Александр Лаврентьев (слева) о диверсифицировании ОПК-предпритий РТ: «Достижений, честно говоря, мало, чтобы порадоваться» Александр Лаврентьев (слева) о диверсифицировании ОПК-предпритий РТ: «Достижений, честно говоря, мало, чтобы порадоваться» Фото: «БИЗНЕС Online»

РАДОВАТЬСЯ НЕЧЕМУ

«Достижений, честно говоря, мало, чтобы порадоваться», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» президент ассоциации промышленников и предприятий РТ Александр Лаврентьев. Как известно, путинский наказ был таков: к 2020 году — 17% высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (к 2025-му — 30%, к 2030-му — 50%). Для большинства ОПК-предприятий РТ данная отметка пока недостижима, а потому их время от времени слегка журят. Так, на последней коллегии минпромторга РТ министр Альберт Каримов посетовал, что оборонщики никак не хотят переходить на выпуск гражданской продукции, а по пути, указанному президентом, движутся только «Электроприбор», КВЗ и POZIS. Но, отметим, при ближайшем рассмотрении вопросы есть и к этим передовикам.

Иногда местные чиновники делают загадочные заявления по теме. К примеру, в апреле минэкономики РТ, похвалив вышеупомянутые предприятия, предписало диверсификационное ускорение казанскому ОКБ «Союз». Но оно, скорее всего, так и останется чисто военным предприятием — специфика такова. Не зря ведь заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов в программном интервью заверил, что «путинские нормативы» делать обязательными для всех не будут. К примеру, концерн ПВО «Алмаз-Антей» (в который и входит «Казанское ОКБ „Союз“») загружен заказами на десяток лет вперед и угрозы для его экономики нет.

Особый счет — к казенным предприятиям («Точмаш» и Пороховой завод). Цель их работы — именно ГОЗ, извлечение прибыли — вопрос второй, особенно для самих этих предприятий, ведь «навар» у них, если он случится, подчистую забирает государство. Как в таких условиях самим инвестировать в гражданку? Кстати, именно нехватку инвестиционных ресурсов минэкономики РТ называет одним из главных тормозов диверсификации оборонки в РТ.

Другая причина — низкая осведомленность компаний о потребностях рынка. Поэтому сегодняшний наш обзор компаний с преобладающей или паритетной долей спецпродукции (здесь мы имеем в виду не только ГОЗ, но и в целом изделия оборонного и двойного назначения) во многом — попытка оценить усилия ОПК-генералитета выбраться за рамки традиционного мышления. Мы отобрали только те компании, которые запустили новые проекты, произвели новую технику или сумели найти новые рынки сбыта.

КВЗ, казалось бы, демонстрирует сверхусилия по продвижению своих вертолетов (прежде всего, «Ансатов») в гражданскую сферу.  На сегодня построено и продано примерно 15 медицинских «Ансатов» КВЗ, казалось бы, демонстрирует сверхусилия по продвижению своих вертолетов (прежде всего «Ансатов») в гражданскую сферу.  На сегодня построено и продано примерно 15 медицинских «Ансатов» Фото: tatarstan.ru

ВЕРТОЛЕТЫ ТЕПЕРЬ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО КВЗ

Настоящий диверсификационный триллер разворачивается в вертолетостроении. Довести долю чисто гражданской продукции до 50% мечтало еще прежнее руководство КВЗ, у которого спецпродукция всегда достигала примерно 80%. И тут чаемое как бы воплотилось в реальность, но специфическим образом — сегодня российские военные заказывают по минимуму, а работа по военно-техническому сотрудничеству с заграницей вообще сошла на нет. И КВЗ, казалось бы, демонстрирует сверхусилия по продвижению своих вертолетов (прежде всего «Ансатов») в гражданскую сферу.

На сегодня построено и продано примерно 15 медицинских «Ансатов». 20 машин законтрактовали китайцы для ассоциации медицины катастроф КНР. Это уже серьезная заявка для выхода на международных рынок. При этом «Ансат» отправился в масштабное турне по Юго-Восточной Азии — ничего подобного ранее не делали. Но самым громким стал другой контракт. В сентябре 2018 года ростеховские лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» и национальная служба санитарной авиации (НССА) подписали контракт на поставку 104 «Ансатов».

Невероятная цифра, но, как указывает источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроении, контракт с НССА подписали «по абсолютно неприемлемой цене, лишь бы что-то делать». Как известно, это 199,9 млн рублей за вертолет. «Полноценный „Ансат“ не может стоить 200 миллионов, — заверяет источник. — Вы посмотрите хотя бы на то, какой курс доллара стал (и еще не вечер), а в машине огромное количество импорта. Для военных и то делали хоть с какой-то прибылью, а здесь — в убыток. Сердюков (Анатолий Сердюков, экс-министр обороны, ныне — индустриальный директор авиастроительного кластера „Ростеха“ — прим. авт.) вообще кричал, что эта машина не должна стоить больше 100 миллионов. Он же доктор экономических наук! А ничего, что 60 процентов в цене „Ансата“ это импортные покупные изделия, а зарплата — всего лишь 10 процентов?.. Что там снижать? Без зарплаты его делать? Без накладных?.. Контракт не должен быть убыточным, надо хотя бы к нулю выйти — чтобы могли заплатить налоги, зарплату, купить комплектующие: прибыли не получили, но год протянули. А здесь заказ сразу убыточный!»

К тому же ни от китайцев, ни от НССА не было авансов — такого с КВЗ ранее не случалось. Более того, как писали в феврале «Ведомости», «Авиакапитал-Сервис» отказался быть лизингодателем для НССА — из-за сомнений в платежеспособности этой компании. То есть деньги на проект так и не появились. На КВЗ проблемы с финансированием признают, но не сомневаются в том, что программа пойдет.

Со всей этой историей тесно связан другое оборонное предприятие РТ — «Рычаг» (им владеют ростеховский концерн «Радиоэлектронные технологии» — КРЭТ и КОМЗ), которое оснащает одноименными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) вертолеты Ми-8. Эта чисто военпромовская компания не просто сделала серьезную конверсионную заявку, но решила стать чуть ли не вторым КВЗ. Как выяснилось в прошлом году, «Рычаг» (он владеет 25% НССА) захотел покупать у КВЗ совершенно пустой «Ансат» и наполнять его медицинским оборудованием и даже новой авионикой. «Два года назад „Рычаг“ захотел купить лицензию на производство „Ансата“ с такой схемой: КВЗ им продает „железо“, а они его начиняют электроникой, — рассказывает источник „БИЗНЕС Online“. — Подписали договор о продаже лицензии. Но эти люди слабо представляют, что такое авиация. Хотели получать „Ансат“ в самой минимальной комплектации. Предлагали даже все бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) делать передаваемым: один комплект создают, устанавливают, вертолет облетывают, передают „Рычагу“, БРЭО снимают и так по кругу, а „Рычаг“ потом ставит свое БРЭО — с другими характеристиками и по другой цене. А кто поднимет такую машину? Кто возьмет на себя смелость туда людей посадить? Как можно влезать в конструкцию?.. Это все красиво только в разговорах доктора экономических наук, который может и мебелью заниматься, и столовыми, и авиацией. Но все же умные люди там нашлись — поняли, что так не пойдет, дали задний ход. Решили покупать отлетанный „Ансат“ и делать тюнинг. Но покупать „Ансат“ оказалось слишком дорого, тюнинг денег не приносит, и они от этих 104 машин отказались и отдали их на завод. Но внезапно у страны почему-то кончились деньги, и 104 вертолета ей оказались не нужны. Финансирования нет, есть только слова, что всем это нужно».

Однако недавние официальные заявления «Росавиации» заставляют предположить, что от своих замыслов «Рычаг» не отказался. Судя по сообщению агентства от 26 февраля 2019 года, «Рычаг» все-таки ведет работу по сертификации собственного варианта «Ансата», в том числе в медицинском исполнении, и в ноябре 2018 даже проведен этап макета. «По результатам выполненных работ планируется допуск вертолета „Ансат“, оснащенного медицинским оборудованием, в условиях действия правил полетов по приборам (ППП)», — говорится в сообщении. И это принципиально важный момент. Сегодня «Ансат» может летать лишь в простых метеоусловиях, а для работы днем и ночью, при сложной погоде (а скорая помощь должна летать всегда) необходимо другое БРЭО. Его и намерен устанавливать «Рычаг». Разработало аппаратуру крэтовское «Раменское ПКБ». Интересно, что сегодня его возглавляет экс-гендиректор КОМЗа Сергей Раковец, который претендовал на кресло гендиректора КВЗ.

«Колесов спит и видит, чтобы КВЗ был под его системой, — говорит источник. — Но не получается. Тогда надо любыми путями сливки — то, что дает деньги — оснащение „Ансата“, — перетащить на „Рычаг“. Но, думаю, все-таки проще было заполучить КВЗ». Что ж, не исключено, что и эта история еще получит продолжение. По данным наших источников, свой вариант «Ансата» «Рычаг» покажет на МАКС-2019.

Радик Хасанов хочет диверсифицировать уже и саму гражданку. Так, ПОЗИС самостоятельно разрабатывает технологии и производственные линии и выходит с этим продуктом на рынок Радик Хасанов хочет диверсифицировать уже и саму гражданку. Так, POZIS самостоятельно разрабатывает технологии и производственные линии и выходит с этим продуктом на рынок Фото: tatarstan.ru

«МАКАРОННЫЕ» ФАБРИКИ

У основного производителя боеприпасов для малокалиберной артиллерии сухопутных войск, ВМФ и ВКС — POZIS (входит в концерн «Техмаш» госкорпорации «Ростех») — предположительно, одно из лучших соотношений гражданки и военки не только в РТ, но и в целом по России: почти 50 на 50. В вышеупомянутом интервью Борисова о заводе говорится как об одном из немногих успешных примеров диверсификации.

Что нового сделал за это время POZIS? Начал испытания холодильника для умного дома, который может самостоятельно отслеживать наличие продуктов, их сроки годности и даже делать заказы в интернет-магазинах. Запустил в продажу холодильник для шуб. Впервые поставил профессиональные холодильники для торговли и индустрии гостеприимства в Евросоюз. Отметим, что маркетологи POZIS хорошо используют конъюнктуру. Так, например, в 2017 году, в преддверии чемпионата мира по футболу, завод выпустил холодильник с художественной росписью в поддержку… сборной Перу. Репортаж об этом показали во многих странах Латинской Америки… В целом в запуск новых программ завод инвестировал 2 млрд рублей. Примечательно, что гендиректор Радик Хасанов хочет диверсифицировать уже и саму гражданку. Так, POZIS самостоятельно разрабатывает технологии и производственные линии и выходит с этим продуктом на рынок. Также известно, что в дополнение к холодильникам предприятие намерено выпускать другую крупнобытовую технику (к ней относятся, например, стиральные и посудомоечные машины, газовые плиты), но конкретика держится в секрете.

ПОЗИС начал испытания холодильника для «умного дома», запустил в продажу холодильник для шуб, впервые поставил профессиональные холодильники для торговли и индустрии гостеприимства POZIS начал испытания холодильника для «умного дома», запустил в продажу холодильник для шуб, впервые поставил профессиональные холодильники для торговли и индустрии гостеприимства Фото: tatarstan.ru

«POZIS растет и в военном, и в гражданском направлениях, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Для него созданы колоссальные специальные мощности, и он стремительно наращивает производство бытовой техники. И хотя Хасанов все жалуется, объемы у него растут сумасшедшим образом, а появление в Челнах конкурента — Haier — его только подстегивает».

Во всем это есть один любопытный момент. Как некогда шутили, в СССР фабрики по выпуску макарон и папирос делали так, чтобы их легко было переналадить под производство патронов — идеальный вариант сосуществования на одном предприятии двух разных производств. «Когда говорят, что у POZIS это одно производство, то сильно преувеличивают, — говорит источник. — Для снарядов и холодильников — разные площади, оборудование, технологии, люди — два разных завода, просто исторически так сложилось, что они работают на одной территории. Это я к тому, что при отсутствии одного заказа другой все производство не спасет. Людей с патронов на холодильники не перекинешь, и наоборот». Однако тут надо напомнить: отрасль боеприпасов и порохов, как и ракетная, вообще считается почти недиверсифицируемой.

Артур Хисамеев задумал перекроить рынок в пользу «Точмаша» и ЧМЗ, слияние которых получило статус научно-производственного объединения, а значит, от них надо ждать новых разработок в этой области Артур Хисамеев задумал перекроить рынок в пользу «Точмаша» и ЧМЗ, слияние которых получило статус научно-производственного объединения, а значит, от них надо ждать новых разработок в этой области Фото: tatarstan.ru

Но, судя по всему, изменить это мнение намерен Казанский завод точного машиностроения. Спецпродукция (взрыватели) у него — 90%. В конце апреля стало известно, что к «Точмашу» присоединят коллег-боеприпасников из Самарской области  — Чапаевский механический завод (ЧМЗ). Он с советских времен славится продукцией для нефтегазовой промышленности — перфорационными системами для прострелочно-взрывных работ. В 90-е бо́льшая часть этого рынка ушла частным компаниям. Как полагает источник «БИЗНЕС Online», директор «Точмаша» Артур Хисамеев задумал перекроить рынок в пользу своего предприятия и ЧМЗ, слияние которых получило статус научно-производственного объединения, а значит, от них надо ждать новых разработок в этой области.

«Хисамеев зарекомендовал себя так, что его поддерживают в минпромторге России, — отмечает источник. — Сейчас он находится на этапе сертификации продукции для нефтяников. И не забывайте, что „Точмаш“ становится все более серьезным игроком на рынке проектирования и поставки технологического оборудования для боеприпасной отрасли, у него, возможно, лучшие в стране наработки в этой области. Не исключаю, что ему удастся сделать так, чтобы военная и гражданская продукция делалась не разными заводами, а одними и теми же людьми: иссяк гособоронзаказ — без проблем увеличиваем продукцию для нефтяников».

Но и у «Точмаша» есть гражданская задумка, которая предполагает создание параллельного производства — винтовые компрессорные установки. Однако эта тема идет труднее, чем перфораторы. «У казенных предприятий прибыль распределяется жестче: там главное — обеспечить дальнейшее выполнение госзаказа, — объясняет источник. — С чего тогда вкладывать в развитие гражданской продукции? Все деньги — на спецсчетах, отвлекать их оттуда нельзя. Словом, тут дело в изворотливости директора».

Фундаментально подошли к решению проблемы в холдинговой компании «Ак Барс» — создали одноименную судостроительную корпорацию. Главная ее задача — наращивание объема гражданской продукции Фундаментально подошли к решению проблемы в холдинговой компании «Ак Барс» — создали одноименную судостроительную корпорацию. Главная ее задача — наращивание объема гражданской продукции Фото: tatarstan.ru

НА СУШЕ И НА МОРЕ

Фундаментально подошли к решению проблемы в холдинговой компании «Ак Барс» — создали одноименную судостроительную корпорацию. Несомненно, главная ее задача — наращивание объема гражданской продукции. Сегодня у системообразующего актива корпорации, завода им. Горького, 90% продукции — военная.

Прежде всего, отметим, что холдингу удалось, несмотря на серьезное сопротивление на федеральном уровне, добиться передачи Татарстану Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (то, что оно в дальнейшем войдет в корпорацию, несомненно). И хотя почти 100% продукции ЗПКБ — военка, эксперты не раз напоминали о высоких гражданских компетенциях бюро.

Завод заложил два прогулочных теплохода проекта «Чайка». Первая «Чайка» должна быть готова к 30 августа Завод заложил два прогулочных теплохода проекта «Чайка» — первое судно должно быть готово к 30 августа Фото: tatarstan.ru

Новоиспеченный тандем тут же принялся за дело: ЗПКБ спроектировало, а завод заложил два прогулочных теплохода проекта «Чайка». Это так называемый дешевый сегмент рынка: прогулочное судно вместимостью 250 пассажиров стоит в пределах 200 млн рублей. Продавать суда намереваются по всей России. Первая «Чайка» должна быть готова к 30 августа. Есть планы пустить эти суда от «Ривьеры» на Казанке до Свияжска. Заказчиком строительства стало одно из подразделений корпорации — «ВолгаТатСудоремонт», у которого к тому же есть более широкая задача — решить проблему высокой себестоимости речного судостроения на заводе им. Горького. Предполагается, что у компании будет отдельное  ценообразование услуг.

В планах корпорации — каютные суда с дальностью плавания 2 тыс. км для северных регионов, газоходы проекта А196-1 (холдинг «Ак Барс» и «Газпром газомоторное топливо» подписали соглашение о сотрудничестве в реализации проекта пассажирских судов на СПГ и заправочной инфраструктуры). Есть идея создать на базе ЗПКБ центр скоростного судостроения. Прорабатывается строительство танкеров и сухогрузов. Добавим, что завод передал Архангельской области два судна нового проекта А217-1 — сделанный на новом уровне аналог «омиков» и «мошек».

Правда, есть и проблемы. Заказчику из Объединенных Арабских Эмиратов до сих пор не переданы два скоростных теплохода проекта А145Е, хотя они построены и переведены на сдаточную базу в Новороссийск. В чем проблема — не сообщается, но есть предположение, что эти суда останутся работать в России.

Главный по электронике в Татарстане — НПО «Радиоэлектроника им. Шимко» Главный по электронике в Татарстане — НПО «Радиоэлектроника им. Шимко» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЭЛЕКТРОНИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

Главный по электронике в Татарстане — НПО «Радиоэлектроника им. Шимко», возглавляющее конгломерат по производству средств госопознавания («свой-чужой»). Это «Радиоприбор», Казанский электротехнический завод (КЭТЗ) и альметьевский «Радиоприбор».

Если у этих предприятий и есть гражданская перспектива, то пока она не просматривается (ширпотреб типа городского освещения, который успешно делают альметьевцы, вещь нужная, но точно не относится к высокотехнологичному сектору). «У „Шимко“ сотоварищи огромный объем работ, — говорит источник. — Совершенствование системы „свой-чужой“ бесконечно. В этой области мы многие годы отставали по железу, и сегодня министерство обороны вкладывает в это колоссальные средства, в результате и оба „Радиоприбора“ только наращивают обороты. Заказы большие. Эти ребята никогда не будут заниматься другим».

К тому же надо признать: бытовая электроника — рынок для нас потерянный. Это подтверждает опыт завода «Элекон», который пару лет назад захотел возродить на новом уровне производство музыкальной аппаратуры — проигрывателей, усилителей, акустических колонок. Увы, по данным «БИЗНЕС Online», от этой красивой идеи вынуждены были отказаться. «Как выяснилось, ничего своего не осталось, даже заводов, которые транзисторы нормальные делают, нет, — говорит источник. — Хотели возродить на современном уровне легендарный проигрыватель винила Б101, даже разработчиков нашли, но посчитали — он золотым бы вышел. Был вариант — импортные изделия тупо перешильдовывать, но это же не дело. Чтобы вы понимали: в российской промышленности вообще ничего не осталось. Вот от этого мы и должны отталкиваться, говоря о диверсификации».

Ограниченные успехи возможны, скорее, только в специальных нишах. Такие сегменты удалось отыскать КЭТЗу, «в миру» выпускающему корабельную аппаратуру «свой-чужой» и вертолетные радиолокационные станции. В 2017 году КЭТЗ разработал инструмент для мехатронного комплекса, с которым проводят операции на брюшной полости. Этот комплекс должен заменить зарубежную аппаратуру «Да Винчи». «КЭТЗ влез в программу по замене „Да Винчи“, — говорит источник. — Это сложнейший агрегат: инструменты вводятся внутрь человека без вскрытия. Если у России это получится — будет огромный прорыв, потому что сегодня всё импортное, по медтехнике мы отстали непонятно на сколько голов, даже неясно, в каком веке живем. Усилия КЭТЗ — попытка хоть что-то не покупать там, а делать у себя».

Серьезное продвижение наметилось у Казанского приборостроительного конструкторского бюро (КПКБ). К своей традиционной продукции — датчикам температуры и оборотов оно добавило многофункциональные цифровые индикаторы (система отображения информации в кабине воздушного судна), в том числе, для пассажирских самолетов. Поэтому сегодня КПКБ проходит сертификацию как разработчик и производитель изделий для гражданской авиации. Ранее на этом рынке КПКБ почти не присутствовало.

В гражданской ипостаси «Электроприбор» присутствует в автомобилестроении, медицине и нефтедобыче и авиации В гражданской ипостаси «Электроприбор» присутствует в автомобилестроении, медицине и нефтедобыче и авиации Фото: «БИЗНЕС Online»

И, как было сказано в начале, в лидерах процесса — казанский «Электроприбор» (тоже входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс»). Этому даже не мешает то, что 80% его продукции идет в оборонку (датчики температуры, оборотов, системы сигнализации о пожаре, системы отображения термометрических и тахометрических параметров для авиационных и судовых двигателей, элементы систем наведения для различных комплексов — всего порядка 300 позиций). В гражданской ипостаси «Электроприбор» присутствует в автомобилестроении, медицине и нефтедобыче и авиации (подвесы и целевая аппаратура для беспилотников). Кроме того, он внедрился в такую прогрессивную тему, как многофункциональные оптико-электронные системы (например, для беспилотников), и занялся их разработкой и изготовлением. «Завод занимается диверсификацией очень много и очень тщательно», — подчеркнул наш источник.

ГИПО разработала и запатентовала новый способ изготовления дифракционных решеток. Применение — медицина, криминология, археология, реставрация, лесоводство, геология, экология ГИПО разработала и запатентовала новый способ изготовления дифракционных решеток. Применение — медицина, криминология, археология, реставрация, лесоводство, геология, экология Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИ ЧЕМ ТУТ ОЧКАРИКИ

Считается, что в обозримом будущем оптика останется преимущественно оборонной сферой. «ГИПО — целиком военный», — охарактеризовал наш источник Государственный институт прикладной оптики (входит в ростеховский оптический холдинг «Швабе»). Это разработка и выпуск тепловизионных приборов для противотанковых ракетных комплексов «Метис-М1», «Корнет-Э», «Конкурс-М», а также для комплексов ПВО «Панцирь С-1», «Бук-М2Э»; вертолетных обзорно-прицельных систем, лазеров деструктивного действия, средств оптико-электронной разведки, систем индикации и целеуказания самолетных и вертолетных шлемов.

Тем не менее в 2018 году компания разработала и запатентовала новый способ изготовления дифракционных решеток, который на 5% повысит характеристики приборов, в которых они используются. Применение — медицина, криминология, археология, реставрация, лесоводство, геология, экология. Новую продукцию уже закупили заказчики Норвегии, Ирландии, Германии, Беларуси.

«Швабе — технологическая лаборатория» тоже завязана на военке, в частности, она известна как разработчик комплексов наблюдения «Планшет» и «Ратник», а также участник создания оптронных перископов для подводных лодок. Но компания все больше ориентируется на гражданский рынок. В стратегии развития предприятия значится, что к 2020 году доля гражданской продукции в его выручке должна увеличиться до 50,4%. Стремясь к этому идеалу, там разработали новую для России, основанную на анализе оптических показателей преломления и цветности, технологию контроля качества бензина и горюче-смазочных материалов. Она позволяет проверить их за две секунды. Новый способ быстрее, проще и дешевле, чем нынешний. При этом использование устройства не требует от персонала специальных навыков и может применяться как непосредственно на производстве, так и при поступлении на АЗС.

Также лаборатория запустила в производство линейку микроскопов с функциями фото- и видеосъемки. Такие приборы применяются в радиоэлектронике, судебно-медицинской экспертизе, ювелирном и часовом производствах. Кроме того, лаборатория разработала универсальный оптический измеритель переменного и постоянного тока.

КОМЗ традиционно предлагает гражданскому рынку бинокли, рефрактометры, монокуляры, зрительные трубы, прицелы, микроскопы, дальномеры КОМЗ традиционно предлагает гражданскому рынку бинокли, рефрактометры, монокуляры, зрительные трубы, прицелы, микроскопы, дальномеры Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

Рывок готовится сделать КОМЗ (99% — спецпродукция, среди главных изделий — комплексы РЭБ «Ртуть», всесуточные приборы разведки 1ПН142 и 1ПН143, входящие в состав боевой экипировки военнослужащего «Ратник»). С советских времен он традиционно предлагает гражданскому рынку бинокли, рефрактометры, монокуляры, зрительные трубы, прицелы, микроскопы, дальномеры. «Слава богу, что имя завода пока не дискредитировано, — говорит источник. — Точно известно, что люди все еще ищут бинокли именно от КОМЗа. И надо пользоваться тем, что аналогичная китайская продукция пока дороже». По информации «БИЗНЕС Online», завод создал новую модель бинокля, начал проект бинокля с фото- и видеофиксацией, причем и для военного, и для цивильного рынков. «Военные первые попросили, — говорит источник. — Рассказам же сейчас никто не верит, хотят, чтобы все, что видит разведчик, было записано и тут же передано». На опытные образцы намереваются выйти к 2021 году.

Но многое и потеряно. «У КОМЗа гражданской продукции было очень много — не на один завод хватило бы, — вспоминает источник. — Но в 90-е люди ушли, и с ними были потеряны целые направления. Спектрометрия потеряна целиком! Попытки хоть как-то реанимировать ее провалились — нет людей. И КОМЗ правильно делает, что активно суется во все ниши, начинает перспективные разработки. Потому что у нас остался максимум один год лафы — гособоронзаказа. Уже сейчас удавку затягивают. В 2020-м почти у всех объемы серьезно попадают, а в 2021-м вообще ничего не видно. Это не страшилки, что надо гражданку делать».

Кроме того, КОМЗ решил вернуться в некогда окучивавшуюся им область медицины. По нашим данным, на повестке дня — оснащение офтальмологических кабинетов. «Сегодня в медицинской промышленности и бизнесе это тема номер один, — объясняет источник. — По количеству клиник на 1-м месте зубные, но сейчас их полным ходом догоняют офтальмологи. Да посмотрите, если раньше очкарик был один на весь класс, то сейчас один ребенок с нормальным зрением, остальные — очкарики. Как прототип комзовцы выбрали южнокорейскую аппаратуру. К тому же сейчас на импортозамещение в медицине выделяются огромные деньги».

«ЭНИКС» — один из главных российских разработчиков и производителей комплексов с беспилотными летательными аппаратами «ЭНИКС» — один из главных российских разработчиков и производителей комплексов с беспилотными летательными аппаратами Фото: «БИЗНЕС Online»

БЕСПИЛОТНИК ДЛЯ ПОЧТЫ

По-прежнему ни одного из перспективных гражданских проектов не связывают с Казанским авиазаводом им. Горбунова — филиалом «Туполева». К слову, можно отметить круглую дату, правда, весьма сомнительную: последний пассажирский самолет предприятие сдало в 2009 году — это был Ту-214 для «Трансаэро».

По данным источника «БИЗНЕС Online», продолжает работать над гражданским вариантом беспилотной системы «Альтиус» ОКБ им. Симонова (напомним, военная часть программы ушла на Уральский завод гражданской авиации). «Гражданский рынок для больших беспилотников есть — это транспортные задачи, наблюдение, ретрансляция сигналов в системах связи и так далее, — рассказал „БИЗНЕС Online“ ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов. — Вместе с тем пока это все гипотетические вещи — опыта использования БЛА подобной размерности в общем воздушном пространстве в России нет. К тому же многие вопросы, касающиеся легитимизации применения БЛА, остаются не решенными».

Футуристическим гражданским проектом, хотя и не столь глобальным, отметился и «Эникс», работающий на минобороны, МВД и ФСБ. Вместе с Университетом Иннополис он испытал малый грузовой беспилотник. Дрон доставил посылку от Иннополиса до логистического центра Почты России в Лаишевском районе (38 км). Аппарат двигался на высоте 500 м со скоростью 65 км/ч. У места назначения он сбросил груз с высоты 50 м и отправился обратно. Этот дрон способен летать с максимальной скоростью 130 км/ч на расстояние до 150 км, при этом набирая высоту до 4 километров. Авторы проекта отметили, что помимо почтовых грузов беспилотник может доставлять медикаменты, провизию, корреспонденцию в места, где нет дорог… Отметим, что в этом проекте чувствуется отчетливое боевое послевкусие. Напомним, что незадолго до этого «Эникс» показал в действии новый комплекс с БЛА Т-16. Он способен нести до 6 кг полезной нагрузки, в том числе в размещаемых на пилонах под крылом внешних контейнерах.

А хитом диверсификации в авиастроительном сегменте РТ мы назовем невоенную (хотя у нее есть и специальная продукция, связанная с парашютостроением) фирму «МВЕН». И вот почему.

Т-500 стал первым в нашей стране сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения Т-500 МВЕНа стал первым в нашей стране сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения Фото: «БИЗНЕС Online»

После того, как Путин предписал «Ростеху» как законодателю мод добиться 50% продукции гражданского назначения в общем объеме производства уже к 2025 году, по стране начался чес — искали проекты, которые можно пустить в дело (желательно, готовые), рассказывают источники «БИЗНЕС Online». Так глаз пал на сельскохозяйственный самолет МВ-500, который МВЕН из-за нехватки денег не мог сертифицировать уже который год. Но тут к делу подключился ростеховский кластер «Вооружение» (!), который в госкорпорации заведует композитными технологиями (а МВ-500 — цельнокомпозитный) в лице ОНПП «Технология» им. Ромашина, и дело пошло. В сентябре 2018 года «Росавиация» выдала казанцам сертификат разработчика авиационной техники и сертификат типа самолета МВ-500 (коммерческое наименование Т-500). Таким образом, машина стала первым в нашей стране сертифицированным специализированным воздушным судном аграрного назначения. В середине апреля директор кластера «Вооружение» Сергей Абрамов на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым рассказал, что первая серийная партия из 10 машин готовится к передаче лидерному эксплуатанту — башкирской авиакомпании «РусАвиа».

Добавим, что МВЕН — всего лишь третий случай сертификации и постановки на серийное производство авиационной техники, разработанной после распада Советского Союза: первый — Superjet, второй — «Ансат». Таким образом, два из этих проектов — родом из Казани.

«Ремдизель» ведет работы по развитию известных гусеничных бронетранспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Гражданка компании тоже бронированная «Ремдизель» ведет работы по развитию известных гусеничных бронетранспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Гражданка компании тоже бронированная Фото: ©Сергей Аверин, РИА «Новости»

ГДЕ ДЕЛАЮТ «ОХОТНИКОВ»

На первый взгляд не видно гражданки среди изделий челнинского «Ремдизеля», которое по наследству от КАМАЗа ведет такие военные темы, как семейство автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К», десантируемый автомобиль для ВДВ, семейство многоцелевых «Торнадо-К»; семейство высокомобильных модульных платформ. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что гражданка у «Ремдизеля» тоже бронированная.

Компания ведет работы по развитию известных гусеничных бронетранспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. В советское время МТ-ЛБ применялся как бронетранспортёр в мотострелковых подразделениях, санитарно-эвакуационная машина, тягач противотанковых пушек, самоходный миномет и зенитная самоходная установка. Сегодня «Ремдизель» устанавливает на него новые двигатели, увеличиваются запас хода, грузоподъемность. Так вот, создан и гражданский вариант МТ-ЛБу (шифр проекта — «Охотник»), который оснащен комфортабельным жилым модулем. Также разработан и сделан (совместно с НПФ «Сопот») пожарный вариант МТ-ЛБ — с насосным оборудованием, водопенными лафетными стволами, работающими по принципиально новой технологии тушения.

* * *

Если обобщить, то налицо активизация конверсионной деятельности татарстанских оборонщиков. Да, с привкусом «все, что захотите за ваши деньги», но до сего дня ведь вообще ничего подобного не было.