети полюбили и поняли классику, а это дорогого стоит»

— Расскажите о своей «Творческой мастерской».

— «Творческая мастерская Владимира Радостева» — это мой проект. Почему творческая, а не театральная? Потому что мы занимаемся не только театром, но и кино. А возможно, будем делать что-нибудь еще. Театр — искусство синтетическое. Он сочетает в себе все направления и жанры, поэтому у нас все возможно.

— То есть у театра нет границ?

— Можно сказать и так. Есть только внутренний нравственный ориентир — культура. Не зря учебные заведения называют институтами культуры и искусств. К сожалению, в последнее время искусства все больше, а культуры все меньше.

— Что же делать?

— Мне кажется, все просто. Культура — это возделывание души. То, что возвышает душу, и есть настоящее искусство. Наверное, это главное, чем мы занимаемся в мастерской. У нас есть спектакль «Мы обнимаем вас музыкой», благодаря которому мы учились слушать музыку. В конце спектакля была викторина, и дети без ошибок отгадывали произведения и композиторов. А когда они приходили на занятия, просили включить им их любимые композиции. Дети полюбили и поняли классику, а это дорогого стоит. И подобных проектов у меня несколько. Еще мне кажется неправильным, что дети показывают спектакль только один раз на отчетном показе. Мне бы хотелось, чтобы юные актеры играли несколько раз. Чтобы они погружались в этот материал не в премьерном, нервном состоянии, а уже более осознанно подходили к процессу. Тогда результат будет значительно лучше и у спектакля, и у ребенка. Для этого нужно создать репертуарный детский театр, мне этого очень хочется, и, я думаю, получится.

— Вы всегда берете авторские сценарии или ставите и известных классиков?

— Конечно, у нас есть и классические произведения, например «Девочка со спичками». Но, вообще, Игорь Иголкин как-то интересовался у одного педагога, что сейчас читают дети. Она ответила, что они почти не читают, а писатели все те же — Самуил Маршак, Корней Чуковский. Так что если хотите что-то новое, то пишите сами. Будьте новыми Маршаками. Вот к этому мы и стремимся.

«Творческая мастерская Владимира Радостева» — это мой проект. Почему творческая, а не театральная, потому что мы занимаемся не только театром, но и кино» «Творческая мастерская Владимира Радостева» — это мой проект. Почему творческая, а не театральная, потому что мы занимаемся не только театром, но и кино» Фото: предоставлено Владимиром Радостевым

«ГОРОД «Ч» — это не Челны. Это город, в котором мы все хотели бы жить»

— Вы стали лауреатом на фестивале в Перми, расскажите об этом и есть ли у вас еще награды?

— Давайте начнем сначала. Свой первый фильм «Мечты» я отправил на международный фестиваль в Казань. Взял там гран-при в номинации «За лучший детский игровой детский фильм». Один из выпусков «Кари-картинок» получил награду на международном интернет-фестивале детского и юношеского творчества «Невзрослый фестиваль». Ну и фильм RODITELEY.NET стал лауреатом на всероссийском фестивале позитивного кино в номинации «Лучшая идея» в Перми. Все эти фильмы мы снимали со студией «ЮЛА», а автор сценария RODITELEY.NET — Игорь Иголкин. Фестиваль был действительно очень позитивный. А награду мне вручали Юрий и Владимир Торсуевы, которые сыграли в фильме «Приключения Электроника» главные роли: Электроника и Сыроежкина. Было очень здорово, потому что они для меня символы детства, радости и настоящего кино для детей, каким оно должно быть.

— Сколько было фильмов и чем они отличаются от ваших?

— Было отобрано 64 фильма. Смотрел не все, потому что параллельно шли мастер-классы и я был то там, то тут. Все фильмы разные. Но очень много развлекательного кино, которое, как говорится, ни уму, ни сердцу. Может, мы пока отстаем от них в финансовом и техническом плане, но главное — не в профессиональном. И у нас лучшие идеи, а это очень важно.

— Вы реализовались как режиссер, но ведь вы актер. На сцену не тянет?

— Во-первых, скучать некогда, а во-вторых, я играю в театре «Либерта», служу в Набережночелнинском цирке, где являюсь артистом и режиссером цирковых программ. Так что здесь тоже все в порядке.

— Ожидаются ли премьеры в ближайшее время? 

— Да, конечно. Примерно 10 сентября состоится премьера детского короткометражного фильма «Город „Ч“». Многие спрашивают: «Город „Ч“» — это Челны? К сожалению, нет.  «Город „Ч“» — это тот, в котором мы все хотели бы жить! Фильм — обращение к взрослым.

— Остается пожелать вам творческих успехов! И напоследок, что бы вы пожелали родителям и детям, которые хотят заниматься в театральной студии?

— Детям желаю ничего бояться, не стесняться. Дерзайте! А родителям рекомендую быть очень внимательными, прежде чем отдавать детей в студии. Ознакомьтесь с местом, куда вы привели ребенка: какая там атмосфера, какие педагоги, какое отношение они имеют к тому делу, которым занимаются? Если человек преподает актерское мастерство, знает ли он, что такое театр изнутри и что это за профессия? Все студии разные, и у каждой есть своя индивидуальность. И именно эта особенность будет влиять на формирование личности вашего ребенка. Водите детей в театры, на выставки и в органный зал. Культура начинается с совместных походов с родителями в театры, музеи, а не с коллективных. Давайте вместе любить, познавать и создавать культурную среду нашего города!