Производители автоматов разрешили использовать товарные знаки во внешнем виде продукции не за бесплатно, а за вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. При этом согласие предоставили до конца 2019 года Производители автоматов разрешили использовать товарные знаки во внешнем виде продукции не за бесплатно, а за вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. При этом согласие предоставили до конца 2019 года Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЕВАЯ МАРКИРОВКА — ЭТО НЕ ПРОСТО АССОЦИАЦИИ

В Арбитражном суде РТ в минувшую пятницу стартовал и тут же завершился процесс по иску концерна «Калашников» к заводу клюшек «ЗаряД» Даниса Зарипова. Производители автоматов требовали признать незаконным использование заводом товарного знака концерна. В частности, претензии предъявлялись к клюшкам, на которых нанесены обозначения «АК-47» и «АК-12». На оба обозначения у концерна имеются свидетельства РФ №595257, 593189, поэтому истец требовал прекратить их использование и обязать опубликовать в официальном бюллетене федеральной службы по интеллектуальной собственности решение суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Были и финансовые претензии — производитель боевого оружия требовал с завода Зарипова полмиллиона рублей в качестве компенсации.

Притязания концерна понятны, ведь аналогия очевидна. АК-47 — легендарный автомат Калашникова калибра 7,62 мм, принятый на вооружение в СССР в 1949 году. Был сконструирован в 1947 году самим Калашниковым. Вплоть до 1959 года в конструкцию АК-47 вносились значительные изменения, выпускались облегченные модели, имеющие различное назначение. С вооружения автомат был снят только в 2011 году, так как заказы на него перестали поступать и продукт не планировался к закупкам в будущем. Минобороны объясняло тогда свое решение переизбытком АК-47 на военных складах, запасов которого, по подсчетам военных, должно было хватить на ближайшие 15–20 лет.

АК-12 — автомат Калашникова калибра 5,45×39 мм пятого поколения образца 2012 года. Разработка осуществлялась с июня 2011 года под руководством главного конструктора «Ижмаша» Владимира Злобина на основе наработок за предыдущие 10 лет. Правда, государство не оказывало поддержки разработке нового автомата из-за избыточного количества старых АК, которых насчитывалось на складах в общей сложности более 17 миллионов. Главной особенностью нового автомата АК-12 является повышенная эргономичность оружия в сравнении с его предшественниками, повышенная кучность стрельбы, надежность работы и служебный ресурс автомата.

Клюшки же с названиями российского оружия продаются с самого основания завода, то есть выпускаются уже четыре года. На сайте интернет-магазина завода «ЗаряД» АК-12 продается по цене 6,8 тыс. – 7 тыс. рублей, АК-47 подороже — 9,5 тыс. – 9,8 тыс. рублей, правда, есть и юниорский вариант — за 5,9 тыс. рублей. Впрочем, помимо клюшек-автоматов, есть и другая, не менее оригинальная продукция. Так, например, продаются клюшки с танковой маркировкой Т-90, Т-72 по цене от 7 тыс. до 9,8 тыс. за штуку, а также «зенитно-ракетные» С-300 и С-400 по той же стоимости. Так что теоретически претензии к заводу клюшек могут предъявить также и Уралвагонзавод, как изготовитель танков, и концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», как производитель комплексов ПВО. Маркировка на каждой клюшке указана как минимум дважды — крупным шрифтом и ниже, более мелким.

На сайте интернет-магазина завода «ЗаряД» АК-12 продается по цене 6800-7000 рублей, АК-47 подороже — 9500-9800 рублей На сайте интернет-магазина завода «ЗаряД» АК-12 продается по цене 6,8 тыс. – 7 тыс. рублей, АК-47 подороже — 9,5 тыс. – 9,8 тыс. рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как пояснил один из источников издания, занимающийся продажами клюшек «ЗаряДа», боевая маркировка — это не просто ассоциации. Мол, клюшка — это оружие побед хоккеиста, поэтому и такие аббревиатуры. Идея названий клюшек якобы принадлежит основным учредителям — собственно, самому Зарипову и директору завода Ивану Савину. «Может, и маркетинговое агентство, помогавшее в реализации стратегии развития продаж, приложило руки, — не исключил собеседник. — Если для солдата оружие — это автомат, то для хоккеиста оружие — это клюшка. Причем каждая клюшка для конкретной цели предназначена. Тут своя концепция. Например, ракета уничтожает объект на дальние дистанции; соответственно, клюшка с маркировкой С-300 — это клюшка для защитника. Т-90 — это боевая единица, которая находится на средней дистанции. Ну а АК — это автомат, это непосредственное оружие солдата, и поэтому клюшка есть и для нападающих, и для защитников, и универсальная. У „ЗаряДа“ порядка 200 дилеров на территории страны. И в любой специализированный магазин по продаже хоккейной амуниции можно зайти, и эти клюшки везде есть. Продажи растут от года к году. Тяжело, конечно, но ничего — потихонечку».

«Мы свою технологию сами запатентовали, и это было доложено лично Владимиру Владимировичу»

Представители оружейного концерна на судебное заседание не явились, зато отвечающая сторона была представлена самим директором «Заряда» Савиным и юристом компании Артуром Константиновым. Ответчики держались бодро и заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» в том, что особого драматизма заседание не сулит: стороны уже разработали проект мирового соглашения, которое осталось лишь подписать.

Однако когда во время заседания Константинов сообщил об этом судье, попросив предоставить для подписания соглашения пять дней, служитель Фемиды отложил заседание до 24 июня, что для ответчика оказалось неприемлемым.

— Мы просим лишь сделать перерыв в рамках этого заседания, — уточнил юрист «ЗаряДа» Константинов.

— Я могу, единственное, пойти навстречу, если вам очень надо, и сделать перерыв до вечера. До 6 часов успеете? — спросил судья.

— Нам деваться некуда, ваша честь. Есть определенные обстоятельства, которые не позволяют нам перенести, — отвечал Константинов, переглянувшись с директором фирмы.

По словам Савина, «в компании нет такого управления, чтобы кто-то сказал и все пошли делать, и если выходит клюшка с каким-то названием, значит, это было проработано в рамках маркетинговой стратегии» «В компании нет такого управления, чтобы кто-то сказал — и все пошли делать, и если выходит клюшка с каким-то названием, значит, это было проработано в рамках маркетинговой стратегии», — говорит Савин. Фото: «БИЗНЕС Online»

И действительно, спустя всего несколько часов ответчики смогли предоставить в распоряжение суда подписанное мировое соглашение, а также — не без некоторых технических трудностей — ходатайство истца о согласии на рассмотрение дела без их участия. В результате судья постановил производство по делу прекратить и закрыл заседание. Правда, производители автоматов разрешили использовать товарные знаки во внешнем виде продукции не за бесплатно, а за вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. При этом согласие предоставили до конца 2019 года.

После заседания Савин сообщил «БИЗНЕС Online», что у «ЗаряДа» и концерна «Калашников» существуют планы о дальнейшем сотрудничестве, которые находятся на стадии обсуждения. «Конкретики пока не могу сказать, позже обязательно сообщим», — сказал директор и призвал сосредоточиться на позитивных моментах, которых в компании предостаточно, но которые не привлекают медийное сообщество. В частности, Савин обратил внимание на то, что компания «ЗаряД» соответствует практически всем пунктам «Стратегии национальной безопасности РФ». Это и избавление от зависимости от сырьевого экспорта, и создание из сырья высокотехнологичного продукта, и экспортный потенциал. И все это с учетом небольших размеров компании, в которой трудятся всего 130 человек.

— Я уже не говорю про курс импортозамещения, объявленный Верховным Главнокомандующим, который мы реализуем, — добавил Савин и пояснил, что таким образом компания обеспечивает «устойчивое развитие и стратегическую безопасность» в области развитии технологий, применяемых в спорте высших достижений. Напомним, что в январе этого года фабрика «ЗаряД», которая, кроме того, является одним из первых резидентов ТОСЭРа «Набережные Челны», получила статус стратегического производителя РФ.

— Расшифрую, — продолжил он. — Если вдруг Владимир Владимирович, наш президент, говорит, завтра наши западные партнеры в это непростое время санкций и контрсанкций примут решение ограничить доступ наших спортсменов к высшим технологиям и не будут предоставлять спортинвентарь российским спортсменам, выступающим на Олимпиаде или на чемпионате мира («пусть играют деревянными»), чтобы сдержать мощь «Красной машины», то тогда именно компания «ЗаряД» сможет обеспечить эту безопасность и снабдить сборную России, как и любого желающего, клюшкой по самой современной технологи, разработанной и запатентованной компанией «ЗаряД». Кроме «ЗаряДа», в России клюшек больше никто не производит. Мы свою технологию сами запатентовали, и это нами было доложено лично Владимиру Владимировичу, потому мы считаем, что это важно.

Перечень судебных дел концерн может значительно расширить. Например, в России существует рэп-группа АК 47 родом из-под Екатеринбурга Перечень судебных дел концерн может значительно расшириться. Например, в России существует рэп-группа «АК-47» родом из-под Екатеринбурга Фото: Vyacheslav Bukharov / commons.wikimedia.org / CC A-S A 4.0

«СЛУЧАЙ С «КАЛАШНИКОВЫМ» ПЕРВЫЙ»

«Компания „ЗаряД“ на полную мощь включилась в конкурентную борьбу с западными компаниями с миллиардными оборотами и пытается как маленький росток пробиться сквозь толщу рынка словно сквозь бетонную стену, как через асфальт пытается пробиться наверх и вырасти в полноценное дерево», — образно зафиксировал Савин статус своей компании на мировом рынке.

И росток действительно пробивается, и пробивает даже такой консервативный рынок, как европейский. По словам Савина, клюшки «ЗаряДа» очень позитивно восприняли в Германии. Среди других стран, импортирующих клюшки челнинского производства, Финляндия, Германия, Чехия, Латвия, Эстония, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Литва и даже ОАЭ. Динамика роста продаж в настоящее время подсчитывается, и показатели будут готовы к июню, но уже очевидно, что она более чем положительная, заверил генеральный директор.

Руководитель еще раз призвал обратить внимание на то, что компания замыкает весь цикл производства не просто на территории республики, а в радиусе 30 километров. «То есть мы замкнули весь цикл переработки от момента, когда из недр земли достали сырье (нефть), сделали полный цикл и выпустили готовую продукцию опять же в республике. Это просто наимощнейший позитивный фактор», — подчеркнул Савин.

«Кроме «ЗаряДа», в России клюшек больше никто не производит. Мы свою технологию сами запатентовали, и это нами было доложено лично Владимиру Владимировичу» «Кроме «ЗаряДа», в России клюшек больше никто не производит. Мы свою технологию сами запатентовали, и это нами было доложено лично Владимиру Владимировичу» Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается идеи присваивать продукции компании названия всяческого оружия, то Савин утверждает: «В компании нет такого управления, чтобы кто-то сказал — и все пошли делать, и если выходит клюшка с каким-то названием, значит, это было проработано в рамках маркетинговой стратегии». Также он заверил, что до сих пор компании не предъявлял претензий ни один из производителей оружия, а случай с «Калашниковым» первый.

«От чего зависит экономика страны? Не от того, что „купи-продай“, а  от создания тысяч таких предприятий, как „ЗаряД“, — напоследок еще раз подчеркнул свой основной месседж Савин. — Мы с олигархами боремся, а когда вся страна приобретает клюшки западного производства, 90 процентов стоимости этих клюшек выходит легально за границу. Вот о чем надо писать».

ОТ ДЕТСКИХ ИГРУШЕК — ДО ЖИЖИ ДЛЯ ВЕЙПА

«Калашников» письменный запрос «БИЗНЕС Online», к сожалению, проигнорировал — ответ к назначенному сроку издание не получило. Но можно сказать, что завод клюшек — не единственная компания, к которой у правообладателей есть претензии. Так, например, ижевский концерн судится с новосибирской компанией «Элли», требуя взыскать 100 тыс. рублей за игрушечное оружие, которое было ввезено в Россию. В деле, кстати, также фигурирует товарный знак АК-47. Уведомлением Находкинской таможни в адрес концерна «Калашников» были направлены фотографии и информация по факту принятия мер таможенного контроля в отношении пластмассовых автоматов для детей с маркировкой АК-47. Ввоз товаров приостановили. Компании присудили выплатить концерну положенную компенсацию, однако сократив ее размер в два раза. Сейчас «Элли» оспаривает решение в апелляционной инстанции. Подобный иск имеется и к владивостокскому ООО «Чайна Торг». Сумма и претензии производителя оружия — аналогичные.

Завод клюшек сам страдает от урона бренду компании. В прошлом году компания Даниса Зарипова заявила о борьбе с подделками клюшек, которые появились на AliExpress Завод клюшек сам страдает от урона бренду компании. В прошлом году компания Даниса Зарипова заявила о борьбе с подделками клюшек, которые появились на AliExpress Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, перечень судебных дел концерн может значительно расширить и без помощи таможни. Например, в России существует рэп-группа «АК-47» родом из-под Екатеринбурга, названная в честь автомата Калашникова и прославившаяся хотя бы тем, что ее пытался запретить за пропаганду наркотиков мэр Евгений Ройзман. Кроме того, в свободной продаже имеется жидкость для электронных сигарет отечественного производителя с такой же маркировкой — АК-47.

Отметим также, что завод клюшек сам страдает от урона бренду компании. В прошлом году компания Зарипова заявила о борьбе с подделками клюшек, которые появились на AliExpress. «Нас успокаивают: „Это значит, что ‚ЗаряД‘ полноценно зашел на рынок“. Но мы очень сильно обеспокоены и не считаем это признанием. Как они делают эти клюшки в Китае — проконтролировать мы не можем, а нанести урон бренду, который мы со сверхусилием выводим на рынок, они способны, — комментировал тогда нашему изданию Савин. — „ЗаряД“ делает гарантию, устраивает тест-драйвы с бросковой зоной, чтобы все могли убедиться, что продукция качественная. Подделки же разрушают все усилия. Как бороться — мы не знаем. Можем только порекомендовать покупателям обращаться в официальные представительства или самый беспроигрышный вариант — заказывать на нашем сайте с бесплатной доставкой, гарантией и нанесением имени».