Зухра Митрофанова: «Сотрудникам театра приходится открывать окна для проветривания. Летом в жару становится просто невозможно работать. Необходим ремонт сцены и замена кресел для зрителей» Зухра Митрофанова: «Сотрудникам театра приходится открывать окна для проветривания. Летом в жару становится просто невозможно работать. Необходим ремонт сцены и замена кресел для зрителей»

«НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ»

— Зухра Фоатовна, недавно стало известно, что театру кукол пообещали выделить 40 миллионов рублей на капремонт. Какие проблемы, на ваш взгляд, необходимо решить в первую очередь?

— Нашим учредителем — министерством культуры РТ — принято решение принять участие в государственной программе РФ «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы» на получение субсидии на модернизацию театра путем капитального ремонта. Если мы войдем в эту программу, то полученные субсидии из средств федерального и республиканского бюджетов прежде всего пустим на капитальный ремонт фойе первого этажа. Это потолок, входная группа и окна, которые не менялись около 50 лет и просто скоро вывалятся. Подвал тоже нужно полностью ремонтировать: трубы текут, запах стоит неприятный. В репетиционном зале и актерской комнате тоже необходим ремонт. В зрительном зале отсутствует вентиляция. Сотрудникам театра приходится открывать окна для проветривания. Летом в жару становится просто невозможно работать. Необходим ремонт сцены и замена кресел для зрителей. Еще одна наша многолетняя проблема — это текущая крыша. А сейчас мы готовим техническое задание на капитальный ремонт, чтобы войти в эту программу.

— Когда последний раз в здании театра кукол проводился ремонт?

— Последний раз капитальный ремонт был в 2015 году. Средства, выделенные из резервного фонда РТ, позволили нам провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, были выполнены эвакуационные выходы из зрительного зала второго этажа и фойе первого этажа, заменены оконные группы зрительного зала, установлены противопожарные двери, заменено покрытие пола по путям эвакуации.

— Уже потеряли надежду получить для театра кукол новое здание?

— Надежда умирает последней. Мы будем верить и надеяться.

«Сейчас в актерской труппе всего 11 артистов, а должно быть двадцать. В среднем артисты получают 30 тысяч рублей, и это, я считаю, вполне достойная заработная плата» «Сейчас в актерской труппе всего 11 артистов, а должно быть 20. В среднем артисты получают 30 тысяч рублей, и это, я считаю, вполне достойная заработная плата»

— Сколько лет вашему театру?

— Челнинскому театру кукол уже более 30 лет. В 1986 году вышел приказ министерства культуры РСФСР о создании в городе Брежневе театра кукол. Ровно через год театр распахнул свои двери. Работал он некоторое время в доме культуры «Огонек» на ГЭСе. Показ первого спектакля, «Кот, петух и лиса», состоялся 30 декабря 1987 года в Елабужском детском доме — эти дети первые зрители, и для нас это очень важно, с тех пор мы постоянно работаем с детскими домами и реабилитационными центрами, показывая им свои спектакли. 

О ГРАНТАХ И ГАСТРОЛЯХ

— Театр кукол выиграл грант от ПАО «Татнефть». Какой спектакль вы на эти средства поставите?

— Мы заявлялись на конкурс с проектом «Волшебный мир природы». На выигранные средства, а именно на 300 тысяч рублей, мы поставим спектакль на тему экологии с элементами светового и звукового шоу, опытами. Уже определена постановочная группа, пишется сценарий. К работе над этим проектом мы приступим в новом театральном сезоне.

— А что в этом году из новенького еще увидят челнинцы?

— В связи с Годом театра у нас будет очень много новых постановок. Например, «Машенька и Медведь», которая вышла в марте, режиссер спектакля Евгений Пермяков из Красноярска, художник Елена Бабкина из Тольятти. Спектакль «Карга боткасы» — сейчас идут репетиции, премьера пройдет в неделю родного языка. Режиссером этого спектакля стала Гульназ Нуретдинова. Еще недавно, в конце апреля, вышел спектакль «Лапоть, Соломинка и Пузырь», режиссером его стала Лилия Шахова из Саранска, а художником — Любовь Борисовская из Самары.

«Последний раз капитальный ремонт был в 2015 году. Средства, выделенные из резервного фонда РТ, позволили нам провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности» «Последний раз капитальный ремонт был в 2015 году. Средства, выделенные из резервного фонда РТ, позволили нам провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности»

Также в нашем репертуаре появятся спектакли в рамках проекта «Театры детям». В июле выйдет спектакль «Сказки падишаха», который поставит казанский режиссер Рафаэль Тагиров и художник из Мурманска Софья Шахновская. В августе появится спектакль «Влюбчивая ворона» режиссера из Тулы Андрея Абрамова и художника из Сочи Сергея Лукомского. В ноябре зрители увидят сказку страны восходящего солнца «Волшебное оружие Кензо» по пьесе известного детского драматурга Михаила Супонина, режиссером которого будет снова Лилия Шахова, а художником выступит Любовь Борисовская. В декабре появится новогоднее представление «Дед Мороз и все-все-все». Этот спектакль будет отличным от прошлых лет, потому что сейчас в нашем арсенале множество костюмов, которые еще не видели маленькие челнинцы. Мы постараемся в этот праздник показать как можно больше костюмов.

— Куда на гастроли поедете?

— В мае мы отправимся в Буинск на гастроли и фестиваль «Буа: пространство диалога» со спектаклем «Царевна-лягушка», который поставили в прошлом году. В июне состоится фестиваль тюркских народов «Науруз» в Казани, туда повезем спектакль на татарском языке «Су анасы». В августе нам предстоят гастроли в Чебоксары, а также участие в международном особенном фестивале для особенного зрителя «Одинаковыми быть нам необязательно». Повезем спектакль «Карга боткасы». В сентябре – октябре нас ждут гастроли и фестивали в Мытищах, Владимире, Казани и Симферополе. Вот такая у нас активная гастрольно-фестивальная жизнь.

— Какие спектакли больше всего любят ваши зрители?

— Особенной популярностью пользуется один из наших новых спектаклей — «Снежная королева». Своим волшебством и необычностью постановка по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена привлекла зрителей всех возрастов. Режиссер-постановщик Павел Акинин, он же главный режиссер Смоленского театра кукол, использовал оригинальные методы при создании спектакля — оригинальные световые эффекты. Зритель видит на сцене только кукол. Актеров в поле зрения нет. Это оригинальный режиссерский ход. А из наших старых спектаклей зрители очень любят «Муху-Цокотуху» и «Винни-Пуха».

«За счет выделенных средств в рамках этого проекта мы приобрели новое оборудования: звуко- и видеоаппаратуру, осветительную технику, мощные компьютеры для работы художникам и современные фотоаппараты» «За счет выделенных средств в рамках этого проекта мы приобрели новое оборудование: звуко- и видеоаппаратуру, осветительную технику, мощные компьютеры для работы художникам и современные фотоаппараты»

«в среднем артисты получают 30 тысяч рублей»

— Принимаете участия в фестивалях?

— Мы непрерывно участвуем в фестивалях, ставим много спектаклей. Одно из огромных достижений театра то, что два года назад мы были номинированы на национальную театральную премию «Золотая маска» в разделе «Куклы» за спектакль «Сак-Сок», причем сразу в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучший режиссер», которым стал Ильгиз Зайниев, и «Лучший художник» — Алексей Митрофанов. С 2017 года мы участвуем в проекте «Единой России» — «Театры детям». С 2018 года он реализуется как направление федерального партийного проекта «Культура малой родины». За счет выделенных средств в рамках этого проекта мы приобрели новое оборудование: звуко- и видеоаппаратуру, осветительную технику, мощные компьютеры для работы художникам и современные фотоаппараты. Закупили свою звуковую студию, сейчас добрались и до звукоизоляции. Это очень дорогостоящие приобретения, которые мы бы без какой-либо помощи позволить себе не могли. В планах закупка микроавтобуса улучшенной комплектации для гастрольной деятельности.

— Какие еще полученные премии можете отметить?

— Этот театральный сезон богат на премии и награды. Буквально недавно в Казани, на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала, состоялась торжественная церемония вручения ежегодной театральной премии министерства культуры РТ «Тантана». Наш артист-кукловод Егор Митрофанов стал второй раз победителем в номинации «Лучший актер театра кукол». До этого, в сентябре 2018 года, на V международном фестивале театров кукол «Ассалаумагалейкум» в городе Актобе (Казахстан) он одержал победу в номинации «Лучшая мужская роль» (роль Волка) в спектакле «Золотой цыпленок». Замечательная актриса Татьяна Салихова получила звание Заслуженного артиста РТ. По итогам 2018 года наш театр кукол победил в номинации «Постановка года» со спектаклем по пьесе Екатерины II «Горебогатырь Косометович» режиссера Ильгиза Зайниева. И наша ведущая актриса Минзария Туктарова одержала победу в номинации «Лучшая актриса года».

«От того, что нет собственного здания, у приезжих артистов складывается ощущение, что наш театр не профессиональный» «От того, что нет собственного здания, у приезжих артистов складывается ощущение, что наш театр не профессиональный»

— Фестиваль «Рабочая лошадка» до сих пор проводится?

— Конечно. В 2008 году впервые состоялся этот фестиваль. Его целью является привлечение внимания театральной общественности к качеству спектаклей для детей младшего возраста. А основные задачи — это развитие межрегиональных культурных связей, взаимное обогащение творческих коллективов с целью их профессионального роста и поддержания театральных традиций кукольных театров разных народов. С каждым годом увеличивается количество участвующих театральных коллективов. В первый год фестиваль объединил всего 10 коллективов, а сейчас их около 30. Порой мы даже не знаем, куда их всех вместить! В 2020 году фестиваль пройдет уже в 7-й раз. В этом же году под брендом «Рабочая лошадка» мы проводим 3-й театральный образовательный форум. Стоит отметить, что для приезжих участников это отличная возможность обсуждения многочисленных проблем, тенденций и инноваций театральной сферы России. Подобный вид встреч предполагает не только процесс коллективного обсуждения и обозначения проблем, но и поиск возможных путей решения стоящих задач, попытки понять, как театральное искусство сделать наиболее востребованным в современном обществе. В общем, мероприятий, планов и проектов у нас очень много.

— Как у вас обстоят дела с кадрами?

— В нашем театре кукол это большая проблема. Наверняка одной из причин их отсутствия является наше размещение в школе, что, мягко говоря, не комильфо. От того, что нет собственного здания, у приезжих артистов складывается ощущение, что наш театр не профессиональный. Иногда мне доводится слышать удивленные изречения от родителей, которые пришли впервые: «У вас, оказывается, актеры в театре играют, а мы думали, что только дети играют». Я думаю, если бы у нас было «профессиональное» здание, сразу бы и профессиональные артисты заинтересовались нами.

Сейчас в актерской труппе всего 11 артистов, а должно быть 20. В среднем артисты получают 30 тысяч рублей, и это, я считаю, вполне достойная заработная плата. Также у  театра остро стоит проблема с жильем для приезжих специалистов…