На фоне «головокружительных» результатов кампании ЕГЭ-2019 вскрылся ряд нарывов в системе образования Набережных Челнов На фоне «головокружительных» результатов кампании ЕГЭ – 2019 вскрылся ряд нарывов в системе образования Набережных Челнов Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

ЕГЭ КАК ЛАКМУСОВАЯ БУМАЖКА ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ

«Мы по ряду школ с руководителями образовательных учреждений не продлили контракты», — заявил сегодня утром на деловом понедельнике мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, связав это решение с низкими результатами ЕГЭ.

Сегодня утром на традиционном понедельничном совещании в мэрии Набережных Челнов выступил с докладом замглавы исполкома Рамиль Халимов, который отметил, что итоговая аттестация — наиболее важный показатель, характеризующий эффективность процесса обучения школьников. В образовательных учреждениях Челнов в этом году 25 стобалльников, треть выпускников получили от 80 до 100 баллов на экзаменах. В 6 раз выросло число стобалльников по профильной математике, 192 ученика получили медали «За особые успехи в учении». Однако далеко не все прекрасно.

Так, автоград уже три года не видел стобалльников по истории, иностранным языкам, в 2 раза снизилось число таковых по русскому языку. В 18 школах есть выпускники, которые не смогли преодолеть пороговые значения по предметам. Что еще более всего опечалило руководство Челнов? То, что ниже городского показателя по среднему баллу опустились школы ПЛГТО, №23, №25, №3, №82, «Веста», №81, №65 и №38.

Рамиль Халимов отметил, что итоговая аттестация — наиболее важный показатель, характеризующий эффективность процесса обучения школьников Рамиль Халимов отметил, что итоговая аттестация — наиболее важный показатель, характеризующий эффективность процесса обучения школьников Фото: nabchelny.ru

«Практически все находятся в одинаковых стартовых условиях. Разговоры о том, что что-то не получилось (как в той шутке: только разбежался — и земля кончилась), не принимаются. И дети, и система образования — все находятся в одинаковых стартовых условиях. 80 процентов детей и даже больше — тот материал, с которым необходимо работать, вкладывать душу, сердце, передавать знания, если они есть. Но для этого учителю нужно учиться, чтобы ребенок не провел свои годы бесцельно в школе. Время идет. Можно выйти конкурентоспособным, можно — никаким. Все зависит от ученика, учителя и родителей», — заявил Магдеев, комментируя результаты ЕГЭ и объясняя кадровые решения.

«Поэтому надо проанализировать. Вы заметили, ряд школ подтягивается и конкурирует с гимназиями и лицеями. Это говорит о том, что в данных школах есть хорошая мотивация по отношению к детям, родителям, есть хорошая команда учителей, которые конкурируют и получают хорошие результаты при тех же одинаковых условиях с другими школами, которые в данных направлениях не работают, к сожалению, ищут причины… Результаты — это результат единого государственного экзамена, — добавил Магдеев. — Единый государственный экзамен — лакмусовая бумажка того, на что ты способен».

Поговорить напрямую с директорами школ, которые показали низкие результаты по ЕГЭ, нашему изданию не удалось, т. к. большинства руководителей не оказалось на рабочем месте. Зато в школе №23 сообщили, что директор учреждения сохранил свой пост, как и все остальные челнинские директора, поскольку, вопреки заявлению Магдеева, контракты с ними были продлены еще 26 июня.

Оперативно ответить на вопросы «БИЗНЕС Online» в самом управлении образования и по делам молодежи исполкома Челнов не смогли. При этом добавим, что вопрос заключения контракта с директорами школ — сугубо прерогатива муниципалитета. И такой показатель, как ЕГЭ, в системе оценки эффективности  руководства школ стоит далеко не на первом месте.


«В ТАТАРСТАНЕ УВОЛЬНЕНИЙ ПО ТАКОЙ РЕПРЕССИВНОЙ СТАТЬЕ ЕЩЕ НИ РАЗУ НЕ БЫЛО»

Председатель республиканского комитета профсоюза работников образования и науки РФ Юрий Прохоров заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что в его адрес пока жалобы от директоров школ не поступали. «Я об этом ничего не слышал», — заявил он, имея в виду непродление контрактов исполкома Челнов с руководством образовательных учреждений. Прохоров заметил, что исполком имеет право увольнять директоров по ст. 287 Трудового кодекса РФ («Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации»). «По этой статье местная власть может отправить в отставку руководителя школы, даже не объясняя ему причины, — добавил собеседник издания. — Но в Татарстане увольнений по такой репрессивной статье еще ни разу не было, чего не скажешь про другие города — Санкт-Петербург или Самару, где директоров увольняли пачками. Поэтому я думаю, что Наиль Магдеев либо оговорился, либо его неправильно поняли. Он всегда вел себя тактично и умно в таких вопросах, еще когда возглавлял Бугульму. Он всегда ценил руководителей образовательных учреждений».

В автограде в 18 школах есть выпускники, которые не смогли преодолеть пороговые значения по предметамФото: Владимир Смирнов/ТАСС

Ректор КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко считает, что для принятия таких административных решений следует обеспечивать образовательные учреждения материальной базой. «Директор школы может повысить результаты ЕГЭ за счет выстраивания образовательного процесса, но для этого у него должны быть в достатке ресурсы. Странно требовать хороших результатов по химии, если школьный кабинет по данному предмету должным образом не оснащен, — пояснил Юшко. — Если этого нет, решение [об увольнении] получается однобоким, сугубо административным. Но если школа получила ресурсы, а ее директор не смог организовать учебный процесс, то оно выглядит вполне логичным». Собеседник издания добавил, что в Челнах в школах уделяется большое внимание ресурсной базе. «В некоторых школах мы открыли свои приемные комиссии и ознакомились с оснащением школ, оно на высоком уровне» — заметил ректор КНИТУ-КХТИ.

Юшко указал, что кадровые решения исполкома — это сигнал как действующим директорам школ, так и претендентам на подобное место. «Это знак, что им придется за данным направлением следить и, в случае чего, отвечать за плохие результаты ЕГЭ, — добавил он. — Следовательно, директора и претенденты на эту должность должны чаще выходить с запросами на ресурсы, необходимые для подготовки школьников к экзаменам. Главное — не ставить директора в положение, когда он вынужден в погоне за высокими результатами из-за плохо оснащенного кабинета химии разворачивать школьников сдавать ЕГЭ по обществознанию, например».

Павел Шмаков: «У нас есть определенный процент школ, которым идет реальная поддержка со стороны государства» Павел Шмаков: «У нас есть определенный процент школ, которым идет реальная поддержка со стороны государства» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мэр не может принимать такие решения — и это очевидно показушная вещь, — пояснил нашему корреспонденту директор школы „СОлНЦе“ Павел Шмаков. — Формально Наиль Магдеев имеет право так сделать: по Трудовому кодексу РФ директора школы можно уволить без объяснения причин. Об этом говорит одна из статей. Но в России увольнения по статье происходили, только когда был сильный конфликт между директором и управлением образования. Лет 15 назад именно так со мной и поступили. Если статью увольнения применять сейчас, то это будет очень большой скандал. Руководители учебных заведений не виноваты, что у них дети слабые, так как подобная ситуация может быть в любой школе».

По его словам, сейчас наблюдается тенденция перекладывания ответственности на директоров, чтобы «они после 9-го класса выгоняли детей и чтобы статистика по сдаче ЕГЭ не портилась». Но с подобными увольнениями, которые предлагает мэр Челнов, отказ в принятии детей в старшие классы будет откровенным и открытым, что спровоцирует конфликт между обществом и государством, уверен Шмаков. «Скорее всего, Магдеев делает некий PR-ход, чтобы директора лучше стали трудиться, но он не сработает», — считает наш собеседник.

«Если власти требуют показатели по госэкзаменам, то стоит школам помогать. У нас есть определенный процент школ, которым идет реальная поддержка со стороны государства. Вот сколько у нас хороших школ? Я назову штук 10, мэр — штук 25. А вообще у нас школ 180. И поддержка школ только у названных властями. В остальных же крыши текут, учителей не хватает, зарплаты низкие. Власть если и помогает, то только избранным. И слава богу, что этих избранных не одна-две школы», — заключил Шмаков.