Компания «ЗаряД», основанная в 2015 году хоккеистом «Ак Барса» Данисом Зариповым, накануне объявила о продаже 50% доли Umatex Grop — дочке госкорпорации «Росатом» Компания «ЗаряД», основанная в 2015 году хоккеистом «Ак Барса» Данисом Зариповым, накануне объявила о продаже 50% доли Umatex Grop — «дочке» госкорпорации «Росатом» Фото: «БИЗНЕС Online»

СИМВОЛ КОМПОЗИТНОГО КЛАСТЕРА

Компания «ЗаряД», основанная в 2015 году хоккеистом «Ак Барса» Данисом Зариповым, накануне объявила о продаже 50% доли Umatex Grop — «дочке» госкорпорации «Росатом». Как накануне сообщил аккаунт производителя клюшек в «Инстаграме», историческое соглашение было подписано позавчера в Москве. Сумма и другие подробности сделки не раскрываются. Известно, что до последнего времени ООО «ЗаряД» в равных долях владели Зарипов и его близкий друг, в прошлом тоже профессиональный хоккеист Иван Савин, с апреля прошлого года занимающий пост гендиректора. Судя по тому, что в подписании участвовали и Зарипов, и Савин, можно предположить, что часть пакета продали они оба.

Активные переговоры с Umatex, как сообщил «БИЗНЕС Online» Савин, продолжались два месяца. «Их завершением стало подписание договора, — сказал он. — Мы, можно сказать, работаем на одном рынке. Выпуская готовую продукцию из волокна, мы замыкаем цикл нефтехимического производства».

Umatex позиционируется как крупнейший в стране производитель углеволокна, на основе которого создаются композитные материалы. В группу компании входит расположенное в Елабуге предприятие «Алабуга-Волокно». «ЗаряД» активно закупает у него сырье и служит своего рода витриной создаваемого композитного кластера. Клюшки — это простой и понятный конечный продукт, который всегда можно продемонстрировать как пример. 

Umatex позиционируется как крупнейший в стране производитель углеволокна, на основе которого создаются композитные материалы В группу компании входит «Алабуга-Волокно» Umatex позиционируется как крупнейший в стране производитель углеволокна, на основе которого создаются композитные материалы. В группу компании входит «Алабуга-Волокно» Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Как объясняет гендиректор Umatex Group Александр Тюнин, перед «Росатомом» поставлена задача: к 2030 году 70% бизнеса должно быть от атомных станций и 30% — от новых направлений. Одно из них — как раз композитные материалы. «Сегодня это одна из самых быстрорастущих в мире отраслей», — отметил он. Когда дело доходит до конечной продукции, будь то элементы судов, коньки или лыжи, компания предпочитает работать с такими партнерами, как «ЗаряД», а не запускать производство с нуля самостоятельно.

Делает это Umatex по двум причинам. «Во-первых, потому что у партнеров есть понимание отдельно взятых рынков, — объясняет Тюнин. — Во-вторых, у них уже доказанная история успеха: они создали на свой страх и риск какой-то продукт, вывели его на рынок и добились показателей. Сегодня в России нет других серьезных игроков по спорттоварам, кроме „ЗаряДа“, которые использовали бы композиты и у которого уже были бы конечные изделия».

По итогам 2017 года (более свежие цифры пока не опубликованы) «ЗаряД» получил выручку в 113 млн и чистую прибыль в 1,1 млн рублей.

Завод продолжит базироваться в Челнах, но будет расширяться Завод продолжит базироваться в Челнах, но будет расширяться Фото: «БИЗНЕС Online»

НОВЫЙ ТОВАР ЧЕРЕЗ 1,5–2 ГОДА

Завод продолжит базироваться в Челнах, но будет расширяться. «Наша задача не только увеличить мощности по выпуску клюшек, — уточнил Савин. — Основная цель — организация двух производств. Из углеродного волокна делается почти весь спортинвентарь. В этом плане у нас непочатый край работы». Наш собеседник считает, что после сделки «ЗаряД» будет гораздо оперативнее раскрывать экспортный потенциал: «Хотим, чтобы наша продукция, выпускаемая в России, была позитивно воспринята на всех рынках. По новым видам нам станет легче двигаться с новым партнером. Если говорить о клюшках, в ближайшем будущем мы можем поставлять их в скандинавские страны, а затем — в Северную Америку». Сейчас, по словам директора «ЗаряДа», доля российских производителей на рынке спорттоваров минимальна даже в России, а 90% от стоимости тех же клюшек выводится за границу.

«В скором времени мы начнем прорабатывать все направления, — рассказал сам Зарипов „БИЗНЕС Online“. — Определенные планы есть, но мы прекрасно знаем, что наладить производство — это не так просто. Постараемся подойти ко всему с головой и не ударить в грязь лицом перед российским потребителем. Пока могу сказать, что активно будем работать в направлении удочек и лыж, при этом не забывая улучшать качество клюшек».

Со стратегией расширения ассортимента целиком согласен новый совладелец. «Клюшки — конкретный товар, и его производство уже налажено, — отметил Тюнин. — По поводу других направлений в ближайшее время будем вести конкретную работу по бизнес-планированию. По предварительным прогнозам, у нас появится новый продукт через 1,5–2 года. Он отправится в массовое потребление и, что более важно, выйдет на экспортные рынки. Клюшки — это только начало. Конечно, мы объединим усилия и дадим толчок развитию клюшек и в России, и за рубежом, но, помимо этого, будем совершенствовать линейку товаров: коньки, лыжи, удочки, велосипедные рамы и так далее».

На сегодняшний день «Заряд» — единственный производитель клюшек в России На сегодняшний день «ЗаряД» — единственный производитель клюшек в России Фото: «БИЗНЕС Online»

На сегодняшний день «ЗаряД» — единственный производитель клюшек в России. Открылся завод в 2016-м, через год клюшку презентовали на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, а еще на тренировке в Сочи с «ЗаряДом» показался президент Владимир Путин. Войдя в  челнинский ТОСЭР, предприятие получило особые условия по налогообложению, но все равно столкнулось с финансовыми трудностями. Они проявились в неплатежах за аренду помещений. Их владелец «Новэкс Приоритет» ведет с «ЗаряДом» судебные разбирательства из-за долгов. Кажется, с таким партнером, как Umatex, готовым оказать финансовую помощь, все проблемы решатся.

Сейчас у «ЗаряДа» горячая пора: нужно комплектовать хоккейные команды и детские школы. Возможно, в это время уже через год к списку клиентов компании добавятся не только хоккеисты.