Неделю назад произошло резонансное и знаковое событие — на перевыборах мэра Стамбула победил кемалист Экрем Имамоглу, а ставленник президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, экс-премьер страны Бинали Йылдырым, проиграл молодому оппозиционеру с разницей в 10% голосов. О ходе предвыборной кампании, общественной реакции на ее результаты и демократическом выборе по-турецки — в материале известного востоковеда и автора «БИЗНЕС Online» Азата Ахунова.
На перевыборах мэра Стамбула ставленник президента Турции Реджеп Тайип Эрдогана (справа) экс-премьер Бинали Йылдырым (слева) проиграл оппозиционеру Экрему Имамоглу
ВСЕ УЛЫБАЮТСЯ И ЖЕЛАЮТ ПОБЕДИТЕЛЮ УСПЕХОВ
В прошлое воскресенье в Турции произошло резонансное и знаковое событие. На перевыборах мэра Стамбула победил крайне нежелательный для нынешней власти кандидат от оппозиционной Республиканской народной партии (РНП в составе «Альянса нации»), кемалист Экрем Имамоглу. Ставленник президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, экс-премьер страны Бинали Йылдырым, проиграл молодому оппозиционеру с разницей в 10% голосов. Имамоглу уже выигрывал с «копеечным» отрывом первый тур, состоявшийся еще 31 марта, и даже успел поработать мэром 19 дней. Но турецкий ЦИК отменил результаты выборов и назначил новые на 23 июня. «БИЗНЕС Online» уже писал о перипетиях «предвыборной войны» в Стамбуле. И вот перевыборы состоялись. Имамоглу существенно улучшил свой результат и одержал убедительную победу. Мир не перевернулся. Никто не посыпает голову пеплом. Наоборот, все улыбаются и желают победителю успехов. В Турции победила демократия.
Известное высказывание Эрдогана «Управлять Стамбулом означает управлять Турцией» — не просто красивые слова, сказанные им еще в 1994 году. Сейчас они несут иной, уже геополитический смысл. Турция стоит на пороге холодной войны с Западом. Если поставки российских систем противовоздушной обороны С-400 начнутся в июле, как и планировалось, то американские санкции не заставят себя долго ждать, хотя в Осаке Дональд Трамп заявил, что «этого не произойдет» и он будет противостоять конгрессу в этом вопросе. Если санкции будут введены, за ними последует девальвация турецкой лиры, спад экономического роста. Главная задача президента Турции — не допустить в этих условиях раскола нации, который уже наметился.
Выборы мэра Стамбула — это маркер настроений турецкого общества. Количество «традиционалистов» и условных «либералов» среди городского населения примерно одинаково. Но это не значит, что «либералов» надо автоматически относить к «пятой колонне». И те, и другие — горячие патриоты своей страны. Но последние за светскость страны, усиливающаяся исламизация их пугает. Если они не найдут понимания у руководства своей страны, то будут апеллировать к Западу. А это уже прямая угроза единству нации. Эрдоган все это прекрасно понимает и пытается сохранить баланс, несмотря на свои религиозные или политические предпочтения. Кроме того, пост мэра Стамбула — это самый лучший трамплин на премьерское или даже президентское место. Этого нельзя допустить. Но в Турции все возможно. Заветы Ататюрка еще никто не отменял. Имамоглу — это и есть живой укор, напоминание этих заветов. Он выступил с лозунгом Herşey güzel olacak! («Все будет хорошо!»), дав понять, что опасаться нечего. Во время предвыборной гонки он работал как на светский, так и на религиозный электорат, тем самым примеривая на себя костюм будущего лидера Турции.
«ОН ОТСИДЕЛ ТОЛЬКО ТРИ МЕСЯЦА, НО МЭРСКИЙ ПОСТ ЕМУ ПРИШЛОСЬ ОСТАВИТЬ»
Нельзя сказать, что Эрдоган пустил все на самотек. Он пытался сделать так, чтобы потенциальные избиратели Имамоглу охладели к нему и повернулись к его кандидату. Конечно, речь могла идти только о законных методах. Турецкие политологи отметили еще одну интересную закономерность. Имамоглу пугающе точно повторял путь Эрдогана. Это не только магия цифр (ровно 25 лет назад Эрдоган стал мэром Стамбула), но и совпадение в деталях. Для начала был пущен слух, что на самом деле кандидат в мэры не турок, а грек. Имя «Имамоглу» («Сын имама») стали коверкать как «Юнаноглу» («Сын грека») и даже «Яланоглу» («Сын лжеца»). Предполагалось, что это станет вирусным мемом, но дело не пошло. В Турции вежливость — это закон для всех. Сам кандидат в ответ заявил, что он ни при каких обстоятельствах не стал бы скрывать своей национальности, если бы был греком и даже армянином. Эта история здорово напомнила стародавние времена, когда самого Эрдогана обвиняли в том, что он на самом деле никакой не турок, а лаз (грузин).
Но в начале июня Имамоглу сам совершил оплошность. Направляясь из аэропорта города Орду в Стамбул, он попал в пробку из массы людей, ожидающих выхода к посадке. Он попытался вылететь через VIP-зал, но местный губернатор не дал на это добро. Тогда в эмоциях Имамоглу выкрикнул: Vali itlik yapmayacak. Adam olacak! («Губернатор не должен поступать как собака. Он должен быть человеком!»). Ролик попал в сеть и на него отреагировал сам Эрдоган. Он сказал, что за подобные оскорбления Имамоглу ответит перед законом, что такой человек не достоин быть мэром Стамбула. По сути, прозвучал толстый намек силовикам возбудить уголовное дело. Но дальше дело не пошло.
Опять же все это здорово напомнило события 25-летней давности, когда Эрдоган был избран мэром Стамбула. Тогда он публично прочитал отрывок из поэмы турецкого поэта Зии Гекальпа, который, как оказалось, отсутствовал в оригинале. Это были слова: «Мечети наши казармы, купола наши шлемы, минареты — наши штыки и верные наши солдаты». В итоге Эрдогана признали виновным в нарушении статьи 312 УК Турции («Подстрекательство к насилию и религиозной или расовой ненависти») и приговорили к 10-месячному тюремному сроку. Он отсидел только три месяца, но мэрский пост ему пришлось оставить. Вся эта история сделала его невероятно популярным и помогла позже взлететь к вершинам власти.
Кроме того, в интернет были вброшены ролики, в которых в самых ужасных красках демонстрировались коммунальные проблемы Стамбула до прихода к власти Эрдогана и его команды. Город завален мусором и нечистотами, везде бродят бомжи и бездомные собаки, текут зловонные ручьи. Аналогичные ролики, но уже современные, были посвящены Измиру — «самому свободному городу Турции», где правят бал кемалисты. Там тоже бардак и грязь. Зная, как преобразился Стамбул за последние 20 лет в лучшую сторону, любой мог сделать соответствующие выводы.
Имамоглу также не сидел сложа руки. Он, как и в предыдущую кампанию, активно работал на религиозную аудиторию. В частности, пообещал, что если станет мэром, то запретит продажу алкоголя в общественных местах, организует раздельное купание для мужчин и женщин в городских бассейнах. Все это вызвало одобрение у традиционного электората Эрдогана, особенно в бедных районах и в таком консервативном квартале, как Фатих. Таким образом он отнял голоса у президента Турции, который выступал единственным защитником ислама. В ответ Эрдоган развернул кампанию по защите чести и достоинства скоропостижно скончавшегося в зале суда экс-президента Египта Мухаммеда Мурси, начал раскручивать тему о его якобы насильственной смерти и проведении международного расследования.
Власти Турции, видя результаты социологических опросов, которые говорили о том, что Имамоглу станет лидером мэрской гонки, пошли на беспрецедентные шаги. К отбывающему пожизненное наказание лидеру Рабочей партии Курдистана Абдулле Оджалану впервые за последние восемь лет были допущены адвокаты. Через них Оджалан якобы призвал своих сторонников голосовать за партию власти. На самом деле голоса курдов могли сыграть значимую роль на выборах мэра Стамбула. Сами они не выставили своего кандидата и, видимо, проголосовали в итоге за Имамоглу, выведя его в резкий отрыв в сравнении с результатами мартовских выборов.
К выборам поспела и новость о вердикте суда. Более 200 человек были приговорены к пожизненным срокам за попытку госпереворота в июле 2016 года.
ГОРОД ЛИКОВАЛ
Сами выборы прошли тихо и спокойно. «Карусели» и вбросы в Турции невозможны — слишком большой общественный интерес и контроль со стороны правоохранительной системы. Власти строго запретили оглашать какую-либо информацию до публикации результатов. Но когда время пришло, всем стало ясно, что после подсчета 99% бюллетеней с отрывом в почти 800 тыс. голосов победил Имамоглу. В итоге он получил 54,2%, а его конкурент — экс-премьер Йылдырым 45% голосов. Мало того, случилась еще одна сенсация — в самом консервативном и религиозном стамбульском районе Фатих Имамоглу, пусть и с совсем мизерным результатом, переиграл своего консервативного соперника. Такого не случалось здесь с 1989 года.
Йылдырым не стал спорить, вышел к народу и сразу признал свое поражение. Чуть позже в своем «Твиттере» он признал, что Стамбул принял решение и теперь они с его сторонниками готовы бороться за власть в законодательных и исполнительных органах, чтобы «защитить от ошибок».
Президент Турции также поздравил Имамоглу и сказал: «Я бы пожелал, чтобы результаты обновленных муниципальных выборов в Стамбуле стали причиной благоприятных изменений для нашего Стамбула. Сегодня еще раз проявлена национальная воля. Я поздравляю Экрема Имамоглу, который победил на выборах».
Город ликовал. Тысячи сторонников Имамоглу вышли на улицы праздновать победу. Пели, танцевали, салютуя откупориваемыми бутылками шампанского. Появились сводки, что нетрезвая молодежь забросала камнями религиозную школу, нападала на проезжавшие мимо машины. Пока трудно прогнозировать ситуацию. Все бразды правления находятся в руках Эрдогана, в парламенте у него большинство. Будут ли ему ставить палки в колеса? Время покажет. Лидер Турции не враг своему народу. Он президент всей страны, должен стоять выше своих политических предпочтений, признавать различные точки зрения. В любом случае демократия в Турции победила, и это очевидно для каждого.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.