ГИБДД России сегодня преподнесла подарок всем автовладельцам России — на сайте ведомства была опубликована карта расположения камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на дорогах Фото: «БИЗНЕС Online»

«с целью более широкого информирования участников дорожного движения»

ГИБДД России сегодня преподнесла подарок всем автовладельцам России — на сайте ведомства была опубликована карта расположения камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на дорогах. Списки составлены для всех регионов РФ, в том числе и для Татарстана. Для того чтобы посмотреть перечень, нужно в выпадающей строке выбрать Республику Татарстан (16-й регион). В частности, указано расположение камер (как передвижных, так и стационарных) на региональных дорогах (Казань — Малмыж, Казань — Ульяновск, Джалиль — Сарманово, Йошкар-Ола — Зеленодольск), трассе М7 (Москва — Уфа), а также в городах. 

«Новый раздел создан с целью более широкого информирования участников дорожного движения о местах установки комплексов автоматической фотовидеофиксации, а также поможет разработчикам навигационных приложений руководствоваться полученной информацией в своей деятельности», — сказано в пресс-релизе МВД. Там же отмечается, что раздел был разработан по итогам заседания Госсовета в конце июня.

Напомним, на заседании 26 июня Владимир Путин призвал не прятать на трассах камеры фиксации нарушений ПДД. Глава государства отметил, что водителей нельзя подводить под штраф, а камеры необходимы для снижения аварийности. После этого президент РФ поручил правительству отменить штрафы за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные скрытыми от водителей камерами.

муляжи камер не попали на карту

«Карта была создана для того, чтобы граждане России были информированы о местах установки камер фотофиксации. На этой карте, которая отображена на сайте ГИБДД России, указаны места установки стационарных камер и места установки и возможной установки передвижных камер», — подтвердил сегодня «БИЗНЕС Online» заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Александр Разумнов.

Он подчеркнул, что на карту занесены все реально действующие камеры. Их муляжи, которые установлены для острастки водителей и экономии бюджетных средств, в нее не попали. На сайте указано, что в настоящее время информационный ресурс находится в стадии наполнения и информация о расположении камер будет дополняться. Но, как заверил нам Разумнов, в Татарстане на карту занесены все 100% работающих средств фотофиксации нарушений.

Однако в будущем, если ГИБДД примет решение о смене дислокации камер, эти изменения сразу же будут отображаться на карте. «Места дислокации камер определяются путем анализа аварийности, который мы проводим ежемесячно. То есть по истечении определенного периода, если анализ нам покажет, что аварийноопасные участки, места совершения ДТП изменились, приборы будут передислоцироваться, а в карту вноситься изменения», — сообщил Разумнов.

Правда, в районе обеда (видимо, из-за наплыва пользователей) раздел сайта ГИБДД, на котором был размещен данный ресурс, упал. Все попытки подсчитать количество камер в Татарстане оказались тщетны — на любой запрос сайт стал произвольно отправлять пользователей то во Владикавказ, то в Ессентуки, то во Владимир. То немногое, что пока удалось узнать, — в Москве и Московской области порядка 2758 камер фотофиксации нарушений.

В Татарстане на карту занесены все 100% работающих средств фотофиксации нарушений Фото: «БИЗНЕС Online»

«По сути, это секрет Полишинеля»

Водители, впрочем, пока не видят большой пользы от раскрытия информации о местонахождении камер, поясняя это тем, что вся полезная для них информация давно собрана в автонавигаторах.

«Единственное, что навигаторы не предупреждают о переносных камерах, которые устанавливают на время, — отмечает юрист регионального представительства федерации автомобилистов России (ФАР) Владлен Копвиллем. — Такие мобильные комплексы „отлавливают“ с помощью антирадаров. Более того, часто камеры стоят, но не работают. Например, антирадар сигнализирует о наличии камеры, но стоит муляж, который просто дает сигнал, не измеряя скорость. Или устанавливается знак, что используется фотовидеофиксация, но камер на участке дороги просто нет».

«По сути, это секрет Полишинеля, — отмечает представитель ФАР. — Поэтому и количество штрафов не изменится. Кто торопится и не обращает внимания на знаки и камеры, тому опубликованные карты информацию не дают. А если человек слушает навигатор и предупреждения о камерах, то он так и будет аккуратно проезжать перед камерами фиксации нарушений ПДД».

Копвиллем считает, что все места установки мобильных камер на карте раскрыть все равно не получится, так как места их дислокации меняются порой каждый день. «Внешне раскрытие мест установки камер выглядит как реверанс в сторону водителей. Они понимают, что в реальности места работы стационарных камер уже давно не секрет», — констатирует он.

Автоэксперт, создатель программы «Гараж» на радио «Эхо Москвы» Сергей Асланян уверен, что публикация «открытой» карты на «закрытом» сайте ГИБДД — это такая своеобразная реакция ведомства на претензии Путина к нестационарным камерам, которые обычно устанавливают на треногах вдоль дорог. «Перед этим у нас были по поводу камер разборки на самом высоком уровне, в том числе с привлечением ГИБДД», — вспоминает автоэксперт.

На его взгляд, на количестве штрафов раскрытие информации о камерах никак не скажется. «Данные на той карте и реальной дороге — это две большие разницы. Если вы едете по стране, то не будете со штурманом каждую секунду сверять дорогу. А камера — это финансовый инструмент, который не имеет никакого отношения к безопасности. Как и любая засада, она сделана с таким расчетом, чтобы водители не поняли почему, где и когда нарвались на штраф. Если вы идеальный и абсолютно безупречный водитель, из поездки на большую дистанцию привезете несколько штрафов обязательно. Камеры выставлены под таким углом, чтобы у вас было превышение. Это то же самое, что и со знаками, которые либо демонтированы, либо повернуты в обратную сторону, когда ограничения скорости не видно, но вас уже наказали. Такая практика распространена, например, в Московской области», — уверен Асланян.

«ГИБДД для того и раскрывает информацию, чтобы водитель, зная о камерах, снизил скорость и не попал в аварию — не причинил вред себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения» Фото: «БИЗНЕС Online»

3 млрд на штрафы потратили татарстанцы

Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников видит в создании карты и самих камерах фотофиксации нарушений ПДД одни лишь плюсы: «Камеры размещаются на участках с наибольшей аварийностью. С их помощью государство старается не собрать как можно больше штрафов за превышение скорости, а предотвратить такие ситуации и тяжкие последствия. ГИБДД для того и раскрывает информацию, чтобы водитель, зная о камерах, снизил скорость и не попал в аварию — не причинил вред себе, пассажирам и другим участникам дорожного движения».

«Кстати, по нашим наблюдениям, водители такси, особенно работающие на личных автомобилях, в принципе ездят безопаснее, чем другие. Есть исследование  аналитического центра при правительстве РФ по этой теме», — заявляет представитель такси. По его словам, сервис «Максим» не участвует в оснащении автомобилей партнеров антирадарами, но настоятельно требует от них соблюдать все правила дорожного движения.

В пресс-службе «Яндекса» нам сообщили, что опубликованный ГИБДД список камер в компании тщательно изучат и будут использовать наряду с другими источниками данных о камерах на дорогах. «О расположении камер „Яндекс.Навигатор“ узнает из различных источников, в том числе от пользователей редактора „Яндекс.Карты“ („Народная карта“) и водителей, отмечающих камеры в навигаторе. Если метку часто подтверждают, информация о ней дополнительно проверяется, после чего закрепляется на карте. Благодаря этому сервису „Яндекс.Навигатор“ известно примерно о 20 тысячах камер по всей стране», — сообщили нам в «Яндексе».

Накануне «Российская газета» опубликовала данные исследования международной аудиторско-консалтинговой сети «ФинЭкспертиза» о размере автоштрафов в России. По итогам 2018 года доходы региональных бюджетов от штрафов за нарушение ПДД пополнились на 71,3 млрд рублей, что на 3,38% больше, чем в 2017-м. Бюджет Республики Татарстан, в частности, пополнился на 2,97 млрд рублей. Больше всего собрала штрафов Москва (14,75 млрд), Московская область (5,37 млрд). Самый большой прирост доходов от штрафов за нарушения ПДД в прошлом году получили бюджеты Московской (+2,13 млрд), Волгоградской (+543,34 млн) и Свердловской (+489,3 млн рублей) областей.