Ирина Дябилкина: «Если есть хоть какая-то возможность проложить дорогу по-другому, ищут эти варианты до последнего» Ирина Дябилкина: «Если есть хоть какая-то возможность проложить дорогу по-другому, ищут эти варианты до последнего» Фото: Сергей Елагин

«ГЕНПЛАН ПОЗВОЛЯЕТ ОСТАНАВЛИВАТЬ АМБИЦИИ ЗАСТРОЙЩИКОВ»

 Ирина Витальевна, новый генеральный план развития Казани до 2035 года проходил летом прошлого года общественные слушания. Сколько в итоге внесли поправок? Как вы оцениваете вклад казанцев — их предложения были исключительно меркантильными или вполне конструктивными? (Дарья Одинцова)

— По новому генплану поступило порядка 3,2 тысячи обращений. Конечно, большинство из них звучало так: «Не трогайте наше жилье!» Также были против ограничений в охранных зонах. После публичных слушаний все замечания были систематизированы и вынесены на рабочую группу по разработке генерального плана. Возглавляет ее руководитель исполкома Денис Геннадьевич Калинкин, в нее входят порядка 70 человек. После публичных слушаний все замечания разработчики вынесли на рассмотрение данной рабочей группы и предложили свои варианты решения, но окончательный вердикт по каждому вопросу принимала рабочая группа.

Проведение публичных слушаний генерального плана — это колоссальная работа! Подключились все партии, Госсовет РТ, и мы вместе с разработчиками объясняли принципы, заложенные в генплан. Люди, не имея специального образования, советовали, как метрополитен построить, где проложить дороги… Я отдаю должное неравнодушным жителям, которые пытаются помочь, подсказать, как лучше сделать, но очень много было таких вопросов: «А можно дорога пойдет не по моему участку, а по соседскому?» Хотя мы, конечно, понимаем, что люди в том числе и таким образом пытаются защитить свою собственность.

«Очень много было таких вопросов: а можно дорога пойдет не по моему участку, а по участку соседа?» «Очень много было таких вопросов: «А можно дорога пойдет не по моему участку, а по соседскому?» Фото: zags.kzn.ru

— Будут ли еще раз организованы общественные слушания после внесения изменений в генплан Казани? (Геннадий Петрович)

— По итогам публичных обсуждений правки внесены, в том числе по замечаниям Рослесхоза в связи с изменением лесного законодательства. Повторно каких-либо обсуждений проводиться не будет, если не возникнет дополнительных серьезных замечаний. 8 марта проект генплана был выложен в федеральную информационную систему территориального планирования (ФГИС ТП) с уведомлением об этом кабинета министров РТ и минэкономразвития РФ. Дальше данные структуры начинают рассылать проект по всем ведомствам и министерствам для согласования. Процесс этот очень сложный — надо пройти 17 федеральных структур и 7 республиканских, плюс к тому — администрация смежных районов. И каждая структура может выставить нам свои замечания. На согласование дается три месяца, но мы будем в рабочем порядке интересоваться, все ли у нас нормально.

— Когда утвердят новый генплан Казани? Расскажите о графике мероприятий по его утверждению. (Анонимно)

— После получения всех согласований мы пройдем процедуру, которая необходима для вынесения проекта генплана на заседание Казанской городской Думы, и депутаты будут его принимать. Думаю, это состоится в конце 2019 года.


— После утверждения генплан опубликуют на вашем сайте?

— Графический материал генплана 2007 года выложен на официальном портале мэрии Казани — и по нему все достаточно наглядно видно. В таком же виде будет опубликован на портале и новый генплан.   

— Когда внесут изменения в ПЗЗ Казани на основе нового генплана? Каков будет порядок работы по вопросам градостроительства (перезонирование, изменение вида разрешенного использования земельных участков и так далее) в переходный период? (Делюс С.)

— После утверждения генплана законодательство дает нам 6 месяцев на разработку новых правил землепользования и застройки, и в это время мы будем работать по старым ПЗЗ. Я надеюсь, что ближе к концу текущего года генплан депутаты утвердят, если не будет каких-то форс-мажоров, как, например, изменение законодательства. Сейчас на федеральном уровне идут дискуссии на предмет того, чтобы вообще отменить генеральные планы, даже уже рассматривается такой законопроект.

— И как вы к этому относитесь?

— Я очень отрицательно к этому отношусь! Генплан — один из документов, который позволяет достаточно серьезно регулировать и останавливать амбиции застройщиков.


«СЧИТАЮ ЭТУ ТРАНСПОРТНУЮ СХЕМУ РАЗУМНОЙ»

— Ради чего делается радиально-кольцевой генплан Казани, если он совсем не пригоден для нашего города, так как столица РТ стоит на одном берегу Волги и на обоих берегах Казанки и тем самым кардинально отличается от Москвы? (Марсель)

— Дорожная сеть сформировалась генеральным планом 2007 года, который разрабатывали не московские специалисты, а местные. Уже тогда были заложены Малое казанское кольцо, Большое казанское кольцо и окружная дорога. Я считаю эту транспортную схему разумной, так как у нас есть исторический центр, где невозможно расширить улицы, чтобы увеличить пропускную способность. Поэтому пришлось создавать кольца вокруг него. Это делалось и для того, чтобы грузовые автомобили не проезжали через центр города и чтобы спальные районы соединить с местами приложения труда не через центральную часть города.

Разработка транспортной схемы — узкая специализация в архитектуре, над этим работают целые институты! А у нас многие люди считают, что, не имея специальной подготовки и опыта, могут подсказать, как лучше проложить дороги.   

— Как идет процесс строительства недостающих звеньев Большого казанского кольца? Выкуп домов и земель уже начался? 

 — Данную процедуру проводит администрация района совместно с комитетом земельных и имущественных отношений исполкома Казани. Насколько я знаю, кто-то согласился с ценой выкупа, кто-то — нет, а значит, будут судебные разбирательства. Кто-то реально смотрит на такие вещи, а кто-то на подобном хочет заработать. Это тот «человеческий фактор», который приходится учитывать.  

— При строительстве так называемой дороги к Серебряному бору тоже предполагается снос домов, садовых участков. Ее нельзя было проложить по-другому?

— Эта дорога должна разгрузить Горьковское шоссе, и о ней говорили давно, а застройка Серебряного бора только подстегнула данный процесс. Все прекрасно видят, что Горьковское шоссе уже задыхается. Город развивается, и мы понимаем, что не везде можем сохранить земли садовых товариществ и промышленных производств. Промышленные площадки сегодня уходят дальше на периферию. Сохранить дачные и садоводческие участки, как показывает практика развития городов, не получается. Во всех районах Казани раньше был частный сектор. И если бы за эти дома держались, то не было бы развития города, к примеру, не было бы Ново-Савиновского района в том виде, какой есть сегодня.

                            

— Но вопрос-то справедливый: зачем прокладывать дорогу по садам, а не по краю берега?

— Если дорогу прокладывать по садам, то какие это затраты бюджета, какое недовольство жителей! Если есть хоть какая-то возможность проложить дорогу по-другому, ищут эти варианты до последнего.     

 Изначально ли цена выкупа частных домов и земель была заложена в эти 1,6 триллиона рублей на уровне смехотворных 11 тысяч рублей за квадратный метр жилья? Уверены ли вы, что данный «сравнительно законный» отъем жилья у населения за эти 11 тысяч рублей за дом плюс кадастровая стоимость земли не являются прямым и грубейшим нарушением основополагающих нормативных актов? (Марсель)

— Управление архитектуры темой оценки имущества не занимается, это вопрос комитета земельных и имущественных отношений и администраций районов. Насколько я знаю, работают независимые оценщики; когда собственники не согласны с предложением одного оценщика, они спрашивают мнение другого. Если это республиканские земли, то такие вопросы решает министерство земельных и имущественных отношений РТ.

«Сегодня многие страны идут по пути высотной жилой застройки, наглядный пример —  Китай» «Сегодня многие страны идут по пути высотной жилой застройки, наглядный пример — Китай» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В ГОРОДЕ ПОШЕЛ ТРЕНД СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОТНЫХ ДОМОВ»

— Согласны ли вы с решением депутатов гордумы об уплотнении застройки в черте города, что ведет к уменьшению зеленых и спортивных зон, парковочных мест во дворах? Проводились ли по данному вопросу слушания для учета мнения населения? (Бронислав Тимирханович Фаттахов)

— У нас была проведена большая техническая работа по подготовке этого документа: мы его редактировали, потом формировали правоприменительную практику, затем выявлялись нестыковки с нормативными документами федерального уровня. Очень активно в данный процесс включились и депутатский корпус, и застройщики. У нас были и круглые столы, и встречи, и яркие споры. Мы до сих пор согласны не со всеми позициями, которые были приняты, но так решили депутаты Казанской городской Думы. Они выслушали позицию нашу и застройщиков и вынесли вердикт.

— Выходит, застройщики победили, раз вы до сих пор не со всеми позициями согласны? 

— Застройщики достаточно аргументированно показали некоторые вещи, например по парковочным местам. Они говорят, что строят паркинги, а места там не покупаются, у них идут убытки. Застройщики показали свою экономику на цифрах.

«Многие автовладельцы даже нескольких метров до парковки пройти не хотят — надо, чтобы прямо у подъезда машина стояла. Видимо, мы еще не накатались на машинах…» «Многие автовладельцы даже нескольких метров до парковки пройти не хотят — надо, чтобы прямо у подъезда машина стояла. Видимо, мы еще не накатались на авто…» Фото: ksp.kzn.ru

— Казалось бы, автовладельцам дают шанс узаконить парковочное место. Заплати и спи спокойно… Может быть, жильцов надо заставить купить места на построенной для них парковке?

— Нет законного права заставить. Вообще, генеральный план нацелен на развитие удобного общественного транспорта, чтобы люди все-таки пересаживались на него. А если каждая семья будет иметь по три машины, никаких дворов не хватит!

— Засилье машин во дворах — это уже катастрофа… Неужели город не вмешается в данную ситуацию?

— Жильцы сами должны решить эту проблему. Есть дворы, которые общим собранием решили не пускать машины к себе. К сожалению, у нас сегодня многие автовладельцы даже нескольких метров до парковки пройти не хотят — надо, чтобы прямо у подъезда машина стояла. Видимо, мы еще не накатались на авто… Хотя уже многие приходят к пониманию, что такси — это даже дешевле, чем держать собственную машину.

— Почему новым генпланом решили не вширь городу расти, а точечной застройкой заняться?

— Точечная застройка достаточно осложнена сейчас в том плане, что местные нормативы градостроительного проектирования требуют выделения места под детские и спортивные площадки, под озеленение. Если площадь участка не позволяет соблюсти эти нормативы, то там строить нельзя. Найти такие участки, где можно соблюсти нормативы, уже очень сложно.

«Застройщики говорят, что строят паркинги, а места там не покупаются, и у них идут убытки. Застройщики показали свою экономику на цифрах» «Застройщики говорят, что строят паркинги, а места там не покупаются, у них идут убытки. Они показали свою экономику на цифрах» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Тем не менее решили пойти путем точечной застройки?!

— Те площади, которые присоединились к Казани генпланом 2007 года по восточной дуге, до сих пор не освоены. Увеличиваться дальше — дорогое удовольствие с точки зрения инженерной инфраструктуры. Это достаточно серьезный сдерживающий фактор.

— По данной восточной дуге какой этажности планируется строительство?

— Высотное строительство планируется только вдоль реки Ноксы, где жилые комплексы «Весна», «Светлая долина». Ближе к М7 идут индивидуальные коттеджные поселки.

— Ваше управление может влиять на планировку коттеджных поселков? Иногда они застроены абы как…

— Мы до сих пор расхлебываем анархию постперестроечного времени, когда продавали землю, а собственники строили как хотели. По-моему, «дачная амнистия» с точки зрения градостроительства принесла больше вреда, чем пользы, а сегодня обязательно должен быть проект планировки поселка: с дорогами, инфраструктурой, социальными объектами.

— В Казани поощряют высотное строительство?

— Высотность зданий регулируется генеральным планом: есть зоны индивидуального строительства, зоны средней этажности, существуют зоны, где разрешается высотное строительство. Большие ограничения имеются по исторической части города. Но надо признать, что в столице РТ пошел тренд строительства высотных домов.

— Исследования говорят, что за последние 30 лет у нас средняя высотность новостроек выросла в два раза — до 17,8 этажа. Это такая политика?

— Нет, просто в Казани дорогая земля, экономика не позволяет строить в центральной части города малоэтажное жилье. К тому же в столице РТ осталось мало свободных площадок. И вообще, сегодня многие страны идут по пути высотной жилой застройки, наглядный пример — Китай.

— Нравится ли вам лично архитектура и этажность ЖК «Одетт», строящегося в непосредственной близости от Кремля? Какие здания вы отметили бы как наиболее удачные по архитектуре из возведенных за последнее время? (Делюс С.)

— Проект жилого комплекса «Одетт» прошел сито градостроительного совета, межведомственного совета при президенте РТ, и профессионалы его приняли. На этом месте долго была пустая площадка, сейчас требуется время, чтобы привыкнуть к зданию. Думаю, горожане его примут. В целом это неплохое здание, в его отделке применены очень качественные материалы. 

«Электронная площадка — это очень удобно: можно участвовать в обсуждении из другого города, в любое время, сидя дома» «Электронная площадка — это очень удобно: можно участвовать в обсуждении из другого города, в любое время, сидя дома» Фото: Сергей Елагин

«ЗАКОНОДАТЕЛЬ ВВЕЛ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБСУЖДЕНИЯХ»

— Согласно федеральному законодательству, публичные слушания перешли в электронный формат. Но вот в Челнах они по-прежнему проходят вживую. Муниципалитет может сам выбирать форму слушаний?

— В принципе, да. Но и при реализации электронного формата публичных слушаний население имеет право прийти в управление архитектуры и выразить свое мнение. Мы ведем журнал по общественным слушаниям. Можем также посадить посетителей за компьютер и научить работать в этой программе, чтобы они сами занесли свое предложение. Могут они и письменно к нам обратиться. То есть реализуются все возможные способы обращения в наш адрес. Я считаю, сегодня люди освоили гаджеты, электронная площадка — это очень удобно: можно участвовать в обсуждении из другого города, в любое время, сидя дома.

Нам уже не хватало человеческого ресурса для учета всех обращений во время публичных обсуждений, а в электронном формате люди сами заносят свои предложения, протокол формируется автоматически. Здесь уже нет человеческого фактора. Мы не корректируем обращения граждан, даже их ошибки не исправляем!  

Также законодатель ввел ограничения по участию в общественных обсуждениях. Раньше на слушания приходили все желающие, вне зависимости от того, касается их этот вопрос или нет. Даже были группы людей, которые посещали все общественные обсуждения. Приходили члены различных политических партий и вербовали, в том числе недовольных, в свои ряды, поэтому не всегда получался конструктивный разговор по существу обсуждаемых вопросов. А теперь в слушаниях могут участвовать только лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются.

 Планируется, что в городе станет на 12 процентов больше зеленых зон. Эта цифра для обмана жителей. Реально зеленая зона увеличивается за счет земель, расположенных на окраине города. На достаточно большом жилом массиве — от улицы Гаврилова до проспекта Амирхана и от проспекта Ямашева до улицы Воровского — нет ни одного парка. И в это же время под всякими предлогами собираются застроить берег Казанки. Одумайтесь, пока не поздно! (Фуат Измайлович)

— На части территории улицы Гаврилова планируется размещение рекреационного парка, а также обустройство набережной. В Ново-Савиновском районе много общественных пространств — парк Победы, сквер «Стамбул», сквер «Белые цветы» на улице Абсалямова. Огромное богатство района — набережные, которые будут обустраиваться.

«В Ново-Савиновском районе много общественных пространств — парк Победы, сквер Стамбул, сквер Белые цветы на улице Абсалямова. Огромное богатство района — набережные, которые будут обустраиваться» «В Ново-Савиновском районе много общественных пространств — парк Победы, сквер «Стамбул», сквер «Белые цветы». Огромное богатство района — набережные, которые будут обустраиваться» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Люди беспокоятся, что на Гаврилова хотят застроить набережную…

— По этой площадке на улице Гаврилова шли общественные обсуждения и дебаты. Это территория частная, выкупленная, но работа там велась рука об руку с экологами. Застройщик — фирма «ЮИТ Казань» — понимает всю свою ответственность по данной площадке.

 Купил земельный участок в «Изумрудной долине», по документам из выписки ЕГРН вид разрешенного использования — ИЖС. Подал документы для получения ГПЗУ, однако мне отказали, мотивировав тем, что, согласно карте зон градостроительных регламентов, земельный участок расположен в зоне СХ. Для получения ГПЗУ необходимо изменить зону. Как быть в данной ситуации? Зону СХ не меняют, сказали, что только после принятия генплана Казани (Ильнур)

— Поскольку ваш участок, согласно действующему в настоящее время генплану, попал в зону СХ, то до изменения в этой части положений генерального плана внести изменения в зону действительно невозможно. Вам необходимо набраться терпения и подождать нового генерального плана.

 Будет ли пересмотрен градостроительный устав, в котором понятия «дачный» и «садовый» дом различны по разрешенной квадратуре? (Артем)

— Да, будет. Понятие «дачный дом» из правил землепользования и застройки будет исключено. К сожалению, это займет некоторое время, так как процедура внесения изменений требует проведения общественных обсуждений и утверждения Казанской городской Думой.

— Наш старый дом (земля и дом зарегистрированы в Росреестре) требует реконструкции. На уведомление пришел ответ, что объект находится в зоне КАПО и реконструкция запрещена. Особая зона КАПО в старом градостроительном плане не указана, в Росреестре ее тоже нет. Будет ли она обозначена в новом градостроительном плане? Если да, то предусмотрено ли какое-либо зонирование, так как это территория Ж2 (тут есть противоречие в генплане)? (Дания Ханафовна)

— Действующее законодательство предусмотрело новый порядок установления зон с особыми условиями использования территории — приаэродромная территория. Теперь данные зоны утверждаются уполномоченным федеральным министерством и должны быть поставлены на кадастровый учет. После этого они подлежат отображению в градостроительных документах — генеральном плане и правилах землепользования и застройки. Если установленная зона станет запрещать строительство и реконструкцию, мы вынуждены будем это отразить в ПЗЗ.

— Входит ли в план развития Казани район улицы Гривской? Имею там старый частный дом с участком (приватизированы). Могу ли на его месте построить новый и каков порядок получения разрешительных документов? (Шамиль Валеев).

— Постановлением исполкома Казани от 14.03.2018 №943 утвержден проект планировки территории, ограниченной улицами Мулланура Вахитова, Яруллина, Пролетарской и Бугринской. Данным проектом предусмотрено сохранение большей части индивидуальной жилой застройки на улице Гривской. Для получения более полной информации рекомендуем обратиться с кадастровым номером земельного участка в управление архитектуры и градостроительства Казани.

— Какова перспектива прохождения трассы через СНТ «Маяк»? Все ли сделано для поиска альтернативных путей отхода? (Albert Khabirov)

— В соответствии с материалами проекта нового генерального плана Казани, по территории СНТ «Маяк» предусмотрена улица районного значения (проектируемый проезд №77). Данная трассировка была определена проектировщиком с учетом минимального сноса и с соблюдением требований прохождения улицы в обход аварийной площадки ПАО «Туполев».

— В 2018 году на слушаниях по генплану жители поселка Вознесение получили ответ, что новой дороги в продолжение улицы Центральной (проезд 50) не будет и что сноса домов, как следствие, здесь тоже не ожидается. Но в текущей версии генплана проезд №50 пока остался. Планируется ли его убрать? (Лилия Салахова)

— В действующем генплане Казани по жилому массиву Вознесенское предусмотрена улица общегородского значения регулируемого движения, соединяющая Вознесенский тракт и федеральную трассу М7. В проекте нового генерального плана данная улица сохранена, но ее категория понижена до улицы районного значения. Проектируемый проезд №55 является продолжением улицы Большой жилого массива Вишневка, и убирать его не планируется, так как данная улица необходима для обеспечения связи жилых массивов, расположенных в восточной части города. Следует отметить, что в генплане определяются направления улиц общегородского и районного значения. Точное местопрохождение прорабатывается на уровне проекта планировки линейного объекта дороги. В составе проекта планировки территории определяются красные линии и ширина дорог.

«Задача, к выполнению которой мы стремимся, — автоматизировать все муниципальные услуги, чтобы все документы подавались через портал госуслуг и через существующие в республике МФЦ» «Задача — автоматизировать все муниципальные услуги, чтобы все документы подавались через портал госуслуг и существующие в республике МФЦ» Фото: kddm.kzn.ru

«БОЛЬШИНСТВО УСЛУГ УЙДЕТ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ»

 Летом 2017 года мэр Казани, назначая вас начальником управления архитектуры и градостроительства, дал вам задание создать единый многофункциональный центр по оказанию муниципальных услуг и результат хотел увидеть в ближайшем обозримом будущем. Какой этап пройден на сегодняшний день? (Валеев И.)

— У исполкома города есть большое желание построить новое здание, в котором можно было бы разместить все структуры исполнительного комитета, оказывающие муниципальные услуги, и там создать единый центр по их оказанию, чтобы люди не бегали по городу — в администрацию района, управление архитектуры, комитет земельных и имущественных отношений и так далее. Город долго искал площадку под это здание, но пока решение не принято.

 Несмотря на то что у нас так развиваются электронные услуги, ногами все равно надо обходить все инстанции?

— Некоторые города по определенным услугам решились на то, чтобы принимать документы только в электронном виде, а в Казани можно подавать и в электронном виде, и на бумаге. У нас достаточно сложные муниципальные услуги, и пока заявитель предпочитает к нам приходить сам. У нас полностью автоматизирована услуга по согласованию информационных вывесок. Это можно сделать не выходя из дома! Но все равно остался определенный процент людей, которые приходят для этого в управление и работают исключительно с бумагой. Поэтому мы пока не переводим услуги только в электронный вид, оставляем и бумажный вариант обращений. Но все должны понимать, что с цифровой экономикой со временем большинство услуг уйдет в электронный формат.

— С отдельным зданием пока притормозились, но что все-таки будет с многофункциональным центром по оказанию муниципальных услуг?  

— У нас в городе уже есть МФЦ, и нелогично создавать им альтернативу. Мы нацелены на удобство граждан. Хотим, чтобы наши муниципальные услуги можно было заказать и через МФЦ, и через портал госуслуг РТ, а при необходимости прийти к нам. Очень много усилий положено на повышение качества оказания муниципальных услуг, сокращение сроков. В управлении архитектуры и градостроительства мы отремонтировали зону приема граждан, заканчиваем ремонт в зоне ожидания, установили автоматы электронной очереди, летом планируем отремонтировать парковку. И было бы здорово, если бы мы смогли большинство муниципальных услуг оказывать в одном месте. Но это возможно при условии строительства нового здания. У нас, например, специалисты КЗИО размещаются в нескольких помещениях, территориально отдаленных друг от друга. Это неправильно.

— За счет чего вам удается сокращать сроки?

— Исполком к этому вопросу подошел грамотно: был создан проектный офис, приглашены эксперты по бережливому производству. Каждый этап рабочего процесса проанализирован. Убирались все непроизводственные потери, излишние этапы согласования. Даже рассматривалась логистика — как переносятся документы из одного кабинета в другой! Мы усилили группу приема. Разработали шаблоны документов, чтобы уйти от услуг корректоров, и на этом смогли сэкономить целых три дня. Мы экономию собираем по часу, по полчаса! И обращаемся ко всем смежным структурам с просьбой соблюдать и сокращать сроки.

Раз в квартал стараемся делать опрос наших посетителей на предмет того, замечают ли они перемены в нашей работе, последний опрос показал, что 84 процента заявителей эти перемены видят. И замечаний, конечно, немало …

«Очень много усилий положено на повышение качества оказания муниципальных услуг, сокращению сроков» «Очень много усилий положено на повышение качества оказания муниципальных услуг, сокращение сроков» Фото: kddm.kzn.ru

— Планируется ли в казанском управлении архитектуры возможность получения услуг (ГПЗУ, согласования рекламы, архитектурного облика и так далее) электронно через портал госуслуг или МФЦ? (Владимир)

— Задача, к выполнению которой мы стремимся, — автоматизировать все муниципальные услуги, чтобы все документы подавались через портал госуслуг и существующие в республике МФЦ. У управления информационных технологий и связи исполкома Казани есть плановые показатели по переводу услуг в электронный вид. Если я не ошибаюсь, в прошлом году они перевели 20 услуг, на текущий год тоже есть план.

Что касается конкретно управления архитектуры и градостроительства, то у нас с 15 апреля началось внедрение в работу комплексной муниципальной геоинформационной системы. Подрядчик — крупнейший разработчик такого вида программ. Так как мы работаем с геоинформационными данными, то у нас подготовка того же ГПЗУ, формирование земельных участков будет осуществляться в этом программном комплексе. Практически все наши отделы переходят на работу в данной системе. В ее основу ложатся оцифрованные документы топоархива, новый генплан, правила землепользования и застройки, адресный план города и другие документы. Эта программа должна уметь «общаться» с Росреестром, Кадастровой палатой, с федеральной адресной системой и так далее. Я считаю, что идут глобальные перемены в нашей работе. Это пилотный проект, на базе которого будет строиться вся геоинформационная система республики.

— В других городах-миллионниках есть такие системы?

— В Тюмени и Омске работают на данной системе.

— Эта программа упростит все процессы и сократит сроки?

— У нас в управлении работают высококлассные специалисты, но есть и так называемый человеческий фактор, а эта система положит знания в программу, что прежде всего позволит исключить ошибки. Основная задача специалистов всех отделов — поддерживать систему в актуальном состоянии, вовремя выкладывая новую информацию. И все этой информацией будут пользоваться. Не из отдела в отдел передавать материалы, а брать из единой базы данных. И сроки сокращаем, и минимизируем человеческий фактор, ведь у нас цена ошибки очень высокая! Нас постоянно проверяют — практически после каждого выданного нами отказа. Первое, что делает человек, не получив от нас того, что хочет, — обращается в прокуратуру, чтобы проверили правильность наших действий.

— Как правило, вам удается защитить свои решения?

— Законодательство у нас неоднозначное, поэтому бывает так, что у прокуратуры одна трактовка нормы закона, у нас — другая, и мы вынуждены идти в суд.

«Мы готовы помогать всем, кто пришел к нам. Мы подскажем, как по закону построить и зарегистрировать дом, как правильно повесить вывеску, присвоить объекту адрес и т. д.» «Мы готовы помогать всем, кто пришел к нам. Подскажем, как по закону построить и зарегистрировать дом, как правильно повесить вывеску, присвоить объекту адрес и так далее» Фото: Сергей Елагин

«СЛОЖНОСТЬ В ТОМ, ЧТО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПОСТОЯННО МЕНЯЕТСЯ»

— Неоднозначность законодательства — это системная проблема? Или есть только какие-то узкие места?

— Сложность в том, что законодательство постоянно меняется, после чего должна сформироваться правоприменительная практика. Как правило, она закрепляется судебными решениями. Как только мы процессы наладим и организуем работу, вдруг меняется закон, все переворачивается с ног на голову. Например, мы долго разбирались с ГПЗУ, потому что не укладывались в сроки. Отрегулировали этот процесс, вышли на выполнение установленных сроков, и тут законодательство вновь меняется — вводится уведомительный порядок, а это совершенно другой механизм! И все надо начинать сначала…

— А законы хотя бы к лучшему меняются или, наоборот, усложняют процессы? 

— В градостроительной деятельности в свое время было сделано очень много послаблений в рамках «дачной амнистии». Сейчас закон ужесточается, поэтому прошу всех обращаться в управление архитектуры и градостроительства за получением ГПЗУ, справок из ИСОГД. Тогда вы будете иметь полное представление по градостроительным ограничениям, которые накладываются на ваш участок.

«В градостроительной деятельности в свое время было сделано очень много послаблений в рамках «дачной амнистии». Сейчас закон ужесточается» «В градостроительной деятельности в свое время было сделано очень много послаблений в рамках «дачной амнистии». Сейчас закон ужесточается» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Что-то изменилось в работе управления архитектуры и градостроительства за последние полтора года под вашим руководством?

— Думаю, что основные изменения будут связаны с переходом на работу в комплексной геоинформационной системе, что поменяет саму структуру деятельности управления, функции отделов, а главные изменения я вижу в том, что мы усилили работу с населением, качеством и сроками оказания муниципальных услуг. Например, когда начали искать причины невыполнения сроков по подготовке ГПЗУ, то выявили, что узкое горлышко — это место, куда входят и откуда выходят документы. Закупили технику для сканирования документов в зоне приема, обучили сотрудников качественно принимать документы. Были проведены тренинги по работе со сложными посетителями. Надо учить людей работать с клиентами — очень разными по характеру, по настроению. В итоге мы усилили работу фронт-офиса. Впечатление в целом об управлении архитектуры и градостроительства во многом складывается как раз по зоне приема населения.

— Раньше ваше ведомство называлось ГлавАПУ — главное архитектурно-планировочное управление, а сегодня — управление архитектуры и градостроительства. С чем связана смена названия?

— Управлению архитектуры и градостроительства осенью этого года исполняется 80 лет. В 1939-м, в соответствии с протоколом президиума Казанского городского совета рабочих и красноармейских депутатов, было создано архитектурно-планировочное управление при городском отделе коммунального хозяйства. И дальше была богатая история: управлению давали разные названия, оно уходило в подчинение республики и возвращалось обратно в город, здесь трудилась целая плеяда главных архитекторов, было разработано несколько генеральных планов. Кстати, первый генеральный план Казани принят в 1768 году указом Екатерины II, план регулярной застройки разработал архитектор Василий Иванович Кафтырев. 

— У вас большой штат?

— По штатному расписанию — 171 человек, есть 6 вакансий. Женщины составляют 82 процента, средний возраст сотрудников — 36 лет. Все с высшим образованием, а 17 человек имеют две «вышки». Проблема у нас в том, что все труднее набирать специалистов, поскольку они предпочитают работать в коммерческих структурах, где зарплата намного выше.

— На сайте управления прочитал: «Наша миссия — помогать вам делать наш город лучше!» К кому вы обращаетесь — к своему начальству или народу? И что главное в этом «помогать»? (Хайруллин)

— Мы готовы помогать всем, кто пришел к нам. Подскажем, как по закону построить и зарегистрировать дом, как правильно повесить вывеску, присвоить объекту адрес и так далее. Ежемесячно в управление обращаются более 4,3 тысячи граждан на подачу документов, еще более 700 человек в месяц записываются на консультации к специалистам. 

— Ирина Витальевна, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов вам!