Сегодня Казанскому суворовскому военному училищу исполняется 75 лет. В преддверии юбилея начальник КСВУ Валерий Миронченко рассказал «БИЗНЕС Online» о быте суворовцев, жалобах родителей, датском паркете за 9 млн и былых странных командах сверху. А мы первыми показываем замечательный памятник, который откроют сегодня на новой аллее училищного Родионовского сада.
Валерий Миронченко: «Много жалоб: мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошел. Что делать — отбираем лучших»
«ТЯЖЕЛО ПОНЯТЬ, ЧТО В ГОЛОВЕ У РОДИТЕЛЕЙ»
— Валерий Николаевич, когда родители отдают ребенка в суворовское училище, какой мотив у них превалирует — дать сыну достойное образование или просто переложить его воспитание в наиболее трудном возрасте на плечи государства?
— Деликатная тема. Тяжело понять, что в голове у родителей — то ли хотят от ребенка избавиться, то ли желают дать ему хорошее образование. Но в основном, чтобы получил хорошее образование, постоянно занимался спортом и был под контролем.
— Откуда приезжают поступать?
— В основном из Татарстана, а так со всей России, больше всего — из Марий Эл, Чувашии, Кировской и Самарской областей.
— Какой конкурс?
— Пять человек на место. Все же видят, какое у нас училище. Возьмем материальную базу: запустили ледовый дворец, новую казарму (хотя это, скорее, общежитие — казармы у нас ушли в прошлое), великолепный бассейн, спортивный зал (один только его пол нам обошелся в 8 миллионов — из Дании привезли специальный паркет) и спортплощадки на улице, благоустроили территорию — посмотрите, как у нас красиво и уютно. Причем, в отличие от других училищ, все строили только местными силами — за это отвечала компания «Юмарт».
В спорте мы две олимпиады среди всех суворовских и нахимовских училищ уже выиграли, следующая, в 2020 году, пройдет в Казани, и если победим в третий раз, олимпийский кубок останется у нас навечно. Великолепно идет физика — постоянно занимаем первые места, по математике — первые и вторые. Пока немного хромает английский — мы где-то в середине.
Но из-за таких успехов, как это ни странно, и принимать детей трудно — много жалоб: мой ребенок хорошо сдал экзамены, а не прошел. Что делать — отбираем лучших. Главное — знания и здоровье. А чтобы ребята оставались здоровыми, у нас, среди прочего, диетическое питание. Конечно, они приезжают домой и сразу: «Мам, пожарь картошки», ведь у нас ничего жареного, острого или соленого. Словом, у наших мальчишек проблем со здоровьем нет. Но в целом здоровье поступающих, увы, ухудшилось: к примеру, все больше случаев плоскостопия. Процентов 30 подающих документы отсеиваются именно по здоровью. Родители не проверяют ребенка регулярно…
А самая лучшая реклама училищу — наши воспитанники. Приезжает парень на каникулы: он серьезный мальчик, не курит, спортивный, хорошо разговаривает, воспитанно ведет себя с девочками. И у его товарищей, знакомых тоже появляется желание стать таким. Когда они уезжают на каникулы, я инструктирую каждое подразделение, как вести себя в дороге, дома, с друзьями — это важно. И когда к нам приходят родители поступающих, нередко говорят: «У вас учится такой-то — какой хороший мальчик, хотим, чтобы и наш сын стал таким».
— Поступление — как экзамены в школе, тесты?
— Да. За один день сдают русский язык, математику, английский, проходят психологический отбор и экзамен по физподготовке.
— На сайте училища сказано, что для поступления отбираются кандидаты, изучавшие в общеобразовательных учреждениях английский. А если изучал другой язык, уже нельзя поступить?
— Да. Не мы это придумали — указание министерства образования России. Но с этого года начнем дополнительно изучать немецкий.
— В Москве в суворовское училище поступали и девочки. В Казани такое возможно?
— Это был эксперимент, достаточно непродолжительный, сейчас барышень в суворовские училища не берут. Если хотят — есть пансион министерства обороны в Москве, где учатся одни девочки, а в этом году открыли его филиал в Петербурге. И девочки сильные выпускаются. Конечно, они в военные училища не идут, но их с удовольствием берут в другие вузы, потому что у них высокий балл ЕГЭ. Они трижды были у нас в гостях по приглашению президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова. Он выделял для этого самолет. Экскурсии, самодеятельность, а в конце — бал. Суворовцы надевают парадную форму, знакомятся с девчонками, потом переписываются, перезваниваются.
Конкурс в КСВУ — пять человек на место
«ОДНО ВРЕМЯ БРАЛИ ВСЕХ ПОДРЯД»
— Сколько суворовцев отсеиваются в процессе обучения?
— Мы не имеем права отчислять ребенка без согласия родителей. Если они сказали, что не заберут, он будет учиться до 9-го класса, после этого можем распрощаться с ним, но только по его желанию. Даже по здоровью не можем отчислить — будем лечить. Поэтому отчисляем мало. В прошлом году с первого курса — ни одного. В основном уходят почему? Родители решают, что их сын — гений и его надо устроить в специализированную, например математическую, школу.
— Выпускник обязан далее пойти в военное училище?
— Нет, может поступить в любой вуз. Но мы воспитываем так, чтобы он выбрал военную службу. Лучший аргумент — наши выпускники. Например, начальник генерального штаба, генерал армии, Герой России Валерий Васильевич Герасимов окончил сначала наше, а потом Казанское танковое училище и сейчас — второй человек в Вооруженных силах.
В 2018 году 82 процента ребят пошли в училища, в этом — 73 процента, но далее их будет больше. Открою вам тайну: слабоват был нынешний выпуск. Почему — это долгая история. Одно время брали всех подряд — не знаю, с чем это было связано, но дали такую команду сверху, в итоге поступили и ребята, не очень желающие учиться. А сейчас пошли те, кого мы сами набирали. Подумайте только: из 75 выпускников 20 идут на золотую медаль! И в спорте они молодцы: из 20 человек одного взвода пятеро — кандидаты в мастера спорта.
— Насколько для военного важен суворовский факт в биографии? Может, проще сразу после школы пойти в военное училище?
— Я и сам поступал со школьной скамьи. Но когда к нам приехали суворовцы, было заметно, что они лучше подготовлены. К примеру, лучше знали английский (у всех был диплом военного переводчика), в спорте оказались более развиты. И хотя к третьему курсу эта грань стирается, качества, которые ребенок приобрел в детстве, остаются на всю жизнь.
— Каков обычный распорядок дня суворовца?
— Шесть-семь уроков, потом — два часа внеклассных занятий: спорт, танцы (кстати, у нас прекрасный танцевальный зал), техническое творчество, пение. После этого — три часа самостоятельной подготовки под руководством тех же преподавателей, типа репетиторства, только бесплатно. И обязательная вечерняя прогулка. Здоровый распорядок дня.
— Ваша программа дополнительного образования впечатляет. Есть обязательный набор занятий или суворовец может ничего не выбрать и бить баклуши?
— Может ничего не выбрать — не заставляем, однако и баклуши бить не получится — будет делать уроки. Но, как правило, все чем-то занимаются. Понимаете, если один мальчишка стал чемпионом, скажем, по самбо или рукопашному бою, он сразу приобретает особый вес среди сверстников, поэтому спортом точно хотят заниматься все. А у нас еще и сильная художественная самодеятельность, прекрасный хор, великолепные солисты, в этом году создали свой оркестр.
— Верховой езде не обучаете? Когда-то такое было…
— На лошадей нужны большие деньги. Пока это есть только в Кызыльском президентском кадетском училище.
К юбилею в училище появились новый памятник («Первый вальс») и аллея
«ДЕДОВЩИНА? ЭТО ИСКЛЮЧЕНО»
— Суворовское училище — это закрытое учебное заведение с превалированием ценностей военной среды. Ваши подопечные больше воспитываются как особая каста или все-таки, так скажем, в системе общегражданских ценностей? Винтики военной машины или всесторонне развитые личности?
— Не могу сказать, что они винтики военной машины. Мы просто готовим здоровых и грамотных ребят, которые, что важно, хорошо уживаются в коллективе. «Гражданский» мальчишка после 17 лет в квартире, еще неизвестно, уживется ли с коллегами и просто окружающими, а наши ребята — всегда. Но, конечно, это и особый мир. Мамы приходят после летних каникул и говорят: «Удивительно, сын так ждет, когда назад в училище — говорит, что там его братья». Сильно скучают друг по другу.
— И случаев дедовщины не бывает?
— Это исключено. В конце концов у старшекурсников свои проблемы, у младших — свои. Ну, может, было лет пять назад типа кто-то подзатыльник дал, но сейчас и такого нет.
— Современная информационная среда не рождает особо возвышенных чувств. Вы стараетесь оградить от нее своих подопечных или учите анализировать информацию?
— И то, и другое. Во-первых, объясняем. Одно время была мода жевать насвай, и у троих наших ребят его нашли. Сразу пригласили медиков, которые рассказали всем, что это такое и почему так делать не надо. Но, конечно, и стараемся ограждать детей от ненужной информации. Например, у них только кнопочные телефоны и до обеда их сдают командиру, а потом час-два можно звонить. И выход в интернет ограничиваем.
— Стандарты обучения отличаются от школьных, например по количеству часов преподавания общеобразовательных дисциплин?
— Нет. Только час в неделю — военная подготовка. Один час! Это знакомство с оружием, строевая подготовка. Обучаем и культуре общения, например как надо здороваться. У нас принято, что дети в училище здороваются со всеми — знают они этого человека или нет. Но если старший руку не подает, суворовец первым тоже так не сделает. Такие элементарные вопросы культуры. И потом, суворовец, он же форму носит, а это ко многому обязывает.
— Хотели бы вы что-то изменить в форме суворовцев?
— Нынешняя — оптимальный вариант.
— На их парадной форме тоже появились стоячие воротнички?
— Да, и, считаю, они красиво смотрятся. Долго шли к возвращению этого традиционного элемента, но все-таки вернули старую форму.
Посвящение основательнице Казанского Родионовского института благородных девиц, в стенах которого ныне располагается КСВУ, Анне Николаевне Родионовой
«ЛОМКА ХАРАКТЕРА, ЭТО НАДО ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ»
— Вы были начальником Казанского танкового. Каким училищем сложнее руководить?
— С административной, технической точки зрения — танковым: огромный коллектив, курсантов намного больше, солдаты, сотня танков, полсотни БМП, полигон, где водят и стреляют и днем, и ночью. Но в суворовском — особая ответственность. В танковом — взрослые ребята, а здесь дети. Нужен особый подход. Да еще переходный возраст. 6–8-е классы — трудное время: ломка характера, это надо вовремя заметить, ребенка нацелить.
— Вы прошли Афганистан, Южную Осетию и Приднестровье. Боевой опыт дал вам что-то для педагогической работы?
— В танковом он точно пригодился, да и здесь… Прежде всего это ответственность. Ночью в горах, когда луны нет, если не взяться за впереди идущего, сразу затеряешься. А надо не просто идти, но по компасу вести за собой роту и правильно выйти в указанный район. Боевая обстановка требует знаний, доведенных до автоматизма действий, умения мгновенно принимать решения, уверенности. Чуть командир растерялся — паника неизбежна. На тебя солдатики смотрят: как командир среагирует в критической обстановке? Если он заметался — все, не будет авторитета среди солдат и задачу подразделение не выполнит. Что-то подобное есть и в мирной училищной обстановке.
— Пять причин для родителей выбрать учебу в Казанском суворовском военном училище?
— Первое. Высокий уровень обучения и материальная база лучше, чем в любой школе Казани. Второе. Ребенок всегда под контролем. Третье. Уверенность в будущем. Это и медицинское, и финансовое, и вещевое обеспечение. Сегодня почти у всех молодых лейтенантов квартиры. А кто даст квартиру выпускнику классического университета? Четвертое. Престиж в обществе. Радует, что сегодня стали показывать хорошее в наших офицерах, да и то верно, они же не откуда-то к нам свалились — это наши дети. Пятое. Интересная служба. Но это от человека зависит. Если энергичный, конечно, ему будет интересно. Когда меня, молодого офицера, в очередной раз отправляли в далекий гарнизон, мне было интересно: возглавлю новый коллектив, я там никогда не был, занятно посмотреть, какие люди там живут, какой климат, живность. Столько впечатлений! Да и почему бы всю страну не изъездить?
Миронченко Валерий Николаевич родился 26 сентября 1950 года во Владикавказе.
1971 — окончил Владикавказское военное училище.
1971–1976 — командир мотострелкового взвода.
1976–1978 — командир мотострелковой роты.
1978–1979 — начальник штаба мотострелкового батальона.
1979–1984 — командир мотострелкового батальона.
1984–1985 — заместитель командира мотострелкового полка.
1988 — окончил Военную академию им. Фрунзе.
1988–1990 — командир полка.
1990–1995 — начальник штаба мотострелковой дивизии.
1995–2014 — начальник Казанского танкового училища.
С августа 2014 года по настоящее время — начальник Казанского суворовского военного училища.
В 1983–1985 годах служил в Афганистане, в 1991–1992 годах — в Приднестровье, в 1992–1993 годах — в Южной Осетии.
Кандидат педагогических наук, доцент.
Депутат Государственного Совета РТ пятого созыва, член комитета ГС РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За личное мужество», «За военные заслуги», орденами Красного Знамени и Красной Звезды Республики Афганистан.
Женат, двое сыновей.
Увлекается военной историей, фалеристикой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.