Съезд предпринимателей начался с круглых столов — обсуждались и трудности бизнесменов-экспортеров, и проблемы желающих получить господдержку. Было плохо одно — бизнесу слова практически не давали

КАК СТАТЬ ПОСТАВЩИКОМ У КИТАЙЦЕВ

Четвертый съезд предпринимателей автограда и районов «Иннокама» накануне начался с круглых столов на разные тематики — обсуждались и трудности бизнесменов-экспортеров, и проблемы желающих получить господдержку. Было плохо одно — бизнесу на них слова практически не давали, почти все секции имели форму лектория, а стало быть, и дискуссий не получилось. Один из столов с заявленной темой «Как дорасти до крупных заказов» собрал свыше 50 представителей бизнеса. Предполагалось, что о своей работе с поставщиками расскажут представители таких бизнес-гигантов, как агентство по госзаказу РТ, ПАО «КАМАЗ» и ООО «Хайер Фридж Рус». Но первым с докладом предстояло выступать вице-президенту ассоциации «Иннокам» Марату Гайнуллину, который рассказал о «выращивании» субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит им стать поставщиками крупных заказчиков. По словам Гайнуллина, те, кто захочет участвовать в этом проекте, могут оставить заявку на официальном сайте, после чего на МСП будет проведена квалификационная оценка и разработана индивидуальная карта развития. В дальнейшем предусмотрено консультирование и сопровождение участников проекта, взаимодействие с органами власти, институтами развития и поиск поставщиков и инвесторов.

С докладом о мерах поддержки предпринимателей выступили руководитель центра бизнес-инкубирования Илья Колесников и начальник отдела регионального центра компетенций Мурад Махмудов. Если вкратце, то их ведомства оказывают бесплатно свыше 100 услуг. Кроме того, они могут предложить как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки предпринимательства, в их числе — предоставление микрозаймов, экспертиза контрактов, поддержка выхода на экспорт, а также бесплатное обучение управленческих кадров, которое назвали своеобразным мини-MBA.

Пожалуй долгожданным можно было бы назвать выступление заместителя генерального директора ООО «Хайер Фридж Рус» Сергея Седых. Кратко обрисовав планы — занять 12% российского рынка в категории холодильников и выйти на европейский рынок, — представитель китайской компании заявил, что в настоящий момент уровень локализации производства достигает 62%. «Остаются не локализованными электрические, электронные компоненты и компрессоры, — признался Седых. — По сути дела, это те компоненты, которые мы не планируем локализовывать, так как они важные. На рынке холодильников бывают всяческие инциденты — если я не ошибаюсь, в 2018 году случай произошел с техникой компании Whirlpool в Англии. И после того, что случилось, все компании провели у себя аудиты по безопасности и приняли определенные меры. Так, был некий запрет без критической необходимости на смену поставщиков электрических компонентов». По словам Седых, поставщиками части подобных компонентов для них стали китайские компании, часть же они производят собственными силами.


Что касается требований Haier к своим поставщиками, то, убежден Седых, сейчас это должны быть компании, обладающие соответствующим опытом.

«На момент 2015 года (за год до открытия завода холодильников — прим. ред.) мы смотрели компании, которые не имеют нужный опыт изготовления, но близки по типу производства, — рассказал представитель китайского бренда. — Соответственно, тогда с ними начинали работать. На данный момент по этим 62% локализованных компонентов у нас есть по три поставщика. Большинство из них находится в Челнах, несколько в Татарстане и лишь единицы за границами республики».

Седых также рассказал о том, что на Haier есть принцип работы, по которому поставщиками того или иного компонента выступает сразу три компании. У кого выше качество и ниже цена, у того, соответственно, и больше заказов. Но меняют поставщиков крайне редко, предпочитая быть нацеленными на дальнейшее развитие, а не на поиск новых производителей. Так что начать с нуля работать, в частности с запущенным заводом по производству холодильников, достаточно сложно. Еще одно требование, предъявляемое к поставщикам Haier, — это наличие, помимо российских, также и европейских сертификатов, например «О недопущении вредных примесей».

В качестве совета тем, кто все-таки рассчитывает на сотрудничество с корпорацией, Седых предложил внимательно отслеживать планы дальнейшего развития Haier, а именно — запуск новых производств в индустриальном парке компании. «В сентябре там произойдет открытие завода стиральных машин, — напомнил Седых. — Наши коллеги с этого завода также прорабатывают возможный вариант локализации компонентов уже около года. Хотя завод будет открыт через несколько месяцев, уже подписано несколько договоров с поставщиками. То есть начать работать с новым предприятием вам будет гораздо проще, так же как и развиваться в дальнейшем вместе».

После серии круглых столов съезд продолжился обходом выставки челнинских предприятий

ШАМАИЛИ НА ГРАНИТЕ, ШИРОКИЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ И СЕЗОН КУПАЛЬНИКОВ

После серии круглых столов съезд предпринимателей продолжился обходом выставки челнинских предприятий. Мэр города Наиль Магдеев прошелся по экспонентам в компании с депутатом Госдумы Альфией Когогиной, министром экономики РТ Фаридом Абдулганиевым и президентом ассоциации НП «Камский инновационный территориально-производственный кластер» Рафинатом Яруллиным. Начали с резидента КИП «Мастер» — творческой группы «Август», деятельность которой известна в городе тем, кто ездит в маршрутных автобусах, так как компания занимается рекламой на транспорте. «Рынок падает, — признался мэру руководитель группы Игорь Сидоренко, — но это не экономическое явление, а просто многие компании уходят в интернет. Но мы не медийщики, а производственники, а производство в любом случае востребовано». Мэр полюбопытствовал, не мешает ли власть вести бизнес, не притесняет ли, не контролирует ли. Сидоренко же сказал, что все нормально: «Ваших помех вообще не замечаем. Самая хорошая власть — это та, которую не замечаешь. Малый и средний бизнес — это такая порода, самодостаточная».

Выпускница фабрики предпринимательства и руководитель компании «Дом мечты» Рузиля Мурзабаева рассказала о своем продукте — детской игровой мебели ручной работы из экологичных материалов. Компания производит детские кукольные домики и кухни для девочек, а для мальчиков — автомобильные парковки и столярные столы. Пока производство не выходит за рамки гаражного, но в планах масштабироваться и закупать оборудование. Пока предприятие продает свой товар через интернет и соцсети, но уже есть запрос от торговых точек, поэтому Мурзабаева хочет попробовать принять господдержку. Вдохновиться же подобного рода деятельностью бизнесвумен заставили трое собственных детей. Мэра этот факт особенно обрадовал: «Какая молодец! Из всего, что она сказала, мне понравилось, что она мама троих детей». «А мне нравится, что наши девушки настолько креативны», — добавила Когогина, рассматривая розовые кукольные домики, а потом подробно рассказала о том, на какие льготные кредиты Мурзабаева может претендовать.

Еще одна новая компания на рынке — резидент IT-парка с разработкой проекта пожарной безопасности. Даян Зарипов — владелец компании Miltiad — рассказал, что его разработка помогает локализовать возгорание, сначала определив его панорамной видеокамерой в ближнем ИК-диапазоне, а затем запустив пожаротушение только в самом очаге. Традиционная же система заливает все, а кроме того, дает частые ложные срабатывания. «Самая большая проблема в том, что у нас везде датчики, видеонаблюдение, а система не интегрирована в систему безопасности — городскую или предприятия. Получается, что информацию мы имеем, а решение не принимается. А здесь кто решение принимает?» — поинтересовалась депутат Госдумы. «Здесь компьютерное зрение, решение принимается автоматически», — был ответ.

У стола с продукцией дизайн-студии Stampa гостей встречала шахматная доска, выбитая на гранитном постаменте, с фигурами из оникса. Студия, помимо прочего, занимается обработкой камня, нанося на его поверхность любое изображение. Встречавший делегацию Сергей Майоров отрекомендовал компанию как члена машиностроительного кластера и на правах председателя правления кластера вручил Магдееву подарок — кусок гранита, на котором была изображена божья коровка, а Когогиной передали такой же гранитный шамаиль. Сейчас компания решила заняться инновационным лучистым отоплением совместно с немцами. Пока имеются опытные образцы, сейчас кластер готовит для компании рынок, и, возможно, уже скоро дешевое эффективное отопление начнет производиться в Челнах.

Очень заинтересовал мэра стенд компании Magfasad, которая изготавливает фасадный облицовочный камень из смеси мраморной крошки и цемента. Компания только вышла на рынок, запатентовала свою разработку. Мощность производства составляет 200 тыс. кв. м плитки любого цвета. Цена же на уровне керамогранита — 670–720 рублей за квадратный метр. Ряд застройщиков в Татарстане, по словам презентовавшего продукцию, уже проявила интерес, и есть ряд зданий, который проектируется под эту фасадную систему. «А челнинские объекты есть с вашей фасадной системой?» — полюбопытствовала депутат Госдумы, очевидно, не зная, что в Челнах фасады принято массово красить краской. «Мы запустились только в этом году, и, чтобы нас включили в проект, это стадия долгая», — признался спикер.

Далее гостей выставки ждали резиденты ТОСЭРа, и первой на пути стала компания Сергея Акульчева с традиционной стойкой с макарунами, которыми тут же предложили перекусить. «Сезон купальников, — запротестовала Когогина, но в итоге не удержалась и взяла две пачки венских вафель, чтобы потом попить чай. А потом продолжила диалог. — Вы в Китай начали поставлять продукцию? Молодцы! Какую помощь получаете? Компенсацию транспортных расходов? Получаете! Отлично!» «В 13 стран уже продаем», — похвастались из-за макарунной стойки.

Следующий резидент — ООО «Чишмэ» — фактически представляет собой семейный бизнес семьи Нурмухаметовых. Сын Ильмир рассказал о том, что компания занимается переработкой мяса птицы и рыбы, поставляя его в виде полуфабрикатов или готовой продукции в рестораны и кафе. «Мы в сентябре открыли производственное здание на БСИ. Продукция производится по всем нормам. И вся расходится», — только и успел сказать резидент. «Мама работает? Мама там рулит. Она бухгалтер», — со знанием дела пояснил Магдеев делегации.

Далее последовала череда подписаний трехсторонних соглашений

Далее перешли к компании Haier, которая месяц назад запустила новую модификацию холодильников шириной 70 см, до сих пор в Челнах выпускали холодильники стандартной ширины — 60 сантиметров. «Вот — сделано в Челнах, — восхищенно похлопал рукой холодильник Магдеев. — Всерьез и надолго. Кто бы думал пять-шесть лет тому назад, что такой продукт будут делать в Челнах. Локализация 62 процента! Мы зачем крупный бизнес привлекаем? Чтобы он могл вокруг себя привлекать малый бизнес. Вот смысл-то в чем!» — ответил сразу всем недругам Haier мэр.

Обойдя выставку, мэр остановился у стены контактов, где бизнесмены клеили стикеры с желанием найти партнеров, клиентов или просто рекламировали свою компанию. «Помогу с оборудованием… Аренда…» — прочел градоначальник на желтеньких листочках, а потом взял пустой и написал на нем «Готов помочь. Мэр», указав номер своего мобильного.

Далее последовала череда подписаний трехсторонних соглашений. Первое — о содействии развитию малого и среднего бизнеса РТ — между минэкономики, «Иннокамом» и КАМАЗом было скреплено подписями Абдулганиева, Яруллина и директора центра закупок КАМАЗа Виктора Бурасова. Далее аналогичное соглашение подписал и президент ООО «Хайер Индастри Рус» Ван Шоужун. Как выяснилось позже, «Иннокам» стал оператором минэкономики по доращиванию компаний. Это федеральная программа, запущенная корпорацией МСП, согласно которой компания, имеющая потенциал и желание, получает все необходимые виды поддержки, которые могут вывести компанию на лидирующие позиции. В первую очередь претендовать на такие условия могут поставщики КАМАЗа и Haier. До конца года стоит план — дорастить в Татарстане 20 компаний. 

Пленарное заседание съезда собрало чуть больше половины зала предпринимателей Фото: nabchelny.ru

«5 ПРОЦЕНТОВ ХОТЕЛИ БЫ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ, НО ТОЛЬКО ПОЛОВИНЕ УДАЕТСЯ»

Пленарное заседание собрало чуть больше половины зала (хотя по подсчетам зарегистрировавшихся на мероприятие было не менее 600 человек). Магдеев выступил языком цифр и фактов, сравнив свежие данные по деловому климату со статистикой двухлетней давности, когда проходил третий съезд. Сегодня в Челнах насчитывается более 28,5 тыс. субъектов МСП, из которых 12,4 тыс. — это юрлица, а 16,1 тыс. — ИП. Доля занятых в МСБ в экономике города составляет 31,9%, доля субъектов малого предпринимательства в ВТП — 33,4%, в инвестициях — 40%, в налоговых поступлениях в бюджет — 34%. «Это сила. Вы вносите значительный вклад в обеспечение качественной жизни в городе», — констатировал Магдеев. Оборот МСП за прошлый год увеличился на 28% и составил 205 млрд рублей — это более четверти оборота всех предприятий города. Важно, что растет доля обрабатывающего производства с 20% до 24%. Численность работающих в малых и средних предприятиях, правда, сильно не изменилась — в 2016 году она составляла 89 тыс. человек, а в 2018-м — 87 тысяч. Растет и доля малого бизнеса в муниципальном заказе — сейчас она составляет 77% в общем объеме закупок, или 2,2 млрд рублей. Причем резервы роста есть, считает градоначальник. Мерами господдержки челнинский бизнес воспользовался на сумму более 6,7 миллиарда. В экономику автограда инвестировано более 13 млрд рублей, создано с нуля более 4 тыс. новых рабочих мест. Из фонда развития моногородов за четыре года привлечено более 2,5 млрд рублей. «Вообще за последние годы нам кое-что удалось… Наша задача — создавать такие условия, чтобы все озвученные показатели имели тенденцию к росту. Мы на это заточены», — заключил мэр.

Когда слово предоставили Когогиной, парламентарий «крупными мазками» обрисовала, что представляет собой МСБ в России. Это 6 млн хозяйствующих субъектов, 19 млн работающих россиян — или каждый четвертый работник. На сегодня вклад МСБ в ВТП — чуть более 21%. Но это мало, и президент России Владимир Путин поставил задачу в своем послании увеличить его до 33% к середине следующего десятилетия, а число работающих в нем — до 25 миллионов. Для этих целей сформирован нацпроект «Малое и среднее предпринимательство», на который будет направлено 481,5 млрд рублей. Нацпроект будет базироваться на пяти крупных федеральных проектах: улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию (на это направят более 260 млрд рублей федеральных средств), акселерация МСБ, при которой один менеджер будет сопровождать малое предприятие от регистрации до его перехода в различные категории (порядка 170 млрд рублей), создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (более 40 млрд рублей) и популяризация предпринимательской деятельности (менее 10 млрд рублей). Кроме того, поставлена задача увеличить продолжительность жизни малого предприятия с 5 до 7 лет в течение ближайшей пятилетки.

Альфия Когогина: «Потенциальная уверенность предпринимателей в том, что государство им поможет, подвяжет крылья и поможет взлететь, будет хорошей государственной политикой»

Перечислила депутат и острые проблемы малого бизнеса. Первая — это введение онлайн-касс. Парламентарий предложила использовать контрольно-кассовую технику с передачей фискальных данных непосредственно в налоговые органы. Это позволит расширить возможности ведения бизнеса. Но система пока требует доработки. «Предприниматели мне задают такой вопрос: стоимость фискального накопителя до 10 тысяч поднимается, и его надо менять раз в три года. Хотя обычный накопитель информации в 300 гигабайт стоит меньше тысячи рублей и может работать бесконечно», — привела пример Когогина. Второе — требуется уточнение функций фискальных операторов. В частности, налоговики могли бы сами сводить бухгалтерию, так как онлайн-касса позволяет направлять в налоговую всю информацию об операциях. Третья проблема — вывод из тени самозанятого населения. Теневая занятость, по разным оценкам, составляет примерно 20 млн человек. Поэтому эксперимент по самозанятым, который сейчас ведется в Москве, Калуге и Татарстане, по мнению Когогиной, дает хороший шанс по выходу из тени.

Подытожила депутат мыслью: пока предпринимательский потенциал народа реализован не в полной мере, что призвана компенсировать популяризация этой сферы. «Опросы говорят о том, что 5 процентов населения хотело бы заниматься бизнесом, но только половине удается это реализовать. Так что потенциальная уверенность предпринимателей в том, что государство им поможет, подвяжет крылья и поможет взлететь, думаю, будет хорошей государственной политикой», — подвела черту Когогина.

«У КАПИТАЛИЗМА ПРАВАЯ РУКА — ЭТО БАНКИ. У НАС ЭТА РУКА БОЛЬНАЯ»

Далее слово предоставили модераторам круглых столов. И пожалуй, самым ярким стало выступление председателя финансового комитета РПП Челнов Венеры Ивановой, которая вела круглый стол по теме «Как выжать максимум из программ поддержки». «По результатам первого квартала Татарстан среди регионов России занимает первое место по объему выданных кредитов МСБ и по объему кредитов с госгарантиями. Можно сказать, ура! А давайте переведем на количество — и тогда не о чем будет рапортовать. У нас всего 2 процента малых предприятий и 3  процента предпринимателей пользуются господдержкой. На круглом столе я попросила поднять руки тех, кто получил господдержку, — из 83 участников подняли только 8. В чем же причина?» — задалась вопросом Иванова. По ее мнению, все дело в низкой информированности самих предпринимателей о мерах поддержки. По России только одна треть знает о них, и в Челнах такая же ситуация. Поэтому от имени участников круглого стола Иванова рекомендовала местному ТПП проводить дни финансовой и правовой грамотности чуть ли не еженедельно. И первый такой день уже пройдет 5 июня с 14:00 до 15:00.

Венера Иванова: «Давайте рассматривать имеющиеся программы и направлять их на микробизнес. Тогда мы добьемся тех цифр, которые поставил Владимир Владимирович Путин»

Вторая причина недоступности господдержки для большего числа предпринимателей — это непрозрачное ведение бизнеса, несовершенство налоговой политики, неумение малого бизнеса применять механизмы оптимизации налогов, что приводит к конвертной системе оплаты труда и двойной отчетности. «Я думаю на уровне Госдумы надо поднимать еще раз вопросы по снижению налогового бремени на предпринимателей, — обратившись к Когогиной, сказала Иванова. — Иначе такая конвертная система будет продолжаться».

И третья причина, по версии финансового эксперта, — сами предприниматели отказываются от господдержки, потому что нужно собрать ворох отчетов. «Но у нас 95 процентов — это микробизнес, 3,2 процента— малый бизнес, а 0,3 процента — средний бизнес. У некоторых даже единица бухгалтера не предусмотрена. Так давайте повернемся к ним лицом! Почему мы этого предпринимателя заставляем тащить эту отчетность? Пусть отчетность будет единой, универсальной, и ею смогут пользоваться как госучреждения, так и банки. У каждого из нас стоит задача увеличить долю МСБ в ВТП. Так давайте рассматривать имеющиеся программы и направлять их на микробизнес. Тогда мы добьемся тех цифр, которые поставил Владимир Владимирович Путин», — закончила мысль спикер.

С Ивановой согласился Яруллин относительно того, что информация до предпринимателей плохо доходит, а каналов информации недостаточно. Но самая главная проблема, которую он отметил, — это банки. «Вот я являюсь членом совета директоров на многих предприятиях, — привел личный пример Яруллин. — И когда начинаем делить прибыль, смотрим — львиная доля уходит на наши банки. Если б банки уменьшили ставку — это, конечно, самое главное. Промышленность работает на банки! Это нонсенс какой-то! Обычный рядовой банкир не должен зарабатывать больше, чем два работника КАМАЗа. Это безобразие! Мы сейчас живем при капитализме. У капитализма правая рука — это кредиты. Кредиты — это банки. У нас правая рука больная! И эту руку надо каким-то образом вместе излечить».