Гости из Ингушетии приехали поучаствовать в спуске на воду своего подшефного малого ракетного корабля «Ингушетия»

РАНО СБРАСЫВАТЬ СО СЧЕТОВ…

На Зеленодольском заводе им. Горького вчера звучали непривычные здесь кавказские ритмы — это гости из Ингушетии приехали поучаствовать в спуске на воду своего подшефного малого ракетного корабля (МРК) «Ингушетия». Он будет нести службу на Черноморском флоте (ЧМ) и, таким образом, станет 8-м принятым моряками МРК проекта 21631 «Буян-М». Автор — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ).

В составе ВМФ сегодня «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зеленый Дол» и «Серпухов», «Вышний Волочек» и «Орехово-Зуево». Строятся «Грайворон» и «Град». Заложены «Наро-Фоминск» и «Ставрополь». То есть всего 12. Но, похоже, останавливаться на этом не собираются. Вчера на торжественной церемонии главный конструктор проекта Яков Кушнир сообщил, что ЗПКБ подготовило модернизацию проекта 21631. Начальник управления кораблестроения главного командования ВМФ Владимир Тряпичников конкретизировал: в 2024 году могут начать строить большую серию усовершенствованных «Буянов-М».

Владимир Тряпичников конкретизировал: в 2024 году могут начать строить большую серию усовершенствованных «Буянов-М»

В целом такой настрой понятен: «Буяны-М» востребованы и активно эксплуатируются сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном. Напомним, свои ударные возможности «малыши» показали 7 октября 2015 года, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) в Сирии крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК». Перемещения МРК между морями регулярно будоражат иностранные СМИ. К слову, 10 июня «Великий Устюг», который в мае совершил переход с Каспия на Черное море, взял курс на Босфор. Он войдет в состав оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море, где сменит на дежурстве своего собрата — «Орехово-Зуево».

Интересно, что вместе с ним в Средиземное море идет еще один зеленодольский «питомец» — новенький патрульный «Василий Быков», первый корабль проекта 22160. Что символично, накануне же на Новороссийской военно-морской базе торжественно подняли флаг на втором патрульнике — «Василии Рогачеве».

Вчера в речах о том, что зеленодольские корабли достойно представляют Россию за границей, явно прослеживалась историческая аналогия, связанная с гостем мероприятия — главой Ингушетии, Героем России Юнус-Бек Евкуровым. Один из выступающих напомнил, что Юнус-Бек Баматгиреевич непосредственно участвовал в событиях 11–12 июня 1999 года, когда батальон ВДВ, опередив буквально на полчаса натовцев, захватил приштинский аэродром Слатина. Обеспечивал операцию майор Евкуров, который во главе группы из 18 спецназовцев ГРУ еще до прибытия десантников взял аэропорт под контроль. Вчера в беседе с журналистами он сказал, что тогда, в атмосфере всеобщего морального упадка, российские военные показали, что нашу страну рано сбрасывать со счетов…

«Буяны-М» востребованы и активно эксплуатируются сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КАРОНИМИКЕ И ТРАДИЦИЯХ

Любопытно, что присвоение новому кораблю имени «Ингушетия» вызвало неоднозначную реакцию во флотских и околофлотских кругах. Нет, никто не относится плохо к этой республике, просто дело в том, что изначально все «Буяны-М» должны были получить имена малых российских городов. Так оно и шло, но сначала без всяких объяснений в этом ряду появился «Град», а потом — «Ингушетия». Для блюдущих традиции моряков такое непонятно.

«С каронимикой (раздел языкознания, изучающий наименования кораблей, судов и катеров, — прим. ред.) сейчас, как выражается молодежь, треш и угар, — говорит наш флотский источник. — Традиции во многом нарушаются. И ладно, если бы это было осознанное решение, сказали бы: „Да, давайте, всё к чертовой матери, сделаем не так, как при проклятом Совке, начнем все с начала“. Но ведь нет! Такое чувство, что просто бардак и всем наплевать».

«Были выбраны малые города России, а потом вдруг природное явление затесалось — „Град“. Почему — непонятно. Да, названия по стихийным действиям всегда давали МРК, но почему надо было нарушать именование серии?.. И так везде. Возьмем, МРК проекта „Каракурт». Изначально корабли закладывали как былой «дивизион плохой погоды» — „Ураган“, „Тайфун“, „Шквал“, но после смены главкома почему-то их решили переименовать в „Мытищи“, „Советск“, „Одинцово“. В чем дело?! Кому помешали гордые имена? Ведь одно дело — служить на „Урагане“ и другое — на „Мытищах“. Не для боевого корабля такое имя. Может быть, Мытищи шефствуют над этим кораблем? Но что мешало им поддерживать „Ураган“? И потом, переименование — некрасивое нарушение традиций. Такое впечатление, что ответственные за это люди потеряли чувство прекрасного. Ощущение, что на предыдущие советские традиции, которые прекрасно росли из царских (да что там, были один в один!), плюют. Невольно пожалеешь, что больше нет замполитов, членов военных советов, которые курировали такие вопросы, — отмечает наш собеседник. — Думаю, что именование „Ингушетия“ — политический реверанс. Что дальше? „Чечня“, „Адыгея“?..»

«Буяны-М» создавались именно для Каспия, но из-за нехватки корабельного состава вынуждены служить и на других морях

КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК ДЛЯ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

Отметим, что не все разделяют восторг по поводу массового тиражирования «Буянов-М». Так, научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов в беседе с «БИЗНЕС Online» назвал эти МРК «узкоспециализированными, неуниверсальными и достаточно сомнительными», которые к тому же «съедают немалую часть бюджета на судостроение».

Оно и понятно. Известно, что «Буяны-М» создавались именно для Каспия, но из-за нехватки корабельного состава вынуждены служить и на других морях. «Кто ж знал, что чисто каспийский проект будет служить в нормальных морских условиях?» — говорит источник «БИЗНЕС Online», но отмечает, что как ударная сила «Буяны-М» показали себя великолепно.

Бывший сотрудник ЗПКБ Владимир Леонов полагает, что ответ на вопрос, насколько удачен проект 21631, может дать только масштабная война, в которой будет задействован весь ВМФ, но «умозрительно проект явно на 4+». Что касается конкретно зеленодольского бюро, то для него подобное не просто очень большая и сложная работа. «Это качественный скачок в творческом развитии конструкторов. Не было ничего подобного в ЗПКБ», — заверил специалист. Он уверен, что излишняя критика «Буянов-М» несправедлива: «Жизнь показала, что массовое сознание и менталитет людей отстают от экономических и технических реалий на 50–70–100 лет, поэтому о новейших кораблях российского ВМФ люди судят с позиций Второй мировой войны и середины ХХ века. Но как далеко мог стрелять новейший по тем уже далеким временам сторожевой корабль типа „Пурга“ и „Ягуар“ (он по размерам близок к проекту 21631)? Не очень далеко — на 20–22 километра. А сейчас на „Буяне-М“ стоят крылатые ракеты, которые из Севастополя достают до Рима, из Балтийска долетают до Парижа, из Североморска совсем недалеко до Лондона, из Владивостока можно мочить американские военные базы на Окинаве. То есть при наличии на борту ракет с дальностью 2000–2500 километров, снабженных ядерной боевой частью, прибрежная „мелочь“, рассчитанная на плавание с удалением от берега до 300 миль, стала стратегическим ракетоносцем».

Присвоение новому кораблю имени «Ингушетия» вызвало неоднозначную реакцию во флотских и околофлотских кругах

Эксперты напомнили, что большие проблемы для строительства «Буянов-М» создали немцы: они отказались поставлять дизельные двигатели MAN, которые изначально и были заложены в проект. Пришлось их поменять на китайские. «Они, конечно, неплохие, но у них не самая лучшая статистика по наработке на отказ», — полагает источник и добавляет. — Двигатели очень сильно сдерживают программу судостроения».

А вот Леонов уверен, что производить собственные движки мешают интриги: «В СССР и России всегда производилось несколько типов среднеоборотных и высокооборотных дизелей для установки на корабли и суда. Причем эти заводы успешно работают и сегодня. Например, на охотниках проекта 201 вначале стояли питерские дизели типа М50 и М400, но затем их заменили на тепловозные дизели 30Д и 40Д Коломенского завода. Сегодня он потихоньку доводит до ума новые тепловозные дизели для ВМФ. В Екатеринбурге и Балаково много лет производятся автотракторные дизели большой мощности типа 21ДМ. Эти машины — одни из лучших в мире (ближайшие конкуренты — Caterpillar и Komatsu). Но в разные годы два адмирала ВМФ досрочно ушли на пенсию после попыток применить эти уральские движки на кораблях, потому что после появления уральцев на флоте питерский дизельный завод „Звезда“ исчезнет в истории подобно ЗИЛу. Так что лоббисты из Питера успешно работают, защищая свое предприятие. В России реально есть необходимые современные дизели для малых кораблей, но они почему-то не применяются. Однако эти вопросы должны изучать компетентные органы».