«Тимер Банк», начав банкротить ульяновского автодилера, спохватился, что машины у него в залоге «Тимер Банк», начав банкротить ульяновского автодилера, спохватился, что машины у него в залоге

«ТИМЕР БАНК» НАМЕРЕН ОТСУДИТЬ ЗАЛОГОВЫЕ АВТО, проданные ульяновским автосалоном

В редакцию «БИЗНЕС Online» обратились жители Ульяновской области, которые приобрели автомобили, заложенные автосалоном «Автомир Техсервис» в АО «Тимер Банк». По мнению собственников машин, они стали жертвами финансового мошенничества, при этом банк не остался в стороне. Автомобили приобретались у ООО «Техцентр Автомир-Сервис» и ООО «АМС Моторс». Эти фирмы входят в состав в прошлом одного из крупнейших холдингов Ульяновска — АМС-групп ульяновского бизнесмена Сергея Полбина. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», ООО «АМС» было создано в апреле 2015 года, собственниками компании являются Юрий Кошкин (владелец охранного предприятия «Ратибор», прежде входившего в холдинг «АМС-Групп») и владелец «Симбирской лесоторговой компании» (в прошлом — совладелец «ТД Техресурс», также ранее входившего в холдинг «АМС-Групп») Владимир Новичков. Сейчас компания находится на завершающей стадии банкротства — введено конкурсное производство.

«Являясь официальным дилером автомобилей Ford, ООО „Техцентр Автомир-Сервис“ взяло кредит в ПАО „Тимер Банк“ под залог 7 машин марки Ford. После чего продал эти автомобили физлицам, убедив их, что машины не находятся у третьих лиц, введя тем самым покупателей в заблуждение», — формулирует свою позицию сын пострадавшего Радик Хамидуллин. Его отец Талип Хамидуллин приобрел Ford Fiesta 21 июля 2016 года. В договоре купли-продажи в пункте «Права и обязанности продавца» прописано: «Передать покупателю товар, свободный от третьих лиц». Покупатели были спокойны, у них не возникало даже мысли пробить машину на сайте судебных приставов. «Раньше никто так не делал! Даже не думал об этом!» — уверяет Хамидуллин. И очень зря. Оказалось, что в апреле 2016 года ООО «Техцентр Автомир-Сервис» кредитовалось у казанского банка АО «Тимер Банк» под залог этих авто, но деньги от продажи машин салон банку не перечислял. Процедура банкротства автосалона началась в 2017 году, и инициировал ее именно «Тимер Банк», обратившись с иском в суд о взыскании 54 млн рублей. А в апреле 2019 года на купивших три года назад автомобили покупателей посыпались иски от банка с требованием вернуть автомобили, которые, как выяснилось, находятся в залоге. 

Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской — Марина Албутова. Женщине пришлось идти по требованию в Дрожжановский районный суд РТ. И это единственный суд, где дело пока находится в подвешенном состоянии. В судах Ульяновской области решения выносятся неоднозначные. К примеру, по одному иску Засвияжский суд Ульяновска удовлетворил иск «Тимер Банка», постановив потерпевшему Максиму Дмитриеву автомобиль  вернуть. Мотивацию суда участники описывали так: «Вы должны были проверить, находится автомобиль в залоге или нет, сами». А Димитровградский городской суд в удовлетворении аналогичного иска банку отказал. У Талипа Хамидуллина появился шанс оставить автомобиль себе. Но «Тимер Банк» намерен обжаловать это решение. 

Албутова на своем заседании в Дрожжановском районном суде РТ ходатайствовала об отложении дела до решения о возбуждении уголовного дела. Суд удовлетворил ее просьбу, но в Ульяновском МВД, говорит женщина, расследование начать не торопятся. «Они [„Тимер Банк“, техцентр „Автомир-Сервис"] чувствуют себя комфортно, так как уверены, что уголовное дело в отношении них возбуждаться не будет — МВД Ульяновской области признает их действия в рамках гражданско-правового права, а не уголовного, что в корне неверно», — убеждает нас и Радик Хамидуллин. Пострадавшие бьются во все двери — на днях ходили на прием к начальнику УМВД по Ульяновской области Андрею Мишагину. «Решайте свои дела в суде, это гражданско-правовые отношения», — цитирует Албутова слова Мишагина. На этой неделе заявление владельцы авто подали и в Генпрокуратуру. «И если факт мошенничества подтвердится, если органы следствия найдут, куда были потрачены кредитные деньги [если выяснят, что не туда, куда надо], то МВД возбудит уголовное дело», — надеются потерпевшие. 

Три года поездив на купленных в ульновском автосалоне автомобилях, владельцы вдруг получили иски — выяснилось, что с машин не снят залог Три года поездив на купленных в ульяновском автосалоне автомобилях, владельцы вдруг получили иски — выяснилось, что с машин не снят залог

«Сказочники! Кто там отдаст деньги?»

Обманутыми оказались не только покупатели авто. Свой Ford Fiesta стоимостью 735 тыс. рублей Албутова приобрела через автокредит Сетелем Банка, который прокредитовал ее на 500 тыс. рублей, приняв машину в залог. То есть автомобиль женщины был заложен дважды. Однако при регистрации машины в ГИБДД проблем не возникло. «Я как-то ходила в банк узнавать, они говорят: „Если мы будем всех проверять, никому кредит не выдадим“. А в договоре залога четко написано: „Дважды машина не может быть в залоге“. Но получается, она была дважды — в „Тимер Банке“ и в Сетелем Банке! Выходит, Сетелем Банк тоже нарушитель!» — делает вывод собеседница издания. Среди проданных машин были также Ford Kuga и Ford EcoSport. Пострадавшие говорят и о двух владельцах Mazda, с которых также в судебном порядке спрашивали автомобили. В отношении одного владельца суд вынес решение в пользу «Тимер Банка», а собственник второго и вовсе успел свою Mazda перепродать. И это оказалось спасением. Если успел продать, говорят потерпевшие, суд у «добросовестного покупателя» не отнимает. «А мы недобросовестные покупатели!», — возмущается Албутова. По словам женщины, все пострадавшие тоже хотели перепродать свои авто, но у них не вышло — сейчас на имущество наложен арест по суду. «Мы собственной кровью заработали эти авто, кредиты брали. Мошенники они, а мы, получается, быдло!» — возмущается Албутова. 

Свои претензии пострадавшие прежде всего адресуют владельцу автосалона Сергею Полбину. «Разговаривали с Полбиным, четыре месяца каждый день он нас кормит обещаниями. Договор цессии будет делать якобы», — рассказывает нам Албутова. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с Полбиным в мессенджере, на звонки он не отвечал: «Со слов директора, никаких мошеннических действий не происходило. Все клиенты останутся со своими машинами. Вопрос с банком будет урегулирован. Спасибо», — последовал ответ на наши вопросы. «Директор» автосалона «Автомир Техсервис», о котором идет речь, это Алексей Романов. Сам Полбин сейчас находится в процедуре банкротства и как физическое лицо. Как указывает издание 73.online.ru, ранее холдинг «АМС групп» Полбина был одним из крупнейших автомобильных дилеров региона, но в один момент его руководство позакрывало все свои автосалоны — сначала Volvo и Land Rover, а затем  — Honda и BMW. Последним стал автосалон, где как раз продавали автомобили марок Ford и Mazda.

АО «Тимер Банк» отказалось комментировать как сложившуюся ситуацию, так и обвинения в свой адрес.

Конкурсный управляющий ООО «Техсервис Автомир-Сервис» Евгений Носков считает, что факт аферы налицо. «Сказочники! Кто там отдаст деньги? — Носков просит пострадавших не верить словам Полбина и его обещаниям. — Он сейчас ждет апелляцию, она все поставит в нужное русло. „Тимер Банк“, естественно, просит погасить задолженность. Общий долг автосалона к банку — 330 млн рублей». Носков говорит, что имущество фирмы оценили в 110 млн рублей, но покупателей, увы, не нашлось.

Конкурсный управляющий выдвигает версию, что банк подал иски в отношении покупателей машин специально, чтобы они добились возбуждения уголовного дела. «Я не считаю, что банку нужны машины, на которых по три года проездили. Банк именно со стороны хочет привлечь к уголовной ответственности. Люди там годами копили… Я полностью поддержу потерпевших», — говорит Носков, утверждая, что к ответственности можно привлечь  руководителя фирмы, бухгалтерию и тех, кто продал автомобили. 

Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской Гражданские суды проходят в Ульяновской области. Но среди потерпевших нашлась и жительница Ульяновска с татарстанской пропиской

«при приобретении автомобиля у крупного представителя у граждан отсутствовали сомнения»

Гендиректор ООО «Арена Авто» Евгений Замулин, которого мы попросили прокомментировать ситуацию, рассказал, что схем мошенничеств в этой сфере много. «Такая схема больше похожа на мошенничество „Тимер Банка“, если честно. Потому что знать три года и не следить за своими залогами — это уж очень некорректно, — считает Замулин. — Я думаю, что здесь банк решил лишних денег заработать или еще что-то произошло. Но не салон». Замулин опасается, что банки могут просто вовремя не подавать в УФССП данные о том, что автомобиль заложен. «Сможет ли банк доказать, что на момент покупки автомобиля эта информация была размещена? А это доказать уже практически невозможно», — говорит он.

По словам собеседника издания, после ситуации с мошенничеством в «ТрансТехСервисе» в их автосалоне ужесточили требования к продаже авто — для каждой машины отдельно распечатывается документ с официального сайта судебных приставов, который говорит о том, что новый или б/у автомобиль не находится в залоге. Напомним, в январе этого года возбудили уголовное дело в отношении менеджера отдела по продаже подержанных автомобилей ТТС Айрата Файзуллина. По версии следствия, он принимал автомобили клиентов для оценки и дальнейшей продажи, но машины перепродавались без ведома собственников в других точках города. «Сейчас практически весь автомобильный бизнес как на бомбе замедленного действия, потому что законодательство пока не может все предусмотреть. Такая проблема есть», — говорит Замулин. 

Рассказал наш собеседник и об угрозе хакеров в последнее время. «Мы уже столкнулись со следующей схемой — есть интернет-мошенники, которые за определенную плату могут на сайте судебных приставов стереть информацию о том, что машина в залоге, — говорит Замулин. — Распечатывается документ, что на дату, например, на сегодня, на 14:30, автомобиль абсолютно чистый. А на следующий день он снова появляется в залоге. Мошенникам нужно дать только вин-номер автомобиля, они его находят на этом сайте и убирают эту информацию. Причем стоимость за такую услугу достаточно невысокая, нам, по-моему, предложили за день 1 тыс. рублей». 

Старший юрист юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Алия Алтынбаева в беседе с нашим корреспондентом заметила, что в данном споре все зависит от того, могли ли граждане знать о наличии залога на момент приобретения автомобилей. «Договор залога с банком был заключен 29 апреля 2016 года, а уже 30 апреля 2016-го банк подал уведомление нотариусу о наличии залога, — рассуждает юрист. — С указанной даты считается, что любой покупатель может узнать о наличии обременения. В противном случае любая перепродажа вещи постороннему лицу означала бы прекращение залога. В этой ситуации банк нес бы риски, а залог становился бы бессмысленным. Соответственно, покупатель мог узнать о наличии залога при покупке автомобиля позже указанной даты. Конечно, при приобретении машины у крупного представителя, который выдает ПТС, заверяет об отсутствии обременений, у граждан отсутствовали сомнения, что автомобили могут быть заложены. Более того, некоторые авто стали предметом последующего залога в других банках, что вселяло гражданам уверенность в чистоте сделки».

Впрочем, Алтынбаева добавляет, что задача удостовериться о наличии залога в реестре нотариуса на сайте reestr-zalogov.ru или запросить выписку из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, согласно ст. 103.7 Основ законодательства о нотариате, — задача покупателя движимого имущества. «В каждом конкретном споре суды исследуют вопрос об объективной возможности покупателя узнать о наличии залога, и от этого обстоятельства зависит, прекратился залог для них или нет» — заключила собеседница издания.